Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-142/2024 ~ М-88/2024 от 07.05.2024

Дело № 2-142/2024

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 июня 2024 г.                                с. Казачинское

Казачинский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего - судьи Кидяевой Е.С.,

при секретаре Богомоловой М.В.,

с участием представителя истца Фролова А.А.,

представителя ответчика Соловьева А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Красноярскому краю к обществу с ограниченной ответственностью «Казачинская лесопромышленная компания» (сокращенное – ООО «КЛК») о возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Красноярскому краю обратилось в Казачинский районный суд Красноярского края с исковым заявлением к ООО «КЛК», в котором просит суд возложить на ответчика обязанность формить карантинные сертификаты на вывозимую подкарантинную продукцию из карантинной фитосанитарной зоны установленную приказами Управления Россельхознадзора по Красноярскому краю от 05.05.2017 г. № 101-О «О карантинных фитосанитарных зонах», от 27.01.2023 г. № 11-О «О внесении изменений в приказ Управления от 05.05.2017 г. № 101-О».

В обоснование заявленных исковых требований истец указал в исковом заявлении, что на территории КГБУ «Казачинское лесничество» Казачинского района Красноярского края установлена карантинная фитосанитарная зона и введен карантинный фитосанитарный режим по большому черному еловому усачу, а также по черному сосновому усачу на лесные насаждения, утверждена Программа локализации очагов карантинных объектов и ликвидации популяции карантинных объектов. В соответствии с указанной программой установлен запрет на вывоз из карантинной фитосанитарной зоны подкарантинной продукции, зараженной усачами, а также на вывоз без карантинного сертификата подкарантинной продукции, для которой характерно заражение усачами. ООО «КЛК» заготавливает хвойную древесину, в том числе и на землях лесного фонда КГБУ «Казачинское лесничество», на территории которой установлена карантинная фитосанитарная зона по карантинным вредителям леса: черному сосновому усачу и малому черному еловому усачу. По информации системы ЛесЕГАИС в 2023 г. и в 2024 г. зарегистрированы сделки ООО «КЛК» с древесиной по факту ее вывоза за границы карантинной фитосанитарной зоны КГБУ «Казачинское лесничество» в с. Казачинское, с. Пировское. В 2023 г. ООО «КЛК» направлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований от 16.11.2023 г. № 1091-060, предложено принять меры по оформлению карантинных сертификатов на каждую партию подкарантинной продукции при ее вывозе из карантинных фитосанитарных зон. Возражение на указанное предостережение не поступило. При мониторинге ФГИС «Аргус-Фито» установлено, что после получения педостережения и до настоящего времени в Управление заявлений на выдачу карантинных сертификатов на вывозимую из установленной карантинной фитосанитарной зоны подкарантинную продукцию от ООО «КЛК» не поступало, карантинные сертификаты обществу не выдавались. Усачи относятся к массовым вредителям леса, наносят ущерб лесной отрасли, являются переносчиками патогена – сосновой стволовой нематоды. В целях недопущения распространения карантинных вредителей леса внутри региона, в том числе в другие регионы РФ и за ее пределы, а также для локализации и ликвидации выявленных очагов, необходимо оформлять карантинные сертификаты. ООО «КЛК» своим бездействием создает угрозу причинения вреда охраняемым законом ценностям – карантинной фитосанитарной безопасности территории Красноярского края. На основании изложенного, истец обратился в суд с настоящим иском.

В судебном заседании представитель истца Фролов А.А. требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика – генеральный директор ООО «КЛК» исковые требования признал в полном объеме.

Суд, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 г. № 327 утверждено Положение о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору (далее - Положение о Россельхознадзоре), которая является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) в том числе в сфере карантина и защиты растений (пункт 1).

В пунктах 5.1.4, 5.2 (1)28 Положения о Россельхознадзоре указано, что Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору осуществляет федеральный государственный карантинный фитосанитарный контроль (надзор), в том числе в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации в пределах своей компетенции и уполномочена на установление и упразднение карантинных фитосанитарных зон, введение и отмену карантинного фитосанитарного режима, организацию осуществления мероприятий по локализации очага карантинного объекта и (или) ликвидации популяции карантинного объекта.

Согласно пункту 4 Положения Россельхознадзоре, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

Приказом Минсельхоза России от 04.03.2022 г. № 128 утверждено Типовое положение о территориальном органе Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (далее - Типовое положение), который создан, в том числе, для осуществления функций по контролю (надзору) в сфере карантина и защиты растений.

В силу пунктов 8.1.3, 8.1.23 Типового положения указано, что территориальный орган Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору осуществляет федеральный государственный карантинный фитосанитарный контроль (надзор) в том числе в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации в пределах своей компетенции и отвечает за установление и упразднение карантинных фитосанитарных зон, введение и отмену карантинного фитосанитарного режима, организацию осуществления мероприятий по локализации очага карантинного объекта и (или) ликвидации популяции карантинного объекта.

Основные карантинные фитосанитарные требования закреплены в Федеральном законе от 21.07.2014 г. № 206-ФЗ «О карантине растений» (далее - Федеральный закон №206-ФЗ), который принят в целях обеспечения охраны растений и территории Российской Федерации от проникновения на нее и распространения по ней карантинных объектов, предотвращения ущерба от распространения карантинных объектов (часть 1 статьи 1).

Согласно ч. 3 ст. 3 указанного закона законодательство Российской Федерации в области карантина растений основывается на Конституции Российской Федерации, международных договорах Российской Федерации в области карантина растений и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

В пунктах 14, 15, 17, 19, 30 статьи 3 Федерального закона №206-ФЗ указано, что: карантинный объект - вредный организм, отсутствующий или ограниченно распространенный на территории Российской Федерации и внесенный в единый перечень карантинных объектов; карантинный сертификат - документ, который удостоверяет соответствие партии подкарантинной продукции карантинным фитосанитарным требованиям и выдан федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области карантина растений, при перемещении подкарантинной продукции по территории Российской Федерации; карантинная фитосанитарная зона - территория, на которой введен карантинный фитосанитарный режим вследствие выявления карантинных объектов и осуществляется борьба с ним; карантинный фитосанитарный режим - комплекс мер, направленных на создание условий для локализации очага карантинного объекта и (или) ликвидации популяции карантинного объекта в карантинной фитосанитарной зоне в соответствии с законодательством Российской Федерации в области карантина растений и программой локализации очага карантинного объекта и ликвидации популяции карантинного объекта в целях обеспечения карантина растений и предотвращения дальнейшего распространения карантинных объектов в карантинной фитосанитарной зоне; подкарантинные объекты - земельные участки любого целевого назначения, здания, строения, сооружения, резервуары, места складирования (помещения), оборудование, транспортные средства, контейнеры, иные объекты, которые способны являться источниками проникновения на территорию Российской Федерации и (или) распространения по ней карантинных объектов.

Стволовые вредители хвойных пород леса рода Monochamus (Monochamussutor urussovi (Fiscer) – большой черный еловый усач, Monochamus galloprovincalis (Olivier) - усач черный сосновый) включены в Единый перечень карантинных объектов Евразийского экономического союза, утвержденный Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 30.11.2016 г. № 158, как карантинный вредный организм, ограниченно распространенный на территории Евразийского экономического союза.

В частях 2, 4, 5 статьи 18 Федерального закона №206-ФЗ указано, что карантинный фитосанитарный режим вводится в карантинной фитосанитарной зоне (включая буферную зону очага карантинного объекта, в которой находятся здания, строения, сооружения, места производства (в том числе переработки), реализации или складирования подкарантинной продукции, зараженной и (или) засоренной карантинным объектом), а также в отношении оборудования, транспортного средства, помещения, в котором находится такая подкарантинная продукция. При введении карантинного фитосанитарного режима могут устанавливаться в отношении граждан, юридических лиц, которые имеют в собственности, во владении, в пользовании, в аренде подкарантинные объекты, дополнительные обязанности по проведению карантинного фитосанитарного обеззараживания этих подкарантинных объектов, расположенных в карантинной фитосанитарной зоне, в том числе в буферной зоне очага карантинного объекта, и подкарантинной продукции, производство (в том числе переработка), хранение, реализация, уничтожение которой осуществляются с использованием этих подкарантинных объектов. На период действия карантинного фитосанитарного режима предусматривается реализация программы локализации очага карантинного объекта и ликвидации популяции карантинного объекта, предусмотренной статьей 20 настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч. 1 ст. 21 Федерального закона №206-ФЗ в случае введения карантинного фитосанитарного режима и установления временных ограничений, предусмотренных пунктом 5 части 3 статьи 18 настоящего Федерального закона, вывоз из карантинной фитосанитарной зоны подкарантинной продукции, для которой характерны заражение и (или) засорение карантинным объектом, в связи с выявлением которого введен карантинный фитосанитарный режим, осуществляется на основании карантинного сертификата в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.

Процессы производства (в том числе переработки), хранения, перевозки, реализации, уничтожения подкарантинной продукции должны осуществляться с соблюдением карантинных фитосанитарных требований (ч. 1 ст. 15 Федерального закона №206-ФЗ).

В части 1 статьи 31 Федерального закона №206-ФЗ указано, что граждане, юридические лица, которые имеют в собственности, во владении, в пользовании, в аренде подкарантинные объекты или осуществляют производство (в том числе переработку), ввоз в Российскую Федерацию, вывоз из Российской Федерации, хранение, перевозку и реализацию подкарантинной продукции, обязаны выполнять карантинные фитосанитарные требования.

Согласно ч. 1 ст. 31 Федерального закона №206-ФЗ нарушение законодательства Российской Федерации в области карантина растений влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Частью 7 статьи 29 Федерального закона №206-ФЗ предусмотрено, что карантинный сертификат выдается на подкарантинную продукцию, перечень которой утвержден федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области карантина растений.

Из смысла ч. 2 ст. 21 Федерального закона №206-ФЗ следует, что для получения карантинного сертификата гражданином, юридическим лицом в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области карантина растений, или его территориальный орган представляются: заявление о выдаче карантинного сертификата; сведения о наименовании и месте нахождения получателя или грузополучателя, отправителя или грузоотправителя подкарантинной продукции, для которой характерны заражение и (или) засорение карантинным объектом, в соответствии с транспортными документами и иными документами; сведения о наименовании указанной подкарантинной продукции и ее объеме; сведения о транспортных средствах; заключение о карантинном фитосанитарном состоянии подкарантинной продукции.

В силу ч. 3 ст. 21 указанного закона, карантинный сертификат оформляется территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в области карантина растений, в течение трех дней со дня представления гражданином, юридическим лицом документов и сведений, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, путем внесения соответствующих сведений в федеральную государственную информационную систему в области карантина растений, после чего карантинному сертификату присваивается уникальный идентификационный номер.

Перевозка подкарантинной продукции, указанной в части 1 настоящей статьи, допускается при условии указания в документах, сопровождающих груз, уникального идентификационного номера карантинного сертификата (ч. 6 ст. 21 Федерального закона №206-ФЗ).

Процедура выдачи карантинного сертификата подробно регулирована Приказом Минсельхоза России от 12.01.2022 г. № 7 «Об утверждении порядка выдачи фитосанитарного сертификата, реэкспортного фитосанитарного сертификата, карантинного сертификата».

Древесина, изделия и отходы из нее включены в перечень подкарантинной продукции, на которую выдается карантинный сертификат, утвержденный приказом Минсельхоза России от 30.07.2020 г. № 432 (пункт 14).

В соответствии с приказом Управления Россельхознадзора по Красноярскому краю от 05.05.2017 г. № 101-О на территории КГБУ «Казачинское лесничество» Казачинского района Красноярского края установлена карантинная фитосанитарная зона и введен карантинный фитосанитарный режим по большому черному еловому усачу и черному сосновому усачу, утверждена программа локализации очагов карантинных объектов и ликвидации популяции карантинных объектов.

В соответствии с п. 1 и 2 указанной Программы установлен запрет на вывоз из карантинной фитосанитарной зоны подкарантинной продукции, зараженной усачами, а также на вывоз без карантинного сертификата из карантинной фитосанитарной зоны подкарантинной продукции, для которой характерно заражение усачами.

Согласно сведениям из ЕГРЮЛ основным видом деятельности ООО «КЛК» является лесозаготовка, дополнительным – торговля оптовая лесоматериалами, строительными материалами.

Согласно пояснению истца, по информации системы ЛесЕГАИС в 2023 г. и в 2024 г. были зарегистрированы сделки ООО «КЛК» с древесиной по факту ее вывоза за границы карантинной фитосанитарной зоны – КГБУ «Казачинское лесничество» в с. Казачинское и в с. Пировское Красноярского края.

Данный факт в судебном заседании представителем ответчика подтвержден.

В 2023 году с целью профилактики нарушений обязательных требований Управлением Россельхознадзора по Красноярскому краю обществу с ограниченной ответственностью «КЛК» было объявлено предостережение о недопустимости нарушений обязательных требований от 16.11.2023 г. № 1091-060, в соответствии с которым обществу предложено при вывозе из карантинной фитосанитарной зоны подкарантинной продукции оформлять карантинные сертификаты.

Согласно сведениям истца, после получения указанного предостережения и до настоящего времени карантинные сертификаты ответчику не выдавались, с соответствующим заявлением ООО «КЛК» не обращалось.

Представитель ответчика Соловьев А.В. в судебном заседании признал тот факт, что при вывозе подкарантинной продукции, ООО «КЛК» не обращалось с заявлением о выдаче карантинного сертификата в 2023 г., в 2024 г.

Учитывая, что доказательств выполнения указанного предостережения ответчиком не представлено, исковые требования подлежат удовлетворению.

В силу положений ч. 1 ст. 103 ГПК РФ с ответчика в пользу местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6000 рублей, от уплаты которой освобожден истец.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск удовлетворить.

Возложить на общество с ограниченной ответственностью «Казачинская лесопромышленная компания» обязанность оформлять карантинные сертификаты на вывозимую подкарантинную продукцию из карантинных фитосанитарных зон, установленных приказами Управления Россельхознадзора по Красноярскому краю от 05.05.2017 г. № 101-О, от 27.01.2023 г. № 11-о.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Казачинская лесопромышленная компания» в доход бюджета Казачинский район государственную пошлину в размере 6 000 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Казачинский районный суд Красноярского края.

Председательствующий судья:                        Е.С. Кидяева

Решение изготовлено в полном объеме 14 июня 2024 г.

2-142/2024 ~ М-88/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Управление Россельхознадзора по Красноярскому краю
Ответчики
ООО "Казачинская Лесопромышленная Компания"
Другие
Алькова Юлия Сергеевна
Суд
Казачинский районный суд Красноярского края
Судья
Кидяева Евгения Сергеевна
Дело на странице суда
kazach--krk.sudrf.ru
07.05.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.05.2024Передача материалов судье
08.05.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.05.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.05.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.06.2024Судебное заседание
14.06.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее