Дело № 12-97/2023 копия
УИД 59RS0044-01-2023-001042-68
РЕШЕНИЕ
г.Горнозаводск 31 мая 2023 года
Судья Чусовского городского суда Пермского края (постоянное судебное присутствие в г.Горнозаводске) Акулова Е.Н.,
с участием представителя администрации Горнозаводского городского округа Пермского края А.., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу администрации Горнозаводского городского округа Пермского края на постановление начальника отделения - старшего судебного пристава Отделения судебных приставов по г.Чусовому и Горнозаводскому району ГУФССП России по Пермскому краю Т. ... от 31 марта 2023 года о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст.17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
Постановлением начальника отделения - старшего судебного пристава Отделения судебных приставов по г.Чусовому и Горнозаводскому району ГУФССП России по Пермскому краю Т. ... от 31.03.2023 администрация Горнозаводского городского округа признана виновной в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
В жалобе, поданной в Чусовской городской суд Пермского края (постоянное судебное присутствие в г.Горнозаводск), администрация Горнозаводского городского округа Пермского края просит постановление должностного лица отменить, а производство по делу об административном правонарушении прекратить, мотивируя доводы жалобы следующим обстоятельствами.
17.02.2023 в администрацию Горнозаводского городского округа Пермского края поступило требование судебного пристава-исполнителя об исполнении решения суда по делу ..., согласно которому администрация обязана создать на территории адрес адрес специальные площадки для сбора твердых коммунальных отходов. 24.01.2023 между администрацией Горнозаводского городского округа Пермского края и Министерством жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края заключено соглашение о предоставление субсидии из бюджета Пермского края бюджету муниципального образования Пермского края на реализацию мероприятий по благоустройству сельских территорий, однако денежные средства, выделенные в рамках данного соглашения в 2023 году, использованы на обустройство аналогичной контейнерной площадки в адрес Горнозаводского городского округа Пермского края. Кроме того, Горнозаводский городской округ является дотационной территорией, между администрацией и Министерством финансов Пермского края 04.08.2022 заключено соглашение «О мерах по восстановлению платежеспособности муниципального образования Пермского края», в соответствии с которым муниципалитет обязан обеспечить погашение кредиторской задолженности в объеме 50 747,4 тыс.руб. до 01.01.2025 за счет собственных средств бюджета, также обязан не вносить на рассмотрение в представительный орган муниципального образования Пермского края проектов решений о бюджете муниципального образования Пермского края на очередной финансовый год плановый период и о внесении изменений в решение о бюджете до согласования с Министерством финансов Пермского края. Указанные обстоятельства являются уважительными причинами, по которым администрация Горнозаводского городского округа Пермского края своевременно не исполнила решение суда.
Также в жалобе представитель администрации Горнозаводского городского округа Пермского края указывает, что на момент наложения административного штрафа у судебного пристава-исполнителя имелась информация, свидетельствующая о том, что администрацией предприняты все зависящие от нее меры для исполнения решения суда. Вместе с тем, указанные обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, предметом проверки исследования не являлись, были оставлены без внимания и правовой оценки, а при наложении административного штрафа судебный пристав-исполнитель ограничился формальным указанием на отсутствие доказательств совершения администрацией конкретных действий, направленных на исполнение содержащихся в исполнительном документе требований. Полагает, что судебным приставом-исполнителем не доказана объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В связи с чем, администрация просит постановление административного органа отменить, а производство по делу об административном правонарушении прекратить.
Представитель лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, А. на доводах жалобы настаивала.
Должностное лицо, вынесшее обжалуемое постановление, начальник отделения – старший судебный пристав Отделения судебных приставов по г.Чусовому и Горнозаводскому району ГУФССП России по Пермскому краю Т., будучи надлежащим образом извещенным о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явился, направил в суд заявление, в котором просил рассмотреть жалобу без его участия, оставить постановление без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Исполняющий обязанности прокурора Горнозаводского района, будучи надлежащим образом извещенным о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, просил рассмотреть жалобу администрации Горнозаводского городского округа Пермского края без участия прокурора.
Заслушав представителя лица, в отношении которого ведется административное дело об административном правонарушении, изучив жалобу и приложенные к ней материалы, материалы дела об административном правонарушении, материалы исполнительного производства, прихожу к следующим выводам.
В силу статьи 2 Конституции Российской Федерации защита прав и свобод человека и гражданина представляет собой обязанность государства.
Часть 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации гарантирует судебную защиту прав и свобод человека и гражданина.
В соответствии со ст.6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 № 1 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.
С учетом выше приведенных правовых норм защита нарушенных прав не может быть признана эффективной, если судебный акт своевременно не исполняется.
Из системного толкования положений ст.14 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации» и ст.6 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» следует, что законные требования сотрудника органов принудительного исполнения, в том числе, судебного пристава-исполнителя, обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные данным Федеральным законом. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Статьей 113 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон «Об исполнительном производстве») предусмотрено, что в случае нарушения законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве виновное лицо подвергается административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей, на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что решением адрес от 05.04.2021 по делу ..., вступившим в законную силу 13.05.2021, удовлетворено административное исковое заявление прокурора Горнозаводского района в интересах неопределенного круга лиц, признано незаконным бездействие администрации Горнозаводского городского округа Пермского края, выразившееся в непринятии мер по созданию контейнерных площадок для сбора коммунальных отходов на территории адрес адрес, данным решением суда на администрацию Горнозаводского городского округа Пермского края возложена обязанность в срок до 01 июля 2022 года создать на территории адрес адрес специальные площадки для сбора твердых коммунальных отходов.
05.12.2022 на основании исполнительного листа от 14.05.2021, выданного в целях исполнения вышеуказанного решения суда, в отношении администрации Горнозаводского городского округа Пермского края было возбуждено исполнительное производство ...-ИП.
На основании постановления судебного пристава-исполнителя от 20.01.2023, с должника администрации Горнозаводского городского округа Пермского края взыскан исполнительский сбор в сумме 50 000 рублей.
16.03.2023 в отношении администрации Горнозаводского городского округа Пермского края был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с неисполнением в установленный срок до 15.03.2023 требования от 10.02.2023 по исполнению исполнительного документа (исполнительного листа ФС 020302736 от 14.05.2021) (требование получено должником 17.02.2023).
Согласно ответу на требование № 20-82-411исх от 16.03.2023 администрации Горнозаводского городского округа Пермского края, в целях исполнения требований исполнительного документа администрацией была определена стоимость работ по строительству контейнерной площадки в размере 179 947 рублей. В связи с дефицитом бюджета Горнозаводского городского округа Пермского края, обусловленного необходимостью исполнения заключенного с Министерством финансов Пермского края Соглашения от 04.08.2022 № 39-01-69-1В «О мерах по восстановлению платежеспособности муниципального образования Пермского края», выделить денежные средства на установку контейнерных площадок в адрес не представляется возможным.Указанные обстоятельства подтверждаются вышеперечисленными документами, имеющимися в материалах дела, а также другими собранными по делу доказательствами, которые, в их совокупности, подтверждают тот факт, что администрация Горнозаводского городского округа Пермского края, являясь должником по исполнительному производству, после применения к ней меры ответственности за неисполнение судебного решения в виде взыскания исполнительского сбора на основании постановления судебного пристава-исполнителя от 20.01.2023, не исполнила содержащиеся в исполнительном документе требования неимущественного характера в срок до 15.03.2023, то есть в срок, установленный судебным приставом-исполнителем.
Согласно ч.2 ст.2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Поскольку администрация Горнозаводского городского округа Пермского края является должником по исполнительному производству, она несет обязанности в соответствии с Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», неисполнение которых влечет, в том числе, административную ответственность.
Исходя из положений статей 1,5, 2.1, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в рамках производства по делу об административном правонарушении подлежит выяснению, в том числе, вопрос о виновности лица в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена нормами Кодекса Российской Федерации Российской Федерации об административных правонарушениях или субъекта Российской Федерации.
В соответствии с ч.2 ст.13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно п.1 ст.36 Федерального закона «Об исполнительном производстве» содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.
Статьей 105 Федерального закона «Об исполнительном производстве» установлено, что, в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения. При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель применяет к должнику штраф, предусмотренный статьей 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения.
Доводы представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, изложенные в жалобе, о том, что судебным приставом-исполнителем не доказана объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются несостоятельными, исходя из следующего.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 ч.1 ст.17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях состоит в том, что виновный не исполняет (то есть, прямо отказывается исполнить или уклоняется от этого) требования неимущественного характера, содержащиеся в исполнительном документе в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, после взыскания исполнительского сбора.
Изложенная в протоколе об административном правонарушении формулировка события административного правонарушения позволяет определить деяние администрации Горнозаводского городского округа Пермского края как неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, что соответствует описанию объективной стороны правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Событие административного правонарушения в протоколе об административном правонарушении изложено применительно к диспозиции рассматриваемой нормы, с учетом факта вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора и срока исполнения требований, направленных после вынесения соответствующего постановления.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что администрация Горнозаводского городского округа Пермского края обоснованно привлечена должностным лицом к административной ответственности по ч.1 ст.17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вопреки доводам жалобы, постановление по делу об административном правонарушении содержит все необходимые сведения, установленные при рассмотрении дела об административном правонарушении, по своему содержанию является мотивированным и соответствует требованиям ст.29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и Федерального закона «Об исполнительном производстве».
То обстоятельство, что в бюджете муниципального образования, который является дотационным, отсутствуют денежные средства, само по себе основанием для отмены обжалуемого постановления по делу об административном правонарушении не является.
Напротив, следует отметить, что отсутствие денежных средств и недостаточное финансирование из соответствующего бюджета не является основанием для неисполнения решения суда и не свидетельствует о совершении должником всех зависящих от него мер по исполнению судебного акта, в связи с чем, не является основанием, исключающим административную ответственность администрации Горнозаводского городского округа Пермского края в совершении вмененного ей административного правонарушения, так как возложенная на орган местного самоуправления вышеперечисленная обязанность не ставится в зависимость от наличия или отсутствия достаточных финансовых средств либо иных условий.
Несогласие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, с оценкой, данной должностным лицом, собранным по делу доказательствам, также не является основанием для отмены обжалуемого постановления по делу об административном правонарушении.
Оснований для признания данного административного правонарушения малозначительным не имеется, исходя из следующего.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Вместе с тем, наступление неблагоприятных последствий не является квалифицирующим признаком объективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отсутствие указанных последствий не свидетельствует о малозначительности совершенного правонарушения. Напротив, длительное, в течение нескольких лет, неисполнение судебного решения существенным образом затрагивает права и законные интересы граждан, представляет существенное нарушение охраняемых общественных отношений.
Постановление о привлечении администрации Горнозаводского городского округа Пермского края к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст.4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей назначено администрации Горнозаводского городского округа Пермского края в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5 и 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч.1 ст.17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом характера совершенного административного правонарушения, фактических обстоятельств дела, имущественного и финансового положения юридического лица, отсутствия смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств, а потому является справедливым.
Иных оснований для изменения либо отмены постановления начальника отделения – старшего судебного пристава Отделения судебных приставов по г.Чусовому и Горнозаводскому району ГУФССП России по Пермскому краю Т. ... от 31.03.2023 не имеется, в связи с чем, жалобу администрации Горнозаводского городского округа Пермского края следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
Постановление начальника отделения – старшего судебного пристава Отделения судебных приставов по г. Чусовому и Горнозаводскому району Главного управления Федеральной службы судебных приставов России по Пермскому краю Т. ... от 31 марта 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации Горнозаводского городского округа Пермского края оставить без изменения, жалобу администрации Горнозаводского городского округа Пермского края - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Чусовской городской суд Пермского края (постоянное судебное присутствие в г.Горнозаводск) в течение 10 суток со дня вручения копии решения.
Судья подпись Е.Н.Акулова
Копия верна: Судья