ОПРЕДЕЛЕНИЕ
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>,
<адрес>
Судья Ногинского городского суда Московской области Грибкова Т. В., рассмотрев вопрос о принятии искового заявления ФИО1 к администрации Богородского городского округа Московской области
об установлении местоположения границы земельного участка при объектах недвижимости,
установил:
в Ногинский городской суд Московской области ДД.ММ.ГГГГ поступило указанное исковое заявление ФИО1 к администрации Богородского городского округа Московской области об установлении местоположения границы земельного участка при объектах недвижимости
с кадастровыми номерами № (вид: здание; назначение: нежилое; наименование: здание СТОА и магазин), № (вид: здание; назначение: нежилое; наименование: здание: КНС) по адресу: <адрес>.
Требования мотивированы тем, что указанные объекты недвижимости находятся в собственности ФИО1, подавшего в администрацию Богородского городского округа Московской области заявление
о предоставлении государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность
на которые не разграничена», в удовлетворении которого незаконно отказано решением от ДД.ММ.ГГГГ № №.
Ознакомившись с данным исковым заявлением и приложенными к нему документами, – судья приходит к следующим выводам.
По правилам пунктов 1 - 2 статьи 209, статьи 304 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) права владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежат собственнику такого имущества. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом, а также требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 15 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ) при осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав одновременно такие государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются по заявлению: собственника исходного объекта недвижимости, из которого образованы новые объекты недвижимости, – при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на образованные объекты недвижимости.
В соответствии с пунктами 7-9 статьи 38 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом
нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов. Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В силу статьей 1, 7 Федерального закона от 24 сентября 2007 года
№ 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» сведениями
о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества, являются уникальные характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такое недвижимое имущество
в качестве индивидуально-определенной вещи.
В состав таких сведений, применительно к земельным участкам,
в частности входят: описание местоположения границ земельного участка; площадь земельного участка, определенная с учетом требований, установленных названным Федеральным законом.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 2 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Верховного Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», – иски об установлении границ земельного участка относятся
к искам о правах на недвижимое имущество.
По смыслу приведенных законоположений и акта их толкования право требования установления границ земельного участка в судебном порядке принадлежит собственнику такого земельного участка, которым заявитель
не является.
При этом согласно буквальному содержанию просительной части искового заявления ФИО1 просит установить местоположение границы земельного участка при объектах недвижимости, принадлежащих ему на праве собственности, что предусматривает, по сути, образование земельного участка из земель неразграниченной государственной собственности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 112 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Одним из документов, в соответствии с которым осуществляется образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, – в силу подпункта 3 пункта 1 статьи 113 ЗК РФ является утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 1110 ЗК РФ.
По правилам пункта 1 статьи 391 ЗК РФ земельные участки, находящиеся
в государственной или муниципальной собственности, предоставляются
на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Согласно требованиям статьи 392 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии
со статьями 9 - 11 ЗК РФ (далее – уполномоченный орган).
Случаи продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на торгах и без проведения торгов – предусмотрены статьей 393 ЗК РФ. В силу пункта 1 статьи 393 ЗК РФ, по общему правилу, продажа находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов. Пунктом 2 той же статьи установлены исключения из общего правила и приведен перечень случаев продажи земельных участков без проведения торгов.
В соответствии с положениями подпункта 6 пункта 2 статьи 393, пункта 1 статьи 3920 ЗК РФ исключительным правом на приобретение в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, обладают граждане, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Исчерпывающий перечень оснований отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 3916 ЗК РФ.
По правилам пункта 7 статьи 3915 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа
в предварительном согласовании предоставления земельного участка и
по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение
о предварительном согласовании предоставления земельного участка или
при наличии оснований, указанных в пункте 8 той же статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.
Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (статьи 16, 17) определяет вопросы местного значения муниципального, городского округа и устанавливает полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, предусматривая возможность расширения их перечня законами субъектов Российской Федерации.
В силу положений статьи 2 Закона Московской области от 24 июля 2014 года № 106/2014-ОЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области» (принят постановлением Мособлдумы от 10 июля 2014 года № 33/96-П), статьи 2 Закона Московской области от 10 декабря 2020 года № 270/2020-ОЗ
«О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области в области земельных отношений» (принят постановлением Мособлдумы от 26 ноября 2020 года № 33/132-П) – органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями
по предоставлению земельных участков, государственная собственность
на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального образования Московской области, за исключением случаев предоставления земельных участков для размещения автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.
При этом согласно требованиям пункта 6 части 2 статьи 3, части 1 статьи 6 Закона Московской области от 10 декабря 2020 года № 270/2020-ОЗ органы местного самоуправления обязаны при реализации государственных полномочий, установленных данным Законом, представлять на согласование
в уполномоченный орган проекты решений, разрешений, договоров и соглашений в сроки и в порядке, установленные уполномоченным органом,
за исключением случаев выдачи разрешений на использование земель или земельных участков, государственная собственность на которые
не разграничена, без взимания платы, в том числе для размещения
на территории Московской области объектов, которые могут быть размещены на землях или земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута, порядок и условия размещения которых устанавливаются Правительством Московской области.
За осуществлением органами местного самоуправления государственных полномочий центральным исполнительным органом государственной власти Московской области в сфере имущественно-земельных отношений (далее – уполномоченный орган в сфере имущественно-земельных отношений) осуществляется государственный контроль.
Уполномоченным центральным исполнительным органом государственной власти Московской области, предоставляющим согласие органам местного самоуправления городских округов Московской области
по предоставлению земельных участков, государственная собственность
на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального образования Московской области, за исключением случаев предоставления земельных участков для размещения автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, – определено Минмособлимущество (подпункт 3 пункта 3 Постановления Правительства Московской области
от 26 декабря 2014 года № 1154/51 «Об уполномоченных центральных исполнительных органах государственной власти Московской области на предоставление согласия органам местного самоуправления муниципальных образований Московской области при реализации отдельных государственных полномочий»).
Отношения, возникающие в связи с предоставлением администрацией (муниципального района или городского округа Московской области) государственной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые
не разграничена» регулирует административный регламент, утвержденный распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 27 декабря 2018 года № 15ВР-1824 (далее – Административный регламент).
Изложенные обстоятельства свидетельствуют об избрании ненадлежащего способа защиты права заявителем, который не обладает полномочиями
на предъявление в суд требования об установлении местоположения границы земельного участка неразграниченной государственной собственности, вместе
с тем, вправе приобрести в собственность земельный участок, находящийся
в государственной или муниципальной собственности в порядке, приведенном в судебном акте, а равно оспорить соответствующее решение органа местного самоуправления, в случае несогласия с ним, в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В силу пункта 4 части 1 статьи 135 ГПК РФ судья возвращает исковое заявление в случае, если исковое заявление подписано и подано лицом,
не имеющим полномочий на его подписание и предъявление в суд.
Возвращение искового заявления не препятствует повторному обращению истца в суд с иском к тому же ответчику, о том же предмете и по тем же основаниям, если истцом будет устранено допущенное нарушение.
На определение судьи о возвращении заявления может быть подана частная жалоба (часть 3 статьи 135 ГПК РФ).
Руководствуясь статьей 135 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судья
определил:
возвратить ФИО1 исковое заявление к администрации Богородского городского округа Московской области
об установлении местоположения границы земельного участка при объектах недвижимости.
Определение судьи может быть обжаловано в апелляционном порядке
в Московский областной суд с подачей частной жалобы через Ногинский городской суд Московской области в течение пятнадцати дней со дня вынесения.
Судья Т. В. Грибкова