Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-37/2020 от 10.11.2020

дело №12-35/2020

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

8 декабря 2020 года             село Малые Дербеты

Судья Малодербетовского районного суда Республики Калмыкия Чумаков Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дела об административных правонарушениях №№12-35/2020, 12-36/2020, 12-37/2020 по жалобам Общества с ограниченной ответственностью «ТехМашСервис» на постановления государственного инспектора Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ростовской области и Республике Калмыкия Улюмджиевой Б.Ц. от 20.10.2020 №№0221/06/3733/24-2020/ПП/2020, 0223/06/3733/24-2020/ПП/2020, 0225/06/3733/24-2020/ПП/2020 о привлечении ООО «ТехМашСервис» к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, частью 9 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и частью 10 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и представления об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения,

у с т а н о в и л:

Постановлениями №№0221/06/3733/24-2020/ПП/2020, 0223/06/3733/24-2020/ПП/2020, 0225/06/3733/24-2020/ПП/2020, вынесенными 20.10.2020 государственным инспектором Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ростовской области и Республике Калмыкия (далее – государственный инспектор Росприроднадзора) Улюмджиевой Б.Ц. Общество с ограниченной ответственностью (далее - ООО «ТехМашСервис», Общество) привлечено к административной ответственности по статье 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) к наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 руб., части 9 статьи 8.2 КоАП РФ к штрафу в размере 200 000 руб. и части 10 статьи 8.2 КоАП РФ к штрафу в размере 200 000 руб.

Установив причины административных правонарушений и условия, способствовавшие их совершению, 20.10.2020 должностное лицо, руководствуясь частью 1 статьи 29.13 КоАП РФ, внесло в адрес ООО «ТехМашСервис» представления №0221/06/3733/24-2020/ПП/2020, 0223/06/3733/24-2020/ПП/2020, 0225/06/3733/24-2020/ПП/2020 об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения.

Не согласившись с указанными постановлениями и представлениями должностного лица законный представитель заявителя ООО «ТехМашСервис» - Швайгер Н.А. подала в суд жалобы, в которых указала, что вышеуказанные постановления должностного лица являются незаконными и необоснованными, вынесенными с существенными нарушениями процессуальных требований, и подлежащими отмене. Полагает, что в его действиях отсутствует составы административных правонарушений, предусмотренных ст. 8.1 и ч.ч 9, 10 ст. 8.2 КоАП РФ. В связи с чем просит постановления Управления Росприроднадзора от 20.10.2020 и представления отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с отсутствием в деянии ООО «ТехМашСервис» составов административных правонарушений.

Определением судьи Малодербетовского районного суда Республики Калмыкия от 10.112020 дела по жалобам на постановления должностного лица по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 8.1 КоАП РФ (дело №12-35/2020), ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ (дело №12-36/2020), ч. 10 ст. 8.2 КоАП РФ (дело №12-37/2020) объединены в одно производство с присвоением объединенному делу №12-35/2020.

В судебном заседании законный представитель заявителя ООО «ТехМашСервис» Швайгер Н.А. и директор Общества Нимгиров В.П., доводы жалоб поддержали, просили постановления и представления должностного лица отменить и производство по делам об административных правонарушениях прекратить, в связи с отсутствием состава административных правонарушений. С учетом дополнительной жалобы просили учесть, что прокуратурой района в период с 03.07.2020 по 02.08.2020 в отношении ООО «Техмашсервис» проведена проверка на предмет соблюдения природоохранного законодательства РФ. При этом надлежащим образом не уведомила Общество о принятом 03.07.2020 решении о проведении проверки – не позднее дня начала проверки, фактически ознакомив с данным решением – 21.07.2020. В решении о проведении проверки и акте от 12.08.2020, составленном по результатам ее проведения, указаны разные формулировки цели проверки, в первом случае - «проверка природоохранного законодательства», во втором случае – «установление соблюдения Обществом норм природоохранного и промышленного законодательства». По факту прокуратурой проверено соблюдение положений норм промышленной безопасности. Кроме этого срок проведенной проверки (31 календарных дней) превышает отведенные законом 30 календарных дней. Просили учесть, что должностным лицом по факту проверки 12.08.2020 были отобраны объяснения у директора Нимгирова В.П. за пределами срока проведения проверки 02.08.2020. Таким образом доказательства по делам об административных правонарушениях получены с нарушением закона. В связи с отсутствием надлежащего извещения проверяемого юридического лица, превышение сроков проведения проверки, и проведение фактических мероприятий по ней за пределами установленного срока проверки, а также с учетом проведения проверки на предмет иной цели, считает, что все полученные в рамках проведения проверки доказательства являются недопустимыми, а сама проверка незаконной. Также ими оспаривается объективная сторона вмененных составов. При этом в качестве доказательств ими представлены доказательства в виде заключения от 15.10.2019, проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, журнал учета движения отходов.

Представитель Управления Росприроднадзора – государственный инспектор Улюмджиева Б.Ц. в судебном заседании с доводами жалоб не согласилась, ввиду их несостоятельности в силу того, что по результатам проведенной проверки в отношении ООО «ТехМашСервис» в период с 03.07.2020 по 02.08.2020 прокуратурой района с участием ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Калмыкия» выявлены нарушения в сфере природопользования и охраны окружающей среды, выразившиеся в допущении ООО «ТехМашСервис» несоблюдение: осуществления отнесения образующихся отходов (абразивные круги отработанные, лом отработанных абразивных кругов; лом и отходы, содержащие незагрязненные черные металлы в виде изделий, кусков, несортированные) к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения; представления данных учета образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, за 2019 год и 1, 2 кварталы 2020 года; осуществления производственного контроля предельно допустимым выбросов вредных (загрязняющих веществ в атмосферный воздух), при эксплуатации объекта - Мини нефтеперерабатывающего завода по переработке углеводородного сырья, расположенного по адресу: <адрес> м северо-западнее <адрес>. В связи с тем, что ООО «ТехМашСервис» не приняты своевременные меры по предотвращению указанных нарушений, в отношении Общества вынесены оспариваемые постановления, а также представления об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения. Считает необоснованными доводы Общества о ненадлежащем уведомлении о проведении проверки не позднее 03.07.2020, поскольку прокурорская проверки фактическим начата 21.07.2020, в связи с тем, что необходимо было время для согласования выделения специалистов, то есть, в пределах установленного решением срока. Вручение Обществу решение прокуратуры в день выездной проверки, так как и указанные в ней цели и предмет не противоречат нормам закона и не нарушает права Общества. Также указала, что административные правонарушения по ст. 8.1, ч. 9 ст. 8.2, ч. 10 ст. 8.2 КоАП РФ являются отдельными нарушениями, различные по своему составу, что исключает применение ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ при назначении наказания в отношении Общества. Просили постановления и представления от 20.10.2020 оставить без изменения, а жалобы представителя ООО «ТехМашСервис» - без удовлетворения.

Прокурор Бамбушева С.И. в судебном заседании с доводами жалоб не согласилась, ввиду их несостоятельности в силу того, что фактические обстоятельства совершения вмененных ООО «ТехМашСервис» административных правонарушений подтверждаются доказательствами по делам об административных правонарушениях, которые не вызывают сомнений в правовой квалификации действий Общества в каждом из производств по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 8.1, ч. 9 ст. 8.2, ч. 10 ст. 8.2, КоАП РФ. При этом утверждает, что каких-либо нарушений Федерального закона «О прокуратуре РФ» прокуратурой района не допущено. Решение о проверке доведено до сведения директора Общества Нимгирова В.П. не позднее начала проверки – 21.07.2020, что указывает на соблюдение сроков для надлежащего уведомления. Прокурорская проверка начата 21.07.2020 в связи с необходимостью привлечения специалистов в пределах установленного решением срока. Считает, что проверка природоохранного законодательства, включает в себя также законодательство о промышленной безопасности, в связи с чем принятие дополнительного решения о расширении предмета проверки не требовалось. Приходит к мнению о несостоятельности требований представителя заявителя, поскольку решения о проведении проверки от 03.07.2020 принято на законных основаниях, ввиду осуществления надзорной деятельности прокуратуры и наличия правовых оснований для проведения в отношении заявителя проверочных мероприятий по вопросу соблюдения требований законодательства в сфере природоохранного законодательства и промышленной безопасности. Проверка проводилась в связи с заданием вышестоящей прокуратуры, содержащим достаточную информацию для ее осуществления. Просит оспариваемые постановления и представления оставить без изменения.

Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дел об административных правонарушениях и доводы жалоб заявителя, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Статьей 26.1 КоАП РФ предусмотрено, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.

В соответствии с п.п. 1 и 2 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон от 10.01.2002 №7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности.

В силу п. 1 ст. 22 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов определяются для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников в отношении загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, установленный Правительством Российской Федерации, расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций, с учетом фонового состояния компонентов природной среды.

На основании п.п. 1,2 ст. 12 Федерального закона от 04.05.1999 №96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Федеральный закон от 04.05.1999 №96-ФЗ) в целях государственного регулирования выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух устанавливаются: предельно допустимые выбросы; предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух; технологические нормативы выбросов; технические нормативы выбросов. Предельно допустимые выбросы определяются в отношении загрязняющих веществ, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников расчетным путем на основе нормативов качества атмосферного воздуха с учетом фонового уровня загрязнения атмосферного воздуха.

Согласно абз. 1, 2, 7 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 №96-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны: обеспечивать проведение инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух. осуществлять учет выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Согласно ст. 8.1 КоАП РФ – несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.

В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 46 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию и эксплуатация объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны осуществляться в соответствии с требованиями, установленными законодательством в области охраны окружающей среды. При размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны предусматриваться эффективные меры по очистке и обезвреживанию отходов производства и сбора нефтяного (попутного) газа и минерализованной воды, рекультивации нарушенных и загрязненных земель, снижению негативного воздействия на окружающую среду, а также по возмещению вреда окружающей среде, причиненного в процессе строительства и эксплуатации указанных объектов.

В силу п. 1 ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.

Пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон от 24.06.1998 №89-ФЗ) индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно абз. 2 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.

Частью 9 статьи 8.2 КоАП РФ предусмотрена ответственность за неисполнение обязанности по отнесению отходов производства и потребления I - V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I - IV классов опасности, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.

Пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации.

В целях реализации указанных требований закона приказом Минприроды России от 01.09.2011 №721 утвержден Порядок учета в области обращения с отходами, которым определены формы ведения такого учета.

Согласно части 10 статьи 8.2 КоАП РФ неисполнение обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.

Как следует из материалов дела, ООО «ТехМашСервис» осуществляет экслуатацию объекта – мини- нефтеперерабатывающего завода (далее – мини-НПЗ) по переработке углеводородного сырья, расположенного по адресу: <адрес> м северо-западнее <адрес>, которому присвоен код 85-0108-001186-П, I категория негативного воздействия, значительная категория риска. Мини-НПЗ предназначен для переработки нефти в бензин, дизельное топливо и мазут.

ООО «ТехМашСервис» осуществляет деятельность, связанную с выбросами вредных (загрязненных) веществ в атмосферный воздух.

В судебном заседании установлено, что помощником прокурора Малодербетовского района Республики Калмыкия Бамбушевой С.И. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по поручению прокуратуры Республики Калмыкия и на основании решения прокурора Малодербетовского района Республики Калмыкия от 03.07.2020 проведена проверка ООО "ТехМашСервис" на предмет соблюдения природоохранного законодательства Российской Федерации.

Уведомление о проведении проверки с требованием обеспечить при ее проведении присутствие уполномоченных представителей юридического лица, полномочия которых оформлены в установленном законом порядке были получены директором ООО «ТехМашСервис» Нимгировым В.П. 21.07.2020.

По итогам проведения проверки были выявлены нарушения, которые были отражены в акте от 12.08.2020, на основании которого прокуратурой района в отношении Общества возбуждены дела об административных правонарушениях, предусмотренные статьей 8.1 КоАП РФ - несоблюдение экологических требований эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства; частью 9 статьи 8.2 КоАП РФ - неисполнение обязанности по отнесению отходов производства и потребления I-V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения; частью 10 статьи 8.2 КоАП РФ - неисполнение обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления.

Указанные дела об административных правонарушениях в отношении ООО "ТехМашСервис" по статье 8.1, частям 9 и 10 статьи 8.2 КоАП РФ направлены в Управление Росприроднадзора для принятия решения по существу.

Постановлениями государственного инспектора Росприроднадзора Улюмджиевой Б.Ц. 20.10.2020 Общество привлечено к административной ответственности с назначением наказания в виде административного штрафа в каждом отдельном случае. Также в адрес Общества должностным лицом внесены представления об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения.

В результате проведения проверки было установлено, что ООО «ТехМашСервис» в 2014 году разработан и утвержден нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.

Согласно разрешению от 29.05.2014 №0033-А со сроком действия с 29.05.2014 по 17.04.2019 разрешенный выброс вредных (загрязняющих) веществ в пределах утвержденных нормативов Общества составляет 6,28732 т/год.

Проверкой установлено, что Обществом в 2019 году велась эксплуатация объекта мини – НЗП по переработке углеводородного сырья, в связи с чем осуществлялся выброс вредных (загрязненных) веществ в атмосферный воздух, декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2019 год Обществом представлена в установленные сроки, плата внесена своевременно. В 2020 году Обществом производственная деятельность начата 09.06.2020 за пределами разрешенного срока по осуществлению действий на выброс вредных (загрязненных) веществ в атмосферный воздух и утвержденных нормативов выбросов – 17.04.2019. При проведении проверки Обществом разрешенные и утвержденные предельно допустимые нормативы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух не представлены, в нарушение п. 1 ст. 22 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ, п.п. 1, 2 ст. 12, абз. 2 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 №96-ФЗ.

Кроме этого, согласно утвержденной Обществом в 2018 год Программе производственного экологического контроля, ответственным лицом за проведение которого является директор Нимгиров В.П., контроль за соблюдением нормативов предельно допустимых выбросов должен осуществляться на основании плана-графика с периодичностью от 1 раза в год до 1 раза в 5 лет. В связи с этим в июне 2018 гола с привлечением ООО «Группа компаний Дом Науки и Техники» произведен производственный экологический контроль в области охраны атмосферного воздуха, по результатам котором установлено, что Обществом предельно допустимые выбросы на источниках выбросов загрязняющих веществ соблюдаются.

Между тем, результаты производственного контроля за охраной атмосферного воздуха за 2019 год Обществом не представлены, поскольку контроль за соблюдением нормативов предельно допустимые выбросы на источниках выброса по загрязняющим веществам (азота диоксид (азот (IV) оксид), смесь углеводородов предельных С1-С5, бензол), периодичность контроля, которых должна осуществляться раз в год, не осуществляется.

Кроме этого, ООО «ТехМашСервис» осуществляет деятельность, связанную с образованием и временным накоплением отходов производства и потребления, относящихся к I -V классу опасности.

Проверкой установлено, что ООО «Универсалтранссервис» оказало Обществу услуги по транспортировке опасных отходов на обезвреживание и их передачу для дальнейшего обезвреживания третьим лицам с объектов Общества согласно заключенным договорам от14.02.2019 №87, 09.01.2020 №30 и актам от 20.08.2019 №578/08о, 28.04.2020 №578/04о.

По данным отчетности по форме 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления» и декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду Обществом в 2019 году было образовано 5,67 тонн отходов, из них переданы: для утилизации – 0,87 т, региональному оператору – 4,8 т.

При этом Обществом в момент проведения проверки не представлены документы, подтверждающие отнесение вида отхода к конкретному классу опасности на следующие отходы: абразивные круги отработанные, лом отработанных абразивных кругов; лом и отходы, содержащие незагрязненные черные металлы в виде изделий, кусков, несортированные.

Также Обществом не представлены данные учета образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов за 2019 год и 1,2 кварталы 2020 года.

В подтверждение указанных данных были представлены следующие доказательства: решение о проведении проверки от 03.07.2020; акт проверки от 12.08.2020; постановление о возбуждении дел об административном правонарушении от 23.09.2020; постановления должностного лица №№0221/06/3733/24-2020/ПП/2020, 0223/06/3733/24-2020/ПП/2020, 0225/06/3733/24-2020/ПП/2020; представления об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, и иные материалы дела.

Установив причины административных правонарушений и условия, способствовавшие их совершению, 20.10.2020 должностное лицо, руководствуясь частью 1 статьи 29.13 КоАП РФ, внесло в адрес ООО «ТехМашСервис» представления №0221/06/3733/24-2020/ПП/2020, 0223/06/3733/24-2020/ПП/2020, 0225/06/3733/24-2020/ПП/2020 об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, требования которого до настоящего времени не выполнены. О принятых мерах необходимо было сообщить письменно в Управление Росприроднадзора в течение месяца со дня получения представления.

В силу ст. 26.1 КоАП РФ к числу обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, относятся: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении законность и обоснованность вынесенного постановления проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов.

Частью 3 статьи 30.6 названного Кодекса установлено, что судья, вышестоящее должностное лицо проверяют дело в полном объеме.

В соответствии с ч. 1 ст. 29.13 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.

Предусмотренные данной статьей представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в случае, если они вынесены на основании обстоятельств, отраженных в постановлении по делу об административном правонарушении, могут быть обжалованы вместе с таким постановлением.

Оценивая в совокупности доказательства по настоящему делу, суд пришел к выводу, что совершенные правонарушения следует квалифицировать как малозначительные, так как допущенное бездействие не создало существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и не причинило существенного вреда интересам граждан, общества и государства.

Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 2 июня 2004 г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (пункт 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).

По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом, административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния (наличии либо отсутствии каких-либо опасных угроз для личности, общества или государства). При отсутствии таких угроз и в случае, как правило, совершения действия (бездействия) без прямого умысла, административный орган может освободить лицо от административной ответственности.

Так, материалами дела подтверждается, что формальные составы административных правонарушений, предусмотренных ст. 8.1, ч.ч. 9 и 10 ст. 8.2 КоАП РФ, в действиях ООО «ТехМашСервис» присутствует, поскольку Управлением Росприроднадзора в ходе проверки установлено отсутствие предельно допустимых нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, действие которых закончилось 17 апреля 2019 г., отсутствие производственного контроля за охраной атмосферного воздуха за 2019 г., неотнесение видов отхода к конкретному классу опасности на конкретные отходы, непредставление данных учета образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов за 2019 год и 1,2 кварталы 2020 года. Вместе с тем, в судебном заседании установлено, что при надлежащем ведении соответствующих документов при осуществлении Обществом производственной деятельности по переработке нефтепродуктов предельно допустимые нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух не допущены, отходы в виде абразивных кругов отработанные, лом отработанный абразивные круги отнесены к конкретному классу опасности на основании заключения Общества от 15.10.2019, представленного в судебном заседании. Также надлежащим образом велся учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов за 2019 год и 1,2 кварталы 2020 года. Более того, как пояснил директор ООО «ТехМашСервис» Нимгиров В.П., на основании Проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в октябре 2019 года утвержден планируемый норматив образования отходов среднем за год в тоннах для определенных отходов.

Оценив характер и степень общественной опасности правонарушений, отсутствие существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, а также конкретные обстоятельства дела, в том числе длительное неиспользование источников выброса, руководствуясь разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», суд пришел к выводу о наличии оснований для признания правонарушения малозначительным и возможности применения ст. 2.9 КоАП РФ. Пунктом 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 2 июня 2004 г. № 10 разъяснено, что при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах, прихожу к выводу об отмене постановлений и прекращению производства по настоящему делу в связи с малозначительностью административного правонарушения, а также об отмене преставлений об устранении причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений.

На основании изложенного и руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

р е ш и л:

Жалобы Общества с ограниченной ответственностью «ТехМашСервис» на постановления государственного инспектора Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ростовской области и Республике Калмыкия Улюмджиевой Б.Ц. от 20.10.2020 №№0221/06/3733/24-2020/ПП/2020, 0223/06/3733/24-2020/ПП/2020, 0225/06/3733/24-2020/ПП/2020 о привлечении ООО «ТехМашСервис» к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, частью 9 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и частью 10 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и представления об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения – удовлетворить.

Постановления государственного инспектора Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ростовской области и Республике Калмыкия Улюмджиевой Б.Ц. от 20.10.2020 №№0221/06/3733/24-2020/ПП/2020, 0223/06/3733/24-2020/ПП/2020, 0225/06/3733/24-2020/ПП/2020 о привлечении ООО «ТехМашСервис» к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, к наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 руб., частью 9 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, к наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 руб., и частью 10 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, к наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 руб. – отменить.

Представления государственного инспектора Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ростовской области и Республике Калмыкия Улюмджиевой Б.Ц. от 20.10.2020 №№0221/06/3733/24-2020/ПП/2020, 0223/06/3733/24-2020/ПП/2020, 0225/06/3733/24-2020/ПП/2020 об устранении причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений – отменить.

Производство по делу об административных правонарушениях прекратить в связи с малозначительностью административных правонарушений.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения копии постановления в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия через Малодербетовский районный суд Республики Калмыкия.

Судья Ю.А. Чумаков

Копия верна: Судья Ю.А. Чумаков

12-37/2020

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с прекращением производства
Ответчики
ООО "ТехМашСервис"
Другие
Швайгер Наталья Анатольевна
Суд
Малодербетовский районный суд Республики Калмыкия
Судья
Чумаков Юрий Александрович
Статьи

КоАП: ст. 8.1

Дело на странице суда
maloderbetovsky--kalm.sudrf.ru
10.11.2020Материалы переданы в производство судье
01.12.2020Судебное заседание
08.12.2020Судебное заседание
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее