... Дело № 2-5565/2023
16RS0046-01-2023-007081-89
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 августа 2023 года г. Казань
Вахитовский районный суд г. Казани Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Я.В. Малковой,
при секретаре Д.А. Усамбаевой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нуруллина Р.И. к Министерству внутренних дел по Республике Татарстан о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, восстановлении в очереди на получение жилья по социальному найму, отмене протокола, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Нуруллин Р.И. обратился в суд с исковым заявлением к Министерству внутренних дел по Республике Татарстан о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, восстановлении в очереди на получение жилья по социальному найму, отмене протокола, компенсации морального вреда, указав в обоснование требований, что работает в структуре МВД по Республике Татарстан с 22 мая 2001 года вольнонаемным работником. Тогда же, в 2001 году встал в очередь на получение квартиры. В 2015 году подошла очередь на получение квартиры по социальному найму. В Регистрационной палате истцу предоставили справку, что у истца имеется земельный участок, и дом площадью 106 квадратных метров.
Указывает, что действительно в 1997 году ему передавали участок от администрации Кировского района, однако соседи упросили истца отдать эту землю им и в 2003 году передал им землю; написал доверенность, чтобы соседи оформили дом и землю на другого человека, но в 2006 году выяснилось, что они этого не сделали и от имени истца продали дом и участок. После этого истца сняли с очереди на получение жилья.
Также указывает, что обращался в МВД и объяснил ситуацию, после чего в 2008 году истца вновь поставили в очередь на улучшение жилищных условий, так как проживает в однокомнатной квартире с четырьмя детьми. Общая площадь квартиры 32.2 квадратных метра, жилая 19, квадратных метра. В 2023 году истец снят с очереди, поскольку вышел новый приказ, согласно которого если у сотрудника есть жилье в Казани, то его снимают с очереди на улучшение жилищных условий (Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 28.04.2022 № 301"Об утверждении Порядка предоставления служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях специализированного жилищного фонда органов внутренних дел Российской Федерации")
Однако истец считает, что ответчиком нарушены его права на получение жилой площади по договору социального найма. В связи с этим истец также указывает, что ему были причинены значительные неудобства и нравственные страдания, выражающиеся в эмоциональном и психологическом напряжении. Для разрешения данного вопроса и защиты своих нарушенных прав истец обращался в различные инстанции, тратил время, денежные средства. Причиненный моральный вред оценивает в 30000 рублей. Также был вынужден обратиться за юридической помощью, в соответствии с договором об оказании юридических услуг, истцом были уплачены денежные средства в размере 35000 рублей.
Просит обязать ответчика обеспечить истца жилым помещением по договору социального найма, соответствующему по размеру общепринятым нормам (не менее 18 кв.м.); взыскать с ответчика в пользу истца денежные средства 30000 рублей в счет компенсации причиненного морального вреда; взыскать с ответчика в пользу истца денежные средства в размере 35000 рублей в счет компенсации оплаченных юридических услуг.
В ходе рассмотрения дела истец увеличил исковые требования, просил также восстановить его в очереди на получение жилья по социальному найму, отменить протокол.
Истец, представитель истца в судебном заседании требования поддержали.
Представитель ответчика в судебном заседании исковое заявление не признал.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно абзацу 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189- ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета но основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3-6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом РФ, с учетом положений настоящей части.
Частью 1 статьи 57 Жилищного кодекса РФ установлено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления (пункт 5 статьи 57 Жилищного кодекса РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Согласно ст.50 Жилищного кодекса РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.
Согласно Постановлению Руководителя Исполкома муниципального образования г.Казани от 12.07.2006 №1401 «О нормах площади жилья при постановке на учет и предоставлении жилья гражданам по договору социального найма в рамках государственных жилищных программ» учетная норма площади жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, установлена в размере не более 12 кв. м. общей площади жилого помещения на одного человека.
Согласно пункта 2.3. приказа МВД по Республике Татарстан от 06.12.2007 № 862 «О жилищных комиссиях органов внутренних дел Республики Татарстан» из очередности сотрудников органов внутренних дел, вставших на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений до 1 марта 2005 года, и очередности сотрудников, подавших заявление на принятие на учет нуждающихся в предоставлении служебных помещений, в соответствии с приказом МВД по Республике Татарстан от 04.12.2007 №847 формировалась специальная очередь на служебное жилье.
Из материалов дела следует, что истец трудоустроен в должности инженера автотранспортного отдела автохозяйства ФКУ «ЦХиСО МВД по Республике Татарстан», трудоустроен в системе МВД России с 2001 года.
29.08.2001 года истец обратился в адрес ответчика с заявлением о включении его в список очередников, нуждающихся в улучшении жилищных условий. На момент подачи заявления был зарегистрирован и проживал с семьей в составе 3 человек (истец, супруга Нуруллина Н.Ш., сын - Нуруллин А.Р., 1998 г.р.) в однокомнатной квартире общей площадью 32,2 кв.м, по адресу: г. Казань, ул. Лазарева, 2-46. Также в квартире была зарегистрирована тетя Нуруллина Р.И. - Хадиева З.Г. (являлась собственником квартиры с 01.07.1997). Обеспеченность жилой площадью на момент обращения составляла 8,05 кв.м на одного члена семьи.
Истец включен с семьей в составе 3 человек в общий список очередников, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В последующем 29.12.2014, протоколом №13/2014, жилищной комиссией ФКУ «ЦХиСО МВД по Республике Татарстан» принято решение об изменении состава семьи Нуруллина Р.И., нуждающейся в улучшении жилищных условий, на учет была принята семья Нуруллина Р.И. в составе четырёх человек, в том числе он и 3 сына.
В соответствии с выпиской из ЕГРП от 10.09.2015 следует, что 23.10.2008 Нуруллин Р.И. зарегистрировал жилой дом по адресу: г.Казань, ул. Плужная, д. 9, общей площадью 106,9 кв.м., а 22.12.2008 данный дом им был продан.
Решением жилищной комиссии Учреждения (протокол №9/2015 от 20.11.2015) Нуруллин Р.И. исключен из списка сотрудников нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
С учетом того, что Нуруллин Р.И. проживал с семьёй в составе 4 человек, в том числе он и три сына в отдельной однокомнатной квартире общей площадью - 32,2 кв.м., жилой - 19,2 кв.м., он этим же решением жилищной комиссии был включен в список очередников,, как нуждающийся в предоставлении служебного жилого помещения в составе четырёх человек, в том числе он и 3 сына.
Рассматривая позиции сторон в рамках настоящего спора, суд считает необходимым обратить внимание на следующее.
Статьей 53 Жилищного кодекса РФ установлено, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Согласно определения Конституционного Суда РФ от 19.04.2007 N 258-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кузнецова Александра Владимировича на нарушение его конституционных прав статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации" по смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая сама по себе не может рассматриваться как нарушающая какие-либо права и свободы заявителя, и по смыслу соответствующих норм законодательства субъектаРоссийской Федерации, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 ГК Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
Поскольку 23.10.2008 года Нуруллин Р.И. зарегистрировал право собственности на жилой дом по адресу: г.Казань, ул. Плужная, д. 9, общей площадью 106,9 кв.м. то таким образом, жилищные условия истца и его семьи были улучшены, однако 22.12.2008 данный дом истцом был отчужден по договору купли-продажи, в период нахождения истца в списке очередников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, что фактически говорит об умышленном ухудшении истцом своих жилищных условий.
Из содержания статьи 53 Жилищного кодекса РФ следует, что действиями по ухудшению жилищных условий, препятствующими принятию граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в течение пяти лет с момента их совершения, являются действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, то есть до совершения таких действий такие граждане не могли быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий.
В соответствии со ст. 9 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане но своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские нрава. Совершая юридически значимые действия, в результате которых ухудшаются жилищные условия, лица должны действовать разумно и добросовестно, оценивая последствия своего поведения, в том числе и возможность уменьшения обеспеченности общей площадью жилого помещения либо приведения жилого помещения в состояние, непригодное для дальнейшего проживания в нем.
Площадь жилого помещения, по адресу: г.Казань, ул. Плужная, д. 9 превышает учетную норму площади жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Продажу истцом принадлежащего ему жилого помещения, суд расценивает как намеренное ухудшение жилищных условий, поскольку принадлежащее ему жилое помещение выбыло из собственности истца по его воле.
Договор купли-продажи жилого дома от 27.11.2008г. истцом в надлежащем порядке не оспорен, как не оспорены полномочия доверенного лица на продажу данного имущества.
В силу пункта 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
С учетом изложенного, доводы истца о фактической принадлежности жилого дома иному лицу следует признать несостоятельными.
При изложенных обстоятельствах, с учетом намеренного ухудшения жилищных условий, ответчик правомерно исключил истца из списка сотрудников, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
На основании изложенного, оснований для удовлетворения исковых требований о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, восстановлении в очереди на получение жилья по социальному найму, отмене протокола, не имеется.
Рассматривая требования истца о компенсации морального вреда, суд исходит из следующего.
В силу ст. 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах вследствие причинения вреда и ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающей, что суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации морального вреда, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага.
Положения ст. 150 Гражданского кодекса Российской Федерации к нематериальным благам относят принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом блага, в том числе жизнь и здоровье, достоинство личности, личную неприкосновенность, честь и доброе имя, деловую репутацию, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личную и семейную тайну, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство.
Положения ч. 2 ст. 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливают, что моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.
Поскольку обстоятельства, на которые истец ссылается в обоснование своих требований о компенсации морального вреда, с учетом требований закона не доказывают факт причинения ему вреда, выразившегося в нарушении личных неимущественных прав в том понимании, как это трактуется законодателем, а с учетом того, что нарушений жилищных прав истца допущено не было, в связи с чем не установлено оснований и для компенсации морального вреда.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 1 ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
...
...
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░