Судья Егошин И.В.
Дело № 71-293/2023
УИД 59RS0007-01-2023-003666-74
Р Е Ш Е Н И Е
г. Пермь 20 июня 2023 г.
Судья Пермского краевого суда Синицына Т.А., при ведении протокола секретарем Каско Н.С., с участием Сергеевой И.В., защитника Березина А.Г., должностного лица составившего протокол об административном правонарушении Б., рассмотрев в судебном заседании жалобу защитника Сергеевой Ирины Владимировны – Березина Александра Николаевича на постановление судьи Свердловского районного суда г. Перми от 24 мая 2023 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Сергеевой Ирины Владимировны,
у с т а н о в и л:
постановлением судьи Свердловского районного суда г. Перми от 24 мая 2023 г. Сергеева И.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 2000 рублей.
В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, защитник Березин А.Н. просит постановление судьи районного суда отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения ссылаясь на его незаконность, поскольку судьей не дана в полной мере оценка представленным доказательствам, а именно докладной вахтера. Объяснения К. являются ложными, сотрудники Росгвардии должны были требовать соблюдения общественного порядка, прекращения противоправных действий от К., а не Сергеевой И.В.
В судебном заседании в краевом суде Сергеева И.В., защитник Березин А.Г. на удовлетворении жалобы настаивали.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении Б., возражал против удовлетворения жалобы.
Изучив доводы жалобы, заслушав лиц принимавших участие в судебном заседании, исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья краевого суда приходит к следующему выводу.
Войска национальной гвардии Российской Федерации (далее - войска национальной гвардии) являются государственной военной организацией, предназначенной для обеспечения государственной и общественной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина (статья 1 Федерального закона от 03 июля 2016 г. № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 03 июля 2016 г. № 226-ФЗ).
К задачам войск национальной гвардии относится, в том числе, участие в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности (пункт 1 части 1 статьи 2 Федерального закона от 03 июля 2016 г. № 226-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 9 указанного Федерального закона войска национальной гвардии наделены следующими полномочиями: требовать от граждан соблюдения общественного порядка; требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий; пресекать преступления, административные правонарушения и противоправные действия; доставлять граждан в служебное помещение органа внутренних дел (полиции) в целях решения вопроса о задержании гражданина, осуществлять меры по обеспечению собственной безопасности и др.
Законные требования сотрудников войск национальной гвардии при реализации ими полномочий войск национальной гвардии обязательны для исполнения гражданами и должностными лицами (часть 3 статьи 8 Федерального закона от 03 июля 2016 г. № 226-ФЗ).
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, 23 мая 2023 г. в 19 часов 20 минут Сергеева И.В., находясь во дворе дома по адресу: ****, выражалась грубой нецензурной бранью в адрес сотрудников Росгвардии, угрожала должностной расправой, на неоднократные законные требования прекратить противоправные действия не реагировала, продолжала вести себя нагло и вызывающе, размахивала руками, пыталась ударить сотрудников Росгвардии, хваталась за форменное обмундирование, вела себя неадекватно и агрессивно, чем оказала неповиновение законному требованию сотрудников Росгвардии.
По данному факту 23 мая 2023 г. полицейским 2 взвода 5 роты полка полиции УВО по г. Перми в отношении Сергеевой И.В. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения Сергеевой И.В. постановлением судьи районного суда, к административной ответственности, установленной данной нормой.
Однако с постановлением судьи районного суда согласиться нельзя по следующим основаниям.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Частью 1 статьи 19.3 названного Кодекса установлена административная ответственность за неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, военнослужащего либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы либо сотрудника войск национальной гвардии Российской Федерации в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей.
Основанием для привлечения Сергеевой И.В. к административной ответственности послужило то, что она, при описанных выше обстоятельствах, будучи в общественном месте во дворе дома по адресу: ****, выражалась грубой нецензурной бранью в адрес сотрудников Росгвардии на законные требования прекратить противоправные действия не реагировала, продолжала вести себя нагло и вызывающе, размахивала руками, пыталась ударить сотрудников Росгвардии, хваталась за форменное обмундирование, вела себя неадекватно и агрессивно, т.е. нарушала общественный порядок, оказывала неповиновение законному требованию сотрудника Росгвардии.
Объективная сторона вменяемого правонарушения, описанная в протоколе содержит описание того факта, что Сергеева И.В. находясь в общественном месте после требования прекратить противоправные действия продолжала вести себя нагло и вызывающе, размахивала руками, пыталась ударить сотрудников Росгвардии, хваталась за форменное обмундирование, вела себя неадекватно и агрессивно, что соответствует описанию нарушения общественного порядка в общественном месте, которое было сопряжено с неповиновением законному требованию лица, исполняющего обязанности по охране общественного порядка при пресечении нарушения общественного порядка.
Как указано выше, обязанность выполнять все законные требования сотрудников войск национальной гвардии при реализации ими полномочий войск национальной гвардии установлена частью 3 статьи 8 Федерального закона от 03 июля 2016 г. № 226-ФЗ.
Из материалов дела следует, что требования Сергеевой И.В. о прекращении нарушения общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью предъявлялись представителями власти, что подтверждает законность этих требований, а грубая нецензурная брань высказывалась в адрес сотрудников Росгвардии.
Таким образом, нахождение Сергеевой И.В. в общественном месте, где она выражалась грубой нецензурной бранью в адрес сотрудников Росгвардии не реагируя на законные требования прекратить противоправные действия продолжая вести себя нагло и вызывающе, размахивала руками, пыталась ударить сотрудников Росгвардии, хваталась за форменное обмундирование, вела себя неадекватно и агрессивно, тем самым совершая действия, нарушающие общественный порядок в общественном месте, сопряженные с неповиновением законному требованию представителя власти, охватывается диспозицией части 2 статьи 20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которой установлена административная ответственность за мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества сопряженные с неповиновением законному требованию представителя власти либо иного лица, исполняющего обязанности по охране общественного порядка или пресекающего нарушение общественного порядка. Указанная норма в данном случае является специальной по отношению к части 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, деяние, за совершенное которого Сергеева И.В. привлечена к административной ответственности, не образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем переквалификация в данном случае невозможна по следующим основаниям.
Согласно правовой позиции, выраженной в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», при рассмотрении дела об административном правонарушении, а также при пересмотре постановления или решения по такому делу возможна переквалификация действий (бездействия) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, и при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Статьи 19.3 и 20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях размещены в разных главах названного Кодекса: в главе 19 «Административные правонарушения против порядка управления» и в главе 20 «Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность» соответственно.
Административные правонарушения, предусмотренные указанными нормами, имеют разные родовые объекты посягательства. Для статьи 19.3 названного Кодекса таким объектом является порядок управления, для статьи 20.1 названного Кодекса - общественный порядок и общественная безопасность.
Совокупность условий позволяющих произвести переквалификацию действий лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствует.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;
При таких обстоятельствах постановление судьи Свердловского районного суда г. Перми от 24 мая 2023 г., вынесенное в отношении Сергеевой И.В. по настоящему делу об административном правонарушении, подлежит отмене, а производство по делу - прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса в связи с отсутствием в деянии Сергеевой И.В. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7, статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья краевого суда
решил:
постановление судьи Свердловского районного суда г. Перми от 24 мая 2023 г., вынесенное в отношении Сергеевой Ирины Владимировны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить.
Судья - (подпись)