Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-124/2023 (2-1723/2022;) ~ М-1738/2022 от 16.12.2022

Дело № 2-124/2023 (2-1723/2022)

УИД 91RS0013-01-2022-002701-89

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

23 января 2023 года                                                              пгт. Кировское

Кировский районный суд Республики Крым в составе:

председательствующего - судьи Дегтярева И.А.,

при ведении протокола с/з помощником судьи Джамбас Э.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дрогана Владимира Владимировича к Межрегиональному территориальному управлению Росимущества в Республике Крым, Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым, Совету Министров Республики Крым, 3-е лицо Администрация Кировского района Республики Крым, Администрация Золотополенского сельского поселения Кировского района Республики Крым, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, о признании права на земельную долю (пай)

УСТАНОВИЛ:

истец обратился в суд с иском, в котором просит признать за ним право на земельную долю (пай) из земель Открытого акционерного общества «Золотое Поле», расположенный по адресу: Республика Крым, Кировский район, вне границ населенных пунктов Золотополенского сельского совета, размером 1,18 условных кадастровых гектаров (лот №38 участок №931).

Требования мотивированы тем, что истцу, как бывшему члену ОАО «Золотое Поле» на основании протоколов общих собраний граждан имеющих право на приватизацию земель ОАО «Золотое Поле» и распоряжений Кировской РГА «Об утверждении протокола общего собрания рабочих и пенсионеров ОАО «Золотое Поле», решения сельского совета от 2003, предоставлено право на оформление земельного участка в собственность. Сертификат на земельную долю ему не выдавался, но право на земельный пай возникло в силу закона и протокола общего собрания рабочих и пенсионеров ОАО «Золотое Поле» №3 от 11.01.2006, а также списка №1 граждан имеющих право на приватизацию земельных участков (паев), в котором он указан под №171. Обратившись в Госкомрегистр с заявлением и межевым планом о постановке земельного участка на государственный кадастровый учет и регистрацию права собственности на земельный участок, на основании иных документов, подтверждающих распаевание земель, истцу было отказано, поскольку предоставлены документы не подтверждающие возникновение права на земельный пай.

Поскольку в ином порядке защитить и реализовать свое право на земельный пай истец не может, он вынужден обратиться с иском в суд.

В судебное заседание истец не явился, просил рассматривать дело в его отсутствие, извещен надлежащим образом.

Иные стороны в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены, причин отсутствия не сообщили, ходатайств об отложении слушания дела суду не представили.

На основании ч.ч.3,4 ст.167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон.

Исследовав доказательства, предоставленные суду, всесторонне и полно выяснив все фактические обстоятельства, на которых основаны исковые требования, суд иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В силу частей 1, 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

На основании статьи 252 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, обладающее долей в общей долевой собственности, вправе требовать выдела своей доли из общего имущества.

В соответствии с ч. 1 ст. 12.1 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее Закон № 6-ФКЗ) особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.

Часть 1 ст. 2 Закона Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым", устанавливает, что права на имущество, возникших до вступления в силу Закона N 6-ФКЗ на территории Республики Крым согласно нормативным правовым актам, действовавшим до указанного момента и прав, установленных законодательством Российской Федерации, предусмотрено, что право частной собственности и право общей собственности признаются соответственно правом частной собственности и правом общей собственности, а все земли, кроме частной, муниципальной собственности, а также земель, отнесенных в соответствии с названным Законом к землям лесного фонда, признаются собственностью Республики Крым.

Право граждан на земельные доли (паи), возникшее до вступления в силу Закона N 6-ФКЗ, соответствует праву общей долевой собственности (долям в праве) на земельные доли (ч. 3 ст. 2 Закона N 38-ЗРК).

Согласно ст. 12 Закона N 38-ЗРК, до 1 января 2023 года выдел земельных долей (паев) осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее Закон № 101-ФЗ) на основании проектов межевания земельного участка или земельных участков с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2002 года №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», правовое регулирование отношений в области оборота земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, вышеназванным Федеральным законом, другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации.

Из ч.4 ст.12 Закона N 38-ЗРК, следует, что документами, удостоверяющими право на земельную долю (пай), являются:

1) сертификат на право на земельную долю (пай), выданный до 16 марта 2014 года;

2) свидетельство о праве на наследство;

3) договоры купли-продажи, дарения, мены, удостоверенные в установленном законом порядке;

4) решение суда о признании права на земельную долю (пай);

5) решение органа исполнительной власти или органа местного самоуправления о приватизации земель государственных и коммунальных сельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций либо решение совета народных депутатов о передаче земель в коллективную собственность со списком граждан-совладельцев, имеющих право на земельную долю (пай).

Как следует из ч. ч. 1 - 3 ст. 13 Закона N 101-ФЗ, участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей, если это не противоречит требованиям к образованию земельных участков, установленным ЗК РФ и названным федеральным законом.

Земельный участок образуется путем выдела в счет земельной доли или земельных долей на основании решения общего собрания участников долевой собственности или путем выдела земельного участка в порядке, установленном п. п. 4 - 6 указанной статьи.

Земельный участок может быть образован на основании решения общего собрания участников долевой собственности в случае, если данным решением утверждены проект межевания земельных участков, перечень собственников образуемых земельных участков и размер их долей в праве общей собственности на образуемые земельные участки. Если земельный участок образуется на основании решения общего собрания участников долевой собственности и в соответствии с утвержденным этим собранием проектом межевания, дополнительное согласование размера и местоположения границ образуемого земельного участка не требуется.

Согласно ч. 1 ст. 13.1 Закона N 101-ФЗ проектом межевания земельного участка или земельных участков определяются размеры и местоположение границ земельного участка или земельных участков, которые могут быть выделены в счет земельной доли или земельных долей. Проект межевания земельных участков, подлежащий утверждению общим собранием участников долевой собственности, также должен содержать сведения о земельных участках, выделяемых в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности (при их наличии), и о земельном участке или земельных участках, право общей собственности на которые сохраняется или возникает.

При этом, как следует из ч. 6 ст. 12 Закона N 38-ЗРК, утвержденные в установленном порядке проекты разгосударствления и приватизации земель, схемы раздела земель коллективной собственности, проекты землеустройства по организации территории земельных долей (паев), техническая документация по землеустройству по составлению документов, удостоверяющих право собственности на земельный участок, содержащие графические материалы раздела на земельные участки, выделяемые в счет земельных долей (паев), разработанные и утвержденные до 16.03.2014, признаются для целей выдела земельных долей (паев) проектами межевания земельных участков до 01.01.2023.

В соответствии со статьей 79 Земельного Кодекса Украины земельный участок - это часть земной поверхности с установленными границами, определенным месторасположением, с определенными в отношении нее правами.

С учетом статьи 3 Указа Президента Украины от 08.08.95 N 720 "О порядке паевания земель, переданных в коллективную собственность сельскохозяйственным предприятиям и организациям" и требования формы сертификата на право на земельную долю (пай), утвержденной постановлением Кабинета Министров Украины от 12.10.95 N 801 "Об утверждении формы сертификата на право на земельную долю (пай) и образца Книги регистрации сертификатов на право на земельную долю (пай)", установление размеров земельной доли (пая) предполагается в условных кадастровых гектарах без определения границ данной доли в натуре (на местности).

Гражданам-собственникам земельных долей (паев) по их желанию выделяются в натуре (на местности) земельные участки с выдачей государственных актов на право собственности на землю.

Сертификаты на право на земельную долю (пай), полученные гражданами, считаются правоустанавливающими документами при реализации ими права требования на отведение земельной доли (пая) в натуре (на местности) в соответствии с законодательством (пункты 16, 17 "Переходных положений" Земельного Кодекса).

В соответствии со статьями 125 и 126 ЗК Украины, право собственности на земельный участок лица возникает после получения и государственной регистрации государственного акта на право собственности на земельный участок.

Следовательно, граждане-собственники земельных долей (паев) не могут считаться собственниками земельных участков.

Собственники земельной доли (пая) имеют право на выделение их в натуре (на местности) и получение прав собственности на выделенные в натуре (на местности) земельные участки в соответствии с Законом Украины "О порядке выделения в натуре (на местности) земельных участков собственникам земельных долей (паев).

Лица, собственники сертификатов на право на земельную долю (пай), которые изъявили желание получить принадлежащую им земельную долю (пай) в натуре (на местности), подают в соответствующий сельский, поселковый, городской совет или районную государственную администрацию заявление о выделении им земельной доли (пая) в натуре (на местности).

До принятия Закона Украины от 05.06.2003 «О порядке выделения в натуре (на местности) земельных участков собственникам земельных долей (паев)» в соответствии с Методическими рекомендациями о порядке передачи земельной доли (пая) в натуре из земель коллективной собственности членам коллективных сельскохозяйственных предприятий и организаций, утвержденными приказом председателя Государственного комитета Украины по земельным ресурсам, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Украины, Украинской академии аграрных наук от 4 июня 1996 года № 47/172/48, передача в натуре земельной доли (пая) осуществлялась гражданину Украины, который имеет сертификат на право на земельную долю (пай), после составления Схемы раздела земель коллективной собственности на земельные доли (паи)».

Такие схемы утверждались общим собранием (собранием уполномоченных) членов реформируемых предприятий и согласовывались с районными государственными администрациями или исполнительными комитетами городских советов.

05.06.2003 был принят Закон Украины «О порядке выделения в натуре (на местности) земельных участков собственникам земельных долей (паев)» (далее - Закон Украины), в развитие которого было принято постановление Кабинета министров Украины от 04.02.2004 № 122 «Об организации работ и методике распределения земельных участков между собственниками земельных долей (паев)» (далее - Постановление № 122).

Согласно указанным актам установлено, что в целях передачи собственникам паев земельных участков, выделенных в натуре, вместо схемы раздела земель коллективной собственности на земельные доли (паи) разрабатываются проекты землеустройства по организации территории земельных долей (паев).

Распределение земельных участков между собственниками земельных долей (паев) осуществляется на основании протокола распределения земельных участков собственниками земельных долей (паев).

Частью 2 статьи 25 Земельного кодекса Украины (в редакции, действовавшей на момент возникновения данных правоотношений) предусматривалось, что решение о приватизации земель государственных и коммунальных сельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций принимают органы исполнительной власти или органы местного самоуправления в соответствии с их полномочиями по ходатайству работников этих предприятий, учреждений и организаций.

В соответствии со статьей 116 ЗК Украины, граждане приобретают право собственности и права пользования земельными участками из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных этим Кодексом.

Приобретение права на землю гражданами осуществляется путем передачи земельных участков в собственность или предоставление их в пользование.

В соответствии с пунктом 8 Переходных положений Земельного кодекса Украины №2768-111 от 25 октября 2001 года, члены коллективных сельскохозяйственных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, сельскохозяйственных акционерных обществ и работники государственных и коммунальных учреждений образования, культуры и здравоохранения, расположенных на территории соответствующего совета, а также пенсионеры из их числа, которые на момент вступления в силу настоящего Кодекса не приватизировали земельные участки путем оформления права на земельную долю (пай), имеют право на их приватизацию в порядке, установленном статьями 25 и 118 настоящего Кодекса. С сельскохозяйственных акционерных обществах право на земельную долю (пай) имеют лишь их члены, работающие в обществе, а также пенсионеры из их числа.

Частью 2 статьи 25 ЗК Украины было установлено, что решение о приватизации земель государственных и коммунальных сельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций принимают органы исполнительной власти или органы местного самоуправления в соответствии с их полномочиями по ходатайству работников этих предприятий, учреждений и организаций.

В соответствии со статьей 2 Закона Украины «Об особенностях приватизации имущества в агропромышленном комплексе», приватизация имущества предприятий и организаций агропромышленного комплекса, выполняющих работы и предоставляющих услуги сельскохозяйственным товаропроизводителям независимо от стоимости объектов приватизации (но не менее необходимой для создания уставного фонда акционерного общества согласно законодательству Украины), осуществляется путем преобразования их в открытые акционерные общества в порядке, который определяется Кабинетом Министров Украины.

Постановлением Кабинета Министров Украины «Об утверждении Порядка преобразования в процессе приватизации государственных, арендных предприятий и предприятий со смешанной формой собственности в открытые акционерные общества» № 1099 от 11 сентября 1996 года также было установлено, что открытое акционерное общество в своей деятельности руководствуется Законом Украины «О хозяйственных общества», другими актами законодательства.

Так, согласно части 1 статьи 41 Закона Украины «О хозяйственных обществах», высшим органом акционерного общества является общее собрание общества. В общем собрании имеют право участвовать все акционеры, независимо от количества и вида акций, владельцами которых они являются.

В силу положений пункта 1 статьи 12 ФЗ №101-ФЗ, в случае, если число участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения превышает пять, правила Гражданского кодекса Российской Федерации применяются с учетом особенностей, установленных указанной статьей, а также статьями 13 и 14 данного Федерального закона.

Пунктом 1 статьи 13 ФЗ №101-ФЗ предусмотрено, что участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей, если это не противоречит требованиям к образованию земельных участков, установленным Земельным кодексом Российской Федерации и указанным Федеральным законом.

Согласно пункту 2 статьи 13 приведенного Закона, земельный участок образуется путем выдела в счет земельной доли или земельных долей на основании решения общего собрания участников долевой собственности или путем выдела земельного участка в порядке, установленном пунктами 4 - 6 указанной статьи.

В силу пунктов 4 - 6 данной статьи 13 Федерального закона №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2010 года №435-ФЗ), если указанное в пункте 3 этой статьи решение общего собрания участников долевой собственности отсутствует, собственник земельной доли или земельных долей для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей заключает договор с кадастровым инженером, который подготавливает проект межевания земельного участка для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей.

Размер земельного участка, выделяемого в счет земельной доли или земельных долей, определяется на основании данных, указанных в документах, удостоверяющих право на эту земельную долю или эти земельные доли. При этом площадь выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка может быть больше или меньше площади, указанной в документах, удостоверяющих право на земельную долю или земельные доли, если увеличение или уменьшение площади выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка осуществляется с учетом состояния и свойств почвы выделяемого земельного участка и земельного участка, из которого он образуется.

Размер и местоположение границ земельного участка, выделяемого в счет земельной доли или земельных долей, должны быть согласованы кадастровым инженером в порядке, установленном статьей 13.1 вышеназванного Федерального закона.

Согласно положениям пункта 1 статьи 13.1 Федерального закона №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», проектом межевания земельного участка или земельных участков определяются размеры и местоположение границ земельного участка или земельных участков, которые могут быть выделены в счет земельной доли или земельных долей.

С учетом правил, установленных пунктами 5 и 7 статьи 13.1 приведенного Закона, проект межевания земельного участка или земельных участков утверждается решением собственника земельной доли или земельных долей.

На основании пунктов 9 - 12 статьи 13.1 Федерального закона проект межевания земельного участка, утверждаемый решением собственника земельной доли или земельных долей, подлежит обязательному согласованию с участниками долевой собственности. Предметом согласования являются размер и местоположение границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка.

Таким образом, земельный участок образуется путем выдела в счет земельной доли или земельных долей на основании решения общего собрания участников долевой собственности или путем выдела земельного участка в порядке, установленном пунктами 4 - 6 статьи 13.

Земельный участок может быть образован на основании решения общего собрания участников долевой собственности в случае, если данным решением утверждены проект межевания земельных участков, перечень собственников образуемых земельных участков и размер их долей в праве общей собственности на образуемые земельные участки.

Размер земельного участка, выделяемого в счет земельной доли или земельных долей, определяется на основании данных, указанных в документах, удостоверяющих право на эту земельную долю или эти земельные доли.

Из материалов дела, судом установлено, что общим собранием работников ОАО «Золотое поле» в виде протоколов №1 и №2 от 05.04.2003, 06.04.2003 было принято решение об утверждении проекта приватизации земель сельскохозяйственного назначения ОАО «Золотое поле» и внесения в список для распаевания всех работавших в хозяйстве.

Распоряжением Кировской РГА № 735-р от 31.10.2002 разрешено проведение работ по изготовлению технического отчета по разгосударствлению земель государственной собственности ОАО «Золотое поле».

25.12.2002 распоряжением Кировской РГА № 905-р утверждена комиссия     по рассмотрению проекта по разгосударствлению земель государственной собственности ОАО «Золотое поле».

Решением 6 сессии 24 созыва Золотополенского сельского совета Кировского района от 08.04.2003 утвержден проект приватизации земель сельскохозяйственного назначения ОАО «Золотое поле».

Распоряжением Кировской РГА № 842-р от 23.09.2003 утвержден    проект приватизации земель сельскохозяйственного назначения ОАО «Золотое поле».

Протоколом общего собрания рабочих и пенсионеров ОАО «Золотое поле», имеющих право на получение земельных долей (паев) от 11.12.2007 №5, утвержден проект организации территории земельных долей (паев), распаеваны (жеребьевка) земельных участков.

Протоколом собрания граждан, имеющих право на приватизацию земель ОАО «Золотое Поле» №3 от 11.01.2006, рассмотрены и утверждены списки граждан имеющих право на приватизацию земель ОАО «Золотое Поле».

Решением Золотополенского сельского совета от 07.11.2006 №7-2, утверждены списки граждан имеющих право на получение пая из земель ОАО «Золотое поле» на основании протокола от 11.01.2006.

24.11.2006 распоряжением Кировской РГА № 1032-р утвержден    протокол    общего собрания рабочих и пенсионеров ОАО «Золотое поле» № 3 от 11.01.2006 и списки № 1 и № 2 граждан имеющих право на приватизацию земель сельскохозяйственного назначения ОАО «Золотое поле». Истец в списке значится под №171.

По заказу истца, 20.12.2021 кадастровым инженером Мусаевым Д.О. изготовлен проект межевания земельных участков. 18.11.2021 истец согласовал проект межевания путем публикации информации в газете «Кировец» выпуск №46 (8186), местоположение на лоте №38 участок №931.

С целью постановки земельного участка на государственный кадастровый учет и регистрации права собственности, в 2021 году истец обратился в Госкомрегистр, однако и после предоставления дополнительных материалов, 17.01.2022 в осуществлении регистрационных действий отказано, поскольку документов подтверждающих основание для возникновения права собственности на земельный участок, а также подтверждающих право на земельный пай, в том числе в форме сертификата, не предоставлено.

Таким образом, судом установлено, что в настоящее время истец не лишен права на спорную земельную долю (пай) возникшего у него в результате распаевания земель бывшего ОАО «Золотое поле», однако ввиду отсутствия сертификата на него, формирование земельного участка и его оформление, как отдельного объекта недвижимости, невозможно.

Удовлетворение требований истцу позволит реализовать его право на собственность в дальнейшем.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые Дроган Владимира Владимировича, удовлетворить.

Признать за Дроган Владимиром Владимировичем ДД.ММ.ГГГГ г.р., право на земельную долю (пай) из земель Открытого акционерного общества «Золотое Поле», расположенный по адресу: ФИО4, <адрес>, вне границ населенных пунктов Золотополенского сельского совета, размером 1,18 условных кадастровых гектаров (лот №38 участок №931).

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд РК через Кировский районный суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение составлено в окончательной форме 23.01.2023.

      Председательствующий                                                       И.А. Дегтярев

16.12.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.12.2022Передача материалов судье
20.12.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.12.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.12.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.01.2023Судебное заседание
23.01.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.01.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее