Дело №2-1656/2023
УИД: 91RS0018-01-2023-000575-10
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
25 мая 2023 года г. Саки
Сакский районный суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи – Гончарова В.Н.,
при секретаре – Станиславенко Д.О.,
с участием представителя истца Администрации <адрес> сельского поселения <адрес> Республики Крым – ФИО4, действующего на основании доверенности, представителя ответчика ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации <адрес> сельского поселения <адрес> Республики Крым к ФИО2, третьи лица: Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, ФИО1, о принудительной продаже земельного участка,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация <адрес> сельского поселения <адрес> Республики Крым обратилась в Сакский районный суд Республики Крым с исковым заявлением к ФИО2, в котором с учетом уточнения исковых требований просила: прекратить право собственности ФИО2 на земельный участок площадью <данные изъяты>., расположенный по адресу: <адрес>, на территории <адрес> <адрес>; предоставить Администрации <адрес> сельского поселения <адрес> Республики Крым право принудительно продать с публичных торгов земельный участок площадью <данные изъяты>., расположенный по адресу: <адрес>, на территории <адрес> <адрес>, с последующей передачей ФИО2 вырученной суммы за вычетом затрат, понесенных Администрацией <адрес> сельского поселения <адрес> Республики Крым на отчуждение имущества.
Заявленные требования мотивированы тем, что за гражданином Украины ФИО2 зарегистрировано право собственности на земельный участок площадью <данные изъяты> расположенный по адресу: <адрес>, на <адрес>. В Администрацию <адрес> сельского поселения <адрес> Республики Крым из <адрес> межрайонной прокуратуры Республики Крым поступило представление об устранении нарушений земельного законодательства лицами имущества, которое в силу закона не может ему принадлежать.
В силу части 3 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами. Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № муниципальное образование <адрес> Республики Крым входит в перечень приграничных территорий. Ответчик является гражданином Украины, в связи с чем, не имеет законных оснований для владения земельным участком на территории Российской Федерации.
Бездействие ответчика по непринятию мер по отчуждению земельного участка, по мнению истца, нарушает установленный в Российской Федерации порядок владения земельными участками иностранным гражданам. Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим иском.
В судебном заседании представитель истца Администрации <адрес> сельского поселения <адрес> Республики Крым ФИО4 поддержала заявленные уточненные исковые требования, просила удовлетворить их в полном объеме по основаниям, изложенным в уточненном исковом заявлении.
ФИО2 в судебное заседание не явился, о месте и времени проведения судебного заседания извещена надлежащим образом о причинах неявки суду не сообщил, возражений не направил.
К участию в деле в качестве представителя ответчика в порядке статьи 50 ГПК Российской Федерации был привлечен адвокат ФИО6 В судебном заседании представитель ответчика исковые требования не признал, просил отказать в удовлетворении иска.
К участию в деле в качестве третьего лица был привлечен Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым. Представитель третьего лица Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
К участию в деле в качестве третьего лица был привлечен ФИО1. Третье лицо ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
Выслушав пояснения представителя истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ за ФИО2 зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: размещение дачных домов и садовых домов, расположенный по адресу: <адрес>, на <адрес> (л.д. 11-12).
Кроме того, в материалах регистрационного дела на объект недвижимого суду, копия которого предоставлена суду Сакским горрайонным управлением Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, имеется договор купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого ФИО2 через своего представителя ФИО1 продал, а ФИО7 купила земельный участок с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: размещение дачных домов и садовых домов, расположенный по адресу: <адрес>. Уведомлением об отказе государственной регистрации прав от ДД.ММ.ГГГГ, в регистрации прав на указанный земельный участок на имя ФИО7 отказано, в связи с непредоставлением оригинала доверенности представителя ФИО7
Согласно информации УВМ МВД по <адрес>, представленной по запросу суда, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, не значится зарегистрированным по сведениям автоматизированной системы УВМ МВД по <адрес> (л.д. 53).
Частью 3 статьи 62 Конституции Российской Федерации закреплено положение о том, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Согласно статье 36 Конституции Российской Федерации, граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в своем постановлении от ДД.ММ.ГГГГ №-П, сама по себе возможность предоставления иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам права на определенных условиях приобретать в собственность и в определенных пределах владеть, пользоваться и распоряжаться земельными участками - постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте (пункт 1 статьи 260 ГК Российской Федерации), - не противоречит конституционно-правовому статусу земли как публичного достояния многонационального народа России и вытекает из статей 9 (часть 2) и 35 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьей 62 (часть 3).
Вместе с тем, осуществляя соответствующее регулирование, федеральный законодатель в силу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации обязан обеспечивать защиту конституционно значимых ценностей и соблюдать баланс конституционных прав, закрепленных, с одной стороны, в указанных статьях Конституции Российской Федерации, а с другой - в статье 9 (часть 1), согласно которой земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, и в статье 36 (часть 1), согласно которой право иметь в частной собственности землю принадлежит гражданам и их объединениям. При этом, однако, он должен исходить из вытекающего из статей 9 и 36 Конституции Российской Федерации приоритета права российских граждан иметь в собственности землю, обеспечивая рациональное и эффективное использование земли и ее охрану, защиту экономического суверенитета Российской Федерации, целостность и неприкосновенность ее территории (статья 4, части 1 и 3, Конституции Российской Федерации).
Реализуя свою конституционную обязанность, федеральный законодатель ввел некоторые ограничения для иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц в осуществлении права землепользования, тем самым установив изъятия из национального режима регулирования права частной собственности на землю. Так, статьей 15 Земельного кодекса Российской Федерации для указанных лиц введен запрет на обладание на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных и иных территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, а согласно пункту 5 его статьи 28 земельные участки им предоставляются в собственность только за плату, т.е. не могут передаваться безвозмездно - в отличие от российских товариществ собственников жилья и граждан, которые в ряде случаев имеют такое право.
Законом или в установленном законом порядке могут быть введены ограничения оборотоспособности объектов гражданских прав, в частности могут быть предусмотрены виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо совершение сделок с которыми допускается по специальному разрешению (пункт 2 статьи 129 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации, земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу. Земельные отношения могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить настоящему Кодексу, федеральным законам.
Пунктом 2 статьи 5 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что права иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на приобретение в собственность земельных участков определяются в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами.
В силу положений статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность.
Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-П положения Земельного кодекса Российской Федерации, в том числе пункта 3 статьи 15, которыми регулируются вопросы, касающиеся предоставления в собственность иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам земельных участков, расположенных на определенных территориях, признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации, как направленные на конкретизацию ее положений о предназначении и конституционно-правовом статусе земли.
Также, Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от ДД.ММ.ГГГГ N 2970-О указал, что пункт 3 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации, будучи специальной нормой, не подлежащей расширительному толкованию, содержит ограничение для иностранных граждан - невозможность обладания на праве собственности земельными участками, расположенными на приграничных территориях. Данный вывод согласуется и с пунктом 1 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации, в силу которого иностранные граждане, лица без гражданства могут иметь в пределах территории Российской Федерации земельные участки только на праве аренды.
Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении перечня приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками» (с изменениями и дополнениями) утвержден перечень приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками.
Пунктом 44.8 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, с учетом дополнений, территория муниципального образования <адрес> Республики Крым включена в перечень приграничных территорий, на которых иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, расположенными на данной территории.
Таким образом, с момента вступления в силу Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, а именно с ДД.ММ.ГГГГ, иностранные граждане не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися в границах территории муниципального образования городской округ Керчь Республики Крым, независимо от того, на каком основании это право возникает, то есть не могут ни приватизировать такие земельные участки, ни приобретать их в собственность каким-либо иным образом.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производятся отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу.
Порядок отчуждения такого имущества определен статьей 238 Гражданского кодекса Российской Федерации, в силу положений которой, если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок.
В случаях, когда имущество не отчуждено собственником в сроки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, такое имущество, с учетом его характера и назначения, по решению суда, вынесенному по заявлению государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит принудительной продаже с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо передаче в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, определенной судом. При этом вычитаются затраты на отчуждение имущества. В случае передачи в государственную или муниципальную собственность земельного участка, на котором расположено здание, сооружение или другое строение, в отношении которых принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, вычитаются также затраты на выполнение работ по сносу самовольной постройки или ее приведению в соответствие с установленными требованиями, определяемые в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
Таким образом, земельные участки, расположенные на приграничных территориях, в том числе, на территории муниципального образования <адрес> Республики Крым, не могут принадлежать на праве собственности иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам.
Принадлежащий ответчику спорный земельный участок подлежал отчуждению им в течение года с момента вступления в силу Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, однако этого ответчиком добровольно сделано не было.
Обращаясь в суд Администрация <адрес> сельского поселения <адрес> Республики Крым с учетом уточнения заявленных требований просила предоставить ей право принудительно продать с публичных торгов земельный участок <данные изъяты> расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, с последующей передачей ФИО2 вырученной суммы за вычетом затрат, понесенных Администрацией <адрес> сельского поселения <адрес> Республики Крым на отчуждение имущества.
Согласно части 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Положениями статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрены способы защиты гражданских прав, перечень которых не является исчерпывающим.
Выбор способа защиты своих прав, принадлежит лицу, обратившемуся за судебной защитой.
По общему правилу, судебная защита осуществляется путем применения к правонарушителю материально-правовых и процессуальных мер принудительного характера, и должна приводить к защите и восстановлению нарушенных прав этого лица.
Таким образом, юридическое значение для осуществления судебной защиты, имеет установление факта наличия нарушенного права истца, а также того обстоятельства, приведет ли избранный истцом способ защиты своего права к защите и восстановлению прав истца, и не будет ли при этом допущено нарушений прав иных лиц.
Гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирует отношения, связанные с участием в корпоративных организациях или с управлением ими (корпоративные отношения), договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.
Участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица. В регулируемых гражданским законодательством отношениях могут участвовать также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования (пункт 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В случаях, когда предусмотренные пунктами 1 и 2 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона) (статья 6 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», по смыслу части 1 статьи 196 ГПК РФ суд определяет, какие нормы права следует применить к установленным обстоятельствам. Суд также указывает мотивы, по которым не применил нормы права, на которые ссылались лица, участвующие в деле. В связи с этим ссылка истца в исковом заявлении на не подлежащие применению в данном деле нормы права сама по себе не является основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования.
Из сути заявленных исковых требований, усматривается, что они направлены на принудительное отчуждение иностранным лицом имущества, которое в силу закона не может находиться в его собственности.
Принимая во внимание, что порядок принудительной продажи земельного участка, находящегося в собственности лица, которому он не имеет право принадлежать, прямо законом не урегулирован, суд полагает возможным применить к спорным правоотношениям положения действующего законодательства о принудительной продаже имущества на публичных торгах.
В соответствии с положениями статьи 449.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, под публичными торгами понимаются торги, проводимые в целях исполнения решения суда или исполнительных документов в порядке исполнительного производства, а также в иных случаях, установленных законом. Правила, предусмотренные статьями 448 и 449 настоящего Кодекса, применяются к публичным торгам, если иное не установлено настоящим Кодексом и процессуальным законодательством.
Организатором публичных торгов выступает лицо, уполномоченное в соответствии с законом или иным правовым актом отчуждать имущество в порядке исполнительного производства, а также государственный орган или орган местного самоуправления в случаях, установленных законом.
Порядок проведения торгов регламентирован положениями статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что к спорным правоотношениям подлежат применению положения пункта 2 статьи 238, статей 448, 449.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, то есть о продаже спорного земельного участка на публичных торгах с последующей передачей ответчику вырученной от продажи суммы, за вычетом затрат, понесенных в связи с отчуждением.
Совокупность установленных по делу обстоятельств, указывает на то, что нахождение в собственности ответчика спорного земельного участка, нарушает принципы землепользования, регламентированные в Российской Федерации, сохранение за ФИО2, не являющимся гражданином Российской Федерации, права собственности на земельный участок, расположенный в приграничной территории – в границах муниципального образования <адрес> Республики Крым, противоречит действующему законодательству и нарушает публично-правовые интересы.
При изложенных обстоятельствах, истец является надлежащим лицом, обратившимся за судебной защитой, а избранный истцом способ защиты права путем принудительного отчуждения спорного земельного участка, основан на положениях действующего законодательства и соразмерен допущенному ответчиком нарушению. Удовлетворение иска приведет к защите и восстановлению нарушенного права, в связи с чем, заявленные требования подлежат частичному удовлетворению. Сама по себе формулировка заявленных истцом требований, при содержащихся в иске заявленных основаниях, не может являться основанием для отказа в удовлетворении иска.
Разрешая заявленные требования, на основании вышеприведенных норм права, суд полагает возможным определить начальную продажную стоимость спорного земельного участка, равной его рыночной стоимости, установленной специализированной организацией, привлекаемой судебным приставом-исполнителем.
Доводы представителя ответчика о необоснованности исковых требований, отклоняются судом, как не состоятельные, поскольку основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд –
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Администрации <адрес> сельского поселения <адрес> Республики Крым к ФИО2, третьи лица: Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым – удовлетворить частично.
Принудительно продать с публичных торгов земельный участок с кадастровым номером: № площадью <данные изъяты> категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: размещение дачных домов и садовых домов, расположенный по адресу: <адрес>, на <адрес>, принадлежащий на праве собственности гражданину Украины ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с последующей передачей ФИО2 вырученной суммы, за вычетом затрат, понесенных Администрацией <адрес> сельского поселения <адрес> Республики Крым на отчуждение имущества.
Начальную продажную цену отчуждаемого имущества определить равной его рыночной стоимости, установленной специализированной организацией, привлекаемой судебным приставом-исполнителем.
В остальной части исковых требований Администрации <адрес> сельского поселения <адрес> Республики Крым отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Крым через Сакский районный суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья В.Н.Гончаров
Мотивированное решение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
Судья В.Н.Гончаров