Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1505/2022 ~ М-1198/2022 от 18.07.2022

66RS0051-01-2022-001934-31

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Серов 25 октября 2022г.

Серовский районный суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Александровой Е.В., при помощнике судьи Глушковой А.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1505/2022 по иску Серовского городского прокурора, действующего в интересах неопределённого круга лиц к администрации Серовского городского округа о понуждении к действию

с участием помощника Серовского городского прокурора Чернова С.А.,

представителя ответчика Каштановой Е.Г., действующей на основании доверенности,

УСТАНОВИЛ:

Серовский городской прокурор, действуя в интересах неопределённого круга лиц, обратился с исковыми требованиями к администрации Серовского городского округа просит возложить обязанность на администрацию Серовского городского округа со дня вступления решения суда в законную силу присвоить адреса и внести их в Федеральную информационную автоматизированную систему (ФИАС) в отношении нежилых помещений, расположенных по адресу: <адрес>, нежилое помещение (кадастровый ), <адрес>, нежилое помещение (кадастровый ), <адрес>, нежилое помещение (кадастровый ).

В обоснование своих исковых требований прокурор указал, что в рамках проведенных надзорных мероприятий по обращению ООО «Торговая компания «Добрый хлеб», установлен факт отсутствия в федеральной информационной адресной системе (далее - ФИАС) сведений о нежилых помещениях, расположенных по адресу: <адрес>, нежилое помещение (кадастровый ), <адрес>, нежилое помещение (кадастровый ), <адрес>, нежилое помещение (кадастровый ).

В ходе надзорных мероприятий установлено, что ООО «Торговая компания «Добрый хлеб» 04.04.2022г. обратилось в администрацию Серовского городского округа с заявлением о присвоении адресов вышеуказанным помещениям и внесения их в ФИАС. Письмом Главы Серовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ в присвоении адресов и внесении их в ФИАС ООО «Торговая компания «Добрый хлеб» было отказано.

ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой города в адрес Главы Серовского городского округа было внесено представление об устранении выявленных нарушений федерального законодательства. ДД.ММ.ГГГГ указанное представление было рассмотрено, в удовлетворении представления было отказано, в настоящее время адреса вышеуказанным объектам не присвоены, сведения в ФИЛС внесены.

Определением от 28.08.2022г. к участию в деле привлечены в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора налоговый орган – оператора ФИАС в лице Управления ФНС России по <адрес>, которая несет обязанность по уведомлению лиц, а так же Министерство агропромышленного комплекса и потребительского рынка <адрес>.

В судебном заседании помощник Серовского городского прокурора Чернов С.А. поддержал исковые требования по доводам, изложенным в иске, указал, что иск подан в защиту неопределенного круга лиц, права предпринимателей нарушаются.

Представитель ответчика Каштанова Е.Г. в судебном заседании возражала против иска, считает отказ законным, т.к. присвоение адреса является муниципальной услугой, за которой ООО «Торговая компания «Добрый хлеб» не обращалось, поэтому заявление не рассматривалось. Также данная компания не является правообладателем, она владеет помещениями на праве субаренды. Внесение сведений об адресе возможно исключительно в рамках оказания государственных (муниципальных) услуг, в порядке установленном законодательством. Считает, что прокурор в данном случае обращается в защиту ООО «Торговая компания «Добрый хлеб». Также в адрес ответчика не поступали уведомления об отсутствии адреса в ФИАС. Считает, что возложение такой обязанности на администрацию будет способствовать совершению указанных действий в обход установленного порядка.

Третьи лица, на заявляющее самостоятельных требований ООО «Торговая компания «Добрый хлеб», Управления ФНС России по <адрес>, Министерство агропромышленного комплекса и потребительского рынка <адрес> своих представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом и в срок. Управление ФНС России по <адрес> представило ходатайство о рассмотрении дела без участия его представителя.

Министерство агропромышленного комплекса и потребительского рынка <адрес> представило отзыв на иск, в котором просит о рассмотрении дела без его участия, в отзыве указало, в соответствии с Положением оно размещает сведения об адресах в государственном адресном реестре в соответствии с в порядком ведения государственного адресного реестра в и в установленные сроки. Органом местного самоуправления осуществляется размещение в Государственном адресном реестре сведений о кадастровых номерах объектов невидимости, являющихся объектами адресации, в привязке к сведениям об адресах таких объектов адресации. 16.11.2021г. ООО «торговая компания «добрый хлеб» обралась в Министерство с заявлением о выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции в обезболенных подразделениях, расположенных в <адрес>: нежилое помещение по <адрес>.2, нежимое помещение по <адрес>, нежилое помещение по <адрес>. При экспертизе документов, выявлено отсутствие сведения об адресах данных объектов ФИАС. 20.12.2021г. от главы Серовского городского округа поступил ответ, что адреса данным объетам не присваивались. 04.02.2022г. Министерством было направлено письмо в УФНС России по <адрес> с просьбой решить вопрос о внесении в государственный реестр сведений об адресе объектов.18.02.2022г. в государственный адресный реестр адресные сведения по другим адресам 1403395, 1403397, 1403398 были внесены муниципальным образованием, 28.12.2021г. ООО «Торговая компания «Добрый хлеб» была выдана лицензия на продажу алкоголя 28.12.2021г. По спорным адресам данная компания в Министерство за переоформлением лицензии на розничную продажу алкогольной продукции по указанным адресам не обращалась.

Руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ суд определил, рассмотреть гражданское дело в отсутствие надлежащим образом извещенных третьих лиц о времени и месте рассмотрения дела.

Суд, заслушав стороны, исследовав письменные доказательства по делу, на предмет их относимости, допустимости, достоверности и достаточности, по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, пришел к следующим выводам.

В соответствии со ст. 45 ч. 1 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ст. 27 п. 4, ст. 35 п. 3 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересы общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Отношения, возникшие в связи с ведением государственного адресного реестра, осуществлением эксплуатации Федеральной информационной адресной системы (ФИАС), а также отношения по использованию содержащихся в Государственном адресном реестре сведений об адресах регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 443-ФЗ «О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее-Федеральный закон № 443-ФЗ).

В соответствии с пунктами 1, 2 ч. 3 ст. 5 Федерального закона 28.12.2013 № 443-ФЗ «О федеральной информационной адресной системе : внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления осуществляют следующие полномочия:

присваивают адреса объектам адресации, изменяют адреса объектов адресации,. аннулируют их в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами присвоения, изменения, аннулирования адресов;

размещают сведения об адресах в государственном адресном реестре в соответствии с порядком ведения Государственного адресного реестра и в сроки, определенные установленными Правительством Российской Федерации правилами присвоения, изменения, аннулирования адресов.

Порядок присвоения адресов объектам адресации установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2014 № 1221 «Об утверждении Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов» (далее - Правила).

Согласно п. 7 Правил присвоение объектам адресации адресов и аннулирование таких адресов осуществляются уполномоченными органами по собственной инициативе или на основании заявлений физических или юридических лиц.

В соответствии с пп. 25, 26, 27 Правил, датой присвоения объекту адресации адреса, изменения или аннулирования его адреса признается дата внесения сведений об адресе объекта адресации в государственный адресный реестр.

Заявление о присвоении объекту адресации адреса или об аннулировании его адреса подается собственником объекта адресации по собственной инициативе либо лицом, обладающим одним из следующих вещных прав на объект адресации:

а)    право хозяйственного ведения;

б)    право оперативного управления;

в)    право пожизненно наследуемого владения;

г)    право постоянного (бессрочного) пользования.

В соответствии с ч. 3 ст. 9 Федерального закона от 28.12.2013 № 443-ФЗ «О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления обязаны:

в соответствии с установленным Правительством Российской Федерации порядком межведомственного информационного взаимодействия при ведении государственного адресного реестра проверить достоверность, полноту и актуальность содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах и при необходимости внести изменения в указанные сведения;

разместить ранее не размещенные в государственном адресном реестре сведения об адресах, присвоенных объектам адресации до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

В соответствии с п. 2 ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 № 443-ФЗ «О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» достоверность, полноту и актуальность содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах обеспечивают орган местного самоуправления, разместившие такие сведения. За не размещение либо несвоевременное размещение сведений об адресах в государственном адресном реестре, размещение недостоверных (искаженных) и (или) неполных сведений об адресах в государственном адресном    реестре, несвоевременное устранение выявленных оператором федеральной информационной адресной системы несоответствий, указанных в части 4 статьи 7 и части 6 статьи 9 настоящего Федерального закона, либо несвоевременное направление оператору федеральной информационной адресной системы указанного в части 5 статьи настоящего Федерального закона мотивированного уведомления об отсутствии несоответствий должностные лица органа местного самоуправления, уполномоченные на выполнение указанных действий, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Кроме того, учитывая вышеизложенное, бездействие администрации Серовского городского округа, выраженное в невнесении сведений в ФИАС, нарушает принцип, установленный ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 443-ФЗ «О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»:

- обеспечение достоверности, полноты и актуальности содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах.

Так как, согласно вышеуказанному, именно орган местного самоуправления обеспечивает достоверность, полноту и актуальность содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах.

Согласно п. 27 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» присвоение адресов объектам адресации, изменение, аннулирование адресов, присвоение наименований элементам улично-дорожной сети (за исключением автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения), наименований элементам планировочной структуры в границах муниципального, городского округа, изменение, аннулирование таких наименований, размещение информации в государственном адресном реестре.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 443-ФЗ «О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», содержащиеся в государственном адресном реестре сведения об адресах являются общедоступной информацией, размещаемой в том числе в форме открытых данных.

Содержащиеся в государственном адресном реестре сведения об адресах обязательны для использования органами государственной власти, органами местного самоуправления, в том числе при предоставлении государственных услуг и муниципальных услуг, а также для использования при оказании услуг почтовой связи.

Государственный адресный реестр размещается на официальном сайте федеральной информационной адресной системы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», определенном оператором федеральной информационной адресной системы, и должен быть доступен для просмотра без подачи запросов и взимания платы.

Предоставление содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах по запросам заинтересованных лиц осуществляется на бумажном носителе или с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе единого портала государственных и муниципальных услуг, а также единой системы межведомственного электронного взаимодействия.    , ;;

Предоставление содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах с использованием информационно- телекоммуникационных сетей общего пользования, за исключением обобщенной информации, полученной в результате обработки информации, содержащейся в государственном адресном реестре, осуществляется бесплатно.

Таким образом, информация, содержащаяся в ФИАС носит открытый общедоступный характер, не размещение органом местного самоуправления - администрацией Серовского городского округа соответствующих сведений.

нарушает права неопределённого круга лиц на получение достоверных сведений из ФИАС.

В судебном заседании установлено, что в муниципальной собственности Серовского городского округа находятся нежилые помещения, расположенные по адресам::

- <адрес>, нежилое помещение (кадастровый ),

- <адрес>, нежилое помещение (кадастровый ),

- <адрес>, нежилое помещение (кадастровый ).

Данные нежилые помещения предоставлены ООО «Хозяев и компания» по договору аренды от 18.06.2008 № 15 для использования под розничную торговлю продуктами питания сроком на 20 лет.

29.09.2009г. ООО «Хозяев и компания» переуступило права и обязанности по договору ООО «Серовский хлебокомбинат».

11.07.2011г. ООО «Серовский хлебокомбинат» переуступило права и обязанности по договору Козяеву Александру Викторовичу.

07.11.2011г. Козяев Александр Викторович сдал в субаренду помещения ООО «Торговая компания «Добрый хлеб» сроком на 10 лет.

06.04.2022г. в адрес администрации Серовского городского округа поступило заявление ООО «Торговая компания «Добрый хлеб» о присвоении адресов объектам адресации: нежилое помещение общей площадью 41,1 кв. м, кадастровый , расположенное по адресу: <адрес>, нежилое помещение ; нежилое помещение общей площадью 75,3 кв. м, кадастровый , расположенное по адресу: <адрес>, нежилое помещение N° 3; нежилое помещение общей площадью 191,6 кв. м, кадастровый , расположенное по адресу: <адрес>, нежилое помещение N° 1.

Письмом главы администрации Серовского городского округа от 29.04.2022г. было отказано.

ООО «Торговая компания «Добрый хлеб» 04.05.2022г. обратилось с обращением к Серовскому городскому прокурору.

В рамках проведенных надзорных мероприятий по обращению ООО «Торговая компания «Добрый хлеб», установлен факт отсутствия в ФИАС сведений о нежилых помещениях, расположенных по адресу: <адрес>, нежилое помещение (кадастровый ), <адрес>, нежилое помещение (кадастровый ), <адрес>, нежилое помещение (кадастровый ).

В ходе надзорных мероприятий установлено, что ООО «Торговая компания «Добрый хлеб» 04.04.2022 обратилось в администрацию Серовского городского округа с заявлением о присвоении адресов вышеуказанным помещениям и внесения их в ФИАС. Письмом Главы Серовского городского округа от 29.04.2022 в присвоении адресов и внесении их в ФИАС ООО «Торговая компания «Добрый хлеб» было отказано.

09.06.2022 прокуратурой города в адрес Главы Серовского городского округа было внесено представление об устранении выявленных нарушений федерального законодательства. 07.07.2022 указанное представление было рассмотрено, в удовлетворении представления было отказано, в настоящее время адреса вышеуказанным объектам не присвоены, сведения в ФИАС не внесены.

Судом установлено, что ООО «ТК «Добрый хлеб» не обращалось в адрес Министерства с заявлением о переоформлении, выдачи лицензии на розничную продажу алкогольной продукции в обособленных подразделениях, расположенных по адресам:

<адрес>, нежилое помещение (кадастровый номер объекта недвижимости 66:61:0213001:749);

<адрес>, нежилое помещение (кадастровый номер объекта недвижимости 66:61:0210006:469);

<адрес>, нежилое помещение N° 1 (кадастровый номер объекта недвижимости 66:61:0210008:464).

В соответствии с пунктом 19 статьи 19 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N° 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее- Федеральный закон № 171-ФЗ) датой выдачи лицензии на осуществление розничной продажи алкогольной продукции является дата внесения соответствующей записи в государственный сводный реестр выданных лицензий.

Государственный сводный реестр лицензий в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17.07.2012 № 723 включает в себя сведения о месте нахождения (адресе) обособленных подразделений организации.

Соискатели лицензии (лицензиаты) в заявление о выдаче (переоформлении, продлении срока действия) лицензии должны указывать места нахождения (адреса) обособленных подразделений.

Структура адреса указывается в соответствии с Правилами присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.2014 № 1221 (далее- Правила). Согласно пункту 6 Правил присвоения объекту адресации адреса, изменение и аннулирование такого адреса осуществляется органами местного самоуправления с использованием Федеральной информационной адресной системы.

Таким образом, суд пришел к выводу о том, что орган местного самоуправления будучи собственником вышеуказанных помещений, одновременно являясь органом, ответственным за достоверность, полноту и актуальность содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах, обладая достоверной информацией о том, что соответствующие сведения в ФИАС отсутствуют, надлежащим образом не исполняет свои обязанности, бездействует.

В связи с тем, что адреса у объектов имеются, однако последние отсутствуют в ФИАС, суд приходит к выводу о возложении обязанности только в части внесения в ФИАС вышеуказанных адресов. Таким образом, исковые требования Серовского городского прокурора подлежат удовлетворению частично.

Как предусмотрено ч.1 ст.98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 96 настоящего Кодекса.

Согласно ч.1 ст.103 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

В соответствии с п.9 ч. 1 ст. 333.36. Налогового Кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции освобождены прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан.

В силу п.19. ст.333.36. Налогового Кодекса Российской Федерации от уплаты госпошлины освобождены органы местного самоуправления выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков). В связи с чем, суд пришел к выводу о том, что оснований для взыскания с ответчика государственной пошлины в доход местного бюджета не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Серовского городского прокурора, действующего в интересах неопределённого круга лиц – удовлетворить частично.

Возложить обязанность обязать на администрацию Серовского городского округа (ИНН 6632003896) в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу внести в Федеральную информационную автоматизированную систему (ФИАС) адреса в отношении нежилых помещений, расположенных по адресу: <адрес>, нежилое помещение (кадастровый ), <адрес>, нежилое помещение (кадастровый ), <адрес>, нежилое помещение (кадастровый ).

Об исполнении обязанности сообщить Серовскому городскому прокурору, Серовскому районному суду Свердловской области в течение 10 рабочих дней.

В удовлетворении остальных требований Серовского городского прокурора –отказать.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Серовский районный суд Свердловской области.

Решение изготовлено в окончательной форме 01 ноября 2022г.

Судья Серовского районного суда Е.В. Александрова

2-1505/2022 ~ М-1198/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Серовский городской прокурор (в инт. неопределенного круга лиц)
Ответчики
Администрация СГО
Другие
ООО "Козяев и компания"
ООО "Серовский хлебокомбинат"
Министерство агропромышленного комплекска и потребительского рынка Свердловской области
Управление ФНС России по Свердловской области
Козяев Александр Викторович
ООО ТК "Добрый хлеб"
Суд
Серовский районный суд Свердловской области
Судья
Александрова Елена Владимировна
Дело на сайте суда
serovsky--svd.sudrf.ru
18.07.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.07.2022Передача материалов судье
18.07.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.07.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.07.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.08.2022Судебное заседание
26.09.2022Судебное заседание
25.10.2022Судебное заседание
01.11.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее