УИД: 16RS0012-01-2023-000870-57
Дело № 2-112/2024
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
село Верхний Услон 11 марта 2024 года
Республики Татарстан
Верхнеуслонский районный суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Тюфтиной О.М.,
при секретаре судебного заседания Мардегалимовой А.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Коптяевой О.В. к Исполнительному комитету Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан о признании права собственности на земельный участок в порядке наследования,
установил:
Коптяева О.В. обратилась в суд с иском к Исполнительному комитету Набережно-Морквашского сельского поселения Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан об установлении факта принятия наследства, в обосновании указав, что ДД.ММ.ГГГГ умерла Емелина В.И., мать истца.
Мат истца Емелина В.И. получила в порядке наследования от своей матери и бабушки истца Емелиной М.М. два земельных участка: земельный участок по адресу: <адрес> с кадастровым номером № и земельный участок по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №.
В порядке наследования истец получила право собственности только земельный участок с кадастровым номером №, ввиду того, что право собственности умершей на земельный участок с кадастровым номером № не регистрировалось, данный участок не был включен в наследственную массу. Однако, истце и мать истца считало оба земельных участков единым и неделимым земельным участком, поскольку никак не разделены, продолжали использовать участок по своему назначению.
Из письма Исполнительного комитета Набережно-Морквашского сельского поселения истцу стало известно, что спорный земельный участок является отдельно стоящим и необходимо оформить право собственности на него.
В связи с чем просит установить факт принятия Емелиной В.И. наследства, оставшегося после смерти Емелиной М.М. в виде земельного участка с кадастровым номером №, и установить факт принятия Коптяевой О.В. наследственного имущества Емелиной В.И. в виде земельного участка с кадастровым номером №.
В последующем истец изменил исковые требования, просил суд признать за ней право собственности в порядке наследования на земельный участок с кадастровым номером №.
Протокольным определением суда от ДД.ММ.ГГГГ произведена замена ответчика с Исполнительного комитета Набережно-Морквашского сельского поселения Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан на Исполнительный комитет Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан.
Истец Коптяева О.В. в судебном заседании измененные исковые требования поддержала, просила удовлетворить.
Представитель ответчика – Исполнительного комитета Верхнеуслонского муниципального района в судебное заседание не явился, в заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования не признал ввиду отсутствия правоустанавливающих документов на спорный земельный участок.
Третье лицо – нотариус Гришина О.И. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, суд считает возможным рассмотреть дело в ее отсутствие.
Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 131 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что право собственности на недвижимое имущество подлежит государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии с пунктом 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии со статьей 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В соответствии со статьей 1142 Гражданского кодекса Российской Федерации, наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
В силу пункта 4 статьи 1152 Гражданского Кодекса Российской Федерации, принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Согласно пункту 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании», при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства (статья 1154 ГК РФ) рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, - также требования о признании права собственности в порядке наследования.
Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ умерла бабушка истца Емелина М.М., что подтверждается свидетельством о смерти (л.д.25), свидетельством о рождении матери истца (л.д.29), свидетельством о рождении истца (л.д.30).
Согласно свидетельству на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей № следует, что Емелиной В.И. на основании решения № от ДД.ММ.ГГГГ Н-Морквашского с/Совета был предоставлен земельный участок, площадью 0,05 га (л.д.49, 52).
Согласно свидетельствам о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, Емелиной В.И. на праве собственности принадлежали земельный участок, площадью 496 кв.м., с кадастровым номером №, расположенный по адресу: Республика <адрес> и жилой дом, общей площадью 15,7 кв.м., инв. № 2-2704, лит. А,а,а1, расположенный по адресу: <адрес> с кадастровым номером № (л.д. 12-13).
Право собственности на вышеуказанные объекты недвижимости у Емелиной В.И. возникло на основании государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землёй № (л.д.50, 51, 53).
Согласно ответу нотариуса Казанского нотариального округа Силагадзе Л.Г. от ДД.ММ.ГГГГ, наследником, принявшим наследство после смерти Емелиной М.М., является ее дочь Емелина В.И. (л.д.43).
ДД.ММ.ГГГГ умерла мать истца - Емелина В.И., что подтверждается свидетельством о смерти (л.д.26), свидетельством о рождении истца (л.д.30).
Согласно свидетельству о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ, наследником после смерти Емелиной В.И.., умершей ДД.ММ.ГГГГ, является ее дочь Коптяева О.В. – истец по делу, наследственное имущество состоит из жилого дома, площадью 37,3 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> и земельного участка, площадью 498 кв.м., по правоустанавливающему документу 0,05 га, с кадастровым номером № по адресу: <адрес> (л.д.16, 17).
Как видно из свидетельств о государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ, истцу Копятевой О.В. на праве собственности принадлежат: земельный участок, площадью 496 кв.м., с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> и жилой дом, общей площадью 15,7 кв.м., инв. <адрес>, лит. А,а,а1, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером № (л.д.14, 15).
Таким образом, на основании правоудостоверящего документа на земельный участок площадью 5 соток (временное свидетельство на землю и впоследствии государственный акт на право собственности на землю) бабушка истца, затем в порядке наследования мать истца, а затем по этим же основаниям и сама истец зарегистрировали право собственности на земельный участок площадью 500 кв.м. (уточненной площадью 496 кв.м.) с кадастровым номером №.
При этом в похозяйственных книгах Набережно-Морквашского сельского поселения за период с 1981-2006 года записи на земельные участки Емелиных В.И., М.М. отсутствуют. Имеются записи в похозяйственных книгах: на имя Емелиной В.И. )за период ведения ДД.ММ.ГГГГ) на хозяйство, расположенное по адресу: <адрес> без указания земельного участка и его площади. В похозяйственной книге за период ведения ДД.ММ.ГГГГ указан земельный участок с кадастровым номером № площадью 496 кв..м..
В рассматриваемом деле истец ставит перед судом вопрос о признании за ней права собственности в порядке наследования на земельный участок с кадастровым номером №
В сведениях государственного кадастра недвижимости содержится информация о земельном участке, общей площадью 135,9 кв.м., с кадастровым номером № по адресу: Республика <адрес>, сведения о правообладателях отсутствуют (л.д.31-32).
Данный земельный участок был поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ на основании материалов инвентаризации. Судом были истребованы материалы инвентаризации, согласно которым под номером 557 указан огород, пользователь – Емелина Емелина В.И., документ-основание – государственный акт № от ДД.ММ.ГГГГ, участок в постоянном пользовании, площадь – 0,0136 га.
Согласно этим данным, исполком Набережно-Морквашского сельского поселения обратился с письмом к истцу, сообщив, что в процессе работы ими было выявлено, что возможным собственником или наследником данного земельного участка может являться Емелина В.И.. В случае отсутствия зарегистрированных прав земельный участок будет снят с государственного кадастрового учета (л.д.18).
Из сведений, указанных в материалах инвентаризации, видно, что в них в качестве документа-основания как на земельный участок с кадастровым номером №, так и на земельный участок с кадастровым номером № указан один документ - государственный акт № от ДД.ММ.ГГГГ года.
Согласно данному государственному акту № № в собственность Емелиной В.И. было предоставлено 5 соток земли (л.д. 50, 51, 53), на основании которого Емелина В.И. и оформила свое право собственности на наследственный земельный участок с кадастровым номером № (л.д.12). Каких-либо других правоустанавливающих либо правоудостоверяющих документов на спорный земельный участок площадью 0,0136 га с кадастровым номером № не имеется, ссылок на них нигде не содержится, суду не представлено.
Наоборот, истцом в судебном заседании было сообщено суду, что таких документов не имеется, не выдавалось, участок не оформлялся, просто длительное время был в пользовании ее семьи.
Разрешая спор, суд, проанализировав представленные доказательства, приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований о признании права собственности на спорный земельный участок в порядке наследования, в связи с отсутствием бесспорных доказательств, подтверждающих наличие обстоятельств для возникновения права собственности.
Довод истца о признании за ней права собственности на вышеуказанный земельный участок, поскольку данный земельный участок находился в пользовании семьи истца, не может служить основанием для признания права собственности на спорный объект недвижимости.
При этом истцом не представлено доказательств принадлежности наследодателю спорного земельного участка на каком-либо вещном праве.
Установив, что истцом не представлено доказательств возникновения у ее матери Емелиной В.И., а ранее ее бабушки Емелиной М.М. права собственности на спорный объект по каким-либо основаниям, предусмотренным законом, правоустанавливающих документов на данный земельный участок не имеется, земельный участок наследодателю на каком-либо праве на момент смерти наследодателей не принадлежал, суд приходит к обоснованному выводу об отсутствии оснований для признания за истцом права собственности на земельный участок как на объект недвижимости в порядке наследования.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Коптяевой О.В. (паспорт №) к Исполнительному комитету Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан (ИНН №) о признании права собственности на земельный участок в порядке наследования оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца через Верхнеуслонский районный суд Республики Татарстан.
Решение в окончательной форме изготовлено 13 марта 2024 года.
Председательствующий: О.М.Тюфтина