Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-303/2023 ~ М-123/2023 от 27.01.2023

Дело № 2-303/2023 37RS0023-01-2023-000136-84

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 марта 2023 года город Шуя Ивановской области

Шуйский городской суд Ивановской области

в составе председательствующего судьи Скокан К.А.,

при секретаре Вахтиной О.Н.,

с участием истца Маслова А.В., его представителя Чернова А.В.,

представителя ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ивановской области Молевой А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Маслова А.В. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ивановской области о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии,

установил:

Маслов А.В. обратился в суд с указанным иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ивановской области (далее по тексту – ОСФР по Ивановской области), в котором просит отменить решение об отказе в установлении пенсии, вынесенное ГУ ОПФР по Ивановской области от 28.12.2022 года № 165266/22 в части не включения в его страховой стаж периодов с 03.03.1994 г. по 17.02.1996 г. – военная служба в ВС РФ по контракту; с 19.02.1996 г. по 18.02.1997 г. – получение пособия по безработице; обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ивановской области включить в стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости указанные периоды; обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ивановской области назначить досрочную страховую пенсию по старости за длительный страховой стаж с учетом наличия 42-летнего стажа с момента возникновения права.

Заявленные требования обоснованы следующими обстоятельствами.

16.11.2022 года истец обратился в Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда РФ по Ивановской области (далее - ГУ – ОПФР по Ивановской области) с заявлением о назначении ему досрочной страховой пенсии по старости в соответствии со ст.8 ФЗ №400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением ГУ – ОПФР по Ивановской области от 28.12.2022 Маслову А.В. было отказано в назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого страхового стажа работы 42 года при наличии 40 лет 10 месяцев 10 дней, в страховой стаж работы не были включены периодыс 03.03.1994 г. по 17.02.1996 г. – военная служба в ВС РФ по контракту; с 19.02.1996 г. по 18.02.1997 г. – получение пособия по безработице. С указанным отказом Маслов А.В. не согласен, полагает его незаконным, нарушающим его права, гарантированные Конституцией РФ. Истец полагает, что,учитывая положения ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ о том, что лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренногочастями 1и1.1настоящей статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), при наличии страхового стажа не менее 42 лет, он может реализовать свое право на страховую пенсию по старости по достижению возраста 61 года. Полагает, чтопериод его военной службы по контракту с 03.03.1994 г. по 17.02.1996 г., а также период получения пособия по безработице с 19.02.1996 г. по 18.02.1997 г. подлежат включению в стаж работы, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, так как все условия для этого имеются – его стаж работы составляет более 42 лет, величина индивидуального пенсионного коэффициента составляет 100,185 при требуемой величине 23,4.

Истец Маслов А.В., его представитель Чернов А.В. в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.

В судебном заседании представитель ответчика ОСФР по Ивановской области Молева А.М. возражала против удовлетворения заявленных Масловым А.В. требований, полагала, что период прохождения истцом службы по контракту в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии РФ, органах принудительного исполнения РФ, и их семей», а также периоды получения пособия по безработице могут быть засчитаны в стаж для назначения пенсии, предусмотренной ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ, то есть на общих основаниях, но не для назначения пенсии по основаниям, предусмотренным ч. 1.2. ст. 8 указанного Закона, поскольку для ее назначения в страховой стаж засчитываются только периоды, прямо предусмотренные ч. 9 ст. 13 Федерального закона № 400-ФЗ, а положения ч. 8 ст. 17 Федерального закона № 400-ФЗ при назначении пенсии по ч. 1.2 ст. 8 указанного Закона не применяются. Приведенные нормативные положения исключают возможность зачета оспариваемых периодов в страховой стаж при определении права на пенсию в соответствии с ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ.

Выслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела, исследовав и оценив письменные доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что требования истца не подлежат удовлетворению.

Судом установлено и из материалов дела следует, что Маслов А.В., 28.05.1961 года рождения, обратился в ГУ – ОПФР по Ивановской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением ГУ – ОПФР по Ивановской области от 28.12.2022 года в установлении страховой пенсии по старости, предусмотренной ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и в установлении федеральной социальной доплаты, предусмотренной Федеральным законом от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» Маслову А.В. отказано в связи с отсутствием права на пенсию, поскольку страховой стаж составил 40 лет 10 месяцев 10 дней при требуемом стаже 42 года.

При этом в исчисление страхового стажа при назначении пенсии за длительный трудовой стаж не включены, в том числе, периоды с 03.03.1994 г. по 17.02.1996 г. – военная служба в ВС РФ по контракту; с 19.02.1996 г. по 18.02.1997 г. – получение пособия по безработице.

Как следует из трудовой книжки и военного билета истца, с 03.03.1994 г. Маслов А.В. на основании приказа командира в/ч №48446 №55 от 03.03.1994 года принят на службу по контракту на должность ст. наводчика, приказом №15 от 18.01.1996 года уволен в запас в связи с расформированием части с 17.02.1996 г.

Кроме того, согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица Маслов А.В. в период с 19.02.1996 г. по 18.02.1997 г. состоял на учете в ЦЗН г. Шуя в качестве безработного.

Истец полагает решение ГУ – ОПФР по Ивановской области об отказе в установлении пенсии №165266/22 от 28.12.2022 г., незаконным, а периоды его службы по контракту и получения пособия по безработице подлежащими безусловному включению в длительный страховой стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости.

Вместе с тем, суд не может согласиться с мотивами, приведенными стороной истца в обоснование указанных доводов исходя из следующего.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Вступившим в силу Федеральным законом от 03.10.2018 г. № 350-ФЗ (ред. от 28.12.2022 г.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» предусмотрено поэтапное повышение на 5 лет общеустановленного пенсионного возраста до 65 лет для мужчин, по достижении которого при наличии требуемого страхового стажа не менее 15 лет и индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 может быть назначена страховая пенсия по старости на общих основаниях.

Приложением № 6 к Федеральному закону от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что возраст, по достижении которого возникает право на страховую пенсию в соответствии с частью 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, в 2022 году предусматривает отсрочку назначения страховой пенсии по старости с момента возникновения права на нее на 48 месяцев.

В части 1.2 статьи 8 Закона № 400-ФЗ установлено, что лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 1.1 настоящей статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).

В соответствии с ч. 9 ст. 13 Закона № 400-ФЗ при исчислении страхового стажа лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 настоящего Федерального закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, а также периоды, предусмотренные пунктами 1 (периоды прохождения военной службы по призыву, периоды участия в специальной военной операции в период прохождения военной службы), 2 и 12 (периоды участия в специальной военной операции) части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона. При этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений части 8 настоящей статьи. Периоды участия в специальной военной операции в период прохождения военной службы, в период пребывания в добровольческом формировании исчисляются с применением положений части 10 настоящей статьи.

Частью 1 статьи 11 Федерального закона № 400-ФЗ закреплено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись или уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации.

В силу пункта 1 части 1 статьи 12 Федерального закона № 400-ФЗ в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитывается период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей».

При этом иные периоды, подлежащие включению в длительный страховой стаж, в соответствии с п.1 ч.1 ст.12 Федерального закона № 400-ФЗ прямо поименованы в вышеуказанной редакции ст.13 Федерального закона № 400-ФЗ, это периоды прохождения военной службы по призыву, периоды участия в специальной военной операции в период прохождения военной службы.

Кроме того, на основании пункта 2 части 1 статьи 12 Федерального закона «О страховых пенсиях» в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитывается только период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности.

Как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 27 февраля 2020 года № 343-О, такое правовое регулирование, принятое в рамках дискреционных полномочий законодателя, предусматривает порядок реализации прав граждан на пенсионное обеспечение на льготных условиях, в равной мере распространяется на всех лиц, застрахованных в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», и не может расцениваться как нарушающее конституционные права граждан.

Согласно положениям п.1 ч.1 ст.420 Налогового кодекса РФ объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, производимые, в частности, в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг.

В соответствии со ст.422 Налогового кодекса РФ не подлежат обложению страховыми взносами суммы денежного довольствия, продовольственного и вещевого обеспечения и иных выплат, получаемых военнослужащими, сотрудниками органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, таможенных органов Российской Федерации, лицами начальствующего состава органов федеральной фельдъегерской связи, лицами, проходящими службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющими специальные звания полиции, в связи с исполнением обязанностей военной службы и службы в указанных войсках, учреждениях и органах в соответствии с законодательством Российской Федерации, государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 52(2) Постановления Правительства РФ от 02.10.2014 г. № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» при исчислении страхового стажа лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11 Федерального закона «О страховых пенсиях», а также периоды, предусмотренные пунктами 1 (период прохождения военной службы по призыву, период участия в специальной военной операции в период прохождения военной службы), 2 и 12 (период участия в специальной военной операции) части 1 статьи 12 Федерального закона «О страховых пенсиях». При этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений части 8 статьи 13 Федерального закона «О страховых пенсиях». Периоды участия в специальной военной операции в период прохождения военной службы, в период пребывания в добровольческом формировании исчисляются с применением положений части 10 статьи 13 Федерального закона «О страховых пенсиях».

Из анализа вышеприведенных правовых норм следует, что для назначения страховой пенсии по старости на основании ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 г. «О страховых пенсиях» с учетом изменений, внесенных Федеральным законом № 419-ФЗ от 04.11.2022 г., необходима следующая совокупность условий:

1. достижение возраста 60 лет (для мужчин);

2. наличие страхового стажа не менее 42 лет (для мужчин), в который могут быть зачтены лишь строго установленные законодателем периоды, а именно:

- работа и (или) иная деятельность, которая выполнялась на территории Российской Федерации при условии, что за эти периоды начислялись или уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации;

- прохождение военной службы по призыву, участие в специальной военной операции в период прохождения военной службы;

- получение пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;

- участие в специальной военной операции.

Таким образом, исходя из положений части 9 статьи 13 Федерального закона «О страховых пенсиях», периоды получения Масловым А.В. пособия по безработице и прохождения службы в армии по контракту не подлежат включению в специальный страховой стаж - 42 года для целей назначения страховой пенсии по части 1.2 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», так как не поименованы ни в части 1 статьи 11 ни в пункте 2 части 1 статьи 12 данного Закона.

Суд соглашается с решением пенсионного органа по исключению из специального страхового стажа Маслова А.В. периода прохождения им военной службы по контракту с 03.03.1994 г. по 17.02.1996 г. и периода получения пособия по безработице с 19.02.1996 г. по 18.02.1997 г.

Спорный период военной службы по контракту в войсковой части 48446 может быть засчитан в страховой стаж для назначения пенсии, предусмотренной частью 1 статьи 8 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», то есть на общих основаниях, но не для назначения пенсии по основаниям, предусмотренным частью 1.2 статьи 8 указанного закона.

Анализируя доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что для назначения пенсии истцу ранее достижения пенсионного возраста в страховой стаж для назначения страховой пенсии по старости со снижением пенсионного возраста подлежат включению только периоды работы и иной деятельности, за которые уплачивались страховые взносы в пенсионный фонд, период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности и период прохождения военной службы по призыву, при этом страховой стаж должен составлять 42 года, который у Маслова А.В. на момент обращения в пенсионный фонд отсутствовал, в связи с чем, у пенсионного фонда не имелось оснований для назначения ему пенсии в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», нарушений пенсионных прав истца пенсионным органом не допущено.

При указанных обстоятельствах исковые требования Маслова А.В. подлежат оставлению без удовлетворения в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Маслова А.В. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ивановской области о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ивановского областного суда через Шуйский городской суд Ивановской области в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Скокан К.А.

Мотивированное решение изготовлено 30.03.2023 года

2-303/2023 ~ М-123/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Маслов Александр Витальевич
Ответчики
Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ивановской области
Суд
Шуйский городской суд Ивановской области
Судья
Скокан Ксения Александровна
Дело на странице суда
shuisky--iwn.sudrf.ru
27.01.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.01.2023Передача материалов судье
01.02.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.02.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.02.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.02.2023Судебное заседание
13.03.2023Судебное заседание
23.03.2023Судебное заседание
30.03.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.04.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.05.2023Дело оформлено
23.05.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее