Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33а-9131/2021 от 19.07.2021

Судья: Панкратова Т.В. Дело № 33а-9131/2021

Дело №2-5530/2012

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

17 сентября 2021г. г. Самара

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего – Вачковой И.Г.,

судей – Ромадановой И.А., Сивохина Д.А.,

при секретаре – Туроншоевой М.Ш.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе ООО «Центр-Капитал Тольятти» на заочное решение Центрального районного суда г.Тольятти Самарской области от 17 декабря 2012 года,

заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Вачковой И.Г., объяснения представителя ООО «Центр-Капитал Тольятти» конкурсного управляющего Попова Д.Ю., поддержавшего доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Самарской области обратилось в суд с исковым заявлением к Фонду «Городской центр проектного финансирования» о ликвидации юридического лица, исключении из Единого государственного реестра юридических лиц.

В обоснование заявленных требований указано, что 23 декабря 2002 года в ЕГРЮЛ внесена запись о создании юридического лица Фонда «Городской центр проектного финансирования», основной государственный регистрационный номер . Министерством юстиции Российской Федерации в рамках исполнения государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций их уставным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, принято решение о проведении плановой проверки без выезда по месту нахождения и (или) осуществления деятельности Фонда «Городской центр проектного финансирования», и 18 августа 2010 года в адрес организации направлено уведомление о проведении проверки, согласно которому предложено подготовить к дате начала проверки – 12 сентября 2010 года и предоставить проверяющим документы по указанному в уведомлении перечню за период деятельности с сентября 2007 года по 31 августа 2010 года. Проверку провести не представилось возможным ввиду отсутствия запрашиваемой документации. В адрес организации неоднократно направлялись письменные предупреждения и устанавливался месячный срок устранения нарушений, однако предупреждения исполнены не были. Кроме того, Фонд не представил в уполномоченный орган документы за 2011 год, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Самарской области просило суд ликвидировать Фонд «Городской центр проектного финансирования», запись о создании которого внесена в Единый государственный реестр юридических лиц 23 декабря 2002 года за основным государственный регистрационным номером и исключить из Единого государственного реестра юридических лиц.

Заочным решением Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 17 декабря 2012 года заявленные требования удовлетворены, ликвидирован и исключен из единого государственного реестра юридических лиц Фонд «Городской центр проектного финансирования» (запись о создании внесена в ЕГРЮЛ 23 декабря 2002 года за основным государственным номером ).

В апелляционной жалобе и дополнении к ней ООО «Центр-Капитал Тольятти» ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, постановленного при неправильном применении норм материального права.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 16 августа 2021 года дело по апелляционной жалобе ООО «Центр-Капитал Тольятти» на заочное решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 17 декабря 2012 года передано в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда для рассмотрения по правилам административного судопроизводства.

Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 года N 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» размещена на интернет-сайте суда апелляционной инстанции.

Представитель ООО «Центр-Капитал Тольятти» конкурсный управляющий Попов Д.Ю. (на основании решения Арбитражного суда Самарской области от 18 июня 2021г. ) в заседании судебной коллегии апелляционную жалобу и дополнения к ней поддержал по приведенным в них основаниям, просил заочное решение суда отменить, принять новое решение, которым отказать в удовлетворении заявленных требований.

Допрошенный в заседании судебной коллегии в качестве свидетеля Ч. А.В. пояснил, что с 2016 года он являлся директором ООО «Центр-Капитал Тольятти». О наличии задолженности Фонда по решению арбитражного суда от 2010 года ему известно, однако в службу судебных приставов-исполнителей по вопросу исполнения решения суда и взыскания задолженности не обращался. Оригинала исполнительного документа и сведений об исполнительном производстве у него не было. О ликвидации фонда он узнал в 2016 году, однако, считает, что необходимо восстановить нарушенное право ООО «Центр-Капитал Тольятти» на получение взысканной задолженности в порядке ликвидационной процедуры.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, учитывая требования статей 96, 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в ее отсутствие.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней, заслушав пояснения представителя ООО «Центр-Капитал Тольятти», проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с пунктом 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В силу пункта 1 статьи 18 Федерального закона «О некоммерческих организациях» (в редакции, действующей на 20 ноября 2012 года) Некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

В соответствии с пунктом 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, осуществления деятельности без надлежащего разрешения, с неоднократными, существенными грубыми нарушениями.

Заявление в суд может быть предъявлено государственным органом.

Судом установлено и следует из материалов дела, что 23 декабря 2002 года Фонд «Городской центр проектного финансирования» зарегистрирован в качестве юридического лица, ОГРН , учредителем являлась мэрия городского округа Тольятти Самарской области.

Приказом Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Самарской области от 10 августа 2010 года №798 определено провести в период с 01 сентября 2010 года по 25 сентября 2010 года плановую проверку без выезда по месту нахождения и (или) осуществления деятельности Фонда «Городской центр проектного финансирования», предметом которой является контроль за соответствием деятельности Фонда, в том числе, по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным его учредительным документам, и законодательств Российской Федерации (л.д.10-11).

Уведомлением исх.№03-23-3592/10-0-0 от 17 августа 2010 года Фонд «Городской центр проектного финансирования» извещен о проведении в период с 01 сентября 2010 года по 25 сентября 2010 года плановой проверки, разъяснена необходимость представления в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Самарской области документов согласно перечню за период деятельности с 01 сентября 2007 года по 31 августа 2010 года (л.д.12-14).

В связи с неполучением Фондом «Городской центр проектного финансирования» уведомления исх.№03-23-3592/10-0-0 от 17 августа 2010 года, направленного по указанному в учредительных документах адресу организации, и непредставлением указанных в названном уведомлении документов, в адрес Фонда «Городской центр проектного финансирования» вынесено предупреждение в порядке статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» от 01 октября 2010 года №03-23-4021/10-0-0, предложено в месячный срок со дня получения предупреждения устранить указанные замечания (л.д.15-16).

03 февраля 2012 года в адрес Фонда «Городской центр проектного финансирования» вынесено повторное предупреждение в порядке статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» от 01 октября 2010 года №03-23-4021/10-0-0, предложено в месячный срок устранить указанные замечания (л.д.17-19).

Кроме того, Фонд «Городской центр проектного финансирования» не представил в уполномоченный орган документы за 2011 год, содержащие отчет о его деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, исходил из того, что ответчик своими действиями нарушил установленные законом обязательные требования, предъявляемые к некоммерческим организациям, доказательств обратного суду не представил, в связи с чем, пришел к выводу о наличии оснований, предусмотренных пунктом 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 10 января 2006 года) N 18-ФЗ для ликвидации юридического лица по решению суда.

Судебная коллегия находит выводы районного суда правильными.

Доводы апелляционной жалобы и дополнения к ней о нарушении полноты, всесторонности исследования всех обстоятельств дела, ввиду отсутствия в материалах дела сведений о финансовой хозяйственной деятельности ликвидируемого фонда, непривлечении учредителя Фонда, а также не установлении кредиторов ликвидируемой некоммерческой организации, что послужило принятию судом решения по формальным основаниям и лишило права кредиторов на удовлетворение требований за счет имущества фонда, основаны на ошибочном толковании норм права, являются несостоятельными и подлежат отклонению.

Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 61 Гражданского Кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае осуществления деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона, иных правовых актов.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 18, Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц.

В силу требований части 3 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Формы и сроки представления указанных документов определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации (утверждено Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1313) Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, в том числе в сфере по контролю за соответствием деятельности некоммерческих организаций целям, предусмотренным их учредительными документами, и законодательству Российской Федерации.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2006 года №212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» некоммерческая организация, если иной порядок не установлен федеральными законами об отдельных видах некоммерческих организаций, представляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный принимать решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений, или его территориальный орган, к компетенции которого отнесено принятие решения о государственной регистрации этой организации, документы, содержащие отчет о ее деятельности, сведения о персональном составе ее руководящих органов, а также документы, содержащие сведения о расходовании денежных средств и использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.

В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2003 года N 14-П по делу о проверке конституционности положений статьи 35 Федерального закона "Об акционерных обществах", статей 61 и 99 Гражданского Кодекса Российской Федерации указано, что отсутствие в пункте 2 статьи 61 Гражданского Кодекса Российской Федерации конкретного перечня положений, нарушение которых может привести к ликвидации юридического лица, то есть его прекращению без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства, не означает, что данная санкция может применяться по одному лишь формальному основанию - в связи с неоднократностью нарушений обязательных для юридических лиц правовых актов. Исходя из общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе наличия вины) и установленных частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации критериев ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно не только для законодателя, но и для правоприменителя, оспариваемая норма предполагает, что неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить суду - с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных ими последствий, - принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.

Таким образом, принимая во внимание приведенную выше правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, а также то, что Фондом не представлены документы, необходимые для проведения плановой проверки, что привело к невозможности проведения проверки, а также не представлены в уполномоченный орган документы, содержащие отчет за 2011 год о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, судебная коллегия полагает, что указанные нарушения по своему характеру и их последствиям являлись достаточным основанием для ликвидации этой некоммерческой организации, в связи с чем выводы суда первой инстанции являются правильными, основаны на анализе доказательств, мотивированы, соответствуют материалам дела, требованиям закона и оснований считать их неправильными у судебной коллегии не имеется.

Кроме того, судебной коллегией установлено, что Ч. А.В. приобрел 100% доли в ООО «Центр-Капитал Тольятти» в 2016 году, в этом же году узнал о том, что Фонд «Городской центр проектного финансирования» ликвидирован.

Согласно сведениям Единого государственного реестра юридических лиц, являющегося общедоступным источником информации, размещенном в сети Интернет, Фонд «Городской центр проектного финансирования» прекратил свою деятельность юридического лица путем ликвидации некоммерческой организации по решению суда, дата прекращения – 15 марта 2013 года.

Таким образом, с учетом установленных обстоятельств, ООО «Центр-Капитал Тольятти» в лице директора Черницына А.В. узнав о ликвидации Фонда в 2016 году, в нарушение положений части 1 статьи 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обратилось в суд с апелляционной жалобой только 03 июня 2021 года, при этом уважительных причин пропуска процессуального срока для обжалования решения, автором апелляционной жалобы не приведено.

Доводы апелляционной жалобы и дополнения к ней, мотивированные положениями пункта 28 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года №25 «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» в части применения подпункта 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также положениями пункта 5 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, судебной коллегией во внимание не принимаются, ввиду отсутствия указанных норм права на момент предъявления искового заявления в суд и принятия решения по заявленным требованиям.

Обстоятельства, установленные решением Арбитражного суда Самарской области от 11 июля 2010 года по делу , а также доводы о финансовой деятельности мэрии г.о. Тольятти с участием Фонда, правового значения для разрешения настоящего дела не имеют.

В апелляционной жалобе не оспариваются установленные судом обстоятельства, связанные с нарушением Фондом «Городской центр проектного финансирования» приведенных выше законоположений, обязывающих предоставлять в Министерство юстиции Российской Федерации по Самарской области необходимые документы.

Доводы апелляционной жалобы о том, что ООО «Центр-Капитал Тольятти» является кредитором организации ответчика и фактом ликвидации нарушаются его права, не могут являться основанием для отмены решения, поскольку данное обстоятельство само по себе не препятствует предъявлению соответствующего иска компетентным государственным органом и не возлагает на последнего обязанности по розыску кредиторов ликвидируемой некоммерческой организации.

Решение суда о ликвидации некоммерческой организации без возложения обязанности по ликвидации на ее учредителей не противоречит положениям статьи 61 Гражданского Кодекса Российской Федерации и не препятствует проведению процедуры ликвидации данного юридического лица в соответствии со статьями 61 - 64 Гражданского Кодекса Российской Федерации после принятия судом решения о его ликвидации. Указанный вывод подтверждается в частности практикой Верховного Суда РФ (Определение N 82-Г06-5).

Таким образом, нарушения или неправильного применения закона судом при рассмотрении настоящего дела не допущено. Юридически значимые обстоятельства судом установлены правильно.

При указанных обстоятельствах решение суда является правильным и отмене не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

заочное решение Центрального районного суда г.Тольятти Самарской области от 17 декабря 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО «Центр-Капитал Тольятти» - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через районный суд и в Верховный Суд Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.

Председательствующий -

Судьи -

33а-9131/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Управление Министерства юстиции РФ
Ответчики
Фонд Городской центр проектного финансирования
Другие
ООО Центр-Капитал Тольятти
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
16.08.2021Передача дела судье
14.09.2021Судебное заседание
17.09.2021Судебное заседание
05.10.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.10.2021Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее