Дело № 2-138/2019 (12RS0009-01-2019-000189-64)
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
11 апреля 2019 г. пгт. Морки
Моркинский районный суд Республики Марий Эл в составе:
председательствующего судьи Лапшиной Т.И.,
при секретаре судебного заседания Корольковой Е.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Банаря М. В. к государственному учреждению-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Моркинском районе Республики Марий Эл о признании права на досрочное назначение пенсии,
у с т а н о в и л :
Истец Банарь М.В. обратился в суд с исковым заявлением, в котором просил признать за ним право на досрочное назначение страховой пенсии по старости как лицу, воспитавшему ребенка-инвалида.
В обоснование своих требований истец указал, что 08 августа 2018 г. ему исполнилось 55 лет, в связи с чем 11 сентября 2019 г. он обратился к ответчику с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии, поскольку его сын Банарь В.М. являлся инвалидом с детства и он его воспитал до совершеннолетия. В назначении указанной пенсии ему было отказано, поскольку не сохранились документы, подтверждающие наличие у сына инвалидности.
В судебном заседании истец Банарь М.В. свои исковые требования поддержал полностью и пояснил суду, что является отцом Банарь В.М. 27 февраля 1991 г.р. Его сын с рождения был признан инвалидом, перенес операции по поводу косолапости и инвалидность с него снята в 1996 г. В связи с инвалидностью сыну была назначена пенсия. Однако, никакие документы, подтверждающие наличие у ребенка инвалидности, не сохранились, в связи с чем он не мог их представить в территориальный орган Пенсионного фонда. В связи с этим в назначении пенсии по старости ему было отказано. Считает, что отказ является незаконным, просит это установить в судебном порядке и признать за ним право на досрочную пенсию по старости как родителю ребенка-инвалида, поскольку его жена этим правом не воспользовалась.
Представитель ответчика - государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Моркинском районе Республики Марий Эл Димитриева Л.И. исковые требования истца не признала и пояснила, что истец имеет страховой стаж более 20 лет, однако, не смог подтвердить наличие у его сына инвалидности в детском возрасте, в связи с чем ему было отказано в досрочном назначении пенсии по старости обоснованно.
Изучив представленные доказательства, заслушав стороны, свидетелей, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
Согласно ст. 8 Федерального Закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в редакции, действующей на момент рассмотрения обращения истца, право на страховую пенсию по старости имели мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии со ст. 32 указанного Федерального закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 одному из родителей инвалидов с детства, воспитавшему их до достижения ими возраста 8 лет: мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права к компетенции законодателя (статья 39, часть 2). Определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии, в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств.
Действуя в рамках предоставленных ему полномочий, законодатель в пункте 1 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрел в том числе, право одного из родителей инвалидов с детства, воспитавших их до достижения ими возраста 8 лет, на назначение страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (далее - досрочная страховая пенсия по старости): мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.
П. 1 ч. 1 ст. 32 Федерального закона "О страховых пенсиях", устанавливающий право многодетной матери, одного из родителей (опекунов) ребенка - инвалида с детства на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, представляет собой дополнительную гарантию социальной защиты для лиц, выполнявших социально значимую функцию воспитания детей в многодетной семье и детей - инвалидов с детства, сопряженную с повышенными психологическими и эмоциональными нагрузками, физическими и материальными затратами. Такое правовое регулирование направлено на социальную защиту указанной категории граждан, обусловлено приоритетом интересов и благосостояния детей, отражает признание общественной значимости осуществления материнской функции, направлено на защиту семьи, материнства, отцовства, опекунства и детства, имеет целью установление для соответствующей категории лиц с семейными обязанностями особых мер социального обеспечения, что согласуется с конституционными ценностями справедливости и юридического равенства и основанным на них принципом сбалансированности прав и обязанностей.
Одним из обязательных условий досрочного назначения страховой пенсии по указанному основанию является достижение ребенком возраста 8 лет, что вызвано особой значимостью ухода и воспитания детей до достижения ими указанного возраста, когда ребенок приобретает навыки самообслуживания и начинает обучение в начальной школе, свидетельствует о многолетней заботе о нем и соотносится с предусмотренным оспариваемым законоположением сроком, на который сокращается пенсионный возраст и требуемый страховой стаж (пять лет).
Необходимым условием для досрочного назначения трудовой пенсии по старости одному из родителей (опекуну) в соответствии с указанными положениями закона является факт признания ребенка инвалидом в установленном порядке. Возраст ребенка, в котором он был признан инвалидом с детства (например, после достижения ребенком 8-летнего возраста), продолжительность периода, в течение которого он был инвалидом, а также то, что на момент установления пенсии одному из родителей (опекуну) ребенок уже не является инвалидом с детства (либо умер), значения не имеют.
Истец Банарь М.В. является отцом Банаря В. М. 27 февраля 1991 г.р.
Решением УПФР в Моркинском районе Республики Марий Эл № … от 10 декабря 2018 г. истцу Банарю М.В. в назначении страховой пенсии по старости согласно ст. 32 ч. 1 п. 1 Закона «О страховых пенсиях в Российской Федерации» отказано ввиду отсутствия оснований, поскольку документами, подтверждающими, что ребенок являлся инвалидом, служат медицинское заключение или выписка из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, выдаваемые федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
В зависимости от степени расстройства функций организма лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок-инвалид".
Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.
На основании п. 12 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного приказом Минтруда России от 28.11.2014 N 958н, для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 - 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 6 и 7 настоящего перечня, необходимы, в том числе, документы подтверждающие, что ребенок признавался инвалидом с детства или ребенком-инвалидом.
Согласно п. 74 Перечня документом, подтверждающим, что гражданин, в том числе ребенок в возрасте до 18 лет, является (являлся) инвалидом, а также период инвалидности, дата и причина установления инвалидности является выписка из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, выдаваемая федеральным учреждением медико-социальной экспертизы.
Согласно п. 1 приложения 2 приказа Минздрава Российской Федерации от 04.07.1991 N 117 "О порядке выдачи медицинского заключения на детей - инвалидов в возрасте до 16 лет", действовавшего на момент установления инвалидности Банарю В.М., инвалидность у детей - значительное ограничение жизнедеятельности, приводящее к социальной дезадаптации вследствие нарушения развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем.
Показанием для определения инвалидности у детей являются патологические состояния, возникающие при врожденных, наследственных и приобретенных заболеваниях и после травм.
Вопрос об установлении инвалидности рассматривается после проведения диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий, Инвалидность означает необходимость предоставления социальной защиты или помощи, объем и структура которых определяются в виде индивидуальной программы реабилитации с учетом комплекса медицинских, личностно-психологических, социально - педагогических факторов. При этом учитываются: характер заболевания, возраст, степень нарушения функций, состояние компенсаторных механизмов, прогноз течения заболевания, возможность социальной адаптации и удовлетворения потребности в различных видах и формах социального обеспечения.
В соответствии с п. 2 приложения 2 приказа N 117 вопрос об определении ребенку инвалидности и ее сроков по патологическим состояниям, включенным в раздел I "Медицинских показаний" решают коллегиально врачи специализированной больницы (отделения) после проведения комплексного адекватного лечения при необходимости продолжения его в амбулаторно-поликлинических условиях в течение длительного времени (более 6 месяцев).
Медицинское заключение по установленной форме оформляется детскими городскими поликлиниками и больницами, городскими, центральными, районными и районными больницами и поликлиниками, поликлиниками на водном и железнодорожном транспорте, специализированными диспансерами (отделениями, кабинетами) и другими лечебно - профилактическими учреждениями, оказывающими медицинскую помощь детям и подросткам, на основании коллегиального решения специалистов в соответствии с "Медицинскими показаниями, при которых ребенок в возрасте до 16 лет признается инвалидом".
Медицинское заключение оформляется за подписью главного врача лечебно-профилактического учреждения или заместителя главного врача по медицинской части и лечащего врача соответствующего профиля, представившего ребенка на инвалидность, заверяется круглой печатью и в 3-дневный срок направляется в районный (городской) отдел социального обеспечения по месту жительства родителей или опекуна ребенка. На руки родителям (опекуну) выдается справка, подтверждающая, что медицинское заключение на их ребенка - инвалида направлено в отдел соцобеспечения (п. 4 приложения 2 приказа N 117).
Ввиду изложенного, в период с 1991 по 1996 годы инвалидность ребенка определялась коллегиально врачами специализированной больницы (отделения) после проведения комплексного адекватного лечения, о чем составлялось медицинское заключение, а не акт освидетельствования гражданина.
Согласно справке ГБУ РМЭ «Моркинская ЦРБ» № … от 23 октября 2018 г. данные по первичному медико-социальному заключению на ребенка-инвалида Банарь В.М. 27 февраля 1991 г.р. в указанном учреждении отсутствуют. Протоколы решений врачебной комиссии (подкомиссии врачебной комиссии) подлежат хранению в течение 10 лет в соответствии с приказом № 502н от 05 мая 2012 г. На основании этого приказа документы по врачебной комиссии уничтожены в связи с истечением срока хранения.
Свидетель Б. подтвердила, что их с ответчиком совместный ребенок – сын В. родился с косолапостью, в связи с чем проходил оперативное лечение, затем восстановительное лечение, носил гипс в течение 2 лет, ему была установлена инвалидность и назначена пенсия. В возрасте 5 лет инвалидность была снята. Ее супруг осуществлял уход за ребенком, проживал с ними совместно в это время.
Свидетель Я. пояснила суду, что Банарь В.М. проживал на ее врачебном участке, являлся ребенком-инвалидом с детства, постоянно посещался на дому медицинскими работниками, перенес оперативное вмешательство. Впоследствии с учета как ребенок-инвалид был снят.
Свидетель А. дала суду аналогичные показания.
Согласно медицинской карте всероссийской диспансеризации детей Банарь В.М. имел инвалидность с детства в связи с состоянием после операции 2-хсторонней косолапости.
Согласно справке ГУ УПФР в Моркинском районе Республики Марий Эл № 211 от 07 февраля 2019 г. выплатное дело на Банарь В. М. в архивном фонде учреждения отсутствует. Согласно акту «О выделении к уничтожению пенсионных дел, не подлежащих хранению» от 01 февраля 2012 г. выплатное дело Банарь М.В. 27 февраля 1991 г.р., с. Ш., пенсия по инвалидности, уничтожено с связи с истечением срока хранения.
В указанном выше акте за номером 210 перечислено пенсионное дело Банарь М.В. 27 февраля 1991 г.р., с. Ш. со ссылкой на пенсию по инвалидности.
Следовательно, Банарь М.В. являлся ребенком-инвалидом и получал в связи с этим пенсию по инвалидности.
Таким образом, судом получено достаточно доказательств, подтверждающих факт воспитания истцом ребенка-инвалида с детства, что в свою очередь является основанием для признания за ним права на досрочно назначение страховой пенсии по старости, поскольку другие условия назначения указанной пенсии полностью соблюдены.
Руководствуясь ст.ст. 193-196 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Отказ государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Моркинском районе Республики Марий Эл от 10 декабря 2018 г. в назначении Банарю М. В. страховой пенсии по старости в соответствии с п.1 ч.1 ст. 32 Федерального Закона № 400-ФЗ признать незаконным.
Обязать государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Моркинском районе Республики Марий Эл назначить Банарю М. В. страховая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного ст. 8 Федерального Закона, как родителю инвалида с детства, воспитавшему его до достижения ими возраста 8 лет, с даты обращения, т.е. с 11 сентября 2018 г.
Взыскать с государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Моркинском районе (ИНН 1208003531, ОГРН 1021200648094, дата регистрации 24.10.2002) в пользу Банаря М. В. 300 руб. возврата государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл через Моркинский районный суд в месячный срок со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий
Судья Т.И.Лапшина
16.04.2019