Судья: Саломатин А.А. адм.дело №33а-8063/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
02 июля 2019 года г. Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего: Вачковой И.Г.,
судей: Клюева С.Б., Ефремовой Л.Н.,
при секретаре: Латыповой Р.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Поповой В.В. на решение Самарского районного суда г. Самары от 12 марта 2019 года,
заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Вачковой И.Г., объяснения Поповой В.В. (по доверенности), поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителя Управления Росреестра по Самарской области - Нескоромновой О.Н. (по доверенности) на доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Попова В.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению Росреестра по Самарской области об оспаривании решения, указав в обоснование, что в 2006 году в соответствии с разрешением Самарского лесхоза от 14.11.2003 № 01-01/359 на строительство кабельной электролинии, Генеральным планом электроснабжения № 11.11/04-1/001, а также разрешением Самарской городской административно-технической инспекции по благоустройству на производство работ от 03.08.2005 № 2201 по строительству нового объекта – электро-кабельной установки, ею на территории арендованного земельного участка, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> построена подземная кабельная линия электроснабжения длиною 330 м, мощностью 0,4 Кв. 14.09.2006 на эксплуатацию энергоустановки получено разрешение Ростехнадзора по Самарской области № 631204140906. 31.05.2018 Попова В.В. обратилась в Управление Росреестра по Самарской области с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права на вышеуказанный объект - подземную кабельную линию электроснабжения длиною 330 м, мощностью 0,4 Кв. Уведомлением от 05.12.2018 за №63/001/304/2018-897, №63-0-1-116/3350/2018-6133 в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права отказано, в связи с тем, что не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права. По мнению административного истца отказ в осуществлении кадастрового учета и государственной регистрации права собственности на подземную кабельную линию электроснабжения длиною 330 м, мощностью 0,4 Кв. является незаконным, поскольку необходимые для кадастрового учета и государственной регистрации документы, соответствующие требованиям законодательства представлены в полном объеме.
Ссылаясь на нарушение своих прав, с учетом уточнений Попова В.В. просила суд признать отказ административного ответчика от 05.12.2018 незаконным и обязать Управление Росреестра по Самарской области осуществить государственный кадастровый учет и регистрацию права собственности Поповой В.В. на подземную кабельную линию электроснабжения длиною 330м, мощностью 0,4 Кв на территории земельного участка по адресу: <адрес> с кадастровым номером № и прилегающих к нему земельных участков, собственность на которые не разграничена.
Решением Самарского районного суда г. Самары от 12 марта 2019 года в удовлетворении административного иска Поповой В.В. отказано.
В апелляционной жалобе Попова В.В. просит решение суда отменить как незаконное, принятое при неправильном применении норм материального права и постановить по делу новое решение об удовлетворении требований.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Попова В.В. доводы апелляционной жалобы поддержали, просили решение суда отменить.
Представитель Управления Росреестра по Самарской области - Нескоромнова О.Н. (по доверенности) просила оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения лиц участвовавших в судебном заседании, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с п. 1 ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу положений ст.227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В силу части 1 статьи 15 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" при осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав одновременно такие государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются по заявлению собственника земельного участка либо лица, которому земельный участок предоставлен для строительства на ином праве, - при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на созданные или создаваемые ими на таком земельном участке здание, сооружение, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс.
Заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования (часть 1 статьи 18 Закона N 218-ФЗ).
В части 4 статьи 18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" предусмотрено, что к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, согласно части 1 статьи 21 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
В силу абзаца 3 пункта 1 статьи 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав, в том числе, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 5 части 1 названной статьи).
В силу ст. 27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Из материалов дела следует, что на основании договоров №125 от 09.10.2001 и №124/12 от 31.12.2008 Поповой В.В. во временное пользование предоставлен находящийся в государственной собственности лесной участок, с кадастровым номером № площадью 0,06 га, расположенный по адресу: <адрес>, категория земель: земли лесного фонда.
В 2006 году на территории арендованного земельного участка Поповой В.В. построена подземная кабельная линия электроснабжения длиною 330 м, мощностью 0,4 Кв.
14.09.2006 на эксплуатацию энергоустановки получено разрешение Ростехнадзора по Самарской области № 631204140906.
Распоряжением администрации Кировского внутригородского района городского округа Самара от 04.09.2017 №368 земельному участку присвоен адрес: <адрес>.
31.05.2018 Попова В.В. обратилась в Управление Росреестра по Самарской области с заявлением № 63/001/304/2018 (63-0-1-116/3350/2018-6133) об осуществлении действий по государственному кадастровому учету и регистрации прав в отношении сооружения - подземной кабельной линии электроснабжения длиною 330 м, мощностью 0,4 Кв, расположенной по адресу: <адрес> приложив к заявлению технический план сооружения от 13.07.2018, подготовленный кадастровым инженером Наумовым А.И.
Согласно уведомлению Управления Росреестра по Самарской области от 19.07.2018 № 63/001/304/2018-897 осуществление действий по осуществлению кадастрового учета и государственной регистрации права собственности в отношении вышеуказанного сооружения приостановлено на срок до 07.09.2018 на основании п. 5 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Основанием для приостановления кадастрового учета и государственной регистрации явилось то, что согласно представленному техническому плану объект расположен в пределах земельного участка с кадастровым номером № однако по результатам автоматического пространственного анализа установлено, что сооружение частично не входит в границы указанного земельного участка, часть сооружения проходит по землям, собственность на который не разграничена. Однако правоустанавливающие документы на все земельные участки, в пределах которых расположено сооружение, не представлены. Также указано, что на государственную регистрацию не представлено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
Установлено, подтверждено материалами дела, что причины послужившие основанием для приостановления регистрационных действий, административным истцом не устранены.
Уведомлением от 05.12.2018 за №63/001/304/2018-897,№63-0-1-116/3350/2018-6133 в осуществлении кадастрового учета и государственной регистрации права отказано, вследствие не устранения причин, явившихся основанием для их приостановления.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии правовых и фактических оснований для признания оспариваемого решения незаконным, поскольку административным истцом не представлены документы, соответствующие требованиям закона.Как следует из пункта 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, к линейным объектам относятся линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Согласно пунктам 1.1, 1.2 и 1.3 раздела III Перечня видов недвижимого и движимого имущества, входящего в состав электросетевых единых производственно-технологических комплексов, утвержденного приказом Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации от 01.08.2007 N 295, трансформаторные подстанции, воздушные линии электропередачи (питающая линия от генерирующего источника при наличии, отходящие линии переменного и постоянного тока, распределительные электропередачи), кабельные линии электропередачи отнесены к объектам недвижимого имущества.
Согласно ч. 10 ст. 40 Закона N 218 "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здания или сооружения осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости. Государственный кадастровый учет и государственная регистрации права на объект незавершенного строительства осуществляется на основании разрешения на строительство такого объекта и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости.
Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здания, сооружения, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства, осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с ЗК РФ возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.
Как следует из административного искового заявления, представленного в материалы дела технического плана и пояснений Поповой В.В., год завершения строительства спорного сооружения - 2006. Таким образом, суд пришел к правильному выводу, что создание объекта недвижимости должно было осуществляться в соответствии с законодательством, действовавшим в период до 2006 года.
Из положений частей 1, 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в период строительства сооружения), Федерального закона от 17.11.1995 N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" следует, что строительство любого объекта должно вестись при наличии разрешения собственника земельного участка и с соблюдением градостроительных, строительных норм и правил, при этом право на осуществление строительства подтверждается разрешением на строительство, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Часть 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент создания спорной линии электроснабжения) определяла случаи, в которых выдача разрешения на строительство в период строительства объекта недвижимости не требовалась. К таким случаям относились: 1) строительство гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу, или строительство на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства; 2) строительство, реконструкция объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других); 3) строительство на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования; 4) изменение объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности, не нарушают права третьих лиц и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом;
Приведенный в названной норме перечень не является исчерпывающим. При этом, исходя из буквального толкования названной нормы, законодатель наделил субъекты Российской Федерации правом устанавливать иные случаи, когда выдача разрешения на строительство не требуется (пункт 5 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 2, п.п. «а» п. 3 ст. 3.1 Закона Самарской области от 12.07.2006 N 90-ГД "О градостроительной деятельности на территории Самарской области" помимо случаев, указанных в пунктах 1 - 4.2 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, получение разрешения на строительство не требуется: при строительстве, реконструкции сетей инженерно-технического обеспечения и других связанных с ними сооружений или элементов (электроустановки, газорегуляторные пункты) от места присоединения к системам коммунальной инфраструктуры до строящихся (реконструируемых) объектов, расположенных на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности; при строительстве, реконструкции сетей инженерно-технического обеспечения, подъездных автомобильных дорог и других связанных с ними сооружений (далее - обеспечивающие объекты) от места присоединения к системам коммунальной и транспортной инфраструктуры до строящихся (реконструируемых) объектов (комплекса объектов) капитального строительства в отношении линии электропередачи классом напряжения до 35 киловольт включительно, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование.
Вместе с тем, указанный Закон Самарской области от 12.07.2006 N 90-ГД в период осуществления строительства сооружения не содержал приведенных выше норм, соответствующие изменения внесены Законом Самарской области от 11.07.2016 N 88-ГД "О внесении изменений в Закон Самарской области "О градостроительной деятельности на территории Самарской области" и Закон Самарской области "Об административных правонарушениях на территории Самарской области", который подлежит применению к отношениям, возникающим после 22.07.2016.
Из изложенных правовых норм следует, что строительство спорного линейного объекта должно было осуществляться на основании разрешения на строительство, а по завершении строительных мероприятий должно было быть получено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
Отсутствие таких документов предполагает отсутствие права на строительство объекта и отсутствие законных оснований для государственной регистрации права в отсутствие разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что на государственную регистрацию Поповой В.В. не было представлено разрешение на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Представленные административным истцом документы (разрешение Ростехнадзора по Самарской области на эксплуатацию энергоустановки получено от 14.09.2006 № 631204140906, технический план сооружения от 13.07.2018) не заменяют собой разрешение на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Учитывая вышеизложенное суд, установив наличие у Управления Росреестра оснований для отказа в совершении испрашиваемых регистрационных действий на основании представленных к регистрации документов, правомерно отказал в удовлетворении требований.
Относительно законности решения суда в части отклонения довода административного истца со ссылкой на Постановление Правительства РФ от 03.12.2014 N 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов", принятого в соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, судебная коллегия отмечает, что лицами, участвующими в деле, оно не обжалуется. Судебной коллегией решение суда в данной части проверено и является правильным.
Доводы апелляционной жалобы Поповой В.В. о том, что фактически строительство спорного сооружения завершено в 2005 году; строительство объекта согласованно с Департаментом строительства и архитектуры г.о. Самара, Департаментом городского хозяйства и экологии, Отделом капитального строительства, и иными службами, до вступления в силу Градостроительного кодекса от 29.12.2004, в связи с чем для его строительства не требовалось получения разрешительной документации, являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и отклонены исходя из представленных в материалы дела документов и характеристик спорного объекта.
Представленные в суд апелляционной инстанции рабочий проект кабельной линии, из которого следует, что его разработка начата в 2004 году, а также сведения из раздела 1Х ИСОГД г.о. Самара о нанесении исполнительной съемки кабельной линии на топографический план г. Самары, не могут быть приняты во внимание, поскольку данные документы не представлялись административным истцом при рассмотрении дела судом первой инстанции
В соответствии с п. 2 ст. 308 КАС РФ новые доказательства могут быть приняты только в случае, если они не могли быть представлены в суд первой инстанции по уважительной причине.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 78 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", суд не вправе отказать участвующему в деле лицу в удовлетворении ходатайства о приобщении или об истребовании дополнительных доказательств, если доказательства были необходимы для принятия законного и обоснованного решения и в связи с этим подлежали истребованию судом первой инстанции по своей инициативе независимо от волеизъявления участников спора. В иных случаях суд апелляционной инстанции принимает новые доказательства при условии, если они не могли быть представлены в суд первой инстанции по уважительной причине.
В ходатайстве о приобщении к материалам дела вышеназванных документов Поповой В.В. не приводится каких-либо обоснований уважительных причин, которые бы препятствовали представить в суд первой инстанции указанные выше новые доказательства. Таким образом, ссылки на новые доказательства, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку административный истец имел возможность представить данные доказательства в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции.
Ссылки в жалобе на судебную практику, не могут быть приняты во внимание, поскольку в каждом конкретном случае суд устанавливает фактические обстоятельства конкретного дела и применяет нормы права к установленным обстоятельствам с учетом представленных доказательств и их оценки применительно к рассматриваемому спору.
В силу положений части 1 статьи 15 КАС РФ, суды разрешают административные дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, должностных лиц, а также нормативных правовых актов организаций, которые в установленном порядке наделены полномочиями на принятие таких актов.
Судебный прецедент по смыслу приведенных положений закона к источникам права не отнесен. Судебная практика не является формой права и высказанная в ней позиция конкретного суда не является обязательной для применения при разрешении внешне тождественных дел.
Иные доводы и обстоятельства, на которые указывается в апелляционной жалобе, повторяют правовую и процессуальную позицию административного истца в суде первой инстанции и уже являлись предметом судебного рассмотрения, получив правильную по существу оценку, все выводы суда подробно мотивированы в решении, оснований для переоценки исследованных по делу доказательств у судебной коллегии не имеется.
Таким образом, судебная коллегия считает, что оснований к отмене судебного решения не имеется. Обстоятельства дела судом установлены полно и правильно, им дана надлежащая оценка, заявление разрешено в соответствии с действующим законодательством, нарушений или неправильного применения норм материального права судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.309 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Самарского районного суда г. Самары от 12 марта 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Поповой В.В. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий
Судьи