УИД 52RS0НОМЕР-25
Дело НОМЕР
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ года город Нижний Новгород
Нижегородский районный суд города Нижнего Новгорода в составе председательствующего судьи Калининой О.В.,
при секретаре ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Муниципальное образование г.Н.Новгород в лице администрации г.Н.Новгорода о признании права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное образование г.Н.Новгород в лице администрации г.Н.Новгорода обратилось в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты недвижимости.
В обоснование требований указало, что Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области объекты недвижимого имущества, расположенные на территории Нижегородского района города Нижнего Новгорода, а именно:
№ п/п |
Наименование объекта |
Кадастровый номер |
Местоположение объекта |
Протяжен ность |
1 |
Тепловые сети |
НОМЕР |
<адрес>] |
407 |
2 |
сети водопровода |
НОМЕР 5 |
<адрес>ВК- 1-ВК5) |
19 |
поставлены на учет ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ как бесхозяйные объекты недвижимого имущества, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о принятии на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества (выписки прилагаются).
Согласно информации, поступившей из Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области и Министерства государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области, указанные объекты недвижимого имущества не числятся в реестрах федерального и государственного имущества (письма прилагаются).
На основании изложенного, просит суд признать право муниципальной собственности на указанные объекты недвижимого имущества
Представитель заявителя, заинтересованные лица в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
От представителя заинтересованного лица АО «Теплоэнерго» поступила письменная позиция по делу, в которой указано, что объекты, указанные в иске, не являются частями единой системы инженерно-технического обеспечения и технологически не связаны с теплоэнергетическими объектами, находящимися во владении и пользовании АО «Теплоэнерго». Не возражали против удовлетворения требований.
От представителя заинтересованного лица АО «Нижегородский водоканал» поступила письменная позиция по делу, согласно которой не возражали против удовлетворения требований.
На основании ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Установив юридически значимые для разрешения спора обстоятельства, исследовав и оценив собранные доказательства в совокупности в соответствии со ст.67 ГПК РФ, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.
К данному выводу суд пришел на основании следующего.
В пункте 59 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума ВАС Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что, если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.
Согласно пункту 3 статьи 218 ГК РФ в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
В соответствии со статьей 219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Согласно п. 1 статьи 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
В соответствии с п. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Порядок признания права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь за органом, уполномоченным управлять муниципальным имуществом, определен в главе 33 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ).
В соответствии со ст. 293 ГПК РФ суд, признав, что недвижимая вещь не имеет собственника или собственник вещи неизвестен, и она принята на учет в установленном законом порядке, принимает решение о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
По смыслу п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится, в том числе, организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 50 данного Федерального закона в собственности муниципальных образований может находиться, в том числе, имущество, необходимое для решения вопросов, право решения, которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами и которые не отнесены к вопросам местного значения.
В соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, город Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", объекты государственной собственности, в частности, объекты инженерной инфраструктуры городов, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
Согласно ст. 1 Устава города Нижнего Новгорода, утвержденного постановлением Городской Думы г. Н.Новгорода от 23.11.2005 № 91, муниципальное образование «город Нижний Новгород» является городским округом, городом областного значения.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона РФ № 131-ФЗ, ст. 63 Устава города Нижнего Новгорода в собственности города Нижнего Новгорода может находится имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц.
Постановлением администрации города от 17.01.2014 № 105 определен Порядок проведения мероприятий по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты инженерной инфраструктуры, обеспечивающие электро-, тепло-, газо-, горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение жилого фонда и объектов социальной сферы, расположенных на территории города Нижнего Новгорода, организации работ по их ремонту в связи с аварией за счет средств бюджета города Нижнего Новгорода и передаче бесхозяйных объектов инженерной инфраструктуры, обеспечивающих электро-, тепло-, горячее и холодное водоснабжение, водоотведение жилого фонда и объектов социальной сферы в эксплуатацию в специализированные организации до признания права муниципальной собственности, который определяет процедуру взаимодействия администраций районов города Нижнего Новгорода, комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Нижнего Новгорода, департамента финансов администрации города Нижнего Новгорода, департамента жилья и инженерной инфраструктуры администрации города Нижнего Новгорода по подготовке и предоставлению необходимых документов для проведения мероприятий по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты инженерной инфраструктуры, обеспечивающие электро-, тепло-, газо-, горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение жилого фонда и объектов социальной сферы, расположенных на территории города Нижнего Новгорода, организации работ по ремонту Объектов в связи с аварией за счет средств бюджета города Нижнего Новгорода до передачи Объектов электро-, тепло-, горячего и холодного водоснабжения, водоотведения в эксплуатацию в специализированные организации, передачи объектов электро-, тепло-, горячего и холодного водоснабжения, водоотведения в эксплуатацию в Организации до признания права муниципальной собственности города Нижнего Новгорода и признания права муниципальной собственности города Нижнего Новгорода и осуществления государственной регистрации права на Объекты.
Согласно пункту 9 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 года N 931, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется путем внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденным в соответствии с частью 7 статьи 7 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Документами, подтверждающими, что объект недвижимого имущества не имеет собственника или его собственник неизвестен, в том числе являются: выданные органами учета государственного и муниципального имущества документы о том, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества.
Как установлено судом согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ объекты недвижимого имущества, указанные в иске, имеют статус "актуальные".
Согласно выписок ЕГРН данные о государственной регистрации прав на указанные объекты недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно представленным сведениям указанные наружные сети не учтены и в реестрах Росимущества, Министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области, Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами Администрации г.Н.Новгорода.
Согласно пункту 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ линейные объекты - это линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
В Постановлении Правительства РФ от 12.11.2020 N 1816 "Об утверждении перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории" указано, что к линейным объектам в том числе относятся водопроводов и водоводов всех видов диаметром до 500 мм; линейных сооружений водоотведения диаметром до 1000 мм.
В Письме Министерства регионального развития России от 20.05.2011 N 13137-ИП/08 "О государственной экспертизе проектной документации на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт сетей инженерно-технического обеспечения" отмечено, что инженерно-технические сети, обеспечивающие два и более объекта капитального строительства, рассматриваются как отдельный линейный объект, к которым можно отнести квартальный газопровод и другие линейные объекты (водопровод, канализация, линейно-кабельные сооружения связи и пр.).
Таким образом, по смыслу действующего законодательства, в тех случаях, когда сеть обеспечивает два и более объекта капитального строительства или выходит за пределы элемента планировочной структуры, она является линейным объектом.
По общему правилу линейные объекты являются недвижимостью, так как они относятся к сооружениям. Сооружения являются недвижимыми вещами (п. 1 ст. 141.3 ГК РФ). При этом они должны быть прочно связаны с землей, а их перемещение невозможно без несоразмерного ущерба их назначению (п. 1 ст. 130 ГК, п. 10.1 ст. 1 ГрК РФ).
Основанием для признания права муниципальной собственности на недвижимое бесхозяйное имущество в силу части 2 статьи 293 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является то обстоятельство, что недвижимая вещь не имеет собственника или он неизвестен, со времени постановки линейного объекта на учет в установленном порядке прошло три месяца.
Согласно материалам дела со дня постановки указанных объектов на учет, как бесхозяйной недвижимой вещи, прошло более 3 месяцев, никто не заявил своих прав в отношении данного имущества.
Учитывая вышеизложенное и то, что линии теплотрассы, сети водопровода, имеют признаки недвижимого имущества, при этом числятся на учете как бесхозяйный объект, в течение трех месяцев со дня постановки его на учет в данном качестве иные лица не заявляли каких-либо требований в отношении него, собственник имущества не объявился, сведения о споре о правах на него отсутствуют, суд оценив представленные в суд доказательства, приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований Муниципального образования г.Н.Новгород в лице администрации г.Н.Новгорода на бесхозяйное недвижимое имущество, поскольку собственник сооружения не установлен, условия для признания права муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимости, предусмотренные статьей 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, заявителем соблюдены, срок со дня постановки данного объекта на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию, истек, правовой статус указанных сооружений на момент рассмотрения дела в суде не изменился.
С учетом изложенного суд считает требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 293 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Заявление Муниципальное образование г.Н.Новгород в лице администрации г.Н.Новгорода о признании права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты недвижимости, удовлетворить частично.
Признать за Муниципальным образованием г.Н.Новгород в лице администрации г.Н.Новгорода (ИНН НОМЕР) право муниципальной собственности на объекты недвижимого имущества, расположенные на территории Нижегородского района города Нижнего Новгорода, а именно:
№ п/п |
Наименование объекта |
Кадастровый номер |
Местоположение объекта |
Протяжен ность |
1 |
Тепловые сети |
НОМЕР |
<адрес>] |
407 |
2 |
сети водопровода |
НОМЕР 5 |
<адрес> (ВК- 1-ВК5) |
19 |
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья О.В. Калинина
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.