УИД 59RS0010-01-2023-000768-73
Дело № 2-552/2023
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
с.Барда 10 ноября 2023 года
Бардымский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Махмудовой А.Р.
при секретаре Бигаевой Э.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления жилищно-коммунального хозяйства и энергетики администрации Чусовского городского округа Пермского края к Зайнышеву ФИО4 о взыскании убытков за причиненный ущерб,
У С Т А Н О В И Л :
Управление жилищно-коммунального хозяйства и энергетики администрации Чусовского городского округа обратилось в суд с иском к Зайнышеву И.С. о взыскании убытков за причиненный ущерб.
Исковые требования мотивировала тем, что на основании решения Чусовского городского суда Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ по делу № о признании утратившим право пользования жилым помещением, между ответчиком и ГКУ Пермского края «Управление жилыми помещениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда Пермского края», был расторгнут договор найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей № от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Договор) на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
В связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на основании закона Пермского края от 10.05.2017 № 88-ПК жилое помещение по адресу: <адрес> было передано в муниципальную собственность Чусовского городского округа Пермского края.
В настоящее время жилое помещение является собственностью муниципального образования «<адрес>» на основании Закона Пермского края от 25.03.2019 № 375-М.
Вследствие того, что в отношении вышеуказанного жилого помещения, в течение срока действия Договора, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в нарушении п.п. 2, 3, 4 п. 8 главы II Договора, не соблюдались правила пользования данным жилым помещением, не обеспечивалась его сохранность, данное жилое помещение не поддерживалось в надлежащем состоянии, управлением жилищно-коммунального хозяйства и энергетики администрации Чусовского городского округа Пермского края (далее - Управление ЖКХиЭ ЧГО ПК) было принято решение о проведении ремонта указанного муниципального жилого помещения.
На основании ведомости объемов работ №, утвержденной начальником управления ЖКХиЭ ЧГО ПК, список работ и затрат включает в себя проведение ремонтных работ по приведению жилого помещения в надлежащее состояние по следующим элементам: дверь входная, двери, встроенный шкаф, полы, туалет и ванная, потолки, стены, ванная комната, замена газовой плиты, сантехнические работы, вентиляция, электромонтажные работы, вывоз мусора.
В соответствии с локальным сметным расчетом № стоимость работ в соответствии с вышеуказанными документами составила 481 128,35 рублей.
В адрес Зайнышева И.С. ДД.ММ.ГГГГ №а/02-10 была направлена претензия, в которой указан срок досудебного урегулирования спора, с требованием возмещения убытков за причиненный жилому помещению ущерб до ДД.ММ.ГГГГ. В указанный срок оплата не была произведена.
На основании вышеизложенного истец просит взыскать с Зайнышева И.С. в пользу управления ЖКХ и энергетики администрации Чусовского городского округа Пермского края убытки за причиненный ущерб при приведении жилого помещения, находящегося по адресу: <адрес>, в надлежащее состояние, в сумме 481 128,35 рублей.
Представитель истца в судебное заседание не явилась, просит рассмотреть дело без ее участия, исковые требования поддерживает в полном объеме.
Ответчик Зайнышев И.С. в судебное заседание не явился по неизвестной причине, о времени, дате и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Об уважительности причин неявки суду не сообщил, об отложении судебного разбирательства не просил.
Исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования Управление жилищно-коммунального хозяйства и энергетики администрации Чусовского городского округа не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Из письменных материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ между ГКУ ПК «Управление жилыми помещениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда Пермского края» (Наймодатель) и Зайнышевым И.С. (Наниматель) заключен договор найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно договора Наймодатель передает Нанимателю за плату во владение и пользование жилое помещение, состоящее из квартиры (жилого дома) общей площадью 43,4 кв.м., расположенное по адресу: <адрес> для временного проживания в нем (п.1 раздела I). Срок действия договора составляет 5 лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (п.5 раздела I) Наниматель обязан использовать жилое помещение по назначению и в пределах, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации, соблюдать правила пользования жилым помещением, обеспечивать сохранность жилого помещения, поддерживать в надлежащем состоянии жилое помещение, проводить текущий ремонт жилого помещения (п.п.1-5 п.8 раздела II) (л.д. 34-35).
ДД.ММ.ГГГГ между Муниципальным образованием «<адрес>» и Зайнышевым И.С. заключено дополнительное соглашение, которым в указанный договор найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ внесено изменение, что наймодателем является Муниципальное образование «<адрес>» (л.д. 51-52)
Между ГКУ ПК «Управление жилыми помещениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда Пермского края» и Зайнышевым И.С. ДД.ММ.ГГГГ составлен акт технического состояния и приема-передачи жилого помещения от наймодателя нанимателю, согласно которого Зайнышев И.С. принял жилое помещение жилой площадью 40,9 кв.м., расположенное на 4 этаже 5-этажного жилого дома 1981 года постройки по адресу : <адрес>. Жилое помещение оборудовано водопроводом, канализацией, отоплением, электроосвещением. В графе «Техническое состояние жилого помещения и оборудования» в строках «проемы оконные», «двери», «отделка помещений» ничего не указано, стоит прочерк. (л.д. 36). Кроме того между указанными лицами составлен акт приема-передачи ключей от указанной квартиры. (л.д.53)
В соответствии с частью 5 статьи 100 Жилищного кодекса Российской Федерации к пользованию специализированными жилыми помещениями по договорам найма таких жилых помещений применяются правила, предусмотренные статьей 65, частями 3 и 4 статьи 67 и статьей 69 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно ч.3, 4 ст.67 Жилищного кодекса Российской Федерации наниматель жилого помещения по договору социального найма обязан:
1) использовать жилое помещение по назначению и в пределах, которые установлены настоящим Кодексом;
2) обеспечивать сохранность жилого помещения;
3) поддерживать надлежащее состояние жилого помещения;
4) проводить текущий ремонт жилого помещения;
5) своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги;
6) информировать наймодателя в установленные договором сроки об изменении оснований и условий, дающих право пользования жилым помещением по договору социального найма.
4. Наниматель жилого помещения по договору социального найма помимо указанных в части 3 настоящей статьи обязанностей несет иные обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, другими федеральными законами и договором социального найма.
На основании решения Чусовского городского суда Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ расторгнут договор найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей № от ДД.ММ.ГГГГ, Зайнышев И.С. признан утратившим право пользования жилим помещением, расположенным по адресу: <адрес>, в связи с тем, что использует жилое помещение не по назначению и более года не вносит плату за наем и коммунальные услуги. (л.д. 4-5).
Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными законом, в том числе путем возмещения убытков.
В силу пунктов 1, 2 статьи 393 Гражданского кодекса Российской Федерации должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства, которые определяются в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 15 данного Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно абзацу 1 пункта 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Возмещение убытков в полном размере означает, что в результате их возмещения кредитор должен быть поставлен в положение, в котором он находился бы, если бы обязательство было исполнено надлежащим образом (пункт 1 статьи 15, пункт 2 статьи 393 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно разъяснениям, сформулированным в пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», по делам о возмещении убытков истец обязан доказать факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков, возникновение ущерба в результате действий (бездействия) ответчика.
Согласно части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Исходя из заявленного требования о взыскании стоимости ущерба от ремонта помещения и подлежащих применению норм права, в предмет доказывания по настоящему требованию входят следующие обстоятельства: факт причинения ущерба, противоправность действий (бездействия) ответчика, наличие и размер убытков, причинно-следственная связь между противоправным действием (бездействием) ответчика и наступившими последствиями.
Недоказанность хотя бы одного из указанных оснований не дает права на возмещение убытков.
Вместе с тем согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Наличие ущерба, причиненного ответчиком, истец обосновывает тем, что после расторжения договора найма жилого помещения, было обнаружено, что жилое помещение не поддерживалось Зайнышевым И.С. в надлежащем состоянии, требуется провести ремонт в данном жилом помещении для приведения его в надлежащее состояние.
Комиссией в составе консультантов отдела эксплуатации жилого фонда Управления ЖКХ и энергетики администрации Чусовского городского округа ДД.ММ.ГГГГ составлен акт визуального осмотра жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, согласно заключения которой помещение находится в удовлетворительном состоянии, требуется санитарно-гигиеническая обработка, прилагается фото-таблица (л.д. 28-33).
Согласно ведомости объемов работ № и локальному сметному расчету (смете) №, составленным консультантом отдела ремонта жилого фонда, утвержденным начальником Управления ЖКХ и энергетики администрации Чусовского городского округа, сметная стоимость работ по ремонту жилого помещения по адресу: <адрес> составила 481 128,35 рублей. В числе предстоящих работ указаны работы по ремонту входной двери, межкомнатных дверей, встроенных шкафов, полов, туалета, ванной, потолков, стен, ванной комнаты, замены газовой плиты, сантехнические работы, электромонтажные работы, вывоз мусора. (л.д.6-27)
Зайнышеву И.С. была направлена досудебная претензия ДД.ММ.ГГГГ о возмещении убытков за причиненный жилому помещению ущерб в срок до ДД.ММ.ГГГГ в размере 481 128,35 руб. (л.д. 37-39).
Суд полагает, что представленными истцом доказательствами не подтверждается наличие необходимых условий для применения ответственности за причинение вреда к ответчику, учитывая следующее.
Из представленного истцом акта технического состояния и приема-передачи жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ не установлено в каком состоянии жилое помещение по адресу : <адрес>, было передано истцу после заключения договора найма. Иных доказательств состояния данного жилого помещения на момент передачи жилого помещения Зайнышеву И.С., истцом не представлено.
Из акта визуального осмотра этого жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ также следует, что помещение находится в удовлетворительном состоянии, требуется санитарно-гигиеническая обработка. При этом при осмотре комиссией не установлено, что данное жилое помещение нуждается в ремонте. Из представленной фототаблицы также невозможно сделать вывод о необходимости проведения ремонтных работ.
Кроме того, суд считает, что истец не доказал факт возврата ответчиком помещения в состоянии, превышающим обычный износ помещений, поскольку ответчик с 2015 года пользовался жилым помещением, что неизбежно влечет естественный износ помещения.
Представленный истцом локально-сметный расчет №, согласно которому ремонт помещения, с учетом материалов и стоимости работ, составит 481 128,35 рублей, не подтверждает факт ухудшения состояния имущества ответчиком, поскольку, во-первых, при передаче жилого помещения по договору найма акт приема-передачи был составлен в общей форме без отражения в нем сведений, позволяющих сделать вывод о первоначальном состоянии объекта; во-вторых, данный перечень работ и материалов обусловлен заданием истца, а не объективной необходимостью выполнения работ.
Более того, визуальный осмотр жилого помещения был проведен ДД.ММ.ГГГГ, тогда как договор найма жилого помещения между истцом и ответчиком был расторгнут на основании решения суда от ДД.ММ.ГГГГ, то есть осмотр жилого помещения был проведен спустя более чем 8 месяцев после расторжения договора. При данном осмотре ответчик не участвовал, то есть стороны совместно не установили дефекты, которые должны быть устранены в результате ремонта жилого помещения.
Сама по себе необходимость осуществления истцом ремонтных работ в жилом помещении не свидетельствует о наличии причинной связи между действиями ответчика и возникшими у истца убытками в виде стоимости таких работ.
Ссылки истца на то, что необходимо проведение ремонтных работ по ремонту входной двери, межкомнатных дверей, встроенных шкафов, полов, туалета и ванной, потолков, стен, ванной комнаты, вентиляции, замены газовой плиты, сантехнические работы, электромонтажные работы, вывоз мусора, отклоняются судом как недоказанные. При передаче помещения нанимателю Зайнышеву И.С. после заключения договора найма не отражено состояние входной двери, межкомнатных дверей, встроенных шкафов, полов, туалета и ванной, потолков, стен, ванной комнаты, газовой плиты, сантехники. Тем самым, доказательств состояния помещения на момент передачи его нанимателю истцом не представлено. Риски не совершения указанных действий ложатся на истца, поскольку именно он должен доказать причинение ему убытков противоправным поведением ответчика.
Оценив и исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу о том, что совокупность условий, требующихся для возложения на ответчика ответственности в виде взыскания стоимости ремонта жилого помещения, в нарушение статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, истцом не доказана.
В этой связи, основания для ответственности Зайнышева И.С. перед истцом по возмещению убытков, причиненных приведением жилого помещении в надлежащее состояние отсутствуют, в связи с чем, требования истца удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Управления жилищно-коммунального хозяйства и энергетики администрации Чусовского городского округа Пермского края к Зайнышеву ФИО5, отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Бардымский районный суд Пермского края в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья : А.Р. Махмудова