11RS0016-01-2023-001116-08
дело №2-30/2024
Сыктывдинского районного суда Республики Коми
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе судьи Рачковской Ю.В.,
при секретаре судебного заседания Палкиной И.А.,
рассмотрев в с. Выльгорт 1 февраля 2024 года в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Сивергиной О. А. к администрации муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми об установлении размера возмещения за изымаемое жилое помещение,
установил:
Сивергина О.А. обратилась в суд с иском к администрации МР «Сыктывдинский» РК об определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение по адресу: Сыктывдинский район, <адрес> В обоснование заявленных требований указано, что на основании заключения межведомственной комиссии многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, Сыктывдинский район, Республика Коми, - признан аварийным и подлежащим сносу. Истцу на праве собственности принадлежит квартира № в указанном доме. Администрацией муниципального района «Сыктывдинский» принято решение об изъятии для муниципальных нужд жилого помещения истца путем его выкупа. В соответствии с произведенной ответчиком оценкой, выкупная стоимость жилого помещения составила 2 579 075 рублей. Ссылаясь на то, что предложение о выкупе жилого посещения по заниженной стоимости нарушает права истца на жилище, Сивергина О.А. обратилась в суд с настоящим иском.
Стороны и третье лицо, надлежащим образом извещенные о дне, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своих представителей не направили.
Суд определил рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что Сивергиной О.А. принадлежит жилое помещение в виде квартиры <адрес> Сыктывдинского района с кадастровым номером №, площадью 39,5 кв.м.
Из материалов дела следует, что 12.04.2016 межведомственной комиссией, назначенной постановлением администрации сельского поселения «Выльгорт» от 21.07.2015 №07/461, проведено обследование многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, Сыктывдинский район, Республика Коми.
На основании акта обследования № 36 от 12.04.2016 и заключения межведомственной комиссии № 36 от 12.04.2016 постановлением администрации сельского поселения «Выльгорт» 05/621 от 10.05.2016 многоквартирный дом, расположенный по адресу: Республика Коми, Сыктывдинский район, <адрес>, – признан аварийным и подлежащим сносу.
Многоквартирный дом № включен в республиканскую адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2019/2025 годах», утвержденную Постановлением Правительства Республики Коми №160 от 31.03.2019.
Постановлением администрации муниципального района «Сыктывдинский» РК № 3/305 от 15.03.2023 принято решение об изъятии для муниципальных нужд путём выкупа земельного участка по адресу: <адрес>, – с кадастровым номером № и принадлежащих на праве собственности жилых помещений в многоквартирном доме.
В адрес собственников жилых помещений, в том числе в адрес истца, направлены требования о сносе дома.
В связи с тем, что мероприятия по сносу дома не были произведены, администрацией муниципального района «Сыктывдинский» Республики Коми в адрес истца направлен проекты соглашения о выкупе принадлежащего ей жилого помещения для муниципальных нужд, в которых истцу предложено осуществить выкуп жилого помещения в рамках предусмотренной республиканской адресной программы по цене 2 579 075 рублей в соответствии с отчетом ООО «Аксерли». От подписания соглашения истец отказалась.
Соглашения в порядке ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации с собственником изымаемого жилого помещения администрацией не достигнуто.
Материалами дела установлено, что в настоящее время между сторонами имеется спор относительно размера выкупной стоимости жилого помещения.
Разрешая заявленные требования по существу, суд исходит из следующего.
Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Оказание государством помощи гражданам, не имеющим жилья или нуждающимся в улучшении жилищных условий, посредством выделения безвозмездных субсидий за счет средств федерального бюджета отвечает провозглашенным ч. 1 ст. 7 Конституции РФ целям Российской Федерации как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Указом Президента РФ от 07.05.2018 №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» в целях устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда предусмотрен национальный проект «Жилье и городская среда», одной из задач которого является создание механизмов переселения граждан из непригодного жилья, обеспечивающих соблюдение их жилищных прав, предусмотренного законодательством Российской Федерации.
В соответствии с паспортом федерального проекта, утвержденного протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту «Жилье и городская среда» от 21.12.2018 №3, данный проект реализуется через государственную корпорацию – Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.
В целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» урегулированы правовые и организационные основания предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, путем создания некоммерческой, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компенсацию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
В соответствии подпунктом 11 пункта 1 статьи 14 Закона №185-ФЗ Фонд предоставляет финансовую поддержку за счет своих средств при условии наличия региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденной в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона.
Во исполнение Федерального закона от 21.07.2007 №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», в целях переселения граждан, проживающих в многоквартирных домах, признанных до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом, постановлением администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» от 08.05.2019 №5/418 утверждена адресная программа муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» на период 2019 - 2025 годы».
Финансирование мероприятий по переселению граждан, проживающих в аварийном и подлежащем сносу доме, осуществляется в соответствии с региональной программой.
Этапы региональной программы сформированы с учетом целевых показателей и уровня финансирования, определенного для Республики Коми паспортом федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда».
В силу ч. 6 ст. 16 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ полученные за счет средств Фонда средства бюджета субъекта Российской Федерации и (или) средства местных бюджетов могут расходоваться на выплату гражданам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, возмещения за изымаемые жилые помещения в соответствии с частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу ч. 3 ст. 16 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством.
Согласно ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 -3,5-9 настоящей статьи.
Согласно ч. 1 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Как указывалось ранее, в установленном порядке принято решение об изъятии для муниципальных нужд путём выкупа земельного участка по адресу: <адрес>, – с кадастровым номером № и принадлежащих на праве собственности жилых помещений в многоквартирном доме.
Администрацией в адрес истца направлено требование №3566 от 14.11.2022 о сносе аварийного дома.
Согласно части 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации при определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме, в том числе рыночная стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 статьи 32 соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
При определении выкупной цены жилого помещения, установленной частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, следует учитывать, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, к которому относятся, в частности, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения (часть 1 статья 36 Жилищного кодекса Российской Федерации).
При возникновении спора о размере выкупной цены рыночная стоимость жилого помещения должна быть установлена по правилам, предусмотренным Федеральным законом от 29.07.1998 №153 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Рыночная стоимость объекта оценки определяется независимым оценщиком, который должен являться членом саморегулируемой организации и застраховать риск наступления своей гражданской ответственности. Свою деятельность оценщик может осуществлять только по тем направлениям оценочной деятельности, которые предусмотрены в его квалификационном аттестате (статья 4 Закона №135-ФЗ).
Согласно пункту 2 статьи 281 Гражданского кодекса Российской Федерации при определении выкупной цены в нее включаются - рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
В силу пункта 1 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа. Земельным кодексом Российской Федерации предусмотрены случаи выкупа земельных участков для государственных или муниципальных нужд (статья 49).
Для целей первоначального предложения о выкупе земельного участка при принятии решения органом публично-правового образования об изъятии этого участка для государственных или муниципальных нужд размер возмещения убытков собственника (пользователя) определяется с учетом стоимости его имущества на день, предшествующий принятию решения об изъятии земельного участка (пункт 4 статьи 57 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 2 статьи 281 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при определении выкупной цены в нее включаются рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
Согласно разъяснению, содержащемуся в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 10.12.2015, в тех случаях, когда собственник не согласен со стоимостью объекта, установленной в решении уполномоченного органа об изъятии земельного участка, или когда выкупная цена в нем не указана и сторонами после принятия решения об изъятии не достигнуто соглашение о выкупной цене, суд определяет стоимость объекта, исходя из его рыночной стоимости на момент рассмотрения спора.
Согласно разъяснениям, данным в п. 20 пп. «з» постановления Пленума Верховного Суда РФ №14 от 02.07.2009 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» судам для правильного разрешения дел по спорам, связанным с изъятием жилого помещения у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 32 ЖК РФ), необходимо иметь в виду, что выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам, указанным в части 7 статьи 32 ЖК РФ, и включает в себя рыночную стоимость жилого помещения, а также убытки, причиненные собственнику его изъятием, в том числе упущенную выгоду. Примерный перечень возможных убытков собственника жилого помещения приводится в части 7 статьи 32 ЖК РФ. Вместе с тем в выкупную цену жилого помещения, как следует из содержания части 5 статьи 32 ЖК РФ, не могут включаться произведенные собственником жилого помещения вложения в жилое помещение, значительно увеличившие его стоимость (например, капитальный ремонт), при условии, что они сделаны в период с момента получения собственником уведомления, указанного в части 4 статьи 32 ЖК РФ, о принудительном изъятии жилого помещения до заключения договора о выкупе жилого помещения и не относятся к числу необходимых затрат, обеспечивающих использование жилого помещения по назначению.
Из материалов дела следует, что ООО «Аксерли» на основании заключенного с администрацией муниципального района «Сыктывдинский» муниципального контракта от 14.03.2023, подготовлен отчет №296/02-26 об оценке выкупной стоимости жилого помещения истца, из которого следует, что специалистом определена выкупная стоимость квартиры в размере 2 579 075 рублей.
Не соглашаясь с произведенной оценкой, истец ссылалась на занижение выкупной стоимости, в связи с чем, по ходатайству истца по делу назначена судебная оценочная экспертиза, проведение которой поручено ИП Костроминой В.А.
По результатам проведенной экспертизы экспертом предоставлено заключение №038/2023, согласно которому размер возмещения за изымаемое спорное жилое помещение определен в размере 2 885 200 рублей.
Оснований не согласиться с достоверностью выводов эксперта у суда не имеется, поскольку экспертное заключение обоснованно и мотивированно, ответы на поставленные вопросы являются ясными и понятными, заключение основано на представленных в материалы дела документах, эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
Разрешая спор, суд, руководствуясь положениями статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, приняв во внимание, что жилой дом признан непригодным для проживания, администрацией принято решение об изъятии земельного участка и жилых помещений для муниципальных нужд, приходит к выводу об определении размера возмещения в сумме 2 885 200 рублей, принимая за основу заключение судебной экспертизы, поскольку целью выплаты возмещения является возмещение убытков.
Кроме того, суд учитывает, что указанное заключение сторонами не оспорено.
Суды общей юрисдикции призваны разрешать гражданские дела в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений.
В свою очередь, намерение ответчика выкупить жилое помещение по заниженной стоимости, по убеждению суда, безусловно, свидетельствует о нарушении предусмотренных законом гарантий прав истца на жилище, а также положений жилищного законодательства РФ, предусматривающих необходимость возмещения выкупной стоимости, исходя из рыночной стоимости жилого помещения и общего имущества многоквартирного дома, которая и определена в ходе судебной экспертизы.
Учитывая установленный в ходе рассмотрения дела факт нарушения прав и законных интересов истца, в целях восстановления ее нарушенного права, суд приходит к выводу о необходимости возложения на ответчика обязанности изъять у истца принадлежащее ей на праве собственности жилое помещение путем его выкупа по стоимости, определенной в заключении ИП Костроминой В.А. №038/2023, а равно заявленные Сивергиной О.А. требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
исковые требования Сивергиной О. А. (паспорт №) удовлетворить.
Установить выкупную стоимость жилого помещения с кадастровым номером №, площадью 39,5 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, Сыктывдинский район, - принадлежащего Сивергиной О. А., в размере его рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке Костроминой В. А. от 30 ноября 2023 года №038/2023, - 2 885 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 8 февраля 2024 года.
Судья Ю.В. Рачковская