Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-84/2021 (2-1728/2020;) ~ М-1590/2020 от 11.09.2020

УИД: 68RS0004-01-2020-002170-83

№ 2-84/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«14» апреля 2021 года г. Тамбов

Тамбовский районный суд Тамбовской области в составе:

судьи Паршиной О.А.,

с участием помощника прокурора Тамбовского района Тамбовской области Колмаковой С.А.,

при секретаре Ивановой А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства обороны Российской Федерации к Трушину А. П., Трушиной Е. И., Трушиной Н. А., Трушиной Т. А., Демочкиной В. Е. и Демочкиной М. Е. о признании прекратившими право пользования служебным жилым помещением и выселении без предоставления иного жилого помещения и снятии с регистрационного учета, встречному иску Трушина А. П., Трушиной Е. И., Трушиной Н. А., Трушиной Т. А., действующей за себя и как законный представитель Демочкиной В. Е. и Демочкиной М. Е. к Министерству обороны Российской Федерации о признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма,

установил:

Министерство обороны РФ обратилось в суд с учётом уточнения с иском к Трушину А.П., Трушиной Е.И., Трушиной Н.А., Трушиной Т.А., Демочкиной В.Е. и Демочкиной М.Е. о признании прекратившими право пользования служебным жилым помещением по адресу: <адрес> выселении из данного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, о признании ответчиков прекратившими право пользования служебным жилым помещением по адресу: <адрес> снятии с регистрационного учета по указанному адресу, указав следующее.

Из документов, поступивших из ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ следует, что ответчики незаконно удерживают служебное жилое помещение, расположенное по адресу: ул. <адрес>. Помещение является собственностью Российской Федерации и состоит на балансе ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны РФ. Документы, послужившие основанием для вселения ответчиков в спорное жилое помещение, у истца отсутствуют. Согласно ответу на запрос из войсковой части 55443, Трушин А.П. не имеет отношения к Министерству обороны РФ, и соответственно утратил связь с Министерством обороны РФ. Согласно акту проверки использования по назначению жилого помещения специализированного жилищного фонда Министерства обороны РФ от 03.04.2019г., в служебном жилом помещении, расположенном по адресу: ул.6 километр, <адрес>, проживают Трушин А.П., Трушина Е.И., Трушина Н.А., Трушина Т.А., Демочкина В.Е. и Демочкина М.Е. Т. А.П. направлено уведомление о необходимости освобождения специализированного жилого помещения, что подтверждается кассовым чеком от 12.08.2019г. Ответчики требования об освобождении квартиры не выполнили – в адрес ФГКУ «ЗРУЖО» МО РФ не представлены документы, подтверждающие освобождение жилого помещения. В соответствии с выпиской из карточки регистрации из ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (по ЗВО от 26.08.2019г. Трушин А.П., Трушина Т.А., Трушина Н.А., Трушина Е.И зарегистрированы в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>. В соответствии с копией финансово-лицевого счета от 13.08.2019г., задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг не имеется. Учитывая, что Министерство обороны РФ лишено возможности распоряжаться принадлежащим ему имуществом, указанное имущество подлежит истребованию у ответчиков.

В ходе рассмотрения настоящего дела к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены войсковая часть , Территориальное отделение Федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ.

Ответчики Трушин А.П., Трушина Е.И., Трушина Н.А., Трушина Т.А. (действующая за себя и в интересах несовершеннолетних Демочкиной В.Е. и Демочкиной М.Е.), не согласившись с заявленными требованиями, предъявили в суд встречное исковое заявление к Министерству обороны Российской Федерации о признании права пользования жилым помещением – квартирой , расположенной по адресу: <адрес>., указав, что действительно, спорное жилое помещение предоставлялось им на основании договора найма служебного жилого помещения от 10.09.2010г., в котором согласно п.9.2 – на время проведения капитального ремонта жилого <адрес>, с даты его подписания сторонами. В данном случае основанием для их выселения из спорной квартиры, по условиям договора, может быть окончание капитального ремонта в <адрес>, либо невнесение платы за жилое помещение за 6 месяцев; разрушения или порчи жилого помещения нанимателем или другими гражданами, за действия которых он отвечает, использование помещения не по назначению, либо систематическое нарушение прав и интересов соседей. Таким образом, договором найма был определен срок его действия и основания для расторжения. Вместе с тем, истец полагает, что основанием для их выселения является прекращение службы Трушина А.П. в связи с сокращением воинской части. Трушин А.П., Трушина Е.И., Трушина Н.А., Трушина Т.А. (действующая за себя и в интересах несовершеннолетних Демочкиной В.Е. и Демочкиной М.Е.) полагают, что в данном случае спорное жилое помещение не может считаться служебным, поскольку истцом не представлено доказательств, что собственником жилого помещения является Российская Федерация, и не был соблюден порядок отнесения данного жилого помещения к специализированному жилищному фонду. Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006г. были утверждены Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду. В соответствии с п.п.14-15 решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда направляется также в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в течении 3 рабочих дней с даты принятия такого решения. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда в соответствии с настоящими правилами. Если Министерством обороны РФ было принято решение о предоставлении данного жилого помещения по договору служебного найма, то данное жилое помещение должно быть в установленном законом порядке отнесено к специализированному жилому помещению, что не было сделано, поскольку согласно выписки из ЕГРН право собственности, либо иное право на данную квартиру не зарегистрировано. Кроме того, жилого <адрес> в настоящее время не существует, доказательств обратного истцом не представлено. В связи с чем, ответчики полагают, что между сторонами фактически сложились отношения по договору социального найма.

Истец (ответчик по встречному иску) Министерство обороны РФ в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, просит рассмотреть дело в его отсутствие, заявленные требования поддерживает, в удовлетворении встречных исковых требований Трушина А.П., Трушиной Е.И., Трушиной Н.А., Трушиной Т.А. (действующей за себя и в интересах несовершеннолетних Демочкиной В.Е. и Демочкиной М.Е.) просит отказать.

Ответчики (истцы по встречному иску) Трушин А.П. и Трушина Е.И. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, направили в суд своего представителя по доверенности Пальчикова А.А.

В судебном заседании представитель ответчиков (истцов по встречному иску) Пальчиков А.А. в удовлетворении исковых требований Министерства обороны РФ возражал, встречные исковые требования своих доверителей поддержал по основаниям, изложенным во встречном исковом заявлении, просил суд удовлетворить их.

Ответчик Трушина Т.А., действующая за себя и в интересах несовершеннолетних Демочкиной В.Е. и Демочкиной М.Е. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, возражает в удовлетворении заявленных требований истца.

В судебном заседании ответчик (истец по встречному иску) Трушина Н.А. исковые требования Министерства обороны РФ не признала, настаивала на требованиях о признании права пользования спорным жильем на условиях договора социального найма по основаниям, изложенным во встречном исковом заявлении, пояснила, что спорное жилое помещение является для ее семьи временным жильем, они его занимают до окончания капитального ремонта <адрес>. Также Трушина Н.А. пояснила, что ее отец Трушин А.П. получил жилье, расположенное по адресу: <адрес>. Чуть позже <адрес> был признан аварийным и семью Т., на время проведения капитального ремонта, переселили в <адрес>, расположенную в <адрес>. В <адрес> настоящее время проживает она, Трушин А.П. и Т. Е.И. на основании договора найма служебного помещения от 10.09.2010 года. Трушин А.П. работал в в/ч примерно с 1991г., по какой год – точно не помнит. Дети ее сестры Трушиной Т.А.Демочкина В.Е. и Демочкина М.Е. зарегистрированы в квартире, находящейся по адресу: <адрес>. Самой Т. Н.А. на праве собственности принадлежит земельный участок и жилой дом. Дом является завершенным строительством с 2018 года и пригоден для проживания. Ни Трушина Н.А., ни ее сестра Трушина Т.А. в в/ч не работали, там были трудоустроены их родители Трушин А.П. и Трушина Е.И.

Третьи лица - ФГКУ «Центральное ТУИО» МО РФ, ФГКУ "Западное РУЖО", территориального отделения г. Тамбова ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечение», войсковая часть в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение помощника прокурора Тамбовского района Тамбовской области Колмаковой С.А., считающей исковые требования МО РФ подлежащими удовлетворению, встречные исковые требования ответчиков не подлежащими удовлетворению, суд приходит к выводу, что исковые требования Министерства обороны РФ подлежат удовлетворению в части по следующим основаниям.

В соответствии с п. 12 ч. 1 Федерального закона от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ "Об обороне" имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

В соответствии со статьями 214, 125 Гражданского Кодекса Российской Федерации ( ГК РФ), Министерство обороны Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации права собственника и выступает в суде в отношении имущества, переданного ему в установленном порядке Российской Федерацией.

Распоряжением Правительства РФ №752-р от 01.06.2000 года утвержден Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных сил РФ, в который был включен г. Тамбов военный городок 32, расположенный в в/ч 42765, <адрес>.

Распоряжением Правительства РФ от 17.04.2012 № 487-р, в/г 32 исключен из перечня закрытых военных городков.

Распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации №2472-р от 03.06.2003 «О закреплении имущества за Тамбовской квартирно-эксплуатационной частью Министерства обороны Российской Федерации» жилой <адрес>, в котором находится <адрес>, жилой <адрес>, в котором находится <адрес>, расположенные: <адрес>, в/г 32 закреплен на праве оперативного управления за Тамбовской квартирно-эксплуатационной частью Министерства обороны Российской Федерации.

Согласно сообщению ФГКУ Западное региональное управление (отделение территориальное г. Тамбов) приказом Министерства обороны Российской Федерации от 17 декабря 2010 года «О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации» реорганизовано с 20 декабря 2010 года федеральное государственное учреждение «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации путем присоединения к нему федеральных государственных учреждений и федеральных государственных квартирно-эксплуатационных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, указанных в приложении к настоящему приказу.

Следовательно, жилые помещения, расположенные по адресу: <адрес>, и по адресу: <адрес>, относятся к специализированному жилищному фонду Министерства обороны Российской Федерации, находятся в настоящее время на праве оперативного управления в ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации в период с 2000г. по 2012 г. располагались в закрытом военном городке 32.

В соответствии со ст.15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" к закрытым военным городкам относятся расположенные в населенных пунктах военные городки воинских частей, имеющие систему пропусков, а также отдельные обособленные военные городки воинских частей, расположенные вне населенных пунктов.Перечнизакрытых военных городков утверждаются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба).

Военнослужащие – граждане, проходящие военную службу по контракту, и совместно проживающие с ними члены их семей обеспечиваются служебными жилыми помещениями в соответствии с нормами, установленными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Судом установлено, что служебное жилое помещение по адресу: <адрес> было предоставлено на основании жилищного договора, заключенному между Т. А.П. и командиром войсковой части 42765, для проживания нанимателю и членам его семьи.

Согласно выписки из карточки регистрации, датой регистрации ответчиков в жилом помещении по адресу <адрес> указана дата 02.09.1993 г.

Согласно представленного на запрос суда ответа Министерства обороны РФ ефрейтор запаса Трушин А. П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, согласно материалам личного дела проходил военную службу по контракту в войсковой части 42765 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Приказом командира войсковой части 42765 от ДД.ММ.ГГГГ № 185 он досрочно уволен с военной службы в запас в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта ( подпункт «б» пункта 2 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».

В связи с признанием жилого <адрес> военного городка в/ч 42765 требующего проведения капитального ремонта, на основании приказа начальника Тамбовского территориального гарнизона от ДД.ММ.ГГГГ « Об отселении квартиросъёмщиков, занимающих служебную жилую площадь в <адрес> военного городка войсковой части 42765» жилищной комиссией войсковой части 42765 в соответствии с выпиской из протокола заседания жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ было принято решение о предоставлении гражданам, проживающим в жилом <адрес> пустующих служебных в жилых домах

Так, квартиросъёмщику жилого <адрес>, который потерял связь с Министерством обороны РФ, Т. А.П. была предоставлена трёхкомнатная <адрес> общей/жилой площадью 70,27/38,81 кв.м. в жилом <адрес> на состав семьи 4 человека на основании договора найма служебного жилого помещения , до окончания капитального ремонта жилого <адрес>.

На дату заключения с Трушиным А.П. 10.09.2010г. вышеназванного договора найма, спорное жилое помещение было расположено на территории военного городка 32, который с 2000 года имел статус закрытого военного городка, что подтверждается распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации -р от ДД.ММ.ГГГГ «О закреплении имущества за Тамбовской квартирно-эксплуатационной частью Министерства обороны Российской Федерации» и приложенным к нему перечнем имущества, в который входит жилой <адрес>, и соответственно <адрес>. На его территории дислоцировалась войсковая часть 42765, в настоящее время войсковая часть 55443. В силу ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" в закрытых военных городках предоставляются служебные жилые помещения, военнослужащим.

Решений о предоставлении спорных жилых помещений Т. и членам его семьи, на условиях социального найма, решений об исключении спорных жилых помещений из специализированного жилищного фонда уполномоченным органом не принималось, и суду не представлено. Иных договоров, которыми был бы изменен статус спорных жилых помещений, ни с Т. А.П., ни с ответчиками, не заключалось. Не представлено суду доказательств, что на момент заключения договора найма служебного помещения, Т. состояли на учёте в качестве нуждающихся.

Следовательно, довод ответчиков о том, что между ними и Министерством обороны РФ фактически сложились отношения по договору социального найма, не был подтвержден.

Распоряжением Правительства РФ от 17.04.2012 № 487-р, в/г 32 исключен из перечня закрытых военных городков. Исключение военного городка, на территории которого расположено спорное жилое помещение, из числа закрытых военных городков не означает автоматическое изменение статуса данного жилого помещения.

Сведений о том, что в соответствии с ч. 2 ст. 92 ЖК РФ, п. 12 Правил, утв. постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 г. N42, и подп. "м" п. 2 постановления Правительства РФ от 29.12.2008г. N1053 Министерство обороны Российской Федерации принимало решение об исключении вышеназванного жилого помещения из специализированного жилищного фонда (из числа служебных), материалы дела не содержат.

Следовательно, спорные жилые помещения являются служебными жилыми помещениями и государственной собственностью Российской Федерации и закреплены на праве оперативного управления за ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны РФ.

Довод ответчиков о том, что спорное жилое помещение не может считаться служебным, поскольку истцом не представлено доказательств, что собственником жилого помещения является Российская Федерация, суд расценивает как несостоятельный.

Учитывая, что вселение ответчиков произошло до введения в действие Жилищного кодекса РФ, на них распространяется действие нормы Жилищного кодекса РСФСР.

В силу ст.5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В соответствии с положениями статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.

Согласно разъяснениям, изложенным впункте 43постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009г. N14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", судам следует учитывать, чтостатьёй 13Вводного закона предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им довведения в действиеЖилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии с названной статьёй указанные граждане, состоящие на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (ч.1 ст.51Жилищного кодекса Российской Федерации), или имеющие право состоять на данном учёте (ч.2 ст.52Жилищного кодекса Российской Федерации), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определеныстатьями108и110Жилищного кодекса РСФСР.

Согласно ст.108 Жилищного кодекса РСФСР от 24.06.1983 г. без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном встатье 107настоящего Кодекса, не могут быть выселены: 1) инвалиды войны и другие инвалиды из числа военнослужащих, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте;2) участники Великой Отечественной войны, пребывавшие в составе действующей армии; 3) семьи военнослужащих и партизан, погибших или пропавших без вести при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы; 4) семьи военнослужащих; 5) инвалиды из числа лиц рядового и начальствующего состава органов Министерства внутренних дел СССР, Государственной противопожарной службы, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении служебных обязанностей; 6) лица, проработавшие на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших им служебное жилое помещение, не менее десяти лет (кроме лиц, которые проживают в служебных жилых помещениях, закрепленных за Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), и не подлежат обеспечению жилыми помещениями для постоянного проживания в порядке и на условиях, предусмотренныхФедеральным закономот 27 мая 1998года N76-ФЗ "О статусе военнослужащих"); 7) лица, освобожденные от должности, в связи с которой им было предоставлено жилое помещение, но не прекратившие трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией, предоставившими это помещение; 8) лица, уволенные в связи с ликвидацией предприятия, учреждения, организации либо по сокращению численности или штата работников (кроме лиц, которые проживают в служебных жилых помещениях, закрепленных за Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), и не подлежат обеспечению жилыми помещениями для постоянного проживания в порядке и на условиях, предусмотренныхФедеральным закономот 27 мая 1998года N76-ФЗ "О статусе военнослужащих"); 9) пенсионеры по старости, персональные пенсионеры; 10) члены семьи умершего работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение; 11) инвалиды труда I и II групп, инвалиды I и II групп из числа военнослужащих и приравненных к ним лиц; 12) одинокие лица с проживающими вместе с ними несовершеннолетними детьми.

Указанным гражданам предоставляется жилое помещение, отвечающее требованиямстатьи 97настоящего Кодекса.

Исходя из комплексного анализа вышеприведенных норм закона, право на дополнительные гарантии, то есть невозможность выселения граждан из служебного помещения без предоставления другого жилого помещения, должно возникнуть у лиц, названных встатье 108Жилищного кодекса РСФСР, к моментувведения в действиеЖилищного кодекса Российской Федерации (1 марта 2005г.). В этом случае к спорным правоотношениям положения статьи108 Жилищного кодекса РСФСР применяются и после введения в действиеЖилищного кодексаРоссийской Федерации при наличии других обязательных условий (граждане должны состоять на учёте нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, либо иметь право состоять на таком учёте). Если же лицо не приобрело право на дополнительные гарантии, предусмотренные этой статьёй, то на него положения данной нормы не распространяются.

Статьей 94 Жилищного кодекса РСФСР предусматривалось, что офицеры, прапорщики и мичманы, военнослужащие сверхсрочной службы Вооруженных Сил СССР и приравненные к ним лица, уволенные с действительной военной службы в отставку или в запас, а также проживающие совместно с ними лица могут быть выселены из занимаемых ими жилых помещений в военных городках с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения. В таком же порядке подлежат выселению из военных городков другие лица, утратившие связь с Вооруженными Силами СССР.

В силу ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных названным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более.

Судом установлено, что выслуга лет в Вооруженных Силах Трушина А.П. составила 6 лет, уволен досрочно с военной службы в запас в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта, в связи с чем право на обеспечение жилым помещением по линии Министерства обороны РФ, не приобрел.

Согласно ст.93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы и др.

Согласно ч. 1 ст. 103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам.

В случае отказа освободить такие жилые помещения, указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 102 и ч. 2 статьи 103 ЖК РФ.

Ответчики военную службу в войсковой части не проходили, не состояли в трудовых отношениях с войсковой частью. В качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий ответчики на учете не состояли и не состоят, что подтверждается сведениями представленными администрацией Новолядинского поссовета, к лицам, указанным в ст.108 ЖК РСФСР, не относятся.

Следовательно, Т. к моменту введения в действие Жилищного кодекса РФ (1 марта 2005г.) не обладали статусом лиц, имеющих право на выселение из служебного помещения с предоставлением иного жилого помещения, указанного в ст.108 Жилищного кодекса РСФСР.

Соответственно, положения статьи 13 Вводного закона, отсылающего к статье 108 Жилищного кодекса РСФСР, предусматривающей дополнительные гарантии для лиц, жилое помещение которым было предоставлено до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации в 2005 году, к рассматриваемым правоотношениям применению не подлежат, а значит, при разрешении настоящего спора необходимо руководствоваться нормами Жилищного Кодекса Российской Федерации.

Так, Жилищным кодексом Российской Федерации в части 3 статьи 104 предусмотрено, что договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.

В соответствии с частью 1 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.

В силу ч.2 ст.103 Жилищного кодекса РФ не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях: 1) члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей; 2) пенсионеры по старости; 3) члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер; 4) инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы, семьи, имеющие в своем составе детей-инвалидов, инвалидов с детства.

Кроме того, частью 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

На учете в качестве нуждающихся ответчики не состоят, с соответствующим заявлением о постановке на учет не обращались. Доказательств, свидетельствующих о том, что в соответствии с вышеупомянутым законом ответчики были признаны в установленном порядке уполномоченным органом нуждающимися в обеспечении жилым помещением, малоимущими, не представлено.

Кроме того, согласно уведомлению ФГУ «Западное РУЖО» Министерства обороны РФ от 12.07.2012 г. Трушину А.П., Трушиной Е.И., Трушиной Н.А., Трушиной Т.А. было отказано в признании участниками подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы по Министерству обороны РФ.

В статье 108 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего до 1.03.2005 г, и статье 103 Жилищного кодекса Российской Федерации изложен перечень лиц, которые не могут быть выселены из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения. При этом, обязательным условием для применения вышеназванных норм является факт постановки указанных лиц на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях либо установление судом их права быть поставленными на данный учёт; а также отсутствие в их собственности других жилых помещений.

Т., как установлено судом, не относятся ни к одной категории лиц, указанных в ст.103 ЖК РФ, ст.108 ЖК РСФСР. Совокупность условий, при которых ответчики не могут быть выселены без предоставления иного жилого помещения, отсутствуют.

Из пояснений ответчика Трушиной Н.А. и выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 13.10.2020г., следует, что у ответчика Трушиной Н.А. в собственности находится земельный участок КН: и жилое здание, площадью <данные изъяты>, расположенное по адресу: <адрес>; у ответчика Трушиной Т.А. в собственности находится жилое помещение, площадью <данные изъяты>, расположенное по адресу: <адрес>.

В соответствии с ч. 2 ст. 20 ГК РФ местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, признается место жительства их законных представителей родителей, усыновителей или опекунов.

В С. ч.1 ст.65 СК РФ родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.

По смыслу приведенных норм, несовершеннолетние дети приобретают право на ту жилую площадь, которую на законном основании занимают их родители либо один из родителей и которая определяется им в качестве их места жительства по соглашению родителей.

Несовершеннолетние Демочкина В.Е., Демочкина М.Е. являются детьми ответчика Трушиной Т.А., которая имеет перед ребенком обязанности, предусмотренные нормами семейного законодательства. Трушина Т.А. – мать ребенка, прав на спорное служебное помещение не имеют, а права ребенка производны от прав его родителей.

Согласно сведениям УВМ УМВД России по Тамбовской области Демочкина М.Е. и Демочкина В.Е. с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрированы по месту жительства по адресу: <адрес>.

На основании изложенного, суд находит требования Министерства обороны РФ к ответчикам о признании прекратившим право пользования спорными служебными жилыми помещением, выселении без предоставления другого жилого помещения - подлежащими удовлетворению.

Ответчики могут быть выселены из спорного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, а исковые требования Т. к Министерству обороны Российской Федерации о признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма, удовлетворению не подлежат.

Решений о предоставлении спорного жилого помещения ответчику на условиях социального найма, решений об исключении спорного жилого помещения из специализированного жилищного фонда уполномоченным органом не принималось, и суду не представлено. Иных договоров, которыми был бы изменен статус спорного жилого помещения, с ответчиками, не заключалось. Вселение Т. в спорную квартиру жилого дома состоялось в 2010 году. Квартира, как указано выше находилась в закрытом военном городке и относилась к служебному жилому помещению, и не могла быть предоставлена на условиях социального найма.

Основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (части 3 и 4 статьи57, статья63 Жилищного кодекса Российской Федерации). Указанное решение может быть принято и иным уполномоченным органом в случаях, предусмотренных федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (пункт6 статьи12, пункт5 статьи13, части 3, 4 статьи49 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Между тем, решение о предоставлении жилого помещения, о котором возник спор, Т. на условиях социального найма уполномоченным органом не принималось. Указанные квартиры предоставлены истцу как работнику во временное пользование на период трудовых отношений, что не оспаривается ответчиками, на основании жилищного договора и договора найма служебного помещения, который в установленном порядке не оспорен и недействительным не признан, что не оспаривается ответчиками, Т. в трудовых отношениях с Министерством обороны не состояли, и в настоящее время не состоят, а спорные служебные жилые помещения предоставлялись Трушину А.П. ( мужу и отцу ответчиков) на период прохождения военной службы и трудовой деятельности.

Согласно разъяснениям, изложенным в подпункте "е" пункта 41 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", члены семьи нанимателя служебного жилого помещения, не имеют с нанимателем равных прав и обязанностей по договору найма.

По смыслу данных разъяснений, члены семьи нанимателя служебного жилого помещения не приобретают самостоятельного права пользования им. Их право на служебное жилое помещение производно от прав нанимателя, следовательно, не может быть сохранено при прекращении прав последнего.

Судом установлено, что трудовые отношения между Трушиным А.П. и войсковой частью 42765 были прекращены в 2001 году, в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта, после чего в трудовых отношениях с Министерством обороны РФ Трушин А.П. не состоял, то есть основания для отказа в выселении без предоставления иного жилого помещения ответчиками на 2005 год не приобретены. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что в настоящее время ответчики занимают спорное жилое помещение не в соответствии с его назначением.

Таким образом, прекращение Трушиным А.П. трудовых отношений с Министерством обороны РФ являлось основанием для прекращения права пользования ответчиками спорными жилыми помещениями, поскольку ответчики приобрели право пользования спорными квартирами как члены семьи нанимателя служебного жилого помещения, то их право, будучи производным от прав нанимателя, подлежит прекращению с одновременным выселением.

Само по себе проживание ответчиков в жилом помещении правового значения по делу не имеет, основанием для внесения изменений в договор найма служебного жилого помещения не является, право пользования спорным помещением ответчики не приобрели.

Довод ответчиков и представителя Пальчикова А.А. о том, что спорные жилые помещения в установленном порядке к служебному жилищному фонду отнесены не были и не имеют статус служебных жилых помещений, судом не принимается, поскольку каких-либо положений, позволяющих в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданином, проживающем в таком жилом помещении на основании договора найма служебного жилого помещения, право пользования им на условиях договора социального найма законодательство не содержит.

Что касается требования истца о снятии ответчиков с регистрационного учёта, суд исходит из того, что данное требование не является самостоятельным требованием, поскольку в ст.7 Закона N5242-1 Закон РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-I"О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (ред. от 03.04.2017) и подпункте «е» раздела 5 «Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713 (ред. от 25.05.2017) "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации" указано, что решение суда о признании гражданина утратившим право пользования жилым помещением является основанием для снятия с регистрационного учета по месту жительства и снятие граждан с регистрационного учета производится в случае выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением на основании вступившего в законную силу решения суда.

Снятие с регистрационного учета возможно только при разрешении спора о праве на жилое помещение, разрешение которого определяет необходимость снятия или сохранения регистрации у гражданина.

При таких обстоятельствах, требование истца являются законными и обоснованными и подлежат частичному удовлетворению.

Согласно ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации. В данном случае, в связи с частичными удовлетворенными исковыми требованиями истца, освобожденного от несения судебных расходов, необходимо взыскать с ответчиков Трушина А.П., Трушиной Е.И., Трушиной Н.А., и законного представителя несовершеннолетних Демочкиной В.Е. и Демочкиной М.Е. - Трушиной Т.А. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере <данные изъяты> руб. в долевом порядке.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░.░░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ – ░░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░. ░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░. ░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░. ░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░. ░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░. ░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░: <░░░░░>; <░░░░░>.

░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░. ░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░. ░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░. ░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░. ░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░. ░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░. ░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░. ░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░. ░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 21 ░░░░░░ 2021 ░░░░

░░░░░- ░.░. ░░░░░░░

2-84/2021 (2-1728/2020;) ~ М-1590/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
прокурор Тамбовского района Тамбовской области
Министерство обороны РФ
Ответчики
Демочкина Валентина Евгеньевна
Трушина Татьяна Александровна
Демочкина Мария Евгеньевна
Трушин Александр Петрович
Трушина Наталья Александровна
Трушина Елена Ивановна
Другие
ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ
ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" МО РФ
войсковая часть № 55443
Территориальное отделение Федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ
Суд
Тамбовский районный суд Тамбовской области
Судья
Паршина Ольга Александровна
Дело на сайте суда
sud22--tmb.sudrf.ru
11.09.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.09.2020Передача материалов судье
17.09.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.09.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.10.2020Подготовка дела (собеседование)
08.10.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
20.10.2020Предварительное судебное заседание
29.01.2021Предварительное судебное заседание
29.01.2021Судебное заседание
16.02.2021Судебное заседание
24.03.2021Судебное заседание
31.03.2021Судебное заседание
07.04.2021Судебное заседание
14.04.2021Судебное заседание
21.04.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.05.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.05.2021Дело оформлено
15.07.2021Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее