Производство № 2-67/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Севастополь 24 января 2023 года
Ленинский районный суд города Севастополя в составе председательствующего - судьи Струковой П.С., при секретаре судебного заседания – Гринько Э.Э.,
с участием представителя истца – Каленской А.А., действующей на основании доверенности,
представителей ответчика – Захарова Д.М., Хлевнюк Р.В., действующих на основании доверенности,
представителя третьего лица ГКУ «Дирекция по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя» – Молчанова Е.В., действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя к Кравченко ФИО12, третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, – Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя, ГКУ «Дирекция по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя», об изъятии объектов недвижимости для государственных нужд,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с исковым заявлением, в котором просит изъять у ответчика путем выкупа для государственных нужд города Севастополя в целях «Реконструкции транспортной развязки на пересечении автомобильных дорог <данные изъяты> «<адрес>» и <данные изъяты> «<адрес>)» земельный участок с кадастровым номером № площадью 111 кв.м, образованный путем раздела земельного участка с кадастровым номером №, площадью 687 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>; здание с кадастровым номером № площадью 243,4 кв.м, распложенное по адресу: <адрес>; здание с кадастровым номером № площадью 61,9 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, по рыночной стоимости возмещения, подлежащего выплате при изъятии для государственных нужд недвижимого имущества, в размере 20 801 701 руб.
Также просит указать в резолютивной части решения, что плательщиком стоимости возмещения, подлежащего выплате при изъятии для государственных нужд вышеуказанного недвижимого имущества, является ГКУ «Дирекция по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя».
Исковые требования мотивированы тем, что Кравченко Н.В. принадлежат на праве собственности спорные объекты недвижимости, которые подлежат изъятию в соответствии с распоряжением Правительства Севастополя от 07.10.2021 №157-РП «Об изъятии для государственных нужд города Севастополя земельных участков и объектов недвижимого имущества в целях реализации проекта «Реконструкция транспортной развязки на пересечении автомобильных дорог 64 К-8 «<адрес>» и 67 Н-261 «<адрес>)». Рыночная стоимость принадлежащих ответчику земельного участка с кадастровым номером № на дату оценки составила 1 216 449 руб., рыночная стоимость жилого дома общей площадью 243,4 кв. м с кадастровым номером № составила 12 942 298 руб., рыночная стоимость нежилого здания общей площадью 61,9 кв. м с кадастровым номером № составила 4 825 770 руб. Размер убытков, причиненных правообладателю в связи с изъятием для государственных нужд города Севастополя земельного участка определен в сумме 1 817 184 руб. Истцом в адрес Кравченко Н.В. направлено для подписания соглашение об изъятии недвижимости для государственных нужд с приложением необходимых документов, которые вручены ответчику 19.05.2022. До настоящего времени Кравченко Н.В. соглашение об изъятии недвижимости не подписала, в связи с чем истец вынужден обратиться в суд с настоящим иском.
Представитель истца в судебном заседании на удовлетворении иска настаивала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщила, направила представителей.
Представители ответчика в судебном заседании относительно изъятия земельного участка и расположенных на нем зданий не возражали. Выразили несогласие с выкупной суммой, поскольку оценка недвижимости произведена задолго до составления соглашения об изъятии.
Представитель ГКУ «Дирекция по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя» в судебном заседании исковые требования просил удовлетворить.
Третье лицо Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщило.
Согласно ч.3 ст.167 ГПК РФ, суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки не уважительными.
Исследовав и оценив представленные письменные доказательства в их совокупности, определив, какие обстоятельства, имеющие значение для дела установлены, определив характер правоотношений сторон, какой закон должен быть применен, суд пришел к следующим выводам.
Согласно ч.2 ст. 35 Конституции РФ, каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Кравченко Н.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером № площадью 111 кв.м, образованного путем раздела земельного участка с кадастровым номером № площадью 687 кв.м, по адресу: г. Севастополь, ул. Привольная, 4-А, жилого дома площадью 243,4 кв.м с кадастровым номером №, и нежилого здания площадью 61,9 кв.м с кадастровым номером №, расположенных по указанному выше адресу, что подтверждается выписками из ЕГРН, представленными в материалы дела.
Согласно договору аренды №К-С/2 от 01.01.2021 ответчик сдает в аренду ИП Срибник А.О. помещение площадью 125 кв.м, распложенное в двухэтажном здании на втором этаже по адресу: г. Севастополь, ул. Привольная, д. 4-А. Согласно условиям договора, стоимость арендной платы составляет 30 000 руб. в месяц, а срок действия договора – до 31.12.2025 включительно.
Также Кравченко Н.В. по договору аренды №К-М/1 от 01.01.2021 сдается в аренду ИП Мидловиц В.М. помещение площадью 115 кв.м, распложенное в двухэтажном здании на первом этаже по адресу: г. Севастополь, ул. Привольная, д. 4-А, размер арендной платы составляет 70 000 руб. в месяц, а срок действия договора – до 31.12.2025 включительно.
Распоряжением Правительства Севастополя от 07.10.2021 №157-РП «Об изъятии для государственных нужд города Севастополя земельных участков и объектов недвижимого имущества в целях реализации проекта «Реконструкция транспортной развязки на пересечении автомобильных дорог 64 К-8 <адрес> и 67 Н-261 <адрес> в перечень земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества, подлежащих изъятию для государственных нужд включен, в том числе, земельный участок по адресу: <адрес>, принадлежащий Кравченко Н.В.
Частью 1 ст. 31 Устава города Севастополя от 14 апреля 2014 года № 1-ЗС, принятым Законодательным Собранием города Севастополя 11 апреля 2014 года установлено, что исполнительную власть в городе Севастополе осуществляют Губернатор города Севастополя, Правительство Севастополя и исполнительные органы государственной власти города Севастополя.
Согласно ч. 3 ст. 23 Закона города Севастополя от 30 апреля 2014 года № 5-ЗС «О Правительстве Севастополя», Правительство осуществляет свои полномочия непосредственно или через подведомственные ему исполнительные органы.
В соответствии с п. 1.1. Положения о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (далее – Департамент), утвержденного постановлением Правительства Севастополя 22 сентября 2016 года № 883-ПП (далее - Положение), Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя является исполнительным органом государственной власти города Севастополя, реализующий государственную политику и нормативно-правовое регулирование в сфере имущественных и земельных отношений, отраслевое и межотраслевое управление в сфере имущественных и земельных отношений, функции по оказанию государственных услуг, управлению и распоряжением государственным имуществом, которое находится в собственности города Севастополя.
Как следует из п. 4.1. Положения, Департамент участвует в реализации федеральных программ, разработке и реализации городских программ, связанных с регулированием имущественных отношений, земельных отношений в сфере владения, пользования и распоряжения земельными участками, проведением земельной реформы, рациональным использованием земель, находящихся в границах субъекта Российской Федерации – города федерального значения Севастополя.
Пунктом 4.59 Положения предусмотрено, что Департамент направляет заявления в суд о понуждении собственника к продаже принадлежащего ему земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения принадлежащей ему доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения на торгах (конкурсах, аукционах), об изъятии земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения и о его продаже с публичных торгов в связи с его ненадлежащим использованием по основаниям, предусмотренным федеральным законом, об изъятии, в том числе путем выкупа земельных участков для государственных нужд города Севастополя, об установлении сервитута на земельных участках, находящихся в собственности Российской Федерации, муниципальной ил частной собственности, а также в других случаях, предусмотренных законодательством.
В соответствии с п. 3 ст. 3 Земельного кодекса Российской Федерации имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, специальными федеральными законами.
В пункте 3 ст. 129 Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.
Как следует из ст. 10 Земельного кодекса Российской Федерации, к полномочиям субъектов Российской Федерации относятся резервирование, изъятие земельных участков для нужд субъектов Российской Федерации; разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Российской Федерации; иные полномочия, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления.
Субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
Статьей 49 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным, в частности, со строительством объектов федерального транспорта.
Согласно п. 1 ст. 279 Гражданского кодекса Российской Федерации, земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа.
В результате изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется: прекращение права собственности гражданина или юридического лица на такой земельный участок; прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности; досрочное прекращение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или договора безвозмездного пользования таким земельным участком.
Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством.
В ч. 1 ст. 56.2 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что изъятие земельных участков для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд), в т.ч. для размещения объектов федерального значения, осуществляется на основании решений уполномоченных федеральных органов исполнительной власти.
Земельным кодексом Российской Федерации допускается изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории (п. 1 ст. 56.3.).
В соответствии с п. 3 ч. 10 ст. 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации в течение десяти дней со дня принятия решения об изъятии уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, в том числе, направляют копию решения об изъятии правообладателям изымаемой недвижимости письмом с уведомлением о вручении по почтовым адресам, указанным в заявлениях об учете прав на недвижимость, либо в случае отсутствия указанных адресов по почтовым адресам, указанным в Едином государственном реестре недвижимости. В случае, если в связи с изъятием земельных участков изъятию подлежат расположенные на них здания, сооружения, находящиеся в них помещения, копия решения об изъятии направляется также по месту нахождения таких зданий, сооружений, помещений. Если правообладатель изымаемой недвижимости сообщил адрес для связи в виде электронной почты, ему также отправляется копия решения об изъятии в электронной форме. В отсутствие сведений об адресах, указанных в настоящем пункте, копия решения об изъятии по указанным адресам не направляется.
Из части 11 ст. 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что правообладатель изымаемой недвижимости считается уведомленным о принятом решении об изъятии со дня получения копии решения об изъятии или со дня возврата отправителю в соответствии с Федеральным законом «О почтовой связи» предусмотренного подпунктом 3 пункта 10 настоящей статьи заказного письма.
Проект соглашения об изъятии недвижимости направляется для подписания лицу, у которого изымаются земельные участки и расположенные на них объекты недвижимости (п. 2 ст. 56.10. Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 3 ч. 10 ст. 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации 16.10.2021 истцом в адрес ответчика направлено копия распоряжения Правительства Севастополя от 07.10.2021 №157-РП, которая 24.11.2021 возвращена отправителю из-за истечения срока хранения (почтовый идентификатор 29920764016787).
Департаментом по имущественным и земельным отношениям города Севастополя Кравченко Н.В. предложен размер возмещения (выкупная стоимость) в сумме 20 801 701 руб., из которых 1 216 449 руб. – рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером №, 12 942 298 руб. – рыночная стоимость жилого дома площадью 243,4 кв. м с кадастровым номером № без учета прав на земельный участок, с учетом стоимости ограждения, мощения, лестницы, балкона, отмостки, 4852770 руб. – рыночная стоимость нежилого здания площадью 61,9 кв.м с кадастровым номером № и 1 817 184 руб. – убытки, причиненные правообладателю в связи с изъятием для государственных нужд города Севастополя земельного участка. Выкупная стоимость определена на основании отчета об оценке №№ от 27.04.2022, выполненного ООО «Интеллектинвестсервис» на дату оценки – 18.04.2022.
В силу положений ст. 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации 17.05.2022 истцом в адрес ответчика для подписания направлены проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных нужд, копии выписок из ЕГРН и отчет об оценке изымаемого имущества. Согласно отчету об отслеживании, почтовое отправление вручено адресату 19.05.2022 (почтовый идентификатор №
В ответ на полученное соглашение Кравченко Н.В. обратилась в Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя с предложением об изменении размера возмещения (вх. №№ от 01.07.2022), указав, что сумма, подлежащая возмещению, составляет 25 935 290 руб., а также на нарушения процедуры, допущенные Департаментом при подписании соглашения.
Согласно ч. 10 ст. 56.10 Земельного кодекса РФ, в случае, если по истечении 90 дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладателем изымаемой недвижимости не представлено подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости.
Кроме того, Федеральным законом от 31.07.2020 № 254-ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) установлены, в том числе, особенности изъятия земельных участков и (или) расположенный на нем объектов недвижимости, подлежащих изъятию для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции линейных объектов инфраструктуры.
Перечень объектов инфраструктуры, в отношении которых применяются особенности, установленные Федеральным законом, утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.09.2020 №2278-р «Об утверждении Перечня объектов инфраструктуры, в отношении которых применяются особенности, установленные Федеральным законом «Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Перечень).
Согласно пункту 1 Перечня в него включены, автомобильные дороги общего пользования (их участки) федерального, регионального или межмуниципального, местного значений, отнесенные к категориям №, магистральных городских дорог, магистральных улиц общегородского значения, магистральных улиц районного значения, проектируемые в их составе объекты капитального строительства, мосты, защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты (объекты, используемые при капитальном ремонте, ремонте и содержании автомобильных дорог), элементы обустройства автомобильных дорог, объекты, предназначенные для взимания платы (в том числе пункты взимания платы), объекты дорожного сервиса, подлежащие строительству (реконструкции) при размещении таких объектов, объекты инженерной инфраструктуры, электрические сети и сети связи, перечисленные (указанные) в федеральных целевых программах, государственных программах субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 282 Гражданского кодекса Российской Федерации, если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
В ходе судебного разбирательства сторона ответчика с исковыми требованиями в части изъятия объектов недвижимости для государственных нужд согласилась. Вместе с тем, выразила несогласие с размером выкупной цены.
С целью определения размера возмещения определением суда от 06.09.2022 по делу назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено ООО «Про.Эксперт».
Заключением эксперта №241/22-О от 05.12.2022 установлено следующее:
- рыночная стоимость части земельного участка с кадастровым номером № площадью 111 кв.м, образованного путем раздела земельного участка с кадастровым номером №, площадью 687 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 06.10.2021 составляет 986 121 руб., по состоянию на дату проведения экспертизы – 1 122 436 руб.;
- рыночная стоимость здания с кадастровым номером №, площадью 243,4 кв.м, расположенного по адресу: г. Севастополь, ул. Привольная, 4а, по состоянию на 06.10.2021 составляет 13 052 537 руб., по состоянию на дату проведения экспертизы – 13 990 636 руб.;
- рыночная стоимость здания с кадастровым номером 91:03:002020:1752, площадью 61,9 кв.м, расположенного по адресу: г. Севастополь, ул. Привольная, 4а, по состоянию на 06.10.2021 составляет 6 651 175 руб., по состоянию на дату проведения экспертизы – 6 242 112 руб.;
- размер упущенной выгоды и иных убытков, связанных с изъятием указанных объектов недвижимости на дату 06.10.2021 составляет 1 549 288 руб., на дату проведения экспертизы – 1 508 457 руб.
Суд не усматривает оснований ставить под сомнение достоверность заключения судебной экспертизы, поскольку экспертиза проведена компетентным экспертом, имеющим значительный стаж работы в соответствующей области. Рассматриваемая экспертиза проведена в соответствии с требованиями Федерального закона от 31.05.2001 № 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" на основании определения суда о назначении экспертизы.
Проанализировав содержание экспертного заключения, суд приходит к выводу, что оно в полном объеме отвечает требованиям статьи 86 ГПК РФ, поскольку содержит подробное описание произведенных исследований, сделанные в результате их выводы и научно обоснованные ответы на поставленные вопросы, в обоснование сделанных выводов эксперт приводит соответствующие данные из имеющихся в распоряжении эксперта документов, основывается на исходных объективных данных, учитывая имеющуюся в совокупности документацию, а также на использованной при проведении исследования научной и методической литературе, в заключении указаны данные о квалификации эксперта, его образовании, стаже работы.
Исходя из правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2014) (утв. 24.12.2014 Президиумом Верховного Суда Российской Федерации), в пункте 28 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", пункте 7 Обзора судебной практики по делам, связанным с изъятием для государственных или муниципальных нужд земельных участков в целях размещения объектов транспорта, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.12.2015, определение выкупной стоимости изымаемого участка следует производить из рыночной стоимости, на момент рассмотрения дела.
С учетом вышеприведенных разъяснений, принимая во внимание соблюдение истцом установленного законодательством порядка изъятия и требований п. 5 ст. 279 Гражданского кодекса Российской Федерации, п.п. 2, 4, 10 ст. 56.6. Земельного кодекса Российской Федерации, суд находит исковые требования Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя подлежащими удовлетворению с установлением размера выкупной цены спорного изымаемого земельного участка в размере, определенном экспертом на дату проведения экспертизы, – 22 863 641 руб. Указанная выкупная стоимость определена судом на момент разрешения спора и является актуальной, доказательств об обратном материалы дела не содержат.
Согласно Постановлению Правительства Севастополя от 20 мая 2022 года №196-ПП "О распределении средств субсидии из федерального бюджета бюджету города Севастополя на софинансирование мероприятий федерального проекта "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя" в рамках государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя" главным распорядителям бюджетных средств в 2022 - 2024 годах" главным распорядителем бюджетных средств субсидии будет являться Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя, а заказчиком-застройщиком Государственное казенное учреждение города Севастополя "Дирекция по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя" (п. 3 Приложения №2).
Таким образом, плательщиком по возмещению при выплате в случае изъятия для государственных нужд недвижимого имущества будет являться Государственное казенное учреждение города Севастополя "Дирекция по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя".
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя к Кравченко ФИО13, третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, – Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя, ГКУ «Дирекция по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя», об изъятии объектов недвижимости для государственных нужд, - удовлетворить частично.
Изъять путем выкупа для государственных нужд города Севастополя у Кравченко ФИО15, в целях «Реконструкции транспортной развязки на пересечении автомобильных дорог 64 К-8 «<адрес>» и 67 Н-261 «<адрес> земельный участок с кадастровым номером № площадью 111 кв.м, образованный путем раздела земельного участка с кадастровым номером №, площадью 687 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>; здание с кадастровым номером № площадью 243,4 кв.м, распложенное по адресу: <адрес>; здание с кадастровым номером № площадью 61,9 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, по рыночной стоимости возмещения, подлежащего выплате при изъятии для государственных нужд недвижимого имущества, в размере 22 863 641 руб.
Решение суда является основанием для перечисления стоимости возмещения Кравченко ФИО14 за счет денежных средств ГКУ «Дирекция по развитию дорожно-транспортной инфраструктуры города Севастополя».
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Севастополя.
Решение изготовлено в окончательно форме 30.01.2023.
Судья П.С. Струкова