Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
07 мая 2024 года г. Салехард
Салехардский городской суд в составе:
Председательствующего судьи: Лисиенкова К.В.
при секретаре судебного заседания: Якуповой А.У.
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело № 2-287/2024 по исковому заявлению прокурора города Салехарда в интересах Арефьевой Валентины Ивановны, Каримовой А.Н., ФИО7, ФИО1, ФИО2, ФИО8, ФИО3 к администрации МО г. Салехард о предоставлении жилого помещения на условиях договора социального найма взамен жилого помещения признанного авариными и подлежащим сносу
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г.Салехарда в интересах Арефьевой В.И., Каримовой А.Н., ФИО7, ФИО1, ФИО2, ФИО8, ФИО3 обратился с иском в суд к администрации МО г. Салехард о предоставлении жилого помещения на условиях договора социального найма взамен жилого помещения признанного авариными и подлежащим сносу. В обоснование требований иска прокурор указал, что при проверке доводов обращения семьи Каримовых установлены нарушения требований жилищного законодательства, ущемляющие права заявителя и членов их семьи. <адрес>, расположенная в доме по адресу: г. Салехард, <адрес>, площадью 51,6 кв.м. предоставлена Каримовой А.Н. и членам её семьи администрацией МО г. Салехард на основании договора социального найма №-СН от 12.02.2009. Каримова А.Н. и члены её семьи малоимущими не признаны, не состоят на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, иного жилья кроме аварийного в собственности и на праве пользования не имеют. Распоряжением администрации города Салехарда от 20.03.2018 №-р многоквартирный дом по <адрес> А признан аварийным и подлежащим сносу, срок расселения установлен на 31.12.2025 года. В муниципальные и региональные программы по ремонту и переселению граждан, дом не включен, жилые помещения маневренного фонда жильцам не предоставлялись. Указанное состояние дома препятствует безопасной эксплуатации здания и создает угрозу жизни и здоровью граждан, проживающих в нём. С учетом изложенного, жилое помещение, в котором проживают Каримова А.Н. и члены её семьи, представляет опасность для их жизни и здоровья по причине его аварийного состояния, в связи с чем, предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен аварийного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия или отсутствия жилых помещений у администрации МО г. Салехард. Арефьева В.И. является пенсионером по старости и инвали<адрес> группы бессрочно (общее заболевание). Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2016 № определены меры по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов. Просит возложить на администрацию МО г.Салехард обязанность предоставить Каримовой А.Н. и членам её семьи благоустроенное жилое помещение в г. Салехарде на основании договора социального найма, отвечающее установленным санитарным и техническим нормам, общей площадью не менее 51,6 кв.м., приспособленное для проживания инвалида в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2016 № 649.
В судебном заседании помощник прокурора Румянцев Д.А. исковые требования поддержал в полном объеме, приведя доводы, изложенные в иске.
Каримова А.Н. в судебном заседании поддержала требования прокурора. Дополнительно суду пояснила, что Арефьева В.И. является инвалидом 1 группы, у нее сахарный диабет, у нее в собственности имеется квартира общей площадью 29 кв.м. в г. Тюмени, которую она приобрела по программе «Сотрудничество», но в этой квартире она проживать не может, так как является инвалидом, за ней требуется уход. Также укахзала, что у нее с супругом ФИО7 в совместной собственности имеется квартира в г. Тюмени, общей площадью 56 кв.м., которую они приобрели по ипотечному кредиту.
Арефьева В.И., ФИО7, ФИО1, ФИО2, ФИО8, ФИО12, будучи извещенными надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Представитель ответчика Жусупова А.А., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения требований, поскольку предоставление во внеочередном порядке жилого помещения указанным гражданам нарушает права иных жильцов аварийного дома, срок расселения которого установлен до 31.12.2025 года. Исты не признаны малоимущими и на учете граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по догвоору социального найма не состоят, при этом согласно положений ст.57 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма внеочереди предоставляются граждан, единственное жилое помещение которых признано авариным и подлежащим сносу, а как следует из материалов дела, жилое помещение, которое признано авариным, для истцов не является единственным, у них в собственности имеются жилые помещения в г. Тюмени, куда они могут переехать для проживания.
Суд, выслушав доводы принимавших участие при рассмотрении дела сторон, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.
В ходе проведения прокуратурой г.Салехарда по обращению семьи Каримовых проверки по соблюдению администрацией МО г. Салехард требований жилищного законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства при расселении аварийного <адрес> А по ул. Чубынина в г.Салехарде установлено следующее: поддерживающие и противоаварийные мероприятия в указанном доме не проводились и не запланированы к их проведению. В муниципальные и региональные программы по ремонту и переселению граждан дом не включен, жилые помещения маневренного фонда жильцам не предоставлялись. Состояние дома препятствует безопасной эксплуатации здания и создает угрозу жизни и здоровью граждан, проживающих в нем поскольку фундамент, цокольное и чердачное перекрытия, несущие стены многоквартирного <адрес> А по ул. Чубынина находятся в недопустимом состоянии.
В соответствии с п.п.1, 8, 9 ч. 1 ст.14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся учёт муниципального жилищного фонда; признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции; осуществление муниципального жилищного контроля.
Согласно ч.2 ст.15 ЖК РФ жилое помещение должно быть пригодно для постоянного проживания граждан, т.е. отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Согласно п.49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 №47, к компетенции органа местного самоуправления отнесено принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Согласно ч.1 ст.85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу.
Согласно ч.1 ст.89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены ст.86-89 ЖК РФ, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населённого пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
Действующим законодательством предусмотрено как предоставление жилых помещений по договорам социального найма вне очереди в порядке п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ, так и самостоятельный порядок переселения граждан из аварийного жилищного фонда.
В силу положений п.1 ч.2 ст.57, ч.2 ст.49 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма вне очереди предоставляются гражданам, которые признаны малоимущими и нуждающимися, а также гражданам, являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или собственниками жилых помещений, единственные жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Иной порядок регламентирован ст.86 ЖК РФ в соответствии с которой, если дом, где находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
В соответствии с п.1, 8, 9 ч.1 ст.14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47, к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (п. 49).
Согласно разъяснениям, данным в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома.
Орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.
В ситуации, когда дальнейшее проживание в аварийном жилом помещении, предоставленном по договору социального найма, создает угрозу для жизни и здоровья нанимателя и членов его семьи, суд вправе обязать орган местного самоуправления предоставить указанным лицам другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке на основании ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (ч. 2 ст. 15 ЖК РФ).
В силу ч.2 ст. 28-5 Закона ЯНАО от 30.05.2005 № 36-3АО «О порядке обеспечения жилыми помещениями граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» нанимателю, проживающему по договору социального найма в жилом помещении, признанном непригодным для проживания, либо в жилом помещении в аварийном доме (далее - жилое помещение, непригодное для проживания), принятому по месту жительства на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, с его согласия предоставляется другое жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее нормы предоставления, установленной органами местного самоуправления на территории данного муниципального образования в автономном округе, при условии, если в результате такого предоставления наниматель и члены его семьи утрачивают основания для признания нуждающимися в жилых помещениях.
При определении общей площади жилого помещения, в соответствии с настоящей частью, расчет нормы предоставления площади жилого помещения производится только на членов семьи, состоящих совместно с нанимателем, проживающим по договору социального найма в жилом помещении, непригодном для проживания, по месту жительства на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, с учетом положений части 7 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьи 13-1 настоящего Закона, но не менее площади, равнозначной ранее занимаемому жилому помещению, непригодному для проживания. Положения части 7 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьи 13-1 настоящего Закона подлежат применению, в том числе в отношении принадлежащих нанимателю, проживающему по договору социального найма в жилом помещении, непригодном для проживания, и членам его семьи иных жилых помещений, непригодных для проживания, а также сделок, совершенных с данными жилыми помещениями.
В случаях, установленных федеральным законом, при предоставлении нанимателю, проживающему по договору социального найма в жилом помещении, непригодном для проживания, с его согласия жилого помещения по договору социального найма, а также при предоставлении с его согласия жилого помещения в собственность в соответствии с настоящей частью в границах иного населенного пункта в автономном округе общая площадь предоставляемого жилого помещения определяется исходя из нормы предоставления, установленной на территории муниципального образования в автономном округе, в котором расположено жилое помещение, непригодное для проживания.
Согласно положений ст.50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Решением Городской Думы МО город Салехард от 15.11.2005 N 34 "Об установлении учетной нормы площади жилого помещения, размера дохода и стоимости имущества в целях признания граждан малоимущими, а также нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма" в г. Салехарде установлена учетная норма не менее 16 квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи - для семей, состоящих из двух и более человек.
Материалами дела установлено, что <адрес>, площадью 51,6 кв.м., расположенная в доме по адресу: <адрес> А предоставлена Каримовой А.Н. и членам её семьи администрацией МО г. Салехард на основании договора социального найма №-СН от 12.02.2009.
Прокуратурой города в <адрес> А по <адрес> в г.Салехарде выявлены следующие нарушения: фундамент, цокольное и чердачное перекрытия, несущие стены многоквартирного дома находятся в недопустимом состоянии, что также установлено заключением МКУ «Финансовая дирекция городского хозяйства» от 20.07.2022 года №.
Распоряжением администрации города Салехарда от 20.03.2018 №-р многоквартирный дом по <адрес> А признан аварийным и подлежащим сносу, срок расселения установлен на 31.12.2025 года.
Согласно информации администрации МО г. Салехарда поддерживающие и противоаварийные мероприятия в <адрес> А по ул. Чубынина в г.Салехарда не проводились и не запланированы к проведению.
В муниципальные и региональные программы по ремонту и переселению граждан, дом не включен, жилые помещения маневренного фонда жильцам не предоставлялись.
Указанное состояние дома препятствует безопасной эксплуатации здания и создает угрозу жизни и здоровью граждан, проживающих в нём.
Каримова А.Н. и члены её семьи малоимущими не признаны, не состоят на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, иного жилья кроме аварийного в собственности и на праве пользования не имеют. Арефьева В.И. является пенсионером по старости и инвали<адрес> группы бессрочно (общее заболевание).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2016 № 649 определены меры по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов.
Определением суда по делу была назначена судебная экспертиза, производство которой было поручено Бюро независимых экспертиз. Согласно заключения эксперта № от 07.03.2024 жилое помещение по адресу: <адрес> пригодным для проживания не является, и для проживания непригодно ни для инвалида, на для членов ее семьи, так как: не отвечает требованиям, предъявляемым к безопасному проживанию в жилых помещениях согласно Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания", утвержденного Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 2; находится в здании признанного непригодным для проживания решением МВК Администрации МО г. Салехард № от 20.07.2022; находится в здании, основные несущие конструкции и инженерное оборудование которого находятся в недопустимом состоянии, которое в свою очередь характеризуется как категория технического состояния строительной конструкции или здания и сооружения в целом, характеризующая снижение несущей способности и эксплуатационных характеристик, при котором существует опасность для пребывания людей и сохранности оборудования (необходимо проведение страховочных мероприятий и усиление конструкций). В связи с тем, что техническое состояние жилого помещения создает угрозу жизни и здоровью граждан, проживающих в нем, из-за возможного падения острых, тяжелых падающих предметов элементов строительных конструкций межбалочного заполнения перекрытий 2-го этажа дома; возможного аварийного разрушения (из-за деформированных стен) стояков и подводок приборов отопления горячей водой; невозможности для жильцов (в том числе инвалидов) обеспечить требуемые параметры микроклимата в кухне и жилых помещениях; несоответствия путей эвакуации противопожарным требованиям и, соответственно, невозможности для жильцов безопасной эвакуации при пожаре; условия проживания инвалида-колясочника в жилом помещении не соответствуют и нарушают требования ст.15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"; требуется немедленное отселение жильцов из жилого помещения.
Иных сведений о том, что на момент разрешения спора состояние жилого <адрес> в г. Салехарде поддерживается ответчиком в состоянии пригодном для проживания, не представлено.
Как видно из материалов дела, спорный дом признан аварийным и подлежащим сносу, техническим отчетом, заключением эксперта, установлена невозможность дальнейшей эксплуатации данного жилого дома и проживания в нем граждан ввиду недопустимого состояния всех конструкций дома.
Представленными доказательствами и материалами дела установлена угроза жизни и здоровью проживающих в спорном жилом помещении истцов, в связи с чем, требуется их немедленное отселение в другое жилое помещение.
Признание дома аварийным и подлежащим сносу, а также наличие угрозы для жизни и здоровья граждан свидетельствует о наличии у ответчика обязанности по отселению семьи истцов из аварийного дома в другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, не ожидая срока отселения.
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или собственниками жилых помещений, единственные жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. (п.1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ).
Согласно сведений из ЕГРН в собственности Каримовой А.Н. и ФИО7, в общей совместной собственности на жилое помещение по адресу: г. Тюмень <адрес>, общей площадью 56,8 кв.м. Согласно сведений из ЕГРН у Арефьевой В.И. в собственности находится жилое помещение по адресу: г. Тюмень, <адрес>. Согласно сведений из ЕГРН у ФИО1, ФИО2, ФИО8, ФИО3 в собственности жилых помещений не имеется.
Поскольку занимаемое нанимателем Каримовой А.Н. и членами её семьи жилое помещение признано аварийным и подлежащим сносу, пребывание в занимаемом жилом помещении граждан признано опасным для их жизни и здоровья, требуется их немедленное отселение, то в силу приведённых выше положений норм жилищного законодательства, суд приходит к выводу о удовлетворении завяленных требований прокурора, и предоставлении во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма благоустроенного, отвечающего установленным требованиям, и находящееся в черте города Салехарда, общей площадью не менее 51,6 кв.м., то есть равнозначным ранее занимаемому. Жилое помещение должно быть предоставлено во внеочередном порядке, хотя признанное аварийным и подлежащим сносу жилое помещение, занимаемое истцами по договору социального найма для них не является единственным на территории Российской Федерации, согласно приведенных выше материалов дела у них в собственности имеются иные жилые помещения в г. Тюмени, но проживание истцов в занимаемом ими по договору социального найма жилом помещении, которое признано авариным и подлежащим сносу, невозможно, в виду наличия грозу для их жизни и здоровья и установления судом обстоятельства требующего их немедленного отселения. Предоставляемое жилое помещение должно быть приспособленным для проживания инвалида в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 09.07.2016 № 649, поскольку член семьи нанимателя Арефьева В.И. является инвалидом 1-й групп.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░7, ░░░1, ░░░2, ░░░8, ░░░3 ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░7, ░░░1, ░░░2, ░░░8, ░░░3 ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 51,6 ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ 09.07.2016 № 649.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 16 ░░░ 2024 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░