Судебный акт #1 (Определение) по делу № 21-129/2023 от 13.03.2023

Судья Быхун Д.С.              Дело № 21-129/2023

УИД: 22RS0068-01-2022-008140-42

№ 12-24/2023 (1 инстанция)

РЕШЕНИЕ

25 апреля 2023 года г. Барнаул

Судья Алтайского краевого суда Скляр А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу закрытого акционерного общества «Ларичихинский ЛПХ» на решение судьи Центрального районного суда г.Барнаула от 7 февраля 2023 года по жалобе на решение заместителя начальника управления лесами Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края, заместителя главного государственного лесного инспектора в Алтайском крае Хомутова А.С. от 2 ноября 2022 года, постановление начальника отдела обеспечения полномочий в области лесных отношений по Ларичихинскому лесничеству Управления лесами Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края Чеботарева А. С. *** от 15 августа 2022 года, которым

закрытое акционерное общество «Ларичихинский ЛПХ» (далее – ЗАО «Ларичихинский ЛПХ»), ИНН ***, ОГРН ***, юридический адрес: <адрес>,

признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 8.25, статьей 8.27, частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей,

УСТАНОВИЛ:

согласно протоколу об административном правонарушении *** от 4 июля 2022 года, составленному начальником отдела обеспечения полномочий в области лесных отношений по Ларичихинскому лесничеству Управления лесами Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края Чеботаревым А.С., в период с 16 по 18 мая 2022 года в ходе осмотра мест рубок на арендованном ЗАО «Ларичихинский ЛПХ» лесном участке в Ларичихинском лесничестве выявлено, что ЗАО «Ларичихинский ЛПХ», осуществлявшее заготовку древесины на основании договора аренды № 15/39 от 11 июня 2021 года, допустило нарушения Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 1 декабря 2020 года N 993 (далее – Правила заготовки древесины), Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2020 года N 1614 (далее – Правила пожарной безопасности в лесах), Правил ухода за лесами, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30 июля 2020 года N 534 (далее – Правила ухода за лесами), выразившихся в том, что:

- в квартале № 64 выделе № 3 лесосеки № 1 урочища Шипицинского Инского участкового лесничества Ларичихинского лесничества в 2021 году на площади 1,6 га проведена рубка ухода за лесом (прореживание), работы по заготовке древесины окончены, при этом на территории лесосеки оставлены деревья, подлежащие первоочередной рубке (сухостойные);

- в квартале № 64 выделе № 9 лесосеки № 2 урочища Шипицинского Инского участкового лесничества Ларичихинского лесничества в 2021 году на площади 1 га проведена рубка ухода за лесом (прореживание), работы по заготовке древесины окончены, при этом на территории лесосеки оставлены деревья, подлежащие первоочередной рубке (сухостойные);

- в квартале № 64 выделе № 11 лесосеки № 4 урочища Шипицинского Инского участкового лесничества Ларичихинского лесничества в 2021 году на площади 1,4 га проведена рубка ухода за лесом (прореживание), работы по заготовке древесины окончены, при этом на территории лесосеки оставлены деревья, подлежащие первоочередной рубке (сухостойные);

- в квартале № 64 выделе № 21 лесосеки № 7 урочища Шипицинского Инского участкового лесничества Ларичихинского лесничества в 2021 году на площади 5,5 га проведена рубка ухода за лесом (прореживание), работы по заготовке древесины окончены, при этом на территории лесосеки оставлены деревья, подлежащие первоочередной рубке (сухостойные); заготовленная древесина, оставленная на месте рубки на период пожароопасного сезона, должна быть собрана в штабеля или поленницы и отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 м;

- в квартале № 64 выделе № 22лесосеки № 8 урочища Шипицинского Инского участкового лесничества Ларичихинского лесничества в 2021 году на площади 1 га проведена рубка ухода за лесом (прореживание), работы по заготовке древесины окончены, при этом на территории лесосеки оставлены деревья, подлежащие первоочередной рубке (сухостойные);

- в квартале № 70 выделе № 45лесосеки № 3 урочища Инского Инского участкового лесничества Ларичихинского лесничества в 2021 году на площади 5,4 га проведена добровольно-выборочная рубка, работы по заготовке древесины окончены, при этом заготовленная древесина, оставленная на месте рубки на период пожароопасного сезона, должна быть собрана в штабеля или поленницы и отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 м;

- в квартале № 132 выделе № 16 лесосеки № 1 урочища Инского Инского участкового лесничества Ларичихинского лесничества в 2021 году на площади 3,9 га проведена рубка ухода за лесом (проходная рубка), работы по заготовке древесины окончены, при этом на территории лесосеки оставлены деревья, подлежащие первоочередной рубке (сухостойные);

- в квартале № 132 выделе № 10 лесосеки № 1 урочища Инского Инского участкового лесничества Ларичихинского лесничества в 2021 году на площади 9,3 га проведена добровольно-выборочная рубка, работы по заготовке древесины окончены, при этом рубка проведена неравномерно по площади лесосеки, не обеспечив сохранение защитных и средообразующих свойств леса;

- в квартале № 175 выделе № 1 лесосеки № 1 урочища Инского Инского участкового лесничества Ларичихинского лесничества в 2021 году на площади 4,5 га проведена рубка ухода за лесом (прореживание), работы по заготовке древесины окончены, при этом на территории лесосеки оставлены деревья, подлежащие первоочередной рубке (сухостойные);

Деяния квалифицированы по части 1 статьи 8.25, статье 8.27, части 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

По делу вынесено вышеуказанное постановление.

Решением заместителя начальника управления лесами Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края, заместителя главного государственного лесного инспектора в Алтайском крае Хомутова А.С. от 2 ноября 2022 года постановление от 15 августа 2022 года оставлено без изменения, жалоба ЗАО «Ларичихинский ЛПХ» - без удовлетворения.

В жалобе, поданной в районный суд 17 ноября 2022 года (копия постановления получена обществом 16 сентября 2022 года, копия решения вышестоящего должностного лица получена 7 ноября 2022 года) ЗАО «Ларичихинский ЛПХЗ» просило постановление и решение вышестоящего должностного лица отменить, ссылаясь на то, что должностными лицами нарушены принципы презумпции невиновности, полноты и всесторонности рассмотрения дела; общество не было надлежащим образом извещено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, поскольку получило соответствующее извещение за 55 минут до момента его составления; должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, не обладало сведениями о надлежащем извещении общества о времени и месте составления данного протокола; направленное посредством электронной почты ходатайство об отложении составления протокола об административном правонарушении не рассмотрено, чем нарушено право на защиту; вопрос о вине должностных лиц ЗАО «Ларичихинский ЛПХ» не исследовался; должностным лицом, возбудившим и рассмотревшим дело об административном правонарушении, ранее проведены контрольные мероприятия с составлением актов осмотра лесосек, что противоречит части 8 статьи 22.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решением судьи Центрального районного суда г.Барнаула от 7 февраля 2023 года жалоба ЗАО «Ларичихинский ЛПХ» удовлетворена в части, постановление № 03-07/15-36/04/2022 от 15 августа 2022 года и решение вышестоящего должностного лица от 2 ноября 2022 года изменены, размер назначенного административного штрафа снижен до 100 000 рублей.

В жалобе, поданной в краевой суд 27 февраля 2023 года (копия решения судьи получена 14 марта 2022 года), ЗАО «Ларичихинский ЛПХ» просит постановление и решение судьи районного суда отменить, прекратить производство по делу, ссылаясь на прежние доводы.

В судебном заседании защитник ЗАО «Ларичихинский ЛПХ» –Бован Е.В. на удовлетворении жалобы настаивал.

Проверив в полном объеме в соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы настоящего дела, дела об административном правонарушении, проанализировав доводы жалобы, прихожу к следующему.

Согласно пункту «з» пункта 12 Правил заготовки древесины при заготовке древесины при добровольно-выборочных рубках равномерно по площади вырубаются в первую очередь поврежденные, перестойные, спелые с замедленным ростом деревья при условии обеспечения воспроизводства древесных пород, сохранения защитных и средообразующих свойств леса.

Полнота древостоя после проведения данного вида выборочных рубок лесных насаждений не должна быть ниже 0,5 (пункт 36 Правил заготовки древесины).

В соответствии с частью 1 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил заготовки древесины влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

В соответствии с пунктом 18 Правил ухода за лесами при осуществлении всех видов рубок, проводимых в целях ухода за лесными насаждениями, обеспечивается улучшение санитарного состояния лесных насаждений путем рубки усохших, сильно поврежденных и ослабленных деревьев, которые относятся к нежелательным в соответствии с пунктом 22 настоящих Правил. Исключение составляют отдельные деревья или группы деревьев, подлежащие оставлению в качестве вспомогательных для сохранения устойчивости, биоразнообразия и других экологических целей, если они не являются источниками распространения опасной патологии и объектами повышения пожарной опасности, подлежащими обязательному удалению в соответствии с требованиями Правил санитарной безопасности в лесах и Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 22 Правил ухода за лесами к нежелательным деревьям (подлежащим рубке) относятся деревья неудовлетворительного состояния (сухостойные, буреломные, снеголомные, отмирающие, сильно поврежденные вредными организмами, животными).

Согласно статье 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

При этом, в силу части 2 статьи 61 Лесного кодекса Российской Федерации воспроизводство лесов включает в себя, в том числе, уход за лесами.

В соответствии с пунктом 29 Правил пожарной безопасности в лесах срубленные деревья в случае оставления их на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона должны быть очищены от сучьев и плотно уложены на землю. Заготовленная древесина, оставляемая на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона, должна быть собрана в штабеля или поленницы и отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра (пункт 29).

В силу части 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил санитарной безопасности в лесах влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Постановлением Правительства Алтайского края от 12 апреля 2022 года № 115 с 12 апреля 2022 года на территории Алтайского края установлен пожароопасный сезон, который окончен 8 ноября 2022 года постановлением того же органа от 7 ноября 2022 года № 405.

Из материалов дела следует, что ЗАО «Ларичихинский ЛПХ» на основании договора аренды лесного участка для заготовки древесины от 11 июня 2021 года № 15/39, в соответствии с проектом освоения лесов по заготовке древесины на лесном участке, лесной декларацией осуществляло использование лесных участков на территории Ларичихинского лесничества в 2021 году для заготовки древесины.

В соответствии с положениями части 1, пункта 2 части 2 статьи 23.24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе статьями 8.24 - 8.27 (в пределах своих полномочий в соответствии с лесным законодательством), статьями 8.29 - 8.32 (в пределах своих полномочий в соответствии с лесным законодательством), настоящего Кодекса.

Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе в том числе руководители структурных подразделений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), их заместители.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 6 августа 2019 года № 529 утвержден перечень мероприятий по осуществлению отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 4 указанного приказа осуществление на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 36 и 37 статьи 81 Лесного кодекса Российской Федерации, передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а с 30 марта 2022 года государственный лесной контроль (надзор) на землях лесного фонда.

Положением о Министерстве природных ресурсов и экологии Алтайского края, утвержденного указом Губернатора Алтайского края от 05 декабря 2016 года № 152 Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края наделено полномочиями в области лесных отношений по организации использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведения; по обеспечению в пределах своей компетенции соблюдения на территории края всеми физическими и юридическими лицами порядка использования лесов, выполнение иных требований, норм, правил, установленных лесным законодательством; а также с 18 августа 2022 года по осуществлению федерального государственного лесного контроля (надзор) на землях лесного фонда.

Таким образом, Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края является уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану).

Порядок организации и осуществления федерального государственного лесного контроля (надзора) установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 года № 1098 (далее – Положение о федеральном государственном лесном контроле (надзоре)).

В соответствии с пунктом 2 Положения о федеральном государственном лесном контроле (надзоре) предметом государственного контроля (надзора) является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований, установленных Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов и лесоразведения (в том числе в области пожарной безопасности в лесах), в области семеноводства в отношении семян лесных растений (далее - обязательные требования), за исключением обязательных требований в сфере приемки, перевозки, переработки и хранения древесины и ее прослеживаемости, учета древесины и сделок с ней.

Объектами государственного контроля (надзора) являются: а) деятельность контролируемых лиц в сфере лесного хозяйства (использование лесов; охрана лесов; защита лесов; воспроизводство лесов и лесоразведение); б) производственные объекты: (лесные участки, части лесных участков, на которых в том числе осуществляется деятельность по использованию, охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению; средства предупреждения и тушения лесных пожаров; другие объекты, в том числе стационарные объекты, оборудование, устройства, предметы, материалы, транспортные средства, связанные (задействованные) с осуществлением использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов и лесоразведения) – пункт 9 Положения о федеральном государственном лесном контроле (надзоре).

В пункте 32 Положения о федеральном государственном лесном контроле (надзоре) закреплено, что органы государственного надзора осуществляют государственный контроль (надзор) посредством проведения:

а) контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых при взаимодействии с контролируемым лицом;

б) контрольных (надзорных) мероприятий, проводимых без взаимодействия с контролируемым лицом.

В силу пунктов 34 и 35 Положения о федеральном государственном лесном контроле (надзоре) на плановой и внеплановой основе проводятся инспекционный визит и рейдовый осмотр.

Согласно пункту 37 Положения о федеральном государственном лесном контроле (надзоре) в рамках осуществления государственного контроля (надзора) при взаимодействии с контролируемым лицом проводятся контрольные (надзорные) мероприятия, в том числе инспекционный визит и рейдовый осмотр, в ходе которых могут осуществляться действия по осмотру.

Вместе с тем, пунктом 9 постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 года № 336 установлен запрет на возбуждение дела об административном правонарушении, если состав административного правонарушения включает в себя нарушение обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля (за исключением государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти и органов местного самоуправления), без проведения контрольного (надзорного) мероприятия с взаимодействием, проверки и составления акта по результатам их проведения.

Из материалов дела следует, что 29 апреля 2022 года Минприроды Алтайского края уведомило ЗАО «Ларичихинский ЛПХ» о том, что в период с 16 по 31 мая 2022 года на основании приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 27 июня 2016 года № 367 будет произведен осмотр лесосек.

Фактически осмотр лесосек осуществлен 16, 17, 18 мая 2022 года, что подтверждается актами осмотра лесосек.

В ходе осмотра выявлены следующие нарушения:

- подпункта «з» пункта 12, пункта 36 Правил заготовки древесины, выразившихся в том, что оставленные штабеля находятся на местах рубок более 30 дней; рубки проведены неравномерно по площади;

- пункта 29 Правил пожарной безопасности в лесах, выразившихся в том, заготовленная древесина оставлена на местах рубок на период пожароопасного сезона, не собрана в штабеля или поленницы, не отделена противопожарной минерализованной полосой;

- пункта 18, подпункта «б» пункта 22 Правил ухода за лесами, выразившегося в том, что на территории лесосеки оставлены деревья, подлежащие первоочередной рубке (сухостойные).

По результатам осмотра в отношении ЗАО «Ларичихинский ЛПХ» составлен протокол об административном правонарушении и в последующем привлечено к административной ответственности за совершение правонарушений, ответственность за которые предусмотрена частью 1 статьи 8.25, частью 1 статьи 8.32, статьей 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Следовательно, установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о том, что дело об административном правонарушении в отношении ЗАО «Ларичихинский ЛПХ» возбуждено за нарушения обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора).

Однако в силу вышеприведенных норм закона возбуждение дела об административном правонарушении, если состав административного правонарушения включает в себя нарушение обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), недопустимо, в связи с чем постановление должностного лица, решение вышестоящего должностного лица и решение судьи нельзя признать законными.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

На основании изложенного постановление должностного лица, решение вышестоящего должностного лица и решение судьи подлежат отмене за недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Кроме того, следует принять во внимание, что в силу части 8 статьи 22.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, введенной в действие Федеральным законом от 14 июля 2022 N 290-ФЗ с 25 июля 2022 года, должностное лицо, непосредственно участвовавшее в проведении контрольного (надзорного) мероприятия, проверки и возбудившее дело об административном правонарушении на основании признаков, указывающих на наличие события административного правонарушения и выявленных в ходе проведения указанных контрольного (надзорного) мероприятия, проверки, не вправе рассматривать дело о таком административном правонарушении, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.6 настоящего Кодекса.

В силу установленного законодателем запрета начальник отдела обеспечения полномочий в области лесных отношений по Ларичихинскому лесничеству Управления лесами Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края Чеботарев А.С., непосредственно участвующий в ходе проверки и возбудивший дело об административном правонарушении, не имел полномочий для рассмотрения дела об административном правонарушении.

Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

постановление начальника отдела обеспечения полномочий в области лесных отношений по Ларичихинскому лесничеству Управления лесами Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края Чеботарева А. С. *** от 15 августа 2022 года, решение заместителя начальника управления лесами Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края, заместителя главного государственного лесного инспектора в Алтайском крае Хомутова А.С. от 2 ноября 2022 года, решение судьи Центрального районного суда г.Барнаула от 7 февраля 2023 года отменить.

Производство по делу об административном правонарушении в отношении закрытого акционерного общества «Ларичихинский ЛПХ» прекратить за недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Решение может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в порядке статьи 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья А.А. Скляр

21-129/2023

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено решение по существу
Ответчики
ЗАО "Ларичихинский ЛПХ"
Другие
Сафронов В.С.
Бован Е.В.
Лепехин А.А.
Сафронов С.В.
Ложковский А.Н.
Суд
Алтайский краевой суд
Судья
Скляр Анна Алексеевна
Статьи

ст. 8.27 КоАП РФ

Дело на странице суда
kraevoy--alt.sudrf.ru
13.03.2023Материалы переданы в производство судье
05.04.2023Судебное заседание
25.04.2023Судебное заседание
28.04.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.05.2023Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
12.05.2023Дело оформлено
12.05.2023Дело передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее