Дело №
45RS 0003-01-2023-000163-87
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
р.п. Варгаши «3» мая 2023 года
Курганской области
Варгашинский районный суд Курганской области в составе председательствующего судьи Столбова И.В.,
при секретаре Веретенниковой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Варгашинского района Курганской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к МКОУ «Варгашинская средняя общеобразовательная школа №1», Отделу образования Администрации Варгашинского района о возложении обязанности,
у с т а н о в и л :
Прокурор Варгашинского района Курганской области обратился в суд с исковым заявлением к МКОУ «Варгашинская СОШ № 1» о возложении обязанности. Просил возложить на ответчика обязанность устранить нарушения законодательства о защите социальных прав и законных интересов социально незащищенной категории граждан – инвалидов, детей-инвалидов, а именно оборудовать вход здания, расположенного по адресу: <адрес>, пандусом в срок до 01.09.2023.
Определением суда от 14.04.2023 к участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрация Варгашинского района Курганской области.
26.04.2023 года истец требования изменил, заменив соответчика Администрацию Варгашинского района Курганской области на Отдел образования Администрации Варгашинского района Курганской области, а также просил возложить на МКОУ «Варгашинская СОШ № 1» обязанность в срок до 01.09.2023 оборудовать вход в здание школы, расположенное по адресу: <адрес>, подъемной платформой для инвалидов.
В судебном заседании представитель истца – помощник прокурор Рябцева Е.С. исковые требования с учетом их уточнения поддержала полностью, пояснила, что изменение исковых требований обусловлено тем, что оборудование здания школы пандусом более затратно, чем обустройство подъемной платформой. Капитальный ремонт школы проводился в 2019 году, но работы по обустройству входа пандусом или подъемной платформой в проект не вошли. В 2020 году был разработан дополнительный проект, которым предусмотрен монтаж подъемной платформы, однако, средства на проведение работ не выделялись. Просила иск удовлетворить.
Представитель ответчика Отдела образования Администрации Варгашинского района Романова М.А., действующая по доверенности, в судебном заседании исковые требования прокурора признала частично. Пояснила, что установленный прокурором срок для оборудования здания школы пандусом, недостаточен. МКОУ «Варгашинская СОШ № 1» полностью финансируется Отделом образования Администрации Варгашинского района. От директора МКОУ «Варгашинская СОШ № 1» поступало обращение о необходимости выделения денежных средств на обустройство здания школы пандусом или подъемной платформой, но денежные средства не выделялись. На сегодняшний день финансовых средств на указанные цели не имеется. Объективно достаточный срок для исполнения заявленных требований может быть установлен 2026 года, поскольку школа будет включена в программу, предусматривающую выделение денежных средств на соответствующие цели. Представитель ответчика МКОУ «Варгашинская СОШ № 1» в судебном заседании не присутствовал, извещен надлежащим образом.
Заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 21, ч. 3 ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора является исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, органами власти, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, в том числе, в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов, устанавливаются государственные гарантии социальной защиты.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений деятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Согласно ст. 15 Закона № 181-ФЗ федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации); возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски.
Статьей 19 Закона № 181-ФЗ закреплено, что государство поддерживает получение инвалидами образования и гарантирует создание инвалидам необходимым условий для его получения.
В соответствии со статьей 79 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.
Согласно пункту 3 статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов градостроительной деятельности является обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.
Технические требования к оборудованию входа (выхода) зданий и сооружений для людей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата предусмотрены СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СниП 35-01-2001, утвержденного и введенного в действие Приказом Минстроя России от 30.12.2020 № 904/пр.
В соответствии с п. 5.1.1 СП 59.13330.2020 в здании должен быть как минимум один вход, доступный для маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для маломобильных групп населения подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием.
Судом установлено, что в ходе проведения прокуратурой Варгашинского района Курганской области проверки соблюдения требований законодательства о защите социальных прав и законных интересов социально незащищенной категории граждан-инвалидов, детей-инвалидов в части обеспечения доступности для них объектов социальной инфраструктуры в деятельности МКОУ «Варгашинская СОШ № 1», выявлены нарушения требований законодательства в данной области, выразившиеся в отсутствии возможности беспрепятственного доступа в здание школы. Так, центральный вход здания школы по адресу: <адрес>, не оборудован пандусом или подъемной платформой для обеспечения доступа инвалидов.
27.08.2021 в адрес директора МКОУ «Варгашинская СОШ № 1» вынесено представление об устранении нарушений закона, которое рассмотрено и удовлетворено, при этом до настоящего времени данные нарушения не устранены.
Отсутствие специальных приспособлений и оборудования для свободного передвижения и доступа инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата в здание препятствует реализации прав инвалидов.
В силу п. 5 ст. 9 Закона «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям муниципальных районов относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений отнесено к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов.
Статьей 210 ГК РФ на собственника возложено бремя содержания принадлежащего ему имущества.
В силу ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Согласно ст. 298 ГК РФ казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии со своими учредительными документами. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
Согласно пункту 1 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В пункте 7 статьи 161 Кодекса предусмотрено, что при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает соответственно орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение.
В соответствии с подпунктом 12.1 пункта 1 статьи 158 Кодекса главный распорядитель бюджетных средств отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств.
МКОУ «Варгашинская СОШ № 1» является муниципальным казенным учреждением.
Собственником здания МКОУ «Варгашинская СОШ № 1» является муниципальное образование Варгашинский район Курганской области, объект зарегистрирован на праве оперативного управления за МКОУ «Варгашинская СОШ № 1» (выписка из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним от 14.04.2023).
Согласно статье 29 Устава МКОУ «Варгашинская СОШ № 1» учредителем учреждения является Варгашинский район, функции и полномочия учредителя осуществляет Администрация Варгашинского района Курганской области.
Учреждение в соответствии с действующим законодательством, нормативными правовыми и иными актами, настоящим Уставом, подотчетно по вопросам деятельности учреждения учредителю, по ведомственной принадлежности – Отделу образования Администрации Варгашинского района, которое осуществляет контроль финансово-хозяйственной деятельности учреждения, иные полномочия в соответствии с действующим законодательством.
Финансовое обеспечение деятельности Учреждения осуществляется за счет средств бюджета Варгашинского района в пределах лимитов бюджетных обязательств. Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов Учреждения являются: имущество, переданное Учреждению его собственником, средства бюджета Варгашинского района, средства добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц, иные источники, не запрещенные законодательством Российской Федерации (пункт 63 Устава МКОУ «Варгашинская СОШ № 1»).
Таким образом, обязанности по ремонту и оборудованию здания школы, переданного в оперативное управление казенному образовательному учреждению, возлагаются на муниципальное образование, как на собственника.
Согласно подпункту 34 пункта 11 Положения об Отделе образования Администрации Варгашинского района, утвержденного решением Варгашинской районной Думы от 06.03.2014 № 13 «Об утверждении Положения об Отделе образования Администрации Варгашинского района в новой редакции» функции главного распорядителя и получателя средств бюджета Варгашинского района, предусмотренных на содержание образовательных организаций осуществляет Отдел образования Администрации Варгашинского района.
Решением Варгашинской районной Думы от 18.07.2019 № 24 в Положение об Отделе образования внесены изменения, в соответствии с которыми Отдел образования Администрации Варгашинского района осуществляет разработку муниципальных программ; направление средств, выделенных Отдела образования из бюджета Варгашинского района на их реализацию, планирование расходов и финансирование мероприятий по муниципальным программам в сфере образования; формирование муниципального задания для муниципальных образовательных организаций Варгашинского района, находящихся в ведении Отдела образования, в соответствии с предусмотренными их уставами основными видами деятельности и осуществление финансового обеспечения их деятельности; исполнение бюджетных полномочий главного распорядителя и получателя средств бюджета Варгашинского района, предусмотренных на содержание Отдела образования и подведомственных муниципальных образовательных организаций Варгашинского района, а также главного администратора доходов бюджета по закрепленным за ним видам доходов; Отдел образования является уполномоченным органом по расходованию средств бюджета Курганской области в виде субвенций и субсидий, поступающих в бюджет Варгашинского района на реализацию полномочий в сфере образования и опеки и попечительства (пп.пп. 37-40 Положения).
25.10.2021 директором МКОУ «Варгашинская СОШ № 1» в адрес Отдела образования Администрации Варгашинского района направлена заявка о выделении денежных средств для оборудования входа в здание школы подъемной платформой в сумме 338 654,38 руб.
По информации МКОУ «Варгашинская СОШ № 1» от 26.04.2023 в ходе капитального ремонта здания школы оборудована площадка под подъемное устройство для маломобильных групп населения, однако работы по установке такого устройства не выполнены ввиду отсутствия финансирования.
По информации Отдела образования Администрации Варгашинского района Курганской области от 02.05.2023 стоимость оборудования входа в здание школы пандусом по предварительным расчетом составляет 800 000 рублей, что является неконструктивным решением, в связи с чем МКОУ «Варгашинская СОШ № 1» составлена смета для оборудования входа в здание школы подъемной платформой для детей-инвалидов и инвалидов.
Согласно представленной смете расходов МКОУ «Варгашинская СОШ № 1» на 2022, 2023 гг., стоимость установки подъемника для маломобильных граждан составит 338 654 руб.
Как пояснил представитель ответчика Отдела образования Романова М.А., вопрос о выделении денежных средств на оборудование здания МКОУ «Варгашинская СОШ № 1» подъемной платформой не разрешен, соответствующие бюджетные средства не выделены.
Таким образом, суд приходит к выводу, что ответчик МКОУ «Варгашинская СОШ № 1» недостаточно профинансирован Отделом образования Администрации Варгашинского района для исполнения данной обязанности, установленной законом. В связи с чем, считает необходимым возложить на ответчика Отдел образования Администрации Варгашинского района обязанность профинансировать проведение работ по оборудованию входа в здание школы подъемной платформой.
Исходя из характера возлагаемых на ответчиков обязанностей и комплекса мероприятий, которые необходимо провести для их исполнения, с учетом того, что фактически прокурор требовал устранить эти же нарушения в представлении об устранении нарушений федерального законодательства от 27.08.2021, то есть почти два года назад, что исполнено не было, суд полагает возможным в соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ установить сроки исполнения решения суда, указанные прокурором – до 01.09.2023 года.
Доводы ответчика Отдела образования Администрации Варгашинского района Курганской области о том, что исполнение решения до 01.09.2023 года невозможно, в связи с отсутствием запланированных в бюджете денежных средств на указанные цели, не может являться основанием к изменению срока, до которого необходимо произвести работы по оборудованию здания школы пандусом, поскольку неисполнение обязанности по соблюдению требований безопасности зданий и сооружений нарушает право на обеспечение безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, охрану жизни и здоровья посещающих учебное заведение, при этом в течение 2 лет мер к устранению данных нарушений ответчиками не принималось.
Учитывая вышеизложенное, суд находит исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Варгашинского района Курганской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к МКОУ «Варгашинская средняя общеобразовательная школа №1», Отделу образования Администрации Варгашинского района о возложении обязанности удовлетворить.
Обязать МКОУ «Варгашинская средняя общеобразовательная школа №1» (ИНН 4505004100) в срок до 01.09.2023 г. оборудовать вход в здание школы по адресу: <адрес>, подъемной платформой для инвалидов.
Обязать Отдел образования Администрации Варгашинского района (ИНН 4505003956) в срок до 01.09.2023 г. профинансировать проведение работ по оборудованию входа в здание школы по адресу: <адрес>, подъемной платформой для инвалидов.
Мотивированное решение изготовлено 10.05.2023 г.
Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Варгашинский районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья И.В. Столбов