Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-422/2023 от 19.07.2023

Дело №12-422/2023

РЕШЕНИЕ

по жалобе по делу об административном правонарушении

г. Йошкар-Ола 28 сентября 2023 года

Судья Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл Ермолаева М.Л., рассмотрев жалобу ИП Васенева Сергея Валентиновича на постановление о назначении административного наказания по ч.9 ст.8.2 КоАП РФ, вынесенное старшим государственным инспектором Республики Марий Эл в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды РМЭ Г.А.В. 07 июля 2023 года,

установил:

Постановлением ст. государственного инспектора РМЭ в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды РМЭ Г.А.В. от 07 июля 2023 года индивидуальному предпринимателю Васеневу С.В. назначено административное наказание в виде предупреждения за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.9 ст.8.2 КоАП РФ.

Не согласившись с вышеуказанным постановлением Васенев С.В. обратился в Йошкар-Олинский городской суд РМЭ с жалобой, в которой просит вышеуказанное постановление отменить, производство по делу прекратить, указав, что нарушены правила и методы отбора проб отходов, содержащихся в документе «ПНД Ф 12.1:2:2.2:.3:3.2-03 Методические рекомендации….», в связи с чем искажен результат биотестирования отхода в виде золы.

В суде ИП Васенев С.В., защитник – адвокат Х.С.М. доводы, изложенные в жалобе, поддержали. Дополнили, что при отборе проб был нарушен пункт 4.5 ПНД Ф 12.1:2:2.2:.3:3.2-03, пробы были взяты на двух производственных площадках не с разных уровней емкости. Помимо этого, на производственной площадке, расположенной по адресу: <адрес> пробы были взяты не с емкости для накопления отходов, а с отверстий данной емкости, предназначенных для вил погрузчика. Согласно проведенного по заказу ИП Васенева С.В. лабораторного исследования ООО «Аналитическая Лаборатория «<иные данные>» от 07 августа 2023 года зола от сжигания древесного топлива практически неопасная относится к 5 классу опасности.

Должностное лицо, вынесшее обжалуемое постановление Г.А.В. просил оставить жалобу без удовлетворения. Сообщил, что в основу принятого им постановления были положены результаты лабораторных исследований аккредитованной лаборатории ГБУ РМЭ «<иные данные>». Считает, что нарушений при отборе проб и проведении исследований не имеется.

В настоящее судебное заседании Марийский межрайонный природоохранный прокурора не явился, извещен о судебном заседании надлежащим образом.

В судебном заседании от 27 сентября 2023 года заместитель Марийского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры Р.А.В. просил обжалуемое постановление оставить в силе, жалобу - без удовлетворения.

Проверив доводы жалобы, выслушав мнения сторон, пояснения специалиста Л.О.М., исследовав материалы дела об административном правонарушении, дополнительно представленные суду доказательства, прихожу к следующему.

Согласно ст.1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с ч.1 ст.1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В соответствии со ст.2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное виновное действие (бездействие) физического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ст.26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Согласно ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (часть 1). Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2). Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона (часть 3).

В соответствии со ст.30.6 КоАП РФ суд проверяет на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления по делу об административном правонарушении.

Судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме (ч.3 ст.30.6 КоАП РФ).

В соответствии с ч.9 ст.8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение обязанности по отнесению отходов производства и потребления I - V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I - IV классов опасности.

Из пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) следует, что юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.

В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Из пункта 3 статьи 14 Федерального закона N 89-ФЗ следует, что на основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.

Отходы производства и потребления I - IV классов опасности подлежат паспортизации по форме и в порядке, утвержденным приказом Минприроды России от 8 декабря 2020 года N 1026 "Об утверждении порядка паспортизации и типовых форм паспортов отходов I - IV классов опасности".

Как следует из материалов дела, Министерством природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл с 22 по 30 мая 2023 года на основании требования первого заместителя Волжского межрегионального природоохранного прокурора, старшего советника юстиции Б.И.М. о проведении контрольного (надзорного) мероприятия от 12.05.2023 исх. и решения от 19.05.2023 о проведении внеплановой выездной проверки министра природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл К.А.Н. проведена внеплановая выездная проверка в отношении ИП Васенева С.В.

К проведению выездной проверки были привлечены специалисты аккредитованной лаборатории Государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл «<иные данные>» Л.О.М. - начальник отдела мониторинга окружающей среды ГБУ РМЭ «<иные данные>», В.А.В. - ведущий специалист отдела мониторинга окружающей среды ГБУ РМЭ «<иные данные>».

По результатам проверки составлен акт внеплановой выездной проверки от 30.05.2023.

В ходе проверки установлено, что основном видом производственной деятельности ИП Васенева С.В. является распиловка круглого леса, производство погонажных изделий, производство евровагонки, материалов для бань и саун.

ИП Васенев С.В. осуществляет хозяйственную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, поставленном на государственный учет в региональном реестре объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (объект HBOC):

- 1 – деревообрабатывающее предприятие по адресу: <адрес>, категория объекта - III (третья), код объекта ; категория риска - средний риск.

- 2 - деревообрабатывающее предприятие по адресу: <адрес>, категория объекта - III (третья), код объекта , категория риска – средний риск.

ИП Васенев С.В. осуществляет деятельность в области обращения с отходами в части накопления (временного складирования) отходов.

В ходе проведения внеплановой выездной проверки ИП Васеневым С.В. предоставлена разработанная Программа производственного экологического контроля по объекту <адрес>, утвержденная 20.07.2020 и Программа производственного экологического контроля по объекту <адрес>, утвержденная 20.07.2020. В данных программах производственного экологического контроля представлены сведения об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения.

В результате хозяйственной деятельности у ИП Васенева С.В. образуются следующие виды отходов: мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный); смет с территории предприятия малоопасный; лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства; светодиодные лампы, утратившие потребительские свойства; пыль древесная от шлифовки натуральной чистой древесины; отходы горбыля, рейки из натуральной чистой древесины; древесные отходы из натуральной чистой древесины несортированные; опилки натуральной чистой древесины; обрезь натуральной чистой древесины; зола от сжигания древесного топлива практически неопасная; бой стекла; шкурка шлифовальная отработанная; отходы (мусор) от уборки территории помещений объектов оптово-розничной торговли промышленными товарами; прочие несортированные древесные отходы из натуральной чистой древесины.

В рамках проведения внеплановых мероприятий по государственному экологическому контролю (надзору) в отношении ИП Васенева С.В. аккредитованной лабораторией ГБУ РМЭ «<иные данные>» проведены отборы проб отходов древесины собственного производства (обрезь древесины длинномерная) в кусковой форме, используемая в качестве топлива для котла (акты (план) отбора проб отходов от 23.05.2023 и от 23.05.2023), опил древесный, используемый в качестве топлива для котла (акт (план) отбора проб отходов от 23.05.2023), зола от сжигания древесного топлива (акты (план) отбора проб отходов от 22.05.2023 и от 22.05.2023).

В соответствии с результатами лабораторных исследований, проведённых ГБУ РМЭ «<иные данные>» установлено следующее:

опил древесный собственного производства, используемый в качестве топлива для котла (протокол результатов биотестирования от 29.05.2023) относится к V (пятому) классу;

отходы древесные собственного производства (обрезь древесины длинномерная) в кусковой форме, используемая в качестве топлива для котла (протокол результатов биотестирования от 29.05.2023) относится к IV (четвертому) классу;

отходы древесные собственного производства (обрезь древесины длинномерная) в кусковой форме, используемая в качестве топлива для котла (протокол результатов биотестирования от 29.05.2023) относится к IV (четвертому) классу;

зола от сжигания древесного топлива (протокол результатов биотестирования от 29.05.2023) относится к IV (четвертому) классу;

зола от сжигания древесного топлива (протокол результатов биотестирования от 29.05.2023) относится к IV (четвертому) классу.

При проведении внеплановой выездной проверки и отборе проб отходов деревообработки используемых в качестве топлива в котельных установлено, что отходы, образующиеся в производственной деятельности ИП Васенева С.В. используются в качестве топлива в котельных в совокупности (отходы горбыля, рейки из натуральной чистой древесины; древесные отходы из натуральной чистой древесины несортированные, обрезь натуральной чистой древесины, прочие несортированные древесные отходы из натуральной чистой древесины), то есть закладываются в печи все вместе и сразу, что в момент отбора проб было названо как «отходы древесные собственного производства (обрезь древесины длинномерная) в кусковой форме, используемая в качестве топлива для котла» и определено биотестированием (протокол результатов биотестирования от 29.05.2023) к IV (четвертому) классу опасности.

Таким образом, отходы горбыля, рейки из натуральной чистой древесины; древесные отходы из натуральной чистой древесины несортированные, обрезь натуральной чистой древесины, прочие несортированные древесные отходы из натуральной чистой древесины по отдельности, если они сами по себе, то в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов РФ от 22 мая 2017 г. (далее - ФККО) являются отходами 5 класса опасности, однако, как следует из протокола результатов биотестирования от 29.05.2023 все вместе в совокупности (переметку) друг с другом, как они используются в качестве древесного топлива, они являются отходами 4 класса опасности.

В акте проверки указано, что в результате хозяйственной деятельности у ИП Васенева С.В. образуется зола от сжигания древесного топлива практически неопасная (код ФККО 61190002405). В ходе проверки ИП Васеневым С.В. представлено свидетельство о классе опасности отхода для окружающей природной среды: зола древесная и соломенная (5 класса опасности, код ФККО 3130060011995), при этом учет в области обращения с отходами осуществляется по виду отхода: зола от сжигания древесного топлива практически неопасная (5 класс опасности).

По результатам проведенных лабораторных исследований аккредитованной лабораторией ГБУ РМЭ «<иные данные>» установлено, что зола от сжигания древесного топлива относится к 4 классу опасности (протокол результатов биотестирования от 29.05.2023 и от 29.05.2023). Согласно ФККО 4 классу опасности соответствует «зола от сжигания древесного топлива умеренно опасная» код 61190002404.

В связи с тем, что отход «зола от сжигания древесного топлива» может быть как 5 так и 4 класса опасности, был произведен отбор пробы данного отхода. Паспорт на отход «Зола от сжигания древесного топлива» 4 класса опасности в ходе проверки представлен не был.

На основании ч.1 ст.14 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Вид отходов как «Зола от сжигания древесного топлива» не отнесена к конкретному классу опасности. Паспорт на данный вид отходов I - IV класса опасности не разработан и не представлен.

Вышеизложенное является несоблюдением требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.9 ст.8.2 КоАП РФ.

Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения постановления о привлечении ИП Васенева С.В. к административной ответственности.

В соответствии со ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях (бездействии) Васенева С.В. состава административного правонарушения, предусмотренного ч.9 ст.8.2 КоАП РФ, неисполнение обязанности по отнесению отходов производства и потребления I - V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I - IV классов опасности.

Вместе с тем имеются основания для изменения обжалуемого постановления. Суд находит основания для исключения из объема вмененного правонарушения, результаты биотестирования от 29 мая 2023 года по отходу – зола от сжигания древесного топлива, изъятая в качестве пробы с производственной площадки, по адресу: <адрес> в виду следующего.

Согласно п.4.5 Методических рекомендаций «Отбор проб, почв, донных отложений, илов, осадков сточных вод, шламов промышленных сточных вод, отходов производства и потребления. ПНД Ф 12.1:2:2.2:2.3:3.2-03 (издание от 2014 года), твердые отходы производства и потребления отбирают из специально оборудованных сооружений, предназначенных для размещения (свалки, полигоны) и накопления (контейнеры, емкости, площадки и т.д.) отходов или непосредственно в местах образования отходов. Отбор проб из емкостей для накопления твердых отходов производят из расчета одна объединенная проба на емкость. Объединенную пробу получают путем смешивания не менее 5 точечных проб массой не менее 200 г каждая. Точечные пробы следует отбирать на разных уровнях емкости для накопления отходов.

Согласно акту отбора проб отходов от 22 мая 2023 года, был произведен отбор проб золы с контейнера для сбора золы на площадке перед котельной, вид пробы – разовая.

Однако, из представленного административным органом видео и фотографий, представленных ИП Васеневым С.В., установлено, что отбор проб золы был осуществлен не из самого контейнера для сбора золы, а из отверстий, размещенных внизу контейнера, предназначенных для установки вил погрузчика. Отверстия квадратные, имеют продольную форму, герметичны, доступа для прямого попадания отходов из внутреннего объема контейнера в эти отверстия нет.

В судебном заседании специалист Л.О.М. пояснила, что она не знала, что эти отверстия, с которых ею изымалась зола для пробы, не являются внутренней частью самого контейнера для сбора золы, ее ввели в заблуждение. Отбирая пробы отходов в виде золы из отверстий, подразумевала, что высыпаемая в контейнер для накопления зола изнутри попадает в эти отверстия.

Таким образом, судом установлено, что отверстия на контейнере для установки вил погрузчика, не являются самим контейнером для накопления золы. Зола могла попасть в указанные отверстия различным способом с различными примесями каких-либо веществ, в том числе находящихся на металлических вилах погрузчика, что могло повлиять на результат исследования. Любые сомнения в данном случае толкуются в пользу ИП Васенева С.В..

В связи с чем, судья исключает из числа доказательств акт отбора проб отходов от 22 мая 2023 года, протокол результатов биотестирования от 29 мая 2023 года, пояснения к протоколу результатов биотестирования от 29 мая 2023 года.

Указанное исключение не влияет на итоговое принятое административным органом решение по обжалуемому постановлению.

Нарушений правил и методов отбора проб 22 мая 2023 года по адресу: <адрес> судом не установлено.

Согласно акту отбора проб отходов от 22 мая 2023 года, был произведен отбор проб золы от сжигания древесного топлива с контейнеров для сбора золы, расположенных на площадке перед котельной и в котельной, вид пробы – разовая, объединенная, масса пробы около 3 кг., пробная площадка -1.

Пояснения специалиста Л.О.М. по отбору проб 22 мая 2023 года по адресу: <адрес> согласуются с видеозаписью, где зафиксирован сам порядок такого отбора, который был проведен в соответствии с ПНД Ф 12.1:2:2.2:2.3:3.2-03, ФР.1.39.2007.03222. Было произведено изъятие проб с 9 точек на разных уровнях емкости для накопления отходов, которые в последующем были объединены в одну.

На основании изъятых проб были проведены лабораторные исследования, зафиксированные в протоколе результатов биотестирования от 29 мая 2023 года, даны пояснения к протоколу.

Оснований не доверять результатам биотестирования, составленного специалистом Л.О.М., у суда не имеется, выводы аргументированы квалифицированным специалистом в указанной области, имеющим право на проведение лабораторных исследований, последовательны, не противоречат материалам дела. Полномочия проведения Л.О.М. лабораторных исследований по рассматриваемому факту подтверждены документально.

Фактические обстоятельства совершенного ИП Васеневым С.В. правонарушения подтверждаются собранными доказательствами, в том числе: протоколом об административном правонарушении от 01 июня 2023 года; актом выездной проверки от 30 мая 2023 года , протоколом осмотра от 22 мая 2023 года с фототаблицей и видеозаписью к нему; актом отбора проб отходов от 22 мая 2023 года, протоколом результатов биотестирования от 29 мая 2023 года, пояснениями специалиста Л.О.М., требованием о проведении контрольного (надзорного) мероприятия и иными материалами дела, которые оценены судом по правилам, установленным статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.

Выводы должностного лица о виновности ИП Васенева С.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.9 ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.

К проведенному по заказу ИП Васенева С.В. лабораторному исследованию ООО «Аналитическая Лаборатория «<иные данные>» от 07 августа 2023 года суд относится критически. Отборы проб отходов в виде золы от сжигания древесного топлива были произведены 31 июля 2023 года при иных обстоятельствах, что не может быть принято во внимание и признано доказательством по делу в опровержение доказательств, положенных в основу обжалуемого постановления.

Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием должностным лицом норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что должностным лицом допущены нарушения норм материального права и (или) нарушены предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Действия ИП Васенева С.В. квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Порядок и срок привлечения названного лица к административной ответственности соблюдены.

Административное наказание назначено ИП Васеневу С.В. в пределах санкции ч.9 ст.8.2 КоАП РФ, с применением положений ст.4.1.1 КоАП РФ.

Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 5 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.30.6, 30.7 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление , вынесенное старшим государственным инспектором Республики Марий Эл в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл 07 июля 2023 года, которым индивидуальный предприниматель Васенев Сергей Валентинович признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.9 ст.8.2 КоАП РФ изменить: исключить из числа доказательств акт отбора проб отходов от 22 мая 2023 года, протокол результатов биотестирования от 29 мая 2023 года и основанные на них выводы должностного лица.

В остальном постановление оставить без изменения, а жалобу ИП Васенева С.В. - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Марий Эл через Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл, либо жалоба может быть подана непосредственно в Верховный суд Республики Марий Эл в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья - Ермолаева М.Л.

12-422/2023

Категория:
Административные
Статус:
Изменено в связи с исключением выводов, др. коррекции
Ответчики
Васенев Сергей Валентинович
Суд
Йошкар-Олинский городской суд Республики Мари Эл
Судья
Ермолаева М.Л.
Статьи

ст.8.2 ч.9 КоАП РФ

Дело на странице суда
yoshkarolinsky--mari.sudrf.ru
20.07.2023Материалы переданы в производство судье
21.07.2023Истребованы материалы
01.08.2023Поступили истребованные материалы
18.09.2023Судебное заседание
27.09.2023Судебное заседание
28.09.2023Судебное заседание
29.09.2023Вручение копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
29.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.10.2023Вступило в законную силу
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее