Производство № 2-4963/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 октября 2022 года г. Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
Председательствующего судьи Фирсовой Е.А.
При секретаре Клишиной А.А.,
С участием представителя Министерства жилищно-коммунального хозяйства Амурской области ВА,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску СН к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Амурской области о признании решения незаконным, признании права на получение единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, обязании предоставить единовременную денежную выплату на приобретение или строительство жилого помещения; встречному иску Министерства жилищно-коммунального хозяйства Амурской области к СН о признании обязательства исполненным, обязании принять в собственность жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
СН обратился в Благовещенский городской суд с настоящим исковым заявлением к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Амурской области, в обоснование указав, что состоит на учете в качестве нуждающегося в обеспечении жилым помещением за счет средств федерального бюджета, как бывший военнослужащий, уволенный до 1 января 2005 года, в Министерстве ЖКХ Амурской области. Истец обратился к ответчику с заявлением о предоставлении ему единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения. Решением заседания комиссии по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, оформленным протоколом от 15 марта 2022 года № 8, истцу было отказано в удовлетворении заявления на том основании, что при постановке на учет СН указал единственный способ реализации его права путем предоставления жилого помещения в собственность. Однако положения действующего законодательства не содержат запрета на изменение способа обеспечения военнослужащего (уволенного военнослужащего) жилым помещением.
На основании изложенного, уточнив в порядке ст. 39 ГПК РФ исковые требования, СН просил суд признать незаконным решение заседания комиссии по обеспечению жильем отдельных категорий граждан Министерства жилищно-коммунального хозяйства Амурской области, оформленное протоколом от 15.03.20212 № 8, об отказе в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения незаконным; признать право на получение единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения; обязать Министерство жилищно-коммунального хозяйства Амурской области предоставить единовременную денежную выплату на приобретение или строительство жилого помещения в порядке реализации мероприятий Федерального закона № 76-ФЗ от 27 мая 1998 года «О статусе военнослужащих».
Определением Благовещенского городского суда от 08 июля 2022 года к производству суда принято встречное исковое заявление Министерства жилищно-коммунального хозяйства Амурской области к СН о признании обязательства по обеспечению жильем и передаче в собственность жилого помещения бесплатно исполненным, обязании принять в собственность жилое помещение. В заявлении Министерство указало, что СН является пенсионером Министерства обороны Российской Федерации с 10.12.1997. Постановлением мэра г. Благовещенска от 20.04.1998 № 1026 СН с составом семьи поставлен на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по месту жительства. 17.02.2017 от СН в администрацию г. Благовещенска поступило заявление о реализации его жилищных прав путем предоставления жилого помещения в собственность бесплатно на территории г. Благовещенска с составом семьи 4 человека. 17.05.2019 СН также сообщил, что им выбран способ реализации права путем предоставления жилого помещения в собственность бесплатно. Для СН приобретена трехкомнатная благоустроенная квартира общей площадью 72,7 кв.м., расположенная по адресу: ***, которая соответствует санитарным и техническим нормам. Однако СН отказался от принятия данной квартиры.
На основании изложенного, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Амурской области просит признать обязательство Министерства по обеспечению жильем и передаче в собственность бесплатно СН и членам его семьи жилого помещения, расположенного по адресу: *** (общей площадью 72,7 кв.м.), исполненным; признать право на обеспечение жильем СН и членов его семьи согласно п. 14 ст. 15 Федерального закона № 76-ФЗ реализованным; обязать СН и членов его семьи принять в собственность жилое помещение, расположенное по адресу: ***, общей площадью 72,7 кв.м.
В соответствии с определением Благовещенского городского суда от 02.09.2022 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Минстрой России, ФКУ «Объединенная дирекция» Минстроя России.
Определением Благовещенского городского суда от 11.10.2022 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Амурской области, Министерство финансов Амурской области.
Будучи извещенными о месте и времени судебного заседания в него не явились истец, представитель истца уведомлен надлежащим образом, представители третьих лиц, сведений о причинах неявки суду не сообщили, ходатайств об отложении не заявляли, представитель Минстроя России просил о рассмотрении дела в отсутствие третьего лица. Учитывая мнение представителя Министерства ЖКХ Амурской области, руководствуясь положениями ст. 167 ГПК Российской Федерации, ст. 165.1 ГК Российской Федерации, суд определил рассматривать дело в отсутствие не явившихся лиц.
Ранее в судебных заседаниях представитель СН – ТБ на исковых требованиях СН наставал, со встречным заявлением не согласился, привел доводы, изложенные в заявлении. Также пояснил, что право выбора военнослужащим формы жилищного обеспечения сохраняется до фактического исполнения государством предусмотренной законом обязанности по обеспечению военнослужащего жильем. Кроме того, спорное жилое помещение Министерство ЖКХ Амурской области приобрело во исполнение решения Благовещенского городского суда от 23.04.2014 в целях обеспечения жилищных прав ВМ Поскольку квартира расположена в районе, где не развита инфраструктура, отсутствуют школы, детские сады, СН отказался от данной квартиры. При этом, поскольку Министерство свои обязательства не исполнило, квартиру в собственность не передало, акт приема-передачи жилья между сторонами не составлялся, считать обязательства Министерства исполненными оснований не имеется.
В судебном заседании представитель Министерства жилищно-коммунального хозяйства Амурской области с исковыми требованиями СН не согласился, на требованиях встречного искового заявления настаивал, привел доводы заявления. Также пояснил, что СН был избран конкретный способ реализации его жилищных прав путем предоставления жилого помещения в собственность бесплатно, в связи с чем ему была предложена квартира, расположенная по адресу: ***, общей площадью 72,7 кв.м., с учетом членов семьи. В 2022 году СН обратился с заявлением о предоставлении ему единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, в чем ему было отказано в соответствии с протоколом от 15.03.2022 № 8.
Из письменных возражений представителя третьего лица Минстроя России следует, что СН письменно подтвердил способ реализации права на обеспечение жильем в виде предоставления жилого помещения в собственность бесплатно, в связи с чем ему с составом семьи была распределена квартира общей площадью 72,7 кв.м. по адресу: ***. Законодательством определен порядок расчета площади предоставляемого жилого помещения, а также устанавливаются требования к нему. При этом требований к уровню развития инфраструктуры района, в котором находится предоставляемое жилое помещение, законом не установлено. Кроме того, законодательством определено, что гражданин выбирает способ реализации своего права, при этом возможность изменения выбранного способа не предусмотрена, поскольку в таком случае возникает нарушение бюджетного законодательства, выраженное в нецелевом расходовании бюджетных средств. С учетом приведенного, представитель Минстроя России просил в удовлетворении исковых требований СН отказать.
Выслушав объяснения представителя Министерства жилищно-коммунального хозяйства Амурской области, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации). Материнство и детство, семья находятся под защитой государства (часть 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации).
Конституция Российской Федерации обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (статья 40).
В судебном заседании установлено, подтверждается материалами дела, что СН является пенсионером Министерства обороны Российской Федерации с 10.12.1997.
Постановлением мэра г. Благовещенска от 20.04.1998 № 1026 СН поставлен на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства военнослужащих, уволенных в запас.
09.10.2013 СН заключен брак с ОА. Согласно заявлениям СН от 02.06.2014, от 20.07.2016, в состав его семьи включены несовершеннолетние дети АС, КС
17.02.2017 СН в администрацию г. Благовещенска подано заявление о реализации его жилищных прав путем предоставления жилого помещения в собственность бесплатно на территории г. Благовещенска, с составом семьи 4 человека.
Письмом от 08.05.2019 № 10-2190 Министерством жилищно-коммунального хозяйства Амурской области СН предложено выбрать способ реализации жилищных прав.
В соответствии с ответом на данное письмо от 17.05.2019 СН сообщил, что им выбран способ реализации права путем предоставления жилого помещения в собственность бесплатно.
Права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей в соответствии с Конституцией Российской Федерации определяет Федеральный закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных названным федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Согласно абз. 12 п. 1 ст. 15 Федерального закона № 76-ФЗ военнослужащим – гражданам, обеспеченным на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанными нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищные субсидии или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 Федерального закона № 76-ФЗ.
Обеспечение жилым помещением военнослужащих – граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз (абз. 1 п. 14 стт. 15 Федерального закона № 76-ФЗ).
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 3 Федерального закона от 08.12.2010 № 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации для осуществления следующие полномочия по обеспечению граждан, указанных в абзаце первом пункта 2.1 статьи 15, абзаце третьем пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона № 76-ФЗ и статье 2 настоящего Федерального закона, жилыми помещениями: 1) предоставление жилого помещения в собственность бесплатно; 2) предоставление жилого помещения по договору социального найма; 3) предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Порядок предоставления гражданам, обеспечиваемым жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения определяется законодательством субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Амурской области от 29.09.2011 № 652 утверждено Положение об организации работы по реализации на территории Амурской области основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», которым определен порядок обеспечения жилыми помещениями на территории Амурской области отдельных категорий граждан.
Постановлением губернатора Амурской области от 13.10.2011 № 305 утверждено Положение о Министерстве жилищно-коммунального хозяйства Амурской области, которым определены полномочия Министерства. Согласно п. 3.26. Положения Министерство обеспечивает жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и приравненных к ним лиц, вставших не позднее 1 января 2005 года на учет в качестве нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) в органах местного самоуправления.
В целях обеспечения жильем граждан, уволенных с военной службы и приравненных к ним лиц за счет средств субвенций из федерального бюджета в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» посредством электронного аукциона Министерством жилищно-коммунального хозяйства Амурской области приобретена трехкомнатная благоустроенная квартира общей площадью 72,7 кв.м., расположенная по адресу: ***
В соответствии с актом обследования помещения (многоквартирного дома) от 09.09.2022 № 268, постановлением администрации города Благовещенска от 16.09.2022 № 4903 жилое помещение, расположенное по адресу: ***, признано пригодным для проживания.
Согласно сообщению Министерства жилищно-коммунального хозяйства Амурской области от 04.05.2017 № 10-2098 СН предложено в собственность безвозмездно жилое помещение по адресу: *** (площадью 72,7 кв.м.)
В ответе от 25.05.2017 на данное сообщение СН подтвердил, что единственным способом обеспечения жильем его семьи является предоставление жилого помещения в собственность бесплатно. Однако от предложенного Министерством жилого помещения отказался по причине отсутствия в данном районе социальной инфраструктуры (поликлиники, детского сада, школы), а также сомнительной экологической обстановки.
В связи с отказом СН от предложено жилья Министерство жилищно-коммунального хозяйства Амурской области в своем отношении от 17.10.2018 № 10-5309/135-р просило губернатора Амурской области снять с контроля распоряжение от 25.09.2018 № 135-р об обеспечении передачи СН в собственность бесплатно жилого помещения общей площадью 72,7 кв.м., расположенного по адресу: ***
Распоряжением Правительства Амурской области от 20.11.2018 № 167-р признано утратившим силу распоряжение Правительства Амурской области от 25.09.2018 № 135-р «О предоставлении жилого помещения в собственность гражданину».
В ответе от 17.05.2019 СН вновь выбрал способ обеспечения его и его семьи жилым помещением в собственность бесплатно. Кроме того, 04.10.2019 СН вновь отказался от предложенной квартиры по адресу: ***
В судебном заседании, в том числе из пояснений представителя Министерства жилищно-коммунального хозяйства Амурской области, установлено, что в 2022 году СН обратился в Министерство с заявлением об изменении способа обеспечения жильем на предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
В соответствии с протоколом заседания Комиссии по обеспечению жильем отдельных категорий граждан от 15.03.2022 № 8 СН отказано в выдаче единовременной денежной выплаты в связи с отказом СН ранее от реализации жилищных прав путем предоставления жилого помещения в собственность бесплатно.
Не согласившись с данным отказом, СН инициирован настоящий иск в суде.
Давая правовую оценку данному протоколу заседания Комиссии по обеспечению жильем отдельных категорий граждан от 15.03.2022 № 8, суд приходит к следующему.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал в своих определениях от 25 сентября 2014 года № 2271-О, от 27 октября 2015 года № 2527-О, от 26 мая 2016 года № 1046-О о том, что жилищная гарантия для военнослужащих установлена в порядке реализации положений статьи 40 Конституции Российской Федерации. Законодатель в силу имеющейся у него дискреции вправе менять ранее установленные им источники и формы обеспечения жильем граждан, выполнивших возлагавшиеся на них по контракту обязанности военной службы.
Право СН на обеспечение жилым помещением органами жилищного обеспечения Минобороны России, а также Министерством жилищно-коммунального хозяйства Амурской области не оспаривается. Также в судебном заседании представителем Министерства был признан факт обращения СН с заявлением о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, то есть СН был изменен способ обеспечения жильем.
Таким образом, СН, действуя в пределах приведенного законодательства, обратился с заявлением о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения, что не противоречить действующему законодательству.
При этом, как следует из обжалуемого протокола от 15.03.2022 № 8, пунктом 14 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» определено, что право на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета на строительство или приобретение жилого помещения предоставляется военнослужащему, уволенному с военной службы и вставшему на соответствующий учет до 01.01.2005, один раз. 25.05.2017 Министерством жилищно-коммунального хозяйства области СН была предложена квартира, находящаяся в собственности Министерства, расположенная по адресу: ***, от которой 25.05.2017 СН отказался. При этом СН указал, что единственным способом обеспечения его жильем является предоставление в собственность бесплатно.
Вместе с тем постановлением Правительства Амурской области от 20.11.2018 (то есть после отказа СН от предложенного жилого помещения) распоряжение от 25.09.2018 о предоставлении жилого помещения признано утратившим силу. При этом далее распоряжений о предоставлении СН жилого помещения не принималось.
В связи с изложенным, поскольку СН обращался с заявлением о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение жилья, решение Министерства мотивировано только отказом СН в 2017 году от предложенного жилого помещения, учитывая, что после 20.11.2018 решений о предоставлении СН жилого помещения не принималось, суд находит требование СН о признании незаконным протокола № 8 заседания Комиссии по обеспечению жильем отдельных категорий граждан от 15.03.2022 подлежащим удовлетворению.
Рассматривая требования истца о признании права на единовременную денежную выплату на приобретение или строительство жилого помещения, предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, суд приходит к следующему.
Частью 5 статьи 3 Закона № 342-ФЗ установлено, что финансовое обеспечение осуществления передаваемых полномочий осуществляется за счет субвенций.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2016 г. № 216 утверждены Правила предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий Российской Федерации по обеспечению жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц.
Пунктом 5 Правил установлено, что в случае, если в рамках реализации переданных полномочий в соответствии с порядком предоставления гражданам жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма, установленным законодательством субъекта Российской Федерации, граждане обеспечиваются жилыми помещениями из жилищного фонда, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации (муниципальному образованию), без осуществления в текущем финансовом году расходов бюджета субъекта Российской Федерации, субвенции перечисляются на компенсацию бюджету субъекта Российской Федерации стоимости (части стоимости) предоставленного жилого помещения, рассчитываемой в соответствии с пунктом 3 методики определения общего объема субвенций, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление полномочий Российской Федерации по обеспечению жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2011 г. № 303, на основании справки, составленной в форме, утвержденной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
Главный распорядитель бюджетных средств, выделяемых для решения жилищного вопроса граждан, уволенных с военной службы (в данном случае Минстрой России), должен получить соответствующую справку на этапе реализации мероприятий по бюджетному планированию соответствующих расходов федерального бюджета на планируемый финансовый год.
Порядок обеспечения жилыми помещениями граждан – участников ведомственной целевой программы является Приложением 2 к Положению, утвержденному Постановлением Правительства Амурской области от 29 сентября 2011 г. № 652.
Пунктом 4.1 Приложения № 2 закреплен перечень документов, предоставляемых в орган местного самоуправления одновременно с заявлением по форме согласно приложению № 1 к Приложению № 2 гражданами – участниками ведомственной целевой программы для обеспечения жилыми помещениями.
Согласно п. 4.6 Приложения № 2 на основании поданных заявлений органы местного самоуправления формируют списки граждан – участников ведомственной целевой программы, изъявивших желание участвовать в ведомственной целевой программе и имеющих право на обеспечение жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета, по форме согласно приложению № 2 к Приложению № 2.
В пункте 4.7 Приложения № 2 определено, что органы местного самоуправления в срок до 1 августа года, предшествующего планируемому, формируют и представляют в Министерство список граждан – участников ведомственной целевой программы, изъявивших желание на обеспечение жилыми помещениями, в электронном виде на бумажном носителе.
Согласно п. 6.1 Приложения № 2 для перечисления единовременной денежной выплаты в счет оплаты приобретаемого жилого помещения гражданин представляет в министерство справку банка об открытии гражданином банковского счета, а также заявление согласно приложению № 5 к Приложению № 2 о предоставлении средств.
В соответствии с п. 6.2 Приложения № 2 единовременная денежная выплата предоставляется гражданину в порядке очередности и перечисляется на его банковский счет на основании документов, предусмотренных пунктом 6.1 Приложения № 2.
Таким образом, действующим законодательством установлен четкий порядок оказания государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем.
Вместе с тем, сведений о соблюдении данной процедуры материалы дела не содержат. При этом, поскольку финансовое обеспечение осуществления переданных полномочий осуществляется за счет субвенций, которые носят целевой характер, в силу п. 8 ст. 3 Федерального закона № 342-ФЗ, и не могут быть использованы на иные цели, учитывая основания отказа в предоставлении СН единовременной денежной выплаты, определенный порядок предоставления единовременной денежной выплаты с учетом расходов бюджета субъекта Российской Федерации в текущем финансовом году, который сторонами не выдержан, суд находит необходимым обязать Министерство жилищно-коммунального хозяйства Амурской области повторно рассмотреть заявление СН о предоставлении единовременной денежной выплаты.
В этой связи требования СН о признании права на единовременную денежную выплату на приобретение или строительство жилого помещения, предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения суд находит не подлежащими удовлетворению.
Рассматривая встречные исковые требования Министерства жилищно-коммунального хозяйства Амурской области, суд приходит к следующему.
Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право на жилище (часть 1), малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). По смыслу же статей 11 (часть 3), 72, 76 (части 2 и 5) и 94 Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель вправе определять соответствующие конкретные полномочия и компетенцию органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, равно как и устанавливать принципы разграничения соответствующих предметов ведения и полномочий. Это предполагает также возможность передачи осуществления части полномочий по предметам совместного ведения, которые реализовывались органами государственной власти Российской Федерации, субъектам Российской Федерации с соответствующим разграничением расходных обязательств (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 18 апреля 2006 года N 85-О, от 15 мая 2007 года N 365-О-П, от 17 января 2013 года N 3-О, от 27 сентября 2018 года N 2368-О и др.).
Пункт 2.1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", части 1 и 2 статьи 3 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан", принятые в соответствии с указанными конституционными положениями, предусматривают предоставление органами государственной власти субъектов Российской Федерации жилищных гарантий (предоставление жилого помещения в собственность бесплатно или по договору социального найма, а также единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения) для определенной категории граждан, к которой относится СН, за счет субвенций из федерального бюджета.
В свою очередь, положения Постановления Правительства Амурской области от 29 сентября 2011 г. № 652 обеспечивают реализацию указанных законоположений, в том числе возлагают на субъект Российской Федерации полномочие по принятию решений по предоставлению жилых помещений.
При этом граждане, указанные в пункте 2.1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", обладают - в соответствии с этой правовой нормой, а также положениями Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации - как правом на судебную защиту их законных интересов (включая оспаривание решений органов государственной власти, если они вынесены с нарушением действующего законодательства), так и возможностью воспользоваться другой формой жилищного обеспечения в виде предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, позволяющей самостоятельно осуществить выбор конкретного жилого помещения, приобретаемого в собственность.
Согласно ч. 4 ст. 445 ГК Российской Федерации если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
В судебном заседании установлено, что СН избрана форма жилищного обеспечения в виде предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения. При этом после признания утратившим силу распоряжения Правительства Амурской области от 25.09.2018 № 135-р «О предоставлении жилого помещения в собственность гражданину» иного распоряжения о предоставлении СН жилого помещения, в том числе, расположенного по адресу: ***, не принималось.
Более того, как следует из отношения Министерства жилищно-коммунального хозяйства Амурской области Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 19.07.2022 № 08-5788, Правительством Амурской области приобретены две благоустроенные квартиры, в том числе по адресу: ***, общей площадью 72,7 кв.м. В связи с реализацией гражданами своих жилищных прав иными предусмотренными законом способами, приобретенные жилые помещения являются невостребованными. В связи с этим Министерство просит дать согласие на использование приобретенных за счет средств федерального бюджета благоустроенных квартир для временного размещения лиц, вынужденных покинуть территорию Луганской Народной Республики, Донецкой Народной Республики, Украины.
Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 27 Конституции Российской Федерации, статьей 1 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", ч. 2 ст. 1, ч. 3 ст. 10 ЖК Российской Федерации, жилищное законодательство не содержит норм, предусматривающих возможность понуждения граждан в судебном порядке принять в собственность жилое помещение, тем самым, против их воли возлагая на них права и обязанности собственника.
На основании изложенного, судом не установлено фактов исполнения Министерством обязательства по передаче СН и членам его семьи в собственность бесплатно жилого помещения, расположенного по адресу: ***, и, тем самым, реализации СН и членами его семьи права на обеспечение жильем согласно п. 14 ст. 15 Федерального закона № 76-ФЗ, а также оснований для обязания СН и членов его семьи принять в собственность данное жилое помещение.
С учетом приведенного, суд не находит фактических и правовых оснований для удовлетворения исковых требований Министерства жилищно-коммунального хозяйства Амурской области к СН, в связи с чем в их удовлетворении надлежит отказать.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Заявление СН удовлетворить частично.
Признать незаконным решение заседания Комиссии по обеспечению жильем отдельных категорий граждан Министерства жилищно-коммунального хозяйства Амурской области, оформленное протоколом от 15 марта 2022 года № 8, об отказе СН в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Обязать Министерство жилищно-коммунального хозяйства Амурской области повторно рассмотреть заявление СН о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
СН в удовлетворении исковых требований в остальной части о признании права на единовременную денежную выплату на приобретение или строительство жилого помещения, обязании предоставить единовременную денежную выплату на приобретение или строительство жилого помещения отказать.
Министерству жилищно-коммунального хозяйства Амурской области в удовлетворении исковых требований к СН о признании обязательство по обеспечению жильем и передаче в собственность бесплатно СН и членами его семьи жилого помещения, расположенного по адресу: ***, общей площадью 72,7 кв.м., исполненным; признании право на обеспечение жильем согласно п. 14 ст. 15 Федерального закона № 76-ФЗ реализованным; обязании принять в собственность данное жилое помещение отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Е.А. Фирсова
Мотивированное решение изготовлено 07 ноября 2022 года.