Судья: Грищенко Э.Н. адм. дело N 33А-3553/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
26 марта 2019 года г.Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Сивохина Д.А.,
судей Осиповой С.К. и Вачковой И.Г.,
при секретаре Абориной О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Домбровского А.В. и Домбровской А.В. об оспаривании распоряжения Департамента градостроительства г.о. Самара от 3 сентября 2018 г. N РД-1371 «Об отказе в заключение соглашения о перераспределении земельных участков»,
по апелляционной жалобе Департамента градостроительства г.о. Самара на решение Красноглинского районного суда г. Самары от 24 декабря 2018 г.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сивохина Д.А., объяснения представителя Департамента градостроительства г.о. Самара Мулловой А.А., поддержавшей апелляционную жалобу, представителя Домбровского А.В. и Домбровской А.В. – Ушакова А.О., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Домбровский А.В. и Домбровская А.В. обратились в Ленинский районный суд г.Самары с административным иском к Департаменту градостроительства г.о. Самара (далее – Департамент) о признании незаконным распоряжения от 3 сентября 2018 г. N РД-1371 «Об отказе в заключение соглашения о перераспределении земельных участков» (далее – распоряжение от 3 сентября 2018 г. N РД-1371) и о восстановления своего нарушенного права путем возложения на Департамент обязанности по принятию решения по их заявлению о перераспределении земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка находящегося в частной собственности.
При этом указали, что 10 июля 2018 г. они обратились в Департамент с заявлением о перераспределении принадлежащего им на праве собственности в равных долях земельного участка с кадастровым номером № площадью 370 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для садоводства и смежного земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, площадью 290 кв.м.
Оспариваемым распоряжением им отказано в перераспределении земельных участков по основаниям, предусмотренным подпунктом 9 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ). Отказ мотивирован тем, что возможно образование самостоятельного земельного участка путем увеличения площади до минимальной площади, установленной градостроительным регламентом Правил застройки и землепользования г.о.Самара.
Полагая оспариваемое распоряжение не соответствующим закону и нарушающим их права, Домбровский А.В. и Домбровская А.В. просили удовлетворить заявленные ими требования.
Решением Ленинского районного суда г.Самары от 24 декабря 2018 г. распоряжение от 3 сентября 2018 г. N РД-1371 признано незаконным, Департамент обязан к повторному рассмотрению заявления Домбровского А.В. и Домбровской А.В. о перераспределении земельных участков.
В апелляционной жалобе Департамент просит решение суда отменить как постановленное с нарушением норм материального права и вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных Домбровским А.В. и Домбровской А.В. требований.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
На основании ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд, признав решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Статьей 39.28 ЗК РФ установлено, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков, в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
Из материалов дела следует, что административным истцам принадлежит на праве собственности в равных долях земельный участок с кадастровым номером № площадью 370 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для садоводства и смежного земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, площадью 290 кв.м.
10 июля 2018 г. Домбровский А.В. и Домбровская А.В. обратились в Департамент с заявлением о перераспределении принадлежащего им земельного участка с кадастровым номером и смежного земельного участка, государственная собственность № на который не разграничена, площадью 290 кв.м.
Распоряжением от 3 сентября 2018 г. N РД-1371 Департамент, сославшись на статью 11.9 ЗК РФ, отказал в заключении соглашения о перераспределении земельных участков на основании пп. 9 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ со ссылкой на то, что образование земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена, возможно в качестве самостоятельного путем увеличения площади до минимальной площади, установленной градостроительным регламентом Правил застройки и землепользования в г.Самара, утвержденных Постановлением Самарской городской Думы от 26 апреля 2001 г. N 61.
В соответствии с подп. 9 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключение соглашения о перераспределении земельных участков в случае, еслиподпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса.
Пунктом 6 статьи 11.9 ЗК РФ установлено, что образование земельных участков не должно нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно положениям Правил землепользования и застройки в г.Самара, утвержденных Постановлением Самарской городской Думы от 26 апреля 2001 г. N 61. минимальная площадь земельного участка в зоне Р-5 составляет 300 кв. м.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд руководствовался положениями статей 11.7, 11.9, 39.28, 39.29 ЗК РФ.
При этом судом установлено, что вновь образованный земельный участок общей площадью 660 кв. м сформирован из земельного участка площадью 370 кв. м, принадлежащего административным истцам и участка площадью 290 кв. м.
Суд исследовав обстоятельства, свидетельствующие о возможности предоставления вновь образованного земельного участка с соблюдением нормативных положений о предельных (максимальных и минимальных) размерах земельных участков, учитывая установленные по делу обстоятельства, в том числе заключение кадастрового инженера Шиминой Л.В. от 27 августа 2018 г., по мнению которой из земельного участка, государственная собственность на который не разграничена площадью 290 кв. м невозможно образовать самостоятельный земельный участок, установив, что испрашиваемый земельный участок не обеспечивается доступом к землям общего пользования, требования к образуемому земельного участка соблюдены, административным ответчиком не представлены доказательств, подтверждающих несоответствие размера и площади образуемого земельного участка правилам статьи 11.9 ЗК РФ, а также свидетельствующих о том, что перераспределение земельных участков нарушает субъективные права иных лиц, которые могут приобрести права на образованный самостоятельный земельный участок в общем порядке, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Одним из принципов административного судопроизводства является состязательность и равноправие сторон административного судопроизводства при активной роли суда (пункт 7 статьи 6 КАС РФ).
В силу части 1 статьи 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен данным Кодексом.
Исходя из этого принципа в статье 226 КАС РФ по данной категории административных дел на административного ответчика возложена обязанность доказывания обстоятельств, на которые он ссылается как на основания своих возражений относительно заявленных административными истцами требований.
В обоснование законности оспариваемого распоряжения от 3 сентября 2018 г. N РД-1371 и того, что в данном случае площадь земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, может быть увеличена с 290 кв.м до 300 кв.м и более Департамент ссылался на то, что земельный участок площадью 290 кв.м не ограничен объектами природного происхождения, границами других земельных участков, поставленных на кадастровый учет, территорией общего пользования либо иным образом.
Между тем Департамент не представил относимых и допустимых доказательств, подтверждающих, что испрашиваемый Назаровым Н.А. земельный участок площадью 290 кв.м после его увеличения до 300 кв.м и более будет обеспечен доступом к землям общего пользования,
Согласно заключения кадастрового инженера Шиминой Л.В. от 27 августа 2018 г., формирование земельного участка площадью 290 кв.м в качестве самостоятельного невозможно в силу того, что вокруг распложены земельные участки, принадлежащие на праве собственности иным лицам, и он также ограничен крутым спуском к реке Волга, что является препятствием использованию земельного участка после увеличения в качестве самостоятельного земельного участка.
Свои выводы кадастровый инженер поддержала в судебном заседании, пояснив, что перед выдачей заключения ею был осуществлен выезд на испрашиваемый земельный участок.
Доводы Департамента кроме заключения кадастрового инженера и его пояснений в суде первой инстанции, опровергаются также фотоматериалами и топографическим планом земельного участка.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о несоответствии отказа в перераспределении земельных участков требованиям закона является правильным.
Разрешая вопрос о способе восстановления нарушенных прав административного истца, суд первой инстанции обоснованно возложил на административного ответчика обязанность повторно рассмотреть заявление административного истца о перераспределении земельных участков, не предрешая существа решения, которое должно быть принято.
Доводы апелляционной жалобы являются несостоятельными, не подтверждены надлежащими доказательствами и, соответственно, не могут повлечь отмену решения.
Обстоятельства дела судом установлены полно и правильно, заявление разрешено в соответствии с действующим законодательством, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения и предусмотренных ст. 310 КАС РФ, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия Самарского областного суда по административным делам
определила:
Решение Ленинского районного суда г. Самары от 24 декабря 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента градостроительства г.о.Самара - без удовлетворения.
Председательствующий –
Судьи –