Судья Исип О.С. дело № 21-708/2019
(дело № 12-60/2019)
РЕШЕНИЕ
02 октября 2019 года г.Сыктывкар, Республика Коми
Судья Верховного Суда Республики Коми Пристром И.Г.,
при секретаре судебного заседания Поповой О.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя юридического лица ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» Линникова А.В. на постановление начальника отдела геологического надзора и охраны недр, старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Коми Леонова А.В. № <Номер обезличен> от 09 апреля 2019 года и решение судьи Усинского городского суда Республики Коми от 30 июля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, в отношении ООО «ЛУКОЙЛ-Коми»,
установил:
постановлением начальника отдела геологического надзора и охраны недр, старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Коми Леонова А.В. № <Номер обезличен> от 09 апреля 2019 года ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением должностного лица административного органа, представитель юридического лица ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» Линников А.В. обратился в Усинский городской суд Республики Коми с жалобой в порядке, предусмотренном статьями 30.1 – 30.2 КоАП РФ.
По итогам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судьей Усинского городского суда Республики Коми 30 июля 2019 года постановлено решение, которым постановление должностного лица юрисдикционного органа оставлено без изменения.
Оспаривая законность вынесенных по делу постановления должностного лица надзорного органа и судебного решения, ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» в лице своего представителя Линникова А.В. обратилось в Верховный Суд Республики Коми с жалобой, приводя доводы, аналогичные заявленным в суд нижестоящей инстанции при подачи жалобы на постановление по делу об административном правонарушении должностного лица административного органа. Так, заявитель ссылается на отсутствие в действиях общества состава вмененного административного правонарушения, отсутствие вины в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
Представитель ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» Рогова М.А., уполномоченная соответствующей доверенностью в судебном заседании Верховного Суда Республики Коми при рассмотрении жалобы на решение, вынесенное по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, доводы изложенные в жалобе поддержала.
Должностное лицо административного органа, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении – начальник отдела геологического надзора и охраны недр, старший государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Коми Леонов А.В. в судебном заседании Верховного Суда Республики Коми с доводами жалобы не согласился, просил в их удовлетворении отказать, оспариваемые постановление и судебное решение оставить без изменения.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, выслушав объяснения представителя ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» Рогову М.А., должностное лицо Леонова А.В., вынесшего постановление по делу об административном правонарушении, прихожу к следующему выводу.
Частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта.
Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах» (далее - Закон о недрах) регулируются отношения, в частности, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр.
Пользователь недр обязан обеспечить соблюдение законодательства, норм и правил в области использования и охраны недр; соблюдение требований технических проектов, планов или схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых; выполнение условий, установленных лицензией; соблюдение требований по рациональному использованию недр (статья 22 Закона о недрах).
Разработка месторождений полезных ископаемых осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, а также правилами разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, устанавливаемыми федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти. Пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами.
В соответствии с пунктом 5.5 Приказа Минприроды России от 14 июня 2016 года № 356 «Об утверждении Правил разработки месторождений углеводородного сырья» допускаются отклонения фактической годовой добычи нефти по месторождению от проектной величины, утвержденной и техническом проекте, при добыче от 0,01 до 0,025 млн. тонн допустимое отклонение фактической годовой добычи от проектной допускается в размере 50%.
Пункт 5.8 Приказа Минприроды России от 14 июня 2016 года № 356 предусматривает, что отклонения фактической годовой добычи нефти и (или) свободного газа от проектной по месторождению, принимаются как допустимые, в случае ограничений на их реализацию, связанных с обстоятельствами непреодолимой силы.
Согласно статьи 35 Закона о недрах основной задачей государственного регулирования отношений недропользования является обеспечение рационального использования минерально-сырьевой базы и охраны недр в интересах нынешнего и будущего поколений народов Российской Федерации
Как следует из материалов дела, в марте 2019 года Печорской природоохранной межрайонной прокуратурой проведена проверка ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» по соблюдению законодательства о недрах в части выполнения за 2018 год условий лицензионного соглашения при добыче углеводородного сырья в пределах ... нефтяного месторождения, в ходе которой установлено, что юридическим лицом допущены нарушения законодательства о недрах, выразившееся в невыполнении условия по добыче углеводородного сырья, установленные проектным документом – «Дополнением к технологической схеме разработки ... нефтяного месторождения (утвержден ТО ЦКР по ТПП (Протокол от 22 декабря 2006 года № <Номер обезличен>)) в части выполнения уровня объемов добычи нефти».
ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» получена лицензия <Номер обезличен> на право доразведки и добыче углеводородного сырья на ... месторождении, расположенного в ... км. к востоку от <Адрес обезличен>, на срок до декабря 2010 года. Неотъемлемыми составными частями лицензии являются: лицензионное соглашение об условиях пользования недрами при доразведке и добыче углеводородного сырья на ... месторождении; изменения к лицензии на пользование недрами <Номер обезличен>, зарегестрированные в Роснедра Департаменте по Северо-Западному Федеральному округу 03 июля 2017 года 191, срок окончания действия лицензии 31 декабря 20135 года.
Пунктом 7 изменений к лицензии на пользование недрами <Номер обезличен> определено, что уровень добычи минерального сырья и сроки выхода на проектную мощность определяются техническим проектом разработки месторождения полезных ископаемых.
Действующим проектным документом является дополнение к технологической схеме разработки ... нефтяного месторождения, утвержденного Протоколом заседания ТО ЦКР по ТПП от 22 декабря 2006 года № 118.
Согласно таблице «Обоснование проекта плана добычи нефти и объема буровых работ ... месторождения» проектного документа согласован прогноз на 2018 год: добычи нефти в объеме 19,2 тыс. тонн, добыча жидкости – 44,3 тыс. тонн.
В соответствии с представленной ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» госстатотчетности по форме № 1-ЛС «Сведения о выполнении условий пользования недрами при поисках, разведке и добыче углеводородного сырья за 2018 год, фактически Обществом в 2018 году добыто 0,00 тыс. тонн нефти, в части показателя объема добычи жидкости добыто 0,00 тыс. тонн, отклонение от проектного показателя составляет 100%.
Факт совершения ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, и вина в его совершении подтверждаются собранными по делу доказательствами, а именно: постановлением и.о. Печорского природоохранного межрайонного прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении от 27 марта 2019 года; выпиской из ЕГРЮЛ; копией лицензии на право пользования недрами <Номер обезличен>; изменениями к лицензии на пользование недрами <Номер обезличен>; выпиской из протокола Департамента по недропользованию по Северо-Западному федеральному округу; письмом Федерального агентства по недропользованию (Роснедра) о согласовании проектного документа «Дополнение к технологической схеме разработки ... нефтяного месторождения»; протоколом заседания комиссии Севзапнедра № 1-СЫК по заслушиванию пользователей недр о результатах геологоразведочных работ на углеводородное сырье в 2018 году и планах на 2019 год, и другими доказательствами по делу, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Собранные по делу доказательства объективно свидетельствуют о том, что ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» осуществляло деятельность по пользованию недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, в связи с чем, общество обоснованно признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
Основанием для освобождения заявителя от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения обществом законодательно установленной обязанности при осуществлении возложенных на него требований выданной лицензией.
Должностным лицом административного органа и судьей нижестоящей инстанции дана объективная оценка доводам о возникновении непредвиденных обстоятельств, а именно сложные экономические условия, не позволившие обществу достичь проектных показателей добычи нефти, являющиеся по мнению заявителя исключительными обстоятельствами, не согласиться с которой оснований не имеется, как и с доводом жалобы относительно отсутствия объективной возможности выполнения проектных показателей в силу отсутствия признаков нефти на ... месторождении, поскольку доказательств наличия указанных обстоятельств заявителем представлено не было.
ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» коммерческая организация, целью которой является извлечение прибыли из результатов своей деятельности. Организация осуществляет деятельность по добыче нефти, газа и других полезных ископаемых, а также транспортировке нефти и нефтепродуктов и т.д. для собственных коммерческих нужд, в связи с чем, несет все риски, связанные с указанной деятельностью.
Оптимальность выработки запасов нефтяных месторождений определена утвержденным в установленном порядке проектным документом, регламентирующим разработку месторождения. При этом соблюдение на практике требований этого документа не допустит возникновения указанных выше условий. В противном случае качество проектного документа не соответствует установленным требованиям, теряет смысл.
ООО «ЛУКОЙЛ-Коми утвердила проектный документ на разработку ... месторождения «Дополнение к технологической схеме разработки ... нефтяного месторождения», в связи с чем, приняло на себя риски по их соблюдению и ограничения, с которыми объективно будет связана его деятельность по добыче нефти, исходя из чего, должно было провести необходимые мероприятия для обеспечения проектного уровня добычи углеводородного сырья.
Пользованием недрами является не только добыча полезных ископаемых, но иные виды пользования, указанные в статье 6 Закона о недрах, к числу которых относится, в частности, геологическое изучение, включающее поиски и оценку месторождений полезных ископаемых; разведка и добыча полезных ископаемых.
Исходя из диспозиции части 2 статьи 7.3 КоАП РФ и приведенных выше положений Закона о недрах, административная ответственность, предусмотренная указанной нормой, наступает в случае фактического пользования владельцем лицензии недрами (одного или нескольких его видов, предусмотренных статьей 6 Закона о недрах) и нарушения предусмотренных лицензией условий.
ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» не обеспечило выполнение в 2018 году утвержденных технологических показателей действующего проектного документа «Дополнение к технологической схеме разработки ... месторождения», в части объемов добычи нефти и жидкости в нарушение пунктов 2 и 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах, то есть допустило несоблюдение условий лицензионного соглашения, следовательно совершило правонарушение, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что общество приняло все зависящие от него меры по соблюдению условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами. В данном случае общество имело возможность не допустить совершение административного правонарушения, однако при отсутствии объективных, чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств не приняло все зависящие от него меры для выполнения условий, предусмотренных лицензией.
Доводы, приводимые заявителем в настоящей жалобе, повторяют обстоятельства, на которые представитель ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» ссылался при рассмотрении дела и жалобы, и которые являлись предметом исследования и оценки должностным лицом юрисдикционного органа и судебной инстанцией.
Несогласие лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, и его представителя с произведенной должностным лицом административно-юрисдикционного органа и судьей городского суда оценкой доказательств, не свидетельствует о допущении существенных нарушений КоАП РФ и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении.
Данное дело рассмотрено, и административное наказание назначено в соответствии с требованиями КоАП РФ, нарушений процессуальных требований, влекущих отмену постановления должностного лица и решения судьи, в ходе производства по делу не допущено, административный штраф назначен в минимальном размере санкции части 2 статьи 7.3 названного Кодекса.
Совершенное ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» правонарушение посягает на правила разрешительной системы, а также установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере использования недр. С учетом высокой степени общественной опасности совершенного правонарушения, выразившегося в осуществлении обществом хозяйственной деятельности повышенной опасности с нарушением требований законодательства о лицензировании и недропользовании, а также с учетом конкретных обстоятельств дела, судебная инстанция пришла к правомерному выводу об отсутствии оснований считать вмененное обществу административное правонарушение малозначительным, не усмотрев оснований для назначения наказания в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией статьи.
Постановление о привлечении ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Постановление по делу об административном правонарушении вынесено надлежащим должностным лицом, в пределах его полномочий. Решение принято правомочным на это судьей. Нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, влекущих отмену или изменение решения, по данному делу не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения постановления по делу об административном правонарушении и судебного решения не усматривается.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья Верховного Суда Республики Коми
решил:
постановление начальника отдела геологического надзора и охраны недр, старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Коми Леонова А.В. № 03-19/02 от 09 апреля 2019 года и решение судьи Усинского городского суда Республики Коми от 30 июля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, в отношении ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» оставить без изменения, жалобу представителя юридического лица ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» Линникова А.В. – без удовлетворения.
Судья И.Г.Пристром