2-3726/2021
44RS0001-01-2021-006271-98
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 декабря 2021 года г. Кострома
Свердловский районный суд г. Костромы
в составе председательствующего судьи Ковунева А.В., при секретаре Кузнецовой А.Д., с участием истица ФИО1
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Костромской области об установлении факта принадлежности правоустанавливающего документа, включении периода в стаж работы и обязании назначить страховую пенсию по старости,
установил:
ФИО1 обратился в Свердловский районный суд города Костромы с вышеуказанным исковым заявлением. Требования мотивированы тем, что <дата> истец обратился в Управление пенсионного фонда РФ по г.Костроме Костромской области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением Управления пенсионного фонда РФ по г.Костроме Костромской области от <дата> истцу было отказано в установлении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием страхового стажа 6 лет и необходимой величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 6,6, при этом ответчиком не был принят к зачету аттестат в связи с разночтением в написании отчества истца. Решение Управления пенсионного фонда РФ по г.Костроме Костромской области от <дата> считает незаконным, нарушающим право истца на своевременное пенсионное обеспечение. <дата> истцу торгово-кулинарным техническим училищем № <адрес> выдан аттестат № на имя ФИО1, где отчество указано неверно. Согласно данному аттестату истец поступил в торгово-кулинарное техническое училище № <адрес> <дата> и <дата> окончил полный курс технического училища по профессии кулинара. Решением экзаменационной комиссии присвоена квалификация кулинара четвертого разряда. В удостоверении № от <дата>, в военном билете НЗ № от <дата>, в трудовой книжке, в виде на жительство иностранного гражданина 82 № от <дата> отчество истца указано правильно, как ФИО1. Различие в написании отчества в аттестате № от <дата> и документах, удостоверяющих личность, соответственно «Вагоевич» и «ФИО1» с учетом места рождения истца и места жительства могло быть обусловлено ведением делопроизводства при оформлении документа об образовании на двух языках - русском и армянском. Установление факта принадлежности аттестата имеет для истца юридическое значение, так как позволяет реализовать право на получение пенсии по старости. Получение надлежащих документов в ином порядке невозможно. На основании изложенного, просит установить факт того, что аттестат №, выданный <дата> торгово-кулинарным техническим училищем № <адрес>, на имя ФИО1, принадлежит ФИО1; обязать Управление пенсионного фонда РФ по г.Костроме Костромской области назначить ФИО1 страховую пенсию по старости на основании ст. 8 Федерального закона от <дата> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с <дата>
Так же в уточненном заявлении от <дата> истец так же просил, Обязать ГУ - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Костромской области включить в страховой стаж ФИО1, <дата> г.р., период обучения в торгово-кулинарным техническим училище № г.Еревана с <дата> по <дата>.
В ходе рассмотрения дела в связи с реорганизацией учреждения ответчика по ходатайству представителя была произведена замена стороны ответчика в порядке установленном ст. 44 ГПК РФ с ГУ - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации по г. Костроме и Костромской области на ГУ – Отделение пенсионного фонда РФ по Костромской области.
В судебном заседании истец ФИО1 заявленные требования поддержал, по мотивам и основаниям, указанным в иске, полагая, что представленные документы подтверждают принадлежность ему аттестата, наличие необходимо стажа и так же индивидуального пенсионного коэффициентов для назначения пенсия с учетом включения данного периода полагает достаточно для назначения ему пенсии, поскольку при обращении в клиентскую службу пенсионного фонда ему специалисты пояснили, что ему для назначения пенсии не хватает 9 месяцев стажа, а период обучения составляет почти 2 года.
Представитель на ГУ – Отделение пенсионного фонда РФ по Костромской области не участвовал, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, ходатайствовали об отложении рассмотрения дела в связи с невозможностью участия представителя в данном судебном заседании, поскольку представитель учреждения участвовавший ранее в деле заболел, другой представитель не может участвовать ввиду занятости в другом процессе. Так же пояснили, полагают, что истицу необходимо уточнить исковые требования, т.к. согласно решения об отказе от <дата> № у истица отсутствует страховой стаж и ИПК. Истцом при обращении за назначением страховой пенсии была предъявлена трудовая книжка, которая была проверена и стаж, отраженный в ней не был учтен пенсионным органом.
В соответствии с ч. 1 ст. 167 ГПК РФ лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
Положениями ч. 3 ст. 167 ГПК РФ предусмотрено, что суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Представитель ответчика указал в качестве причины неявки в судебное заседании и отложения рассмотрения дела участием в другом заседании, а так же болезнью другого представителя, вместе с тем данная причина судом признала неуважительной, поскольку доказательств, подтверждающие данные доводы в заявленном ходатайстве, ответчиком представлено не было, кроме того ответчик является организацией, и причины по которым невозможно было направить иного представителя, помимо участвующего в другом процессе, а так же неявившегося ввиду болезни, в настоящее судебное заседание заявителем в ходатайстве не приведены.
Ранее в судебном заседании представитель ответчика заявленные требования не признал в полном объеме, поддержав позицию изложенную в решении и пенсионного органа при обращении истица о назначении пенсии.
Согласно ст.233 ч.1 ГПК РФ в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.
Поскольку представитель ответчика в судебное заседание не явился, причины, по которым он не явился судом признаны неуважительными, ответчик о рассмотрении дела в свое отсутствие не просил, а ввиду отсутствия возражения со стороны истица, дело рассмотрено судом в порядке заочного производства.
Выслушав объяснения лиц, участвовавших в судебном заседании, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации, закрепляя в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) право каждого на социальное обеспечение, включая право на получение пенсий (статья 39, часть 1), не предусматривает право на конкретный размер пенсии и определенный способ ее исчисления; право на пенсионное обеспечение реализуется в пенсионных правоотношениях в порядке и на условиях, установленных законом (статья 39, часть 2).
Реализация права граждан Российской Федерации на страховые пенсии в настоящее время осуществляется, в частности, в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», с момента вступления в силу которого (т.е. с 1 января 2015 года) Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» в части, не противоречащей ему (части 1 и 3 статьи 36).
Согласно положениями статьи 4 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно Заключению ГУ – УПФР в г. Костроме от <дата> №, на основании имеющихся в распоряжении комиссии документов трудовой книжки ПТ-I № от <дата>, аттестата №, выданного <дата> торгово-кулинарным техническим училищем № <адрес>, вида на жительство в РФ 82 №, выданному УМВД России по Костромской области, на дату обращения за назначением страховой пенсии по старости у ФИО1 отсутствует требуемый страховой стаж и ИПК. В назначении пенсии ФИО1 отказано.
В качестве основания невключения в стаж периода обучения указано на тот факт, что отчество заявителя в аттестате указано неверное Вагоевич, вместо ФИО1.
Согласно ст. 264 ГПК РФ, суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций, в том числе факты принадлежности правоустанавливающих документов лицу, имя, отчество или фамилия которого, указанные в документе, не совпадают с именем, отчеством или фамилией этого лица, указанными в паспорте или свидетельстве о рождении.
Согласно ст. 265 ГПК РФ суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.
Часть 1 ст.55 ГПК РФ предусматривает, что доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
В соответствии с ч. 1 ст. 57 ГПК РФ доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Суд вправе предложить им представить дополнительные доказательства. В случае, если представление необходимых доказательств для этих лиц затруднительно, суд по их ходатайству оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств
В силу ст. 59, 60 ГПК РФ суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела. Обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Согласно ч. 1 ст. 196 ГПК РФ при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
Как следует из материалов дела, аттестат № от <дата>, выданного торгово-кулинарным техническим училищем № <адрес> он выдан ФИО1 о том, что но поступил 01.09.10972 года в данное учебное заведение и <дата> окончил полный курс технического училища по профессии кулинара, ФИО1 присвоена квалификация кулинара четвертого разряда.
Из копий материалов пенсионного дела так же следует, что пенсионным органом направлялись запросы с целью подтверждения данного периода для учета в стаж, получен ответ от <дата> № С-1398 от национального архива Армении, согласно содержанию которого книги приказов учащихся Ереванского торгово-кулинарного училища № в архив не сданы, в связи с чем выдать справку об учебе ФИО1 за 1972-174 годы не представляется возможным.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела суд приходит к выводу, что данный аттестат принадлежит истицу ФИО1, однако при заполнении в нем отчество указано неверно - вместо «ФИО1» указано «Вагоевич», что подтверждается следующими документами:
- военный билет НЗ № от <дата>, ФИО1, <дата> г.р., который в том числе содержит указание на образование ФИО1 – торгово-кулинарное училище в 1974 году, гражданская специальность – повар.
- удостоверение № от <дата> о прохождении обучения по уходу, эксплуатации и техники безопасности торгового оборудования, выданного комиссией по прохождению постоянно-действующих курсов при комбинате «Армторгмонтаж»;
- удостоверение № о прохождении республиканских постоянно девствующих курсов повышения квалификации министерства торговли с <дата> по <дата>;
- вид на жительство иностранного гражданина 82 № от <дата>;
- трудовая книжка ПТ-I № от <дата>.
Указанные документы принадлежат ФИО1 и представлены заявителем, оригиналы обозрены в ходе судебного заседания, копии в том числе с переводом с армянского языка представлены в материалы гражданского деле, в том числе с копиями материалов пенсионного дела, представленного ответчиком. Сомневаться в их принадлежности именно ФИО1 у суда оснований не имеется. Из представленных документов следует, что правильное отчество владельца аттестата № от <дата> «ФИО1».
Соответственно требования ФИО1 о признании принадлежности аттестата подлежат удовлетворению, так же не имеется оснований для отказа в принятии в качестве доказательства по данному гражданскому делу его.
Разрешая требования истца о включении спорных периодов работы в страховой стаж, суд учитывает следующее.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон от 28.12.2013 года № 400-ФЗ), вступившим в силу с 01.01.2015 года.
До 01.01.2015 года основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от 17.12.2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28.12.2013 года № 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).
13 марта 1992 года между государствами - участниками СНГ Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Республикой Кыргызстан, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Туркменистаном, Республикой Узбекистан, Украиной, Республикой Молдова подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения.
В соответствии со ст. 1 Соглашения пенсионное обеспечение граждан государств - участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают
Пунктом 2 ст. 6 Соглашения определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения. Исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж (п. 3).
Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (ст.10).
Согласно ст. 11 Соглашения, необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств-участников Содружества Независимых Государств, входивших в состав СССР или до <дата>, принимаются на территории государств-участников Содружества без легализации.
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа (ч. 2 ст. 8 Закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Вступившим в силу с 01 января 2019 года Федеральным законом от 03 октября 2018 года N 350-ФЗ « внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» предусмотрено поэтапное повышение на 5 лет общеустановленного пенсионного возраста до 65 лет для мужчин, по достижении которого при наличии требуемого страхового стажа, не менее 15 лет и индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 может быть назначена страховая пенсия по старости на общих основаниях.
С учетом переходных положений ст. 35 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года № 400-ФЗ, с 1 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии страхового стажа 6 лет. величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением страхового стажа на 1 год, величины ИПК на 2,4 до достижения страхового стажа 15 лет, величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимые величина индивидуального пенсионного коэффициента и количество лет страхового стажа при назначении страховой пенсии по старости определяются на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, а. для назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, - на день установления этой страховой пенсии.
Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ, в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 данного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ).
Аналогичные положения о периодах работы и (или) иной деятельности, включаемых в страховой стаж, были установлены ст. 10 Федерального закона от17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», который вступил в силу с 01.01.2002 года и действовал до 01.01.2015 года - даты вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ.
Пунктом 2 статьи 29 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», который не применяется с 01.01.2015 года, за исключением норм, регулирующих порядок исчисления размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 года №400-ФЗ в части, ему не противоречащей, было предусмотрено, что уплата взносов на государственное социальное страхование до 01.01.1991 года, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, имевшая место в период до вступления в силу данного закона, приравнивается к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22.06.2004 года № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР» утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР (далее - Рекомендации).
В соответствии с п. 4 Рекомендаций необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Соглашений, принимаются на территории Российской Федерации без легализации.
В п. 5 Рекомендаций закреплено, что для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13.03.1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13.03.1992, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29.01.2003 года № 203-16).
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Из изложенного следует, что при назначении пенсии периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Армении) и которые включаются в страховой стаж, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13.03.1992 года, и имевших место за пределами Российской Федерации до 01.01.2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с <дата> стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 года №1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее - Правила №1015).
Согласно п. 5 Правил № 1015, периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами Российской Федерации, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.
Согласно п. 11 Правил № 1015, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Аналогичные положения были предусмотрены пунктами 4, 5, 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 года N 555 (утратило силу в связи с принятием постановления Правительства РФ от 02.10.2014 года N 1015).
Порядок установления страховых пенсий определен ст. 21 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ.
Согласно ч. 1 названной статьи, установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 05.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.
Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышении фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ (ч. 6 ст. 21 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ).
Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов (ч. 7 ст. 21 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ).
Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителем или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (ч. 8 ст. 21 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ).
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (ч. 9 ст. 21 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ).
Приказом Министра труда России от 17.11.2014 №884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки из размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее - Правила № 884н).
Согласно п. 22 Правил №884н, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации при приеме заявления об установлении пенсии, в частности, дает оценку содержащимся в документах сведениям, а также правильности их оформления; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в них сведений; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения (распоряжения) об установлении пенсии (отказе в ее установлении) на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Порядок проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, регламентирован разделом VI Правил №884н.
Проверка представленных заявителем документов (сведений), необходимых для установления пенсии, в том числе обоснованность их выдачи, может осуществляться, в частности, путем направления запросов территориальным органом Пенсионного фонда России в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения (п. 65 Правил №884н).
Анализ приведенных положений нормативных правовых актов показывает, что к документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13.03.1992 года относятся трудовая книжка, справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13.03.1992 года. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.
Уву следует из содержания исковых требований, представленных в материалы дела доказательств, заявленный истцом для включения в страховой стаж период проходил на территории СССР до его распада, поскольку в соответствии с соглашением от 08.12.1991 года «О создании Содружества Независимых Государств», ратифицированным Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года N 2014-1, Союз ССР прекратил свое существование 12 декабря 1991 года, то из буквального толкования пункта 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 года следует, что для установления права на пенсию гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный за весь период существования СССР вплоть до распада 12 декабря 1991 года, а после распада этих государств - до 13 марта 1992 года.
Письмом Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31 января 1994 года N 1-369-18 разъяснено, что при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время не только до 13 марта 1992 года, а также после этой даты на территории государств-участников Соглашения.
Согласно п. 5 Распоряжения Правления ПФ РФ от 22.06.2004 N 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР», для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
Вышеназванный аттестат подтверждает факт обучения ФИО1, <дата> г.р., в торгово-кулинарным техническим училище № <адрес> с <дата> по <дата>.
Согласно пункту 3 Постановления Правительства РФ от <дата> N 665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 ФЗ «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при этом по выбору застрахованных лиц при исчислении: а) периодов работы, указанных в абзаце третьем подпункта «а» пункта 1 настоящего постановления (работа с вредными условиями труда по Спискам N 1 и N 2 от 22.08.1956 года), - применяются соответствующие положения пунктов 97, 108, 109, 110, 112 и 113 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года N 590 «Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий».
Пункт 109 (подпункт «з») Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утв. постановлением Совета Министров СССР от <дата> гола N 590, предусматривал включение в общий стаж работы периодов обучения в училищах и школах системы профессионально-технического образования (технических училищах, профессионально-технических училищах и т.д.) и в других училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, по повышению квалификации и по переквалификации.
Поскольку судом принято решение об установлении факта принадлежности истцу ФИО1 аттестата №, период обучения в торгово-кулинарном техническом училище № <адрес> в силу вышеприведенного правого регулирования подлежат включению в стаж истца, так как он так же приравнивался к работе в качестве рабочего и служащего.
Рассматривая требования истца о назначении пенсии в связи с учетом включенного вышеуказанного периода в стаж ФИО1 суд не находит оснований для их удовлетворения.
В силу вышеприведенного правого регулирования, в соответствии с положениями ч. 1 ст. 8 Федерального закона от <дата> N 400-ФЗ возраста назначения пенсии ФИО1, <дата> г.р., достиг в 2015 году, при этом продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости в 2015 году составляет 06 лет, ИПК — 6,6.
Из материалов пенсионного дела, заключения ГУ – УПФР в <адрес> от <дата> № следует, что учетных для назначения страховой пенсии по старости периодов у ФИО1 не имеется, что истцом в ходе рассмотрения данного гражданского дела не оспаривалось, доказательств, опровергающих данные обстоятельства, вопреки вышеприведенным положениям гл. 6 ГПК РФ, не представлено.
С учетом включенного судом настоящим решением периода, продолжительностью 1 год 10 месяцев 15 дней, требуемой продолжительности страхового стажа в 6 лет, так же в ходе рассмотрения дела судом не установлено. Исковых требований, дополнительно уточняющих и заявляющих иные периоды для включения в стаж, истцом в ходе рассмотрения дела не заявлено, в связи с чем правовых оснований для назначения пенсии с учетом исследованных и оцененных судом обстоятельств и доказательств, имеющихся в материалах дела, не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 194-198, 233, 235 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░1 ░ ░░ - ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░..
░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░ <░░░░> ░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ № <░░░░░>, ░░ ░░░ ░░░1, ░░░1, <░░░░> ░.░.
░░░░░░░ ░░ - ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░1, <░░░░> ░.░., ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № <░░░░░> ░ <░░░░> ░░ <░░░░>.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 7 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░ ░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, - ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 10.01.2022 ░░░░.