Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 ноября 2023 года <адрес>
Сунженский районный суд Республики Ингушетия в составе председательствующего – судьи Ужахова А. С., при секретаре судебного заседания ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО2 об установлении факта нахождения на иждивении,
установил:
ФИО2 обратилась в суд с заявлением об установлении факта нахождения на иждивении на день смерти ее супруга.
Согласно заявленного требования ФИО2 состояла в зарегистрированных брачных отношениях с ФИО1. От указанного брака у них родились два сына: Заурбек Бесланович, рождения ДД.ММ.ГГГГ и Мансур Бесланович, рождения ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ в результате дорожно-транспортного происшествия ее супруг ФИО1 погиб.
На день смерти супруга она являлась нетрудоспособной, так как была признанным инвалидом второй группы с 2011 года, в связи с чем находилась на иждивении супруга.
Просила установить в судебном порядке факт её нахождения на иждивении супруга на день его смерти.
В судебном заседании представитель ФИО2 – ФИО4 подержал заявленное требование, дополнительно пояснив, что на момент смерти супруга, его доверительница с которым она состояла в зарегистрированном браке являлась нетрудоспособной, а также получателем пенсии по инвалидности с 2011 года. От зарегистрированных брачных отношений у них родились два сына. Второму сыну на момент смерти супруга исполнилось одиннадцать лет, то есть он был малолетним. Заработная плата супруга была в два-три раза выше ее пенсии, которую он тратил на нужды и содержание семьи, так как они состояли в зарегистрированном браке и вели общее совместное хозяйство. Доводы ОСФР по <адрес>, изложенные в письменных возражениях на подданное его доверительницей заявление считаетголословными, надуманными и не подтверждаются ни одним из допустимых доказательств, которые так и не представлены суду заинтересованной стороной. Кроме того, изложенная в возражениях позиция и ссылки на судебную практику первой и второй инстанций также не применимы, так как отличны от позиции Верховного суда РФ, изложенную в Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 4-КГ20-73-К1 и в Определении Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1260-О-О. Кроме того просил суд обратить внимание на то обстоятельство, что его доверительница получала пенсию по потере кормильца, ранее установленную во внесудебном порядке Пенсионным фондом РИ. Поводом обращения в суд с указанным выше требованием послужило прекращение в выплате пенсии ОСФР по <адрес> по потере кормильца в связи с тем, что ранее назначенная пенсия установлена во внесудебном порядке. Просил суд удовлетворить требование ФИО2
Извещённый о времени и месте рассмотрения дела представитель заинтересованной стороны – Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> в судебное заседание не явился. Однако направил в суд письменные возражения, ккоторых просил отказать заявительнице в удовлетворении заявленного требования, а также рассмотреть дело в отсутствии представителя Отделения.
В своих письменных возражениях Отделение ссылается на различные нормы права, а также отсутствие доказательств выделения умершим ежемесячно суммы превосходящий размер пенсии заявительницы, а также отсутствием квитанций, товарных и кассовых чеков.
Рассмотрев материалы дела, исследовав представленные доказательства, заслушав доводы представителя, суд считает требование заявителя подлежащими удовлетворению, а доводы, изложенные Отделением в письменных возражениях не состоятельными по следующим основаниям.
Согласно ч.1 ст.264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
Суд рассматривает дела об установлении факта нахождения на иждивении (пункт 2 части 2 статьи264 ГПК РФ).
Суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов (статья265 ГПК РФ).
В соответствии со статьёй 267 ГПК РФ в заявлении об установлении факта, имеющего юридическое значение, должно быть указано, для какой цели заявителю необходимо установить данный факт, а также должны быть приведены доказательства, подтверждающие невозможность получения заявителем надлежащих документов или невозможность восстановления утраченных документов.
Из содержания приведённых положений процессуального закона следует, что одним из обязательных условий для установления факта, имеющего юридическое значение, является указание заявителем цели, для которой необходимо установить данный факт в судебном порядке, а именно зависит ли от установления указанного факта возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав заявителя, заявителем также должны быть приведены доказательства, подтверждающие невозможность получения надлежащих документов, удостоверяющих этот факт, или невозможность их восстановления.
В судебном заседании установлено, что ФИО2 состояла в зарегистрированных брачных отношениях с ФИО1, что подтверждается свидетельством о заключении брака от ДД.ММ.ГГГГ.
От указанного брака у них родились два сына: Заурбек Бесланович, рождения ДД.ММ.ГГГГ и Мансур Бесланович, рождения ДД.ММ.ГГГГ. Данное обстоятельство также подтверждается представленными суду свидетельствами о рождении детей.
Согласно трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 состоял в трудовых отношениях с ООО «Ингушнефтепродукт» в качестве специалиста по экономической безопасности.
ДД.ММ.ГГГГ в результате дорожно-транспортного происшествия ее супруг ФИО1 погиб, что подтверждается свидетельством о его смерти серии I-РГ №, и актом о несчастном случае на производстве от ДД.ММ.ГГГГ, составленным ООО «Ингушнефтепродукт».
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее ФЗ) право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке). Одному из родителей, супругу или другим членам семьи, указанным впункте2 части2настоящей статьи, указанная пенсия назначается независимо от того, состояли они или нет на иждивении умершего кормильца. Семья безвестно отсутствующего кормильца приравнивается к семье умершего кормильца, если безвестное отсутствие кормильца удостоверено в порядке, установленномзаконодательствомРоссийской Федерации.
Согласно п.2 ч.2 ст.10 ФЗ один из родителей или супруг либо дедушка, бабушка умершего кормильца независимо от возраста и трудоспособности, а также брат, сестра либо ребенок умершего кормильца, достигшие возраста 18 лет, если они заняты уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет и имеющими право на страховую пенсию по случаю потери кормильца в соответствии спунктом1настоящей части, и не работают.
В силу п.3 ч.2 ст.10 ФЗ родители и супруг умершего кормильца, если они достигли возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренныхприложением 6к настоящему Федеральному закону) либо являются инвалидами.
По смыслу названных норм Федерального Закона, понятие "иждивение" предполагает как полное содержание лица умершим кормильцем, так и получение от него содержания, являвшегося для этого лица основным, но не единственным источником средств к существованию, то есть не исключает наличие у лица (члена семьи) умершего кормильца какого-либо собственного дохода, в том числе в виде получения пенсии. Факт нахождения на иждивении либо получения существенной помощи от умершего кормильца членом его семьи может быть установлен в том числе в судебном порядке путём определения соотношения между объёмом помощи, оказываемой умершим кормильцем, и его собственными доходами, и такая помощь может быть признана постоянным и основным источником средств к существованию члена семьи умершего кормильца.
На день смерти супруга ФИО2 была нетрудоспособной, так как являлась инвалидом второй группы с 2011 года, что подтверждается справкой серии МСЭ-2011 №, в связи с чем находилась на иждивении супруга.
Согласно представленной справке о доходах физического лица, среднемесячная заработная плата ФИО1 на 2014 год составляла 28965,87 рублей.
Согласно представленной справке, размер пенсии ФИО2 на август 2014 года составлял 9288, 29 рублей.
Согласно уведомления Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 являлась получателем пенсии по потере кормильца. Данная пенсия была ей назначена без установления в судебном порядке юридического факта нахождения последней на иждивении у супруга.ФИО2 рекомендовано обратится в суд для установления данного юридического факта.
Такое толкование понятия "иждивение" согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от ДД.ММ.ГГГГг. N1260-О-О.
Согласно письменным возражениям Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> о том, что ФИО6 необходимо представить доказательств, подтверждающих факт нахождения её на иждивении супруга, и указывая на то, что получение ФИО6 при жизни дохода, превышающего размер дохода ФИО6, не является достаточным для установления факта нахождения последней на иждивении мужа, так как разница в доходах супругов не свидетельствует о наличии у умершего с учётом его собственных нужд возможности оказывать ФИО6 помощь, являвшуюся для неё постоянным и основным источником средств существования, Отделение не учло положения семейного законодательства, которыми урегулированы в том числе имущественные отношения между супругами.
Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав (абзац второй пункта 1 статьи1 Семейного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи33 Семейного кодекса Российской Федерации законным режимом имущества супругов является режим их совместной собственности.
Пунктом 2 статьи34 Семейного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к имуществу, нажитому супругами во время брака (общему имуществу супругов), относятся доходы каждого из супругов от трудовой деятельности, предпринимательской деятельности и результатов интеллектуальной деятельности, полученные ими пенсии, пособия, а также иные денежные выплаты, не имеющие специального целевого назначения (суммы материальной помощи, суммы, выплаченные в возмещение ущерба в связи с утратой трудоспособности вследствие увечья либо иного повреждения здоровья, и другие). Общим имуществом супругов являются также приобретенные за счет общих доходов супругов движимые и недвижимые вещи, ценные бумаги, паи, вклады, доли в капитале, внесённые в кредитные учреждения или в иные коммерческие организации, и любое другое нажитое супругами в период брака имущество независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства.
Право на общее имущество супругов принадлежит также супругу, который в период брака осуществлял ведение домашнего хозяйства, уход за детьми или по другим уважительным причинам не имел самостоятельного дохода (пункт 3 статьи34 Семейного кодекса Российской Федерации).
Владение, пользование и распоряжение общим имуществом супругов осуществляются по обоюдному согласию супругов (пункт 1 статьи35 Семейного кодекса Российской Федерации).
Из приведённых норм семейного законодательства, в частности, следует, что доходы каждого из супругов, в том числе от трудовой деятельности, и полученные ими пенсии, пособия и другие денежные выплаты, кроме выплат, имеющих специальное целевое назначение, являются общим имуществом супругов. Распоряжение общим имуществом супругов осуществляется по их обоюдному согласию.
Судом установлено, сто супруги состояли в браке, проживали одной семьёй, имели общие доходы, соответственно, расходы каждого из супругов не ограничивались только личными нуждами каждого из них.
Ввиду того, что право на получение пенсии по случаю потери кормильца, предусмотренной Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в силу приведённого выше правового регулирования имеют члены семьи умершего кормильца, являющиеся на момент его смерти нетрудоспособными и находившиеся на его иждивении, а ФИО6 на момент смерти её супруга, как установлено судом, являлась нетрудоспособной, получала пенсию по инвалидности и получала от супруга помощь, которая была для неё постоянным и основным источником средств к существованию с учётом нетрудоспособности ФИО6 и значительного превышения размера дохода, получаемого при жизни ФИО1, относительно размера пенсии, получаемой самой ФИО6, а также нахождение на ее иждивении после смерти супруга несовершеннолетнего сына, и с учетом всех вышеизложенных обстоятельств, суд считает подтвержденным факт нахождения ФИО2 на иждивении у ФИО1 на день его смерти.
Указанные выше обстоятельства подтверждаются материалами гражданского дела и обстоятельствами, установленными в судебном заседании.
По изложенным основаниям, руководствуясь ст.ст.194-198,264-268 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление ФИО2 об установлении факта нахождения на иждивении удовлетворить.
Признать установленным юридический факт нахождения ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения на иждивении ФИО1, по день смерти последнего ДД.ММ.ГГГГ в целях установления страховых выплат.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Ингушетия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья
Копия верна:
Судья Сунженского районного суда РИ А.С. Ужахов
Поступило |
ДД.ММ.ГГГГ. |
Оставлено без движения |
ДД.ММ.ГГГГ. |
Принято к производству |
ДД.ММ.ГГГГ. |
Назначено |
ДД.ММ.ГГГГ. |
Начато рассмотрение |
ДД.ММ.ГГГГ. |
Рассмотрено |
ДД.ММ.ГГГГ. |
Срок рассмотрения |
1 месяц 25 дней |
Строка |
213 |