Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-374/2024 ~ М-18/2024 от 09.01.2024

Дело № 2-374/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Волгоград                       08 февраля 2024 года

Тракторозаводский районный суд гор. Волгограда в составе:

председательствующего судьи Панчишкиной Н.В.,

при секретаре Скибиной Е.А.,

с участием истца Хохловой А.С.,

представителя ответчика Шнитко Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хохловой Анны Сергеевны к ГКУ ЦСЗН по Тракторозаводскому району г. Волгограда о восстановлении пропущенного срока на подачу заявления на выплату дополнительного единовременного пособия при рождении ребенка,

установил:

Хохлова А.С. обратилась с иском к ГКУ ЦСЗН по Тракторозаводскому району г. Волгограда с требованием о восстановлении пропущенного срока на подачу заявления на выплату дополнительного единовременного пособия при рождении первого ребёнка, в обоснование требований указав, что она в возрасте 24 лет родила ребенка - ФИО2, ДАТА ИЗЪЯТА года рождения.

23 декабря 2023 года обратилась в ГКУ ЦСЗН по Тракторозаводскому району г. Волгограда заявлением о предоставлении дополнительного социального пособия при рождении ребёнка матерью в возрасте 24 лет.

ГКУ ЦСЗН по Тракторозаводскому району г. Волгограда письмом № 7894 от 29 декабря 2023 года отказало истцу в предоставлении выплаты, указав в обоснование, что истцом пропущен срок на обращение с указанным заявлением, не предоставлены документы, заверенные в установленном порядке, не дано согласие не обработку персональных данных.

В связи с данным отказом истец просит восстановить ей пропущенный шестимесячный срок на обращение с заявлением о выплате единовременного пособия, поскольку срок пропущен по уважительным причинам. Истец ввиду юридической неграмотности не обладала информацией о наличии у нее льготы, о праве на получение выплаты ей стало известно случайно, при этом обращению с заявлением препятствовало ее нахождение в отпуске по беременности и родам, а также в отпуске по уходу за ребенком, которому она посвящает все свободное время, занимаясь воспитанием, развитием, социальной адаптацией.

В судебном заседании истец настаивала на удовлетворении заявленных требований, указав, что не оспаривает решение ответчика, в части отказа в предоставлении ей единовременной выплаты ввиду отсутствия надлежащим образом заверенных документов и согласия на обработку персональных данных, поскольку в случае удовлетворения ее требований в рамках настоящего спора, она исправит все недостатки и предоставит ГКУ ЦСЗН по Тракторозаводскому району г. Волгограда все необходимые документы. Настаивая на восстановлении срока, истец указала, что узнала о наличии права на льготу случайно, от знакомых, информация о наличии льготы не афишируется государственными органами. С момента рождения ребенка, все время 24/7, она находится с ним, не имея возможности оставить одного, поскольку супруг находится на работе, а бабушки и дедушки не достигли пенсионного возраста и также работают. При этом, ребенок в силу возраста нуждается в постоянном внимании, заботе и уходе, у ребенка растут зубы, случаются респираторные заболевания, все это, а также послеродовая депрессия, препятствовало своевременному общению с заявлением о предоставление льготы.

Представитель ответчика по доверенности Шнитко Е.И. с исковыми требованиями не согласился в полном объеме, предоставил письменные возражения, где указал, что пропуск шестимесячного срока на обращение за назначением дополнительного пособия при рождении первого ребёнка, является основанием к отказу в предоставлении выплаты.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - Комитет социальной защиты населения Волгоградской области о месте и времени судебного заседания извещен надлежаще, о причинах неявки не уведомил.

На основании ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел настоящее гражданское дело в отсутствия неявившихся лиц.

Выслушав истца и представителя ответчика, изучив письменные доказательства, представленные сторонами, суд считает необходимым исковые требования Хохловой А.С. удовлетворить по следующим основаниям.

                 Статья 7 Конституции РФ определяет Российскую Федерацию как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Социальное государство - это такое государство, политика которого направлена на создание своим гражданам условий для реализации социально-экономических и культурных прав человека. Одной из важнейших целей деятельности социального государства является сглаживание в обществе социальных противоречий, обеспечение общественного прогресса, основанного на принципе социальной справедливости. Социальная роль государства выражается в предоставлении каждому возможности распоряжаться своими способностями к труду, иметь надлежащие жилищные условия и питание, средства передвижения, получить медицинскую помощь, образование, профессию, в государственной поддержке различных форм социального обеспечения и благотворительности.

Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года N 1351 утверждена Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, направленная, в том числе на повышения уровня рождаемости в РФ.

В целях реализации названой Концепции субъектами Российской Федерации разработаны соответствующие Законы и нормативные акты.

     Законом Волгоградской области от 31.12.2015 N 246-ОД "Социальный кодекс Волгоградской области" устанавливается право на получение единовременного денежного пособия при рождении первого ребенка женщинам в возрасте до 24 лет включительно.

Порядок предоставления дополнительного единовременного пособия семьям при рождении первого ребенка установлен приказом комитета социальной защиты населения Волгоградской обл. от 20.12.2016 N 1747.

    Судом установлено, что истец Хохлова Анна Сергеевна родилась ДАТА ИЗЪЯТА, о чем представлена копия паспорта.

Согласно свидетельству о рождении ребенка у истицы ДАТА ИЗЪЯТА родился ребенок – сын ФИО2.

Таким образом, на момент рождения ребенка истице исполнилось 24 года.

25 декабря 2023 года Хохлова А.С. обратилась в ГКУ ЦСЗН по Тракторозаводскому району г. Волгограда с заявлением на выплату дополнительного единовременного пособия при рождении первого ребенка, о чем имеется соответствующая отметка на заявлении в принятии ответчиком.

Одновременно с подачей заявления Хохлова А.С. предоставила в ГКУ ЦСЗН по Тракторозаводскому району г. Волгограда копию своего паспорта, копию паспорта супруга ФИО5, копию свидетельства о заключении брака, копию свидетельства о рождении, копию свидетельства о регистрации ребенка по месту жительства.

Решением № 5183 от 27 декабря 2023 года Хохловой А.С. отказано в назначении выплаты дополнительного единовременного пособия семьям при рождении первого ребенка со ссылкой на п. 2.10 Приказа № 1747, а именно ввиду пропуска шестимесячного срока на обращение с заявлением, не предоставлении надлежащим образом заверенных копий документов.

Истица оспаривала отказ ответчика в предоставлении выплаты только в части основания пропуска шестимесячного срока, просила указанный срок восстановить.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года N 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года", решение задачи по повышению уровня рождаемости включает в себя развитие системы предоставления пособий в связи с рождением и воспитанием детей (раздел 3 Концепции).

Для решения задач, поставленных в настоящей Концепции, предусматривается обеспечить последовательное и стабильное увеличение расходов на государственную поддержку семей с детьми и охрану здоровья населения.

Источниками финансирования расходов на государственную поддержку семей с детьми и охрану здоровья населения являются федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации, бюджеты муниципальных образований, средства государственных внебюджетных фондов, коммерческих и общественных организаций, благотворительных фондов и иные внебюджетные средства (раздел 7 Концепции).

В Волгоградской области Постановлением № 504 –п от 25 сентября 2017 года разработана и утверждена государственная программа Волгоградской области государственная программа Волгоградской области «Социальная поддержка и защита населения Волгоградской области», согласно которой с 01 января 2019 г. реализуются региональные проекты "Финансовая поддержка семей при рождении детей (Волгоградская область)" и "Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения (Волгоградская область)", которые направлены на достижение целей, показателей и результатов федеральных проектов, входящих в состав национального проекта "Демография".

На решение задач, предусмотренных в рамках национальной цели и стратегического национального приоритета, приоритета Стратегии развития Волгоградской области, направлены цели государственной программы до 2030 года, в том числе по обеспечению социальной поддержки семей при рождении детей.

Законом Волгоградской области от 31.12.2015 N 246-ОД "Социальный кодекс Волгоградской области" устанавливается право на получение единовременного денежного пособия при рождении первого ребенка женщинам в возрасте до 24 лет включительно.

Порядок предоставления дополнительного единовременного пособия семьям при рождении первого ребенка установлен приказом комитета социальной защиты населения Волгоградской обл. от 20.12.2016 N 1747.

Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 16 Социального Кодекса Волгоградской области, утв. 31 декабря 2015 года Законом Волгоградской области № 246 – ОД, дополнительное единовременное пособие семьям при рождении первого ребенка женщиной в возрасте до 24 лет включительно (далее - дополнительное единовременное пособие) предоставляется в размере 50000 рублей.

Дополнительное единовременное пособие предоставляется в случае, если ребенок родился после 31 декабря 2018 года и обращение за назначением указанного пособия последовало в течение шести месяцев со дня рождения этого ребенка.

Постановлением Волгоградской области от 29 декабря 2023 года № 951-п проведена индексация мер социальной поддержки и социальной помощи, которым установлен размер дополнительного единовременного пособия семьям при рождении первого ребенка женщиной в возрасте до 24 лет включительно в сумме 61174 рубля.

Приказом Комитета социальной защита населения Волгоградской области от 20 декабря 2016 № 1747 «Об утверждении порядка предоставления дополнительного единовременного пособия семьям при рождении первого ребенка» (далее Приказ № 1747) регламентировано предоставление за счет средств областного бюджета дополнительного единовременного пособия семьям при рождении первого ребенка.

Согласно п. 1.3. и п. 2.1 названого Приказа № 1747 получателями дополнительного пособия при рождении первого ребенка являются граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Волгоградской области. Дополнительное пособие при рождении первого ребенка назначается и выплачивается одному из родителей при рождении первого ребенка матерью: в возрасте до 24 лет включительно в случае, если ребенок родился после 31 декабря 2018 года, в размере 50000 рублей.

Дополнительное пособие при рождении первого ребенка назначается и выплачивается, если обращение за назначением дополнительного пособия при рождении первого рождении ребенка последовало в течение шести месяцев со дня рождения ребенка.

В п. 2.10 названого Приказа № 1747 предусмотрены основания для отказа в назначении дополнительного пособия при рождении первого ребенка, которыми являются: несоответствие гражданина требованиям, установленным пунктами 1.3, 2.1 настоящего Порядка;

непредставление документов, предусмотренных пунктом 2.5 настоящего Порядка, а также непредставление документов в сроки, указанные в абзаце втором пункта 2.7 настоящего Порядка;

представление неправильно оформленных документов или наличие в представленных документах недостоверных сведений;

нахождение ребенка на полном государственном обеспечении;

лишение обратившегося родителя родительских прав или ограничения его в родительских правах в отношении ребенка;

передача ребенка под опеку;

смерть ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительное пособие при рождении первого ребенка;

обращение в центр социальной защиты населения или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг не по месту жительства (пребывания) заявителя;

обращение заявителя (представителя заявителя) по истечении шести месяцев со дня рождения ребенка;

отсутствие факта проживания с ребенком (в случае обращения за назначением дополнительного пособия при рождении первого ребенка одновременно двух родителей, не состоящих в браке).

Хохловой А.С. отказано в получении выплаты в связи с пропуском шестимесячного срока, установленного для обращения с заявлением на получение единовременной выплаты.

При этом указанный срок истцом пропущен на 3 месяца 14 дней, с учетом того, что ребенок был рожден 10 марта 2023 года, а с заявлением сторона обратилась в 25 декабря 2023 года.

Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7, часть 1), под защитой которого находятся семья, материнство и детство (статья 38, часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение для воспитания детей (статья 39, часть 1) и, относя социальную защиту, включая социальное обеспечение, к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), вместе с тем не устанавливает способы и объемы такой защиты. Определение конкретных мер социальной поддержки семей, имеющих детей, а также условий и порядка их предоставления отнесено к компетенции законодателя.

Единая система государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства, установлена Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".

Указанным законом предусмотрена выплата государственного единовременного пособия при рождении ребенка, которое назначается при обращении за ним не позднее шести месяцев со дня рождения ребенка (статьи 3, 17.2 Закона).

Вместе с тем, данный федеральный закон не содержит запрета на восстановление срока обращения за назначением государственного пособия, пропущенного по причинам, признанным уважительными.

Статьей 2 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ установлено, что законодательство Российской Федерации о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, в том числе устанавливающих дополнительные виды материальной поддержки семей с детьми.

На федеральном уровне одним из таких законов является Федеральный закон от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", который также содержит указание на шестимесячный срок обращения за пособиями, предусмотренными этим законом, пропуск которого по уважительным причинам не является препятствием для назначения пособия (часть 3 статьи 12).

Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут устанавливать дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей, за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Органами государственной власти Волгоградской области такие меры установлены в Социальном Кодексе Волгоградской области от 31 декабря 2015 года № 246 – ОД.

Предусматривая предоставление социальной поддержки семьям, в которых рожден первый ребенок, и устанавливая шестимесячный срок со дня рождения ребенка для обращения за назначением такой выплаты, Социальный Кодекс Волгоградской области от 31 декабря 2015 года № 246 – ОД не содержит положений о том, что истечение шестимесячного срока обращения за назначением единовременной денежной выплаты отменяет право на получение данного вида государственной социальной поддержки семей, в которых рожден первый ребенок.

В Социальном Кодексе Волгоградской области от 31 декабря 2015 года № 246 – ОД нет прямого указания на то, что шестимесячный срок со дня рождения ребенка для обращения за единовременной денежной выплатой является пресекательным и восстановлению не подлежит. Следовательно, лица, пропустившие этот срок, не лишены возможности воспользоваться закрепленным в статье 46 Конституции Российской Федерации правом на судебную защиту, обратившись с заявлением о восстановлении им указанного срока в судебном порядке.

Иное толкование положений закона привело бы к нарушению конституционного принципа равенства граждан перед законом, гарантированного статьей 19 Конституции Российской Федерации, поставив в худшее правовое положение лиц, имеющих право на получение единовременной денежной выплаты при рождении первого ребенка, но не обратившихся своевременно за указанной выплатой по уважительным причинам, носящим исключительный характер и связанным с личностью заявителя, по сравнению с лицами, реализовавшими свое право на получение единовременной денежной выплаты в установленной Социальном Кодексе Волгоградской области от 31 декабря 2015 года № 246 – ОД срок.

С целью заботы о своем ребенке, ухода за ним, его воспитания, Хохлова А.С. воспользовалась установленной государством гарантией в виде предоставления ей отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора и трех лет.

Во время нахождения в указанных отпусках приоритетными обязанностями для Хохловой А.С. являлись защита интересов ее малолетнего ребёнка и забота о нем.

В связи с изложенным, суд считает очевидными и не нуждающимися в дополнительном доказывании обстоятельства, которые указаны истцом в качестве довода о наличии уважительных причин пропуска шестимесячного срока для обращения с заявлением, такие как необходимость постоянного, круглосуточного ухода за младенцем, забота о нем, его грудное вскармливание.

    Безусловно, право на получение льготы носит заявительных характер, однако наряду с указанным порядком имеется обязанность со стороны органов социальной защиты информировать лица о наличии у него льготы, о чем указывается в ст. 5.2 ФЗ «Государственной социальной помощи», а также п. 12 Постановления Правительства РФ от 14 ноября 2023 № 1910 «Об утверждении правил информирования гражданина о правах, возникающих в связи с событием, наступление которого представляет ему возможность получения мер социальной защиты (поддержки), предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат, а также об условиях их назначения и предоставления».

Указанными нормативными актами предусмотрено при наступлении жизненного события, к примеру, рождения ребенка информировать лицо, имеющего право на получении льготы, о порядке и сроках их получения.

Наличие вышеприведенных нормативных актов, возлагающих обязанность на государственные органы информирования лица о наличии льготы, свидетельствует о том, что законодательно презюмируется незнание лица о наличии у него права.

С учетом изложенного, суд находит убедительными доводы истца о том, что ей не было известно о наличии у нее права о наличии выплаты, в связи с чем, она не имела возможности своевременно обратиться с заявлением на ее получение, поскольку узнала о наличии права случайно.

Поскольку незнание права на получение льготы презюмируется законодателем, учитывая уважительные причины, в силу которых истец не имела возможности обратиться в органы социальной защиты с заявлением на получение выплаты - необходимость круглосуточной заботы о ребенке, уход за ним, его воспитание, грудное вскармливание, принимая во внимание незначительную и равную трем месяцам продолжительность пропуска срока на обращение с заявлением, который не является пресекательным, суд в целях реализации прав Хохловой А.С., гарантированных Основным законом РФ, Федеральными законами и законами Субъекта РФ, считает необходимым восстановить истцу пропущенный срок на подачу заявления на получение выплаты, поскольку находит приведенные ею доводы о восстановлении срока обоснованными.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

     Исковые требования Хохловой Анны Сергеевны к ГКУ ЦСЗН по Тракторозаводскому району г. Волгограда о восстановлении пропущенного срока на подачу заявления на выплату дополнительного единовременного пособия при рождении первого ребенка - удовлетворить.

      Хохловой Анне Сергеевне восстановить пропущенный срок на подачу заявления на выплату дополнительного единовременного пособия при рождении первого ребенка в возрасте до 24 лет.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме в апелляционную инстанцию Волгоградского областного суда путем подачи жалобы через Тракторозаводский районный суд города Волгограда.

     Мотивированный текст решения изготовлен 15 февраля 2024 года.

Судья:                                                      Н.В.Панчишкина

2-374/2024 ~ М-18/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Хохлова Анна Сергеевна
Ответчики
Комитет социальной защиты населения Волгоградской области
ГКУ ЦСЗН по Тракторозаводскому району Волгограда
Другие
Комитет социальной защиты населения Волгоградской области
Суд
Тракторозаводский районный суд г. Волгограда
Судья
Панчишкина Наталья Владимировна
Дело на сайте суда
trac--vol.sudrf.ru
09.01.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.01.2024Передача материалов судье
12.01.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.01.2024Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
18.01.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.01.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.02.2024Судебное заседание
15.02.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.03.2024Дело оформлено
19.03.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее