Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1110/2023 ~ М-975/2023 от 26.10.2023

Гражданское дело

УИД 24RS0-63

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

пгт. Курагино 20 декабря 2023 г.

Курагинский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего - судьи Мамоля К.В.,

при секретаре ФИО8,

рассматривая в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства сельского хозяйства и торговли <адрес> к ФИО6, ФИО1 о взыскании суммы социальной выплаты,

УСТАНОВИЛ:

Министерство сельского хозяйства и торговли <адрес> обратилось в Курагинский районный суд <адрес> с исковым заявлением к ФИО6, ФИО1, в котором просит взыскать в солидарном порядке с ФИО6 и ФИО1 социальную выплату в размере 3628071,00 руб.

Исковые требования истца аргументированы тем, что ФИО6 на основании поданного ею заявления включена в состав участников мероприятий Подпрограммы «Комплексное развитие сельских территорий» Государственной программы <адрес> «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» (утверждена постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -п) (далее - Подпрограмма). Между Министерством сельского хозяйства и торговли <адрес> (далее - министерство), ответчиком и администрацией <адрес> заключен трехсторонний договор об обеспечении жильем молодой семьи (далее - Трехсторонний договор). В соответствии с п.13 Подпрограммы и п.2.5.1 Трехстороннего договора ответчик обязан осуществить регистрацию права собственности на жилое помещение, построенное с привлечением социальной выплаты, не позднее чем в течение трех лет с даты предоставления социальной выплаты. Во исполнение трехстороннего договора ответчиком получено свидетельство о предоставлении социальной выплаты на сумму 3 628 071,00 руб. В соответствии с п. 13 Подпрограммы и п. 2.5.4 трехстороннего договора получатели социальных выплат возвращают полученные средствагосударственной поддержки в краевой бюджет в случае, в частности невыполнения обязательств, предусмотренных в соглашениях о предоставлении социальных выплат, заключенных между министерством сельского хозяйства и получателями социальных выплат. Согласно выписке из ЕГРН о правах отдельного лица на имевши (имеющиеся) у него объекты недвижимости за ответчиком не зарегистрирован объект, созданный в результате строительства использованием на эти цели социальной выплаты, что свидетельствует невыполнении обязательства, установленного трехсторонним договором. Руководствуясь п. 8 Порядка Министерством издан приказ о применении к ответчику меры ответственности в виде возврата полученных сумм социальной выплаты в доход краевого бюджета. Требование о возврате социальной выплаты приказ министерства не получены ответчиком. Поскольку ответчик состоит в браке, и социальная выплата получена ею с целью улучшения жилищных условий всех членов семьи, обязательство по возврату социальной выплаты является общим обязательством супругов, в связи с чем, министерство вправе требовать возврата социальной выплаты от супругов совместно. Основываясь на изложенном, просит взыскать солидарно с ФИО6, ФИО1 социальную выплату в размере 3628 071 руб.

Представитель истца Министерства сельского хозяйства и торговли <адрес> о дате, времени и месте судебного заседания уведомлен своевременно и надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Ответчики ФИО6, ФИО2 о дате, времени и месте судебного заседания извещались своевременно и надлежащим образом, в зал судебного заседания не явились, о причинах отсутствия суд не уведомили, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявляли, судебную корреспонденцию не получают, сведений об уважительности причин неявки и получения судебной корреспонденции в материалах дела не имеется.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, администрации <адрес>, ФИО9 представила отзыв, в котором указала, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме, так как ответчиком не исполнена обязанность, установленная договором, что является основанием для возврата средств социальной выплаты, просила рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации <адрес>.

Разбирательство гражданского дела суд, согласно ст. ст. 113, 153, 167, 233 ГПК РФ, проводит с согласия стороны истца в заочном порядке, в отсутствие неявившихся лиц, которые не пожелали воспользоваться своим правом на личное участие в судебном заседании.

Изучив материалы гражданского дела, дав им правовую оценку на предмет соответствия требованиям действующего законодательства, суд приходит к выводу о том, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.

В силу ст. 309 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Пунктом 1 статьи 310 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.

В силу пп. "ж", "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений (пункт 2 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Положения, касающиеся конституционного права на жилище, находят отражение и в установленных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" правовых основах государственной социально-экономической политики в сфере развития сельского хозяйства и содействия устойчивому развитию территорий сельских поселений и соответствующих межселенных территорий (часть 2 статьи 1 этого Федерального закона).

Одной из основных целей государственной аграрной политики согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" является обеспечение устойчивого развития сельских территорий, занятости сельского населения, повышения уровня его жизни, оплаты труда работников, занятых в сельском хозяйстве (пункт 2 части 2 статьи 5 федерального закона).

Исходя из положений статей 8 и 9 названного Федерального закона эти цели принимаются во внимание при разработке государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, при формировании федеральных целевых программ по ее конкретным направлениям и программ субъектов Российской Федерации для реализации положений федеральных нормативных актов по вопросам сельского хозяйства.

В соответствии со ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 17-4487 "О государственной поддержке агропромышленного комплекса края и развития сельских территорий края" (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), государственная поддержка в области улучшения жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, молодых семей и молодых специалистов, проживающих и работающих на селе либо изъявивших желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там, осуществляется в форме предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там.

Порядок и условия предоставления государственной поддержки, в том числе перечень, формы и сроки представления документов, необходимых для ее получения, категории и (или) критерии отбора получателей субсидий, социальных выплат, порядок возврата средств государственной поддержки в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении, утверждаются <адрес>.

Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 506-п (в редакции, действовавшей на момент спорных правоотношений) "Об утверждении государственной программы <адрес> "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" утверждена подпрограмма «Комплексное развитие сельских территорий» (Приложение N 11, Далее Подпрограмма), которая направлена на создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем сельского населения.

Одним из таких мероприятий является создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем сельского населения в том числе путем предоставление социальных выплат на строительство (приобретение) жилья молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там.

В соответствии с подпунктом 3.2. Подпрограммы право на получение социальной выплаты в рамках участия в мероприятиях, указанных в подпунктах "а" и "в" подпункта 2.1 пункта 2 раздела 2 настоящей подпрограммы, имеют граждане, постоянно проживающие на сельских территориях, а также граждане, изъявившие желание постоянно проживать на сельских территориях:

Право на получение социальной выплаты в рамках участия в мероприятии, указанном в подпункте "б" подпункта 2.1 пункта 2 раздела 2 настоящей подпрограммы, имеют молодые семьи и молодые специалисты:

- молодая семья - гражданин (ка) Российской Федерации, являющийся (аяся) членом молодой семьи, состоящий (ая) в зарегистрированном браке, или неполная семья, состоящая из одного родителя в возрасте на дату подачи заявления о включении в состав участников подпрограммы (далее - дата подачи заявления) не старше 35 лет, воспитывающий (ая) одного или более детей, в том числе усыновленных, работающий (ая) по трудовому договору или осуществляющий (ая) индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности, постоянно проживающий (ая) (регистрация по месту жительства) (и члены его (ее) семьи) в сельской местности, в которой он (она) работает или осуществляет индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере, признанный (ая) нуждающимся (ейся) (и члены его (ее) семьи) в улучшении жилищных условий (далее - молодая семья). К членам молодой семьи относятся совместно проживающие супруг (супруга), дети супругов, в том числе усыновленные;

- молодой специалист - гражданин (ка) Российской Федерации, одиноко проживающий (ая) (регистрация по месту жительства) или состоящий (ая) в зарегистрированном браке, в возрасте на дату подачи заявления не старше 35 лет, имеющий (ая) законченное высшее (среднее профессиональное) образование, работающий (ая) по трудовому договору или осуществляющий (ая) индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности в соответствии с полученной квалификацией, постоянно проживающий (ая) в сельской местности, в которой работает или осуществляет индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере, признанный (ая) нуждающимся (ейся) (и члены его (ее) семьи) в улучшении жилищных условий (далее - молодой специалист).

Кроме указанных выше право на получение социальной выплаты имеют молодые семьи и молодые специалисты:

а) молодые семьи и молодые специалисты (и члены их семей), соответствующие в совокупности следующим условиям:

переехали в сельскую местность в границах соответствующего муниципального района (городского округа), в которой один из членов молодой семьи или молодой специалист работает или осуществляет индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере, из другого муниципального района или городского округа (за исключением городского округа, на территории которого находится административный центр соответствующего муниципального района);

проживают на территории указанного муниципального района (городского округа) на условиях найма, аренды, безвозмездного пользования либо иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

зарегистрированы по месту пребывания в соответствии с законодательством Российской Федерации;

не имеют в собственности жилого помещения (жилого дома) в границах соответствующего муниципального района (городского округа), включая административный центр муниципального образования, в котором один из членов молодой семьи или молодой специалист работает или осуществляет индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере;

б) учащиеся последнего курса профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования, заключившие соглашения с работодателем о трудоустройстве в сельской местности, в которой изъявили желание постоянно проживать и работать по трудовому договору (осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность) в агропромышленном комплексе или социальной сфере по окончании указанной образовательной организации.

В соответствии с пунктом 13 Подпрограммы жилое помещение оформляется в общую долевую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве, в равных долях.

Регистрацию права собственности на жилое помещение, построенное с привлечением социальных выплат, гражданин обязан осуществить не позднее чем в течение 14 месяцев (при приобретении жилья) и не позднее чем в течение трех лет (при строительстве жилья) с даты предоставления социальной выплаты. В случае несоблюдения указанного срока министерство сельского хозяйства вправе истребовать от гражданина средства в размере предоставленной социальной выплаты.

В случае нарушения обязательств, предусмотренных в соглашении о предоставлении субсидий, предусматривающих достижение получателем субсидии показателей результативности использования субсидии, объем средств, подлежащий возврату, определяется в соответствии с Правилами формирования, предоставления и распределения субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований <адрес>, утвержденными Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 495-п. (п. 17 Подпрограммы).

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 обратилась в Отдел сельского хозяйства администрации <адрес> с заявлением о включении ее в состав участников мероприятия по предоставлению социальных выплат на строительство (приобретение) жилья молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там. При этом указала, что жилищные условия планирует улучшить путем строительства жилого дома в пгт. Курагино, указав состав семьи: муж – ФИО2, дети: ФИО3, ФИО4, ФИО5. Также указала, что с условиями участия в мероприятии по предоставлению социальных выплат на строительство жилья в рамках указанной подпрограммы он ознакомлена и обязуется их выполнять.

ДД.ММ.ГГГГ между Министерством сельского хозяйства и торговли <адрес> (далее – Министерство), администрацией <адрес> и ФИО6 заключен трехсторонний договор об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста), являющегося участником подпрограммы «Комплексное развитие сельских территорий» государственной программы <адрес> «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», с использованием на эти цели социальной выплаты.

Условиями указанного трехстороннего договора предусмотрено, что:

- Министерство обязуется предоставить Участнику подпрограммы Социальную выплату на условиях и в порядке, предусмотренных Подпрограммой (п. 2.1.2);

- Министерство вправе истребовать в судебном порядке от Участника подпрограммы средства в размере предоставленной Социальной выплаты в случае невыполнения Участником подпрограммы обязательств, предусмотренных Договором (п. 2.2.1);

- Участник подпрограммы обязуется 1) Осуществить регистрацию права, собственности на жилое помещение, построенное с привлечением Социальной выплаты, на всех членов семьи, указанных в свидетельстве о предоставлении социальной выплаты, не позднее, чем в течение трех лет с даты предоставления Социальной выплаты (п. 2.5.1); 2) Осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере в сельской местности не менее 5 лет со дня предоставления ему Социальной выплаты (п. 2.5.2). 3) Произвести возврат средств в размере предоставленной Социальной выплаты при нарушении обязательств, указанных в пунктах 2.5.1 и (или) 2.5.2 Договора, а также при получении от Министерства письменного уведомления об исключении из Сводного списка (п. 2.5.4). 4) Использовать Социальную выплату на условиях и в порядке, предусмотренных Подпрограммой и Договором (п. 2.5.5).

ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 выдано свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство жилья в сельской местности в размере 3628071,00 руб., в котором указано на предоставление социальной выплаты на строительство жилого дома. Также указаны члены семьи: ФИО2 (муж), ФИО3 (дочь), ФИО4 (сын), ФИО5 (сын).

На основании платежного поручения от ДД.ММ.ГГГГ Министерством ФИО6 перечислена социальная выплата в размере 3628071,00 руб., соответственно свою обязанность, предусмотренную п. 2.1.2 Трехстороннего договора Министерство выполнило.

Согласно выписки из ЕГРН ФИО6 принадлежит 1/3 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение расположенное по адресу: <адрес>, площадью 23,5 кв.м. Государственная регистрация права ФИО6 на указанное жилое помещение произведена ДД.ММ.ГГГГ на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ.

Иных жилых помещений на праве собственности на имя ФИО6 не зарегистрировано, следовательно, ответчиком не зарегистрирован объект, созданный в результате строительства с использованием на эти цели социальной выплаты, что свидетельствует невыполнении обязательства, установленного трехсторонним договором.

Таким образом, судом установлено, что ответчик ФИО6 обязанность, предусмотренную п. 2.5.1 - осуществить регистрацию права, собственности на жилое помещение, построенное с привлечением социальной выплаты, на всех членов семьи, указанных в свидетельстве о предоставлении социальной выплаты, не позднее, чем в течение трех лет с даты предоставления социальной выплаты – не выполнила.

Приказом Министерства сельского хозяйства и торговли <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в связи с нарушением ФИО6 условий предоставления ей социальной выплаты на строительства жилья по оформлению жилого дома, построенного с использованием социальной выплаты, в общую долевую собственность всех членов семьи семьи, участвующих в мероприятии, в равных долях, не позднее чем в течение трех лет с даты предоставления социальной выплаты к ФИО6 применена мера ответственности в виде возврата полученной в 2020 году социальной выплаты в размере 3628071,00 руб. в доход краевого бюджета.

В связи с нарушением ответчиком условий получения социальной выплаты26.07.2023истец направил в адрес ФИО6, требование о возврате социальных выплат, в котором предложил ответчику в течение 10 дней с даты получения настоящего требования произвести возврат в доход бюджета неправомерно полученных сумм социальных выплат в размере 3628 071,00 руб.

Настоящее требование оставлено ответчиком без удовлетворения.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ доказательств исполнения условий трехстороннего соглашения от ДД.ММ.ГГГГ ответчиком, суду не представлено.

Как установлено судом и следует из материалов, именно ФИО6 обращалась с заявлением о включении ее в состав участников мероприятия по предоставлению социальных выплат на строительство (приобретение) жилья молодым семьям, трехсторонний договор об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста), являющегося участником подпрограммы «Комплексное развитие сельских территорий» государственной программы <адрес> «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», с использованием на эти цели социальной выплаты заключен между Министерством сельского хозяйства и торговли <адрес>, администрацией <адрес> и ответчиком ФИО6, соответственно именно на нее возложена обязанность по исполнению взятых на себя обязательств, следовательно именно ФИО6 несет ответственность за их неисполнение.

При этом суд принимает во внимание, что доказательств расходования средств социальной выплаты ФИО2, а также доказательств того, что он улучшил свои жилищные условия за счет средств спорной социальной выплаты, в материалах дела не имеется. Наличие брачных отношений между ответчиками не свидетельствует о расходовании ФИО6 средств социальной выплаты в интересах семьи.

Доводы истца о необходимости взыскания суммы социальной выплаты солидарно с ФИО6 и ФИО1 на основании положений п.2 ст. 45 СК РФ, ст. 323 ГК РФ, основаны на неверном толковании норм закона, не подлежащих применению в данном случае, в связи с чем, в удовлетворении требований истца в части взыскания социальной выплаты с ФИО1 суд полагает необходимым отказать.

При указанных обстоятельствах, поскольку ответчиком ФИО6 условия получения социальной выплаты не исполнены, денежные средства не возвращены, исковые требования Министерства подлежат удовлетворению, а с ответчика ФИО6 подлежит взысканию социальная выплата в размере 3628071,00 руб.

В соответствии с подп. 8 п. 1 ст. 333.20 НК РФ в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.

С учетом изложенного в доход местного бюджета с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 26 340,36 руб., исчисленная в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ, от уплаты которой истец был освобожден.

Основываясь на изложенном и руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования Министерства сельского хозяйства и торговли <адрес> к ФИО6, ФИО1 о взыскании суммы социальной выплаты - удовлетворить частично.

Взыскать сФИО6, родившейся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> края (паспорт 04 11 выдан Отделением УФМС России по <адрес> в <адрес>е ДД.ММ.ГГГГ)в пользу Министерства сельского хозяйства и торговли <адрес> (ИНН 2466213840, ОГРН 1082468046627) сумму социальной выплаты в размере 3628071, 00 руб.

В части удовлетворения исковых требований о взыскании социальной выплаты с ФИО1 - отказать.

Взыскать с ФИО6, родившейся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> края (паспорт 04 11 выдан Отделением УФМС России по <адрес> в <адрес>е ДД.ММ.ГГГГ)в доход бюджета муниципальное образование <адрес> (ИНН 2423002010) государственную пошлину в размере 26 340,36 руб.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий К.В. Мамоля

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Судья Курагинского районного суда

<адрес> К.В. Мамоля

2-1110/2023 ~ М-975/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Министерство сельского хозяйства и торговли Красноярского края
Ответчики
Тишин Евгений Ильич
Тишина Галина Юрьевна
Другие
Администрация Курагинского района
Суд
Курагинский районный суд Красноярского края
Судья
Мамоля Ксения Васильевна
Дело на странице суда
kuragino--krk.sudrf.ru
26.10.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.10.2023Передача материалов судье
30.10.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.10.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.11.2023Подготовка дела (собеседование)
22.11.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.12.2023Судебное заседание
25.12.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.12.2023Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
25.01.2024Копия заочного решения возвратилась невручённой
07.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее