Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1166/2020 ~ М-645/2020 от 16.03.2020

Дело №2-1166/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 июня 2020 года г. Элиста

    Элистинский городской суд Республики Калмыкия в составе:

председательствующего судьи Эминова О.Н.,

при секретаре судебного заседания Гаряджиевой Г.Ц.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Республики Калмыкия в интересах Лиджи-Горяевой Ольги Леонидовны к Министерству по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений,

установил:

    прокурор Республики Калмыкия обратился в интересах Лиджи-Горяевой О.Л. в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что Лиджи-Горяева О.Л., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ее отец ФИО11 умер 05 июля 1999 года, о чем имеется запись акта гражданского состояния. Ее мать ФИО12 решением Лаганского районного суда от 22 февраля 2001 года лишена родительских прав в отношении несовершеннолетней дочери. Постановлением Представителя Президента РК от 09 ноября 2000 года № 467 опекуном несовершеннолетней ФИО13 назначена Убушаева В.С. В настоящее время Лиджи-Горяева О.Л. обучается на 3 курсе в Московском государственному юридическом университете им. О. Е. Кутафина, воспитывает малолетнего ребенка, зарегистрирована у дяди Насунова Д.Э. по адресу: <адрес>, где проживает в каникулярное время. Жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности, истец не имеет. Постановлением администрации г. Элисты от 19 апреля 2016 года № 888 истец принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. До настоящего времени право Лиджи-Горяевой О.Л. как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на предоставление жилого благоустроенного помещения по договору социального найма, гарантированное государством, не реализовано, жилое помещение не предоставлено. Считает, что Министерство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству РК обязано было предоставить Лиджи-Горяевой О.Л. жилое помещение специализированного жилищного фонда Республики Калмыкия по договорам найма специализированных жилых помещений по достижению Лиджи-Горяевой О.Л. 18 лет. Просил обязать Министерство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия предоставить Лиджи-Горяевой О.Л. жилое помещение из специализированного жилищного фонда Республики Калмыкия по договору найма специализированных жилых помещений не менее 33 кв.м.

В судебном заседании заместитель прокурора Республики Калмыкия Бахников С.Н. поддержал заявленные требования по доводам, изложенным в исковом заявлении. Истец Лиджи-Горяева О.Л. не явилась.

Представитель ответчика Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству РК в судебное заседание не явился, представив письменное возражение, в котором просил в иске отказать.

Представители Министерства образования и науки РК, Администрации г. Элисты в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены.

В силу ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Выслушав участника процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.

Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт «ж» части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.

Согласно ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

В соответствии ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся, в том числе, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

    В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

    Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года №15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

    Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

    По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом названного пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

    Согласно пункту 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - Список) в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

    В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 этой статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 статьи 8 данного Закона является основанием для исключения указанных лиц из Списка.

    Согласно пункту 7 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Общее количество жилых помещений в виде квартир, предоставляемых лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в одном многоквартирном доме, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации и при этом не может превышать 25 процентов от общего количества квартир в этом многоквартирном доме, за исключением населенных пунктов с численностью жителей менее 10 тысяч человек, а также многоквартирных домов, количество квартир в которых составляет менее десяти.

    В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ предусмотренные им дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.

    Как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ.

    К их числу относятся, в частности, невозможность проживания в ранее занимаемом жилом помещении ребенка, который достиг возраста 18 лет и который включен в Список, а также окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.

    При этом федеральный законодатель не определил срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение данной категории граждан, что не может толковаться иначе, как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения.

    Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

    В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию Списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.

    По своей сути формирование субъектом Российской Федерации Списка означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

    Кроме того, формирование Списка может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

    Согласно Порядку формирования специализированного жилищного фонда Республики Калмыкия для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», утвержденном постановлением Правительства Республики Калмыкия от 17 мая 2013 года № 231, Министерство образования и науки Республики Калмыкия ежегодно, до 1 мая года, предшествующего планируемому, направляет в уполномоченный орган выписку из списка, в которой указываются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащие обеспечению специализированными жилыми помещениями в планируемом году.

    Как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Аналогичные положения содержатся и в п. 3 Порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Республики Калмыкия по договорам социального найма специализированных жилых помещений детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа. К их числу относятся, в частности, лица, достигшие возраста 18 лет, получившие профессиональное образование.

    Пунктом 6 Порядка предусмотрено, что при формировании специализированного жилищного фонда учитывается норматив предоставления общей площади жилого помещения в размере 33 квадратных метра на одного гражданина.

Отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

    Поскольку в Федеральном законе не содержится указания на срок предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда гражданам данной категории, то предполагается немедленная реализация права после его возникновения.

    Как установлено судом, Лиджи-Горяева О.Л. имеет статус лица, на которого распространяются гарантии, предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

    <данные изъяты>

    Постановлением Представителя Президента Республики Калмыкия от 09 октября 2000 года № 467 опекуном над несовершеннолетней ФИО14 назначена Убушаева Валентина Санджиевна.

    <данные изъяты>

    Из сообщения Администарции г. Элиста от 22 апреля 2016 года следует, что постановлением Администрации г. Элиста № 888 от 19 апреля 2016 года Лиджи-Горяева О.Л. принята на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Состав семьи 1 человек.

    Из сообщения Министерства образования и науки РК от 22 апреля 2020 года и Министерства по строительства, транспорту и дорожному хозяйству РК от 23 апреля 2020 года следует, что по состоянию на 01 февраля 2020 года Лиджи-Горяева О.Л. состоит в Списке, подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, которые относились к указанной категории и достигли возраста 23 лет, и за которыми сохраняется право на обеспечении жилыми помещениями, согласно дате постановки на учет в Администрации г. Элиста с 13 апреля 2016 года под номером учетной записи 403.

     Как следует из материалов дела и пояснений стороны истца, в настоящее время Лиджи-Горяева О.Л. проживает у своего дяди по адресу: <адрес>

    В настоящее время Лиджи-Горяевой О.Л. исполнилось <данные изъяты> лет.

    До настоящего времени истец жильем не обеспечена, какого-либо жилого помещения на праве собственности не имеет, не является нанимателем жилого помещения, ни членом семьи нанимателя по договору найма жилого помещения.

    Указанные обстоятельства, в том числе нуждаемость Лиджи-Горяевой О.Л. в жилом помещении, подтверждаются представленными в дело письменными доказательствами и по существу ответчиком не оспариваются.

Таким образом, у Лиджи-Горяевой О.Л. возникло право на обеспечение жилым помещением, однако в нарушение закона жилое помещение ей до настоящего времени не предоставлено.

Факт не обеспечения жилым помещением истца свидетельствует о нарушении его жилищных прав.

    С учетом изложенного, и принимая во внимание, что Лиджи-Горяева О.Л. относится к числу детей, оставшихся без попечения родителей, как на момент достижения возраста 18 лет, так и на момент судебного разбирательства, жилым помещением не обеспечена, внесена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, достигла 18-летнего возраста, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований и возложении на ответчика Министерство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия предоставить истцу Лиджи-Горяевой О.Л. жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исходя из нормы предоставления площади жилого помещения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования прокурора г. Элисты в интересах Лиджи-Горяевой Ольги Леонидовны удовлетворить.

    Обязать Министерство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия предоставить Лиджи-Горяевой Ольге Леонидовне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исходя из нормы предоставления площади жилого помещения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Калмыкия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Элистинский городской суд Республики Калмыкия.

Председательствующий:                            О.Н. Эминов

2-1166/2020 ~ М-645/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Первый заместитель прокурора Республики Калмыкия в интересах Лиджи-Горяевой Ольги Леонидовны
Лиджи-Горяева Ольга Леонидовна
Ответчики
Министерство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия
Суд
Элистинский городской суд Республики Калмыкия
Судья
Эминов Олег Николаевич
Дело на странице суда
elistinsky--kalm.sudrf.ru
16.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.03.2020Передача материалов судье
17.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.04.2020Судебное заседание
26.05.2020Производство по делу возобновлено
19.06.2020Судебное заседание
19.06.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.10.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.10.2020Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее