РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 марта 2022 года Самарский областной суд в составе:
Председательствующего судьи Панковой М.А.,
При секретаре судебного заседания Жуковой А.А.,
С участием представителя административного истца Саргсяна Д.Г.,
Представителя ГБУ СО «Центр кадастровой оценки» Карловой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-46/2022 по административному исковому заявлению закрытого акционерного общества «Арника» об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости,
У С Т А Н О В И Л:
ЗАО «Арника» обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости, просило суд установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: многоквартирные дома свыше 5 этажей за пределами исторической части города, площадью 2055 кв.м., адрес: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.10.2020 года в размере 4 473 569 рублей,
установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: многоквартирные дома свыше 5 этажей за пределами исторической части города, площадью 2130 кв.м., адрес: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2020 года в размере 4 214 980 рублей,
установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для строительства малоэтажной жилой застройки, площадью 59420 кв.м., адрес: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2020 года в размере 101 592 864 рубля.
Требования мотивированы тем, что административный истец является собственником земельных участков с кадастровыми номерами №, №. Земельный участок с кадастровым номером № принадлежит административному истцу на праве аренды. Кадастровая стоимость земельных участков по результатам государственной кадастровой оценки существенно превышает размер рыночной стоимости, тем самым затронуты права и обязанности административного истца, как плательщика земельного налога и арендной платы.
В обоснование заявленных требований административный истец ссылается на отчеты об оценке ООО «<данные изъяты>».
На основании изложенного, административный истец считает, что имеются основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в судебном порядке.
В ходе рассмотрения дела, административный истец уточнил заявленные требования, в соответствии с результатами проведенной судебной экспертизы, просил суд установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2020 года в размере 156 334 020 рублей, установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2020 года в размере 8 513 610 рублей, установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.10.2020 года в размере 8 437 830 рублей.
Представитель административного истца по доверенности от 29.04.2021 года Саргсян Д.Г. в судебном заседании уточненные административные исковые требования поддержал в полном объеме по изложенным выше основаниям.
Представитель ГБУ СО «Центр кадастровой оценки» по доверенности от 08.10.2021 года № 21-ЦКО Карлова И.А.в судебном заседании не возражала против установления кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости в соответствии с результатами судебной экспертизы.
Представители Управления Росреестра по Самарской области, Правительства Самарской области, ФФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области, Администрации г.о.Самара в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Иные участвующие в деле лица письменных возражений на административное исковое заявление не предоставили.
В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав представителей административного истца, ГБУ СО «Центр кадастровой оценки», изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что уточненные административные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Часть 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определяет, что юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Положения пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривают, что для установления кадастровой стоимости земельного участка проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 года № 316 «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель» утвержден порядок проведения государственной кадастровой оценки земли.
Согласно пункту 10 названных Правил, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Установлено, что ООО «Арника» является собственником
- земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: многоквартирные дома свыше 5 этажей за пределами исторической части города, площадью 2055 кв.м., адрес: <адрес>,
- земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: многоквартирные дома свыше 5 этажей за пределами исторической части города, площадью 2130 кв.м., адрес: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости от 28.08.2021 года, от 30.08.2021 года.
Земельный участок с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для строительства малоэтажной жилой застройки, площадью 59420 кв.м., адрес: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, принадлежит административному истцу на праве аренды, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 28.08.2021 года, договором аренды от 26.12.2011 года № 712.
В соответствии с расчетом арендной платы за земельный участок, являющимся приложением к договору аренды, размер арендной платы устанавливается с учетом кадастровой стоимости земельного участка.
В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 27 ноября 2020 года № 935 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области», по состоянию на 01.01.2020 года кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № определена в размере 10 420 833 рубля 30 копеек, земельного участка с кадастровым номером № определена в размере 269 762 640 рублей 60 копеек. Актом об утверждении кадастровой стоимости от 22.03.2021 года № АОКМ-63/2021/000065 определена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 01.10.2020 года в размере 10 054 888 рублей 95 копеек, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 27.08.2021 года, от 30.08.2021 года.
В соответствии с пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», с заявлением, административным исковым заявлением (далее - заявление) о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).
Таким образом, установление кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости направлено на защиту интересов административного истца от недостоверной, экономически необоснованной базы для определения размера налоговых платежей и арендной платы.
Согласно статье 22 Федерального закона Российской Федерации от 03.07.2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или суде по заявлению об оспаривании.
Заявление об оспаривании может быть подано в комиссию или в суд со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости до дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости такого объекта недвижимости, определенной в результате проведения новой государственной кадастровой оценки или по итогам оспаривания кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, или в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В силу статьи 70 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки по основанию установления в отношении объекта оценки его рыночной стоимости одним из допустимых письменных доказательств является отчет независимого оценщика.
Административным истцом в обоснование требований представлены отчеты об оценке ООО «<данные изъяты>» от 06.09.2021 года № 300-04-2021-002, от 20.08.2021 года № 300-04-2021-003/2, от 20.08.2021 года № 300-04-2021-003/3.
Согласно отчету об оценке от 06.09.2021 года № 300-04-2021-002, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 01.01.2020 года составляет 101 592 864 рубля.
Согласно отчету об оценке от 20.08.2021 года № 300-04-2021-003/2, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 01.01.2020 года составляет 4 214 980 рублей.
Согласно отчету об оценке от 20.08.2021 года № 300-04-2021-003/3, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 01.10.2020 года составляет 4 473 569 рублей.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при её проведении.
В ходе судебного разбирательства судом удовлетворено ходатайство представителей Администрации г.о.Самара, ГБУ СО «Центр кадастровой оценки» о назначении по делу судебной экспертизы на предмет установления действительной рыночной стоимости спорных земельных участков.
Согласно экспертному заключению ООО «<данные изъяты>» от 28.01.2022 года № 56/01-2022-Э, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 01.10.2020 года составляет 8 437 830 рублей, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 01.01.2020 года составляет 8 513 610 рублей, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 01.01.2020 года составляет 156 334 020 рублей.
Давая оценку представленным доказательствам, суд исходит из того, что заключение эксперта должно соответствовать положениям Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федерального закона от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», требованиям федеральных стандартов оценки.
Оценивая экспертное заключение по правилам статьи 168 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд учитывает, что в заключение эксперта определенная итоговая рыночная стоимость объектов экспертизы не является произвольной, при оценке объектов недвижимости эксперт руководствовался федеральными стандартами оценки; заключение эксперта базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объекте оценки; в заключении приведены источники информации, нормативные документы и материалы, используемые при проведении экспертизы.
Экспертное заключение содержит анализ существующей методологии по определению рыночной стоимости земельных участков, описание качественных и количественных характеристик объектов исследования, анализ рынка объектов оценки, ценообразующих факторов, а также внешних факторов, влияющих на его стоимость; анализ наиболее эффективного использования объектов исследования; описание процесса оценки, обоснование выбора используемых подходов к оценке, согласование результатов расчётов, объективные выводы, дающие исчерпывающий ответ на поставленный вопрос, с возможностью проверки их обоснованности.
Оснований не доверять выводам указанного экспертного заключения у суда не имеется, выводы эксперта последовательны, логичны, аргументированы, эксперт обладает соответствующей квалификацией в области оценки объектов недвижимости, предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения, его заинтересованность в исходе дела отсутствует.
Каких-либо доказательств, которые могли бы свидетельствовать о недостоверности указанного экспертного заключения и определенной в нем величины рыночной стоимости спорных земельных участков, сторонами и заинтересованными лицами не представлено.
Суд полагает, что оснований для установления кадастровой стоимости земельных участков в соответствии с отчетом об оценке не имеется, поскольку заключение судебной экспертизы является наиболее полным и аргументированным. Кроме того, административным истцом были уточнены заявленные административные исковые требования, в соответствии с результатами судебной экспертизы.
Принимая во внимание представленные доказательства, в том числе заключение экспертизы, суд приходит к выводу о том, что кадастровая стоимость земельных участков является завышенной и нарушает права административного истца.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», следует, что законодательство о налогах и сборах предполагает установление налогов, имеющих экономическое основание.
Таким образом, требования административного истца подлежат удовлетворению в соответствии с результатами судебной экспертизы.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Из материалов дела следует, что административный истец обратился в суд 29.09.2021 года, что подлежит указанию в резолютивной части решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Административные исковые требования закрытого акционерного общества «Арника» об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: многоквартирные дома свыше 5 этажей за пределами исторической части города, площадью 2055 кв.м., адрес: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.10.2020 года в размере 8 437 830 рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: многоквартирные дома свыше 5 этажей за пределами исторической части города, площадью 2130 кв.м., адрес: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2020 года в размере 8 513 610 рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для строительства малоэтажной жилой застройки, площадью 59420 кв.м., адрес: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2020 года в размере 156 334 020 рублей.
Датой подачи административного иска в суд считать 29.09.2021 года.
Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме составлено 15.03.2022 года.
Судья: М.А.Панкова