Дело № 2-142/2024
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06 июня 2024 г. с. Казачинское
Казачинский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего - судьи Кидяевой Е.С.,
при секретаре Богомоловой М.В.,
с участием представителя истца Фролова А.А.,
представителя ответчика Соловьева А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Красноярскому краю к обществу с ограниченной ответственностью «Казачинская лесопромышленная компания» (сокращенное – ООО «КЛК») о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Красноярскому краю обратилось в Казачинский районный суд Красноярского края с исковым заявлением к ООО «КЛК», в котором просит суд возложить на ответчика обязанность формить карантинные сертификаты на вывозимую подкарантинную продукцию из карантинной фитосанитарной зоны установленную приказами Управления Россельхознадзора по Красноярскому краю от 05.05.2017 г. № 101-О «О карантинных фитосанитарных зонах», от 27.01.2023 г. № 11-О «О внесении изменений в приказ Управления от 05.05.2017 г. № 101-О».
В обоснование заявленных исковых требований истец указал в исковом заявлении, что на территории КГБУ «Казачинское лесничество» Казачинского района Красноярского края установлена карантинная фитосанитарная зона и введен карантинный фитосанитарный режим по большому черному еловому усачу, а также по черному сосновому усачу на лесные насаждения, утверждена Программа локализации очагов карантинных объектов и ликвидации популяции карантинных объектов. В соответствии с указанной программой установлен запрет на вывоз из карантинной фитосанитарной зоны подкарантинной продукции, зараженной усачами, а также на вывоз без карантинного сертификата подкарантинной продукции, для которой характерно заражение усачами. ООО «КЛК» заготавливает хвойную древесину, в том числе и на землях лесного фонда КГБУ «Казачинское лесничество», на территории которой установлена карантинная фитосанитарная зона по карантинным вредителям леса: черному сосновому усачу и малому черному еловому усачу. По информации системы ЛесЕГАИС в 2023 г. и в 2024 г. зарегистрированы сделки ООО «КЛК» с древесиной по факту ее вывоза за границы карантинной фитосанитарной зоны КГБУ «Казачинское лесничество» в с. Казачинское, с. Пировское. В 2023 г. ООО «КЛК» направлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований от 16.11.2023 г. № 1091-060, предложено принять меры по оформлению карантинных сертификатов на каждую партию подкарантинной продукции при ее вывозе из карантинных фитосанитарных зон. Возражение на указанное предостережение не поступило. При мониторинге ФГИС «Аргус-Фито» установлено, что после получения педостережения и до настоящего времени в Управление заявлений на выдачу карантинных сертификатов на вывозимую из установленной карантинной фитосанитарной зоны подкарантинную продукцию от ООО «КЛК» не поступало, карантинные сертификаты обществу не выдавались. Усачи относятся к массовым вредителям леса, наносят ущерб лесной отрасли, являются переносчиками патогена – сосновой стволовой нематоды. В целях недопущения распространения карантинных вредителей леса внутри региона, в том числе в другие регионы РФ и за ее пределы, а также для локализации и ликвидации выявленных очагов, необходимо оформлять карантинные сертификаты. ООО «КЛК» своим бездействием создает угрозу причинения вреда охраняемым законом ценностям – карантинной фитосанитарной безопасности территории Красноярского края. На основании изложенного, истец обратился в суд с настоящим иском.
В судебном заседании представитель истца Фролов А.А. требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика – генеральный директор ООО «КЛК» исковые требования признал в полном объеме.
Суд, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 г. № 327 утверждено Положение о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору (далее - Положение о Россельхознадзоре), которая является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) в том числе в сфере карантина и защиты растений (пункт 1).
В пунктах 5.1.4, 5.2 (1)28 Положения о Россельхознадзоре указано, что Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору осуществляет федеральный государственный карантинный фитосанитарный контроль (надзор), в том числе в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации в пределах своей компетенции и уполномочена на установление и упразднение карантинных фитосанитарных зон, введение и отмену карантинного фитосанитарного режима, организацию осуществления мероприятий по локализации очага карантинного объекта и (или) ликвидации популяции карантинного объекта.
Согласно пункту 4 Положения Россельхознадзоре, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Приказом Минсельхоза России от 04.03.2022 г. № 128 утверждено Типовое положение о территориальном органе Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (далее - Типовое положение), который создан, в том числе, для осуществления функций по контролю (надзору) в сфере карантина и защиты растений.
В силу пунктов 8.1.3, 8.1.23 Типового положения указано, что территориальный орган Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору осуществляет федеральный государственный карантинный фитосанитарный контроль (надзор) в том числе в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации в пределах своей компетенции и отвечает за установление и упразднение карантинных фитосанитарных зон, введение и отмену карантинного фитосанитарного режима, организацию осуществления мероприятий по локализации очага карантинного объекта и (или) ликвидации популяции карантинного объекта.
Основные карантинные фитосанитарные требования закреплены в Федеральном законе от 21.07.2014 г. № 206-ФЗ «О карантине растений» (далее - Федеральный закон №206-ФЗ), который принят в целях обеспечения охраны растений и территории Российской Федерации от проникновения на нее и распространения по ней карантинных объектов, предотвращения ущерба от распространения карантинных объектов (часть 1 статьи 1).
Согласно ч. 3 ст. 3 указанного закона законодательство Российской Федерации в области карантина растений основывается на Конституции Российской Федерации, международных договорах Российской Федерации в области карантина растений и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В пунктах 14, 15, 17, 19, 30 статьи 3 Федерального закона №206-ФЗ указано, что: карантинный объект - вредный организм, отсутствующий или ограниченно распространенный на территории Российской Федерации и внесенный в единый перечень карантинных объектов; карантинный сертификат - документ, который удостоверяет соответствие партии подкарантинной продукции карантинным фитосанитарным требованиям и выдан федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области карантина растений, при перемещении подкарантинной продукции по территории Российской Федерации; карантинная фитосанитарная зона - территория, на которой введен карантинный фитосанитарный режим вследствие выявления карантинных объектов и осуществляется борьба с ним; карантинный фитосанитарный режим - комплекс мер, направленных на создание условий для локализации очага карантинного объекта и (или) ликвидации популяции карантинного объекта в карантинной фитосанитарной зоне в соответствии с законодательством Российской Федерации в области карантина растений и программой локализации очага карантинного объекта и ликвидации популяции карантинного объекта в целях обеспечения карантина растений и предотвращения дальнейшего распространения карантинных объектов в карантинной фитосанитарной зоне; подкарантинные объекты - земельные участки любого целевого назначения, здания, строения, сооружения, резервуары, места складирования (помещения), оборудование, транспортные средства, контейнеры, иные объекты, которые способны являться источниками проникновения на территорию Российской Федерации и (или) распространения по ней карантинных объектов.
Стволовые вредители хвойных пород леса рода Monochamus (Monochamussutor urussovi (Fiscer) – большой черный еловый усач, Monochamus galloprovincalis (Olivier) - усач черный сосновый) включены в Единый перечень карантинных объектов Евразийского экономического союза, утвержденный Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 30.11.2016 г. № 158, как карантинный вредный организм, ограниченно распространенный на территории Евразийского экономического союза.
В частях 2, 4, 5 статьи 18 Федерального закона №206-ФЗ указано, что карантинный фитосанитарный режим вводится в карантинной фитосанитарной зоне (включая буферную зону очага карантинного объекта, в которой находятся здания, строения, сооружения, места производства (в том числе переработки), реализации или складирования подкарантинной продукции, зараженной и (или) засоренной карантинным объектом), а также в отношении оборудования, транспортного средства, помещения, в котором находится такая подкарантинная продукция. При введении карантинного фитосанитарного режима могут устанавливаться в отношении граждан, юридических лиц, которые имеют в собственности, во владении, в пользовании, в аренде подкарантинные объекты, дополнительные обязанности по проведению карантинного фитосанитарного обеззараживания этих подкарантинных объектов, расположенных в карантинной фитосанитарной зоне, в том числе в буферной зоне очага карантинного объекта, и подкарантинной продукции, производство (в том числе переработка), хранение, реализация, уничтожение которой осуществляются с использованием этих подкарантинных объектов. На период действия карантинного фитосанитарного режима предусматривается реализация программы локализации очага карантинного объекта и ликвидации популяции карантинного объекта, предусмотренной статьей 20 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 21 Федерального закона №206-ФЗ в случае введения карантинного фитосанитарного режима и установления временных ограничений, предусмотренных пунктом 5 части 3 статьи 18 настоящего Федерального закона, вывоз из карантинной фитосанитарной зоны подкарантинной продукции, для которой характерны заражение и (или) засорение карантинным объектом, в связи с выявлением которого введен карантинный фитосанитарный режим, осуществляется на основании карантинного сертификата в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.
Процессы производства (в том числе переработки), хранения, перевозки, реализации, уничтожения подкарантинной продукции должны осуществляться с соблюдением карантинных фитосанитарных требований (ч. 1 ст. 15 Федерального закона №206-ФЗ).
В части 1 статьи 31 Федерального закона №206-ФЗ указано, что граждане, юридические лица, которые имеют в собственности, во владении, в пользовании, в аренде подкарантинные объекты или осуществляют производство (в том числе переработку), ввоз в Российскую Федерацию, вывоз из Российской Федерации, хранение, перевозку и реализацию подкарантинной продукции, обязаны выполнять карантинные фитосанитарные требования.
Согласно ч. 1 ст. 31 Федерального закона №206-ФЗ нарушение законодательства Российской Федерации в области карантина растений влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 7 статьи 29 Федерального закона №206-ФЗ предусмотрено, что карантинный сертификат выдается на подкарантинную продукцию, перечень которой утвержден федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области карантина растений.
Из смысла ч. 2 ст. 21 Федерального закона №206-ФЗ следует, что для получения карантинного сертификата гражданином, юридическим лицом в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области карантина растений, или его территориальный орган представляются: заявление о выдаче карантинного сертификата; сведения о наименовании и месте нахождения получателя или грузополучателя, отправителя или грузоотправителя подкарантинной продукции, для которой характерны заражение и (или) засорение карантинным объектом, в соответствии с транспортными документами и иными документами; сведения о наименовании указанной подкарантинной продукции и ее объеме; сведения о транспортных средствах; заключение о карантинном фитосанитарном состоянии подкарантинной продукции.
В силу ч. 3 ст. 21 указанного закона, карантинный сертификат оформляется территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в области карантина растений, в течение трех дней со дня представления гражданином, юридическим лицом документов и сведений, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, путем внесения соответствующих сведений в федеральную государственную информационную систему в области карантина растений, после чего карантинному сертификату присваивается уникальный идентификационный номер.
Перевозка подкарантинной продукции, указанной в части 1 настоящей статьи, допускается при условии указания в документах, сопровождающих груз, уникального идентификационного номера карантинного сертификата (ч. 6 ст. 21 Федерального закона №206-ФЗ).
Процедура выдачи карантинного сертификата подробно регулирована Приказом Минсельхоза России от 12.01.2022 г. № 7 «Об утверждении порядка выдачи фитосанитарного сертификата, реэкспортного фитосанитарного сертификата, карантинного сертификата».
Древесина, изделия и отходы из нее включены в перечень подкарантинной продукции, на которую выдается карантинный сертификат, утвержденный приказом Минсельхоза России от 30.07.2020 г. № 432 (пункт 14).
В соответствии с приказом Управления Россельхознадзора по Красноярскому краю от 05.05.2017 г. № 101-О на территории КГБУ «Казачинское лесничество» Казачинского района Красноярского края установлена карантинная фитосанитарная зона и введен карантинный фитосанитарный режим по большому черному еловому усачу и черному сосновому усачу, утверждена программа локализации очагов карантинных объектов и ликвидации популяции карантинных объектов.
В соответствии с п. 1 и 2 указанной Программы установлен запрет на вывоз из карантинной фитосанитарной зоны подкарантинной продукции, зараженной усачами, а также на вывоз без карантинного сертификата из карантинной фитосанитарной зоны подкарантинной продукции, для которой характерно заражение усачами.
Согласно сведениям из ЕГРЮЛ основным видом деятельности ООО «КЛК» является лесозаготовка, дополнительным – торговля оптовая лесоматериалами, строительными материалами.
Согласно пояснению истца, по информации системы ЛесЕГАИС в 2023 г. и в 2024 г. были зарегистрированы сделки ООО «КЛК» с древесиной по факту ее вывоза за границы карантинной фитосанитарной зоны – КГБУ «Казачинское лесничество» в с. Казачинское и в с. Пировское Красноярского края.
Данный факт в судебном заседании представителем ответчика подтвержден.
В 2023 году с целью профилактики нарушений обязательных требований Управлением Россельхознадзора по Красноярскому краю обществу с ограниченной ответственностью «КЛК» было объявлено предостережение о недопустимости нарушений обязательных требований от 16.11.2023 г. № 1091-060, в соответствии с которым обществу предложено при вывозе из карантинной фитосанитарной зоны подкарантинной продукции оформлять карантинные сертификаты.
Согласно сведениям истца, после получения указанного предостережения и до настоящего времени карантинные сертификаты ответчику не выдавались, с соответствующим заявлением ООО «КЛК» не обращалось.
Представитель ответчика Соловьев А.В. в судебном заседании признал тот факт, что при вывозе подкарантинной продукции, ООО «КЛК» не обращалось с заявлением о выдаче карантинного сертификата в 2023 г., в 2024 г.
Учитывая, что доказательств выполнения указанного предостережения ответчиком не представлено, исковые требования подлежат удовлетворению.
В силу положений ч. 1 ст. 103 ГПК РФ с ответчика в пользу местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6000 рублей, от уплаты которой освобожден истец.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск удовлетворить.
Возложить на общество с ограниченной ответственностью «Казачинская лесопромышленная компания» обязанность оформлять карантинные сертификаты на вывозимую подкарантинную продукцию из карантинных фитосанитарных зон, установленных приказами Управления Россельхознадзора по Красноярскому краю от 05.05.2017 г. № 101-О, от 27.01.2023 г. № 11-о.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Казачинская лесопромышленная компания» в доход бюджета Казачинский район государственную пошлину в размере 6 000 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Казачинский районный суд Красноярского края.
Председательствующий судья: Е.С. Кидяева
Решение изготовлено в полном объеме 14 июня 2024 г.