Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 марта 2023 года <адрес>
Сунженский районный суд Республики Ингушетия в составе председательствующего – судьи Ужахова А.С., при секретаре ФИО4, с участием представителя истца ФИО5, представителя ответчика ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к Отделу Отделения Социального фонда России по РИ в <адрес> и Отделению Социального фонда России по РИ о признании решения пенсионного органа о прекращении ранее назначенной пенсии незаконным, включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости и назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях" с момента приостановления,
установил:
ФИО2 обратилась в суд с иском Отделу Отделения Социального фонда России по РИ и Отделению Социального фонда России по РИ, согласно которого она являлась получателем страховой пенсии по старости.
В мае 2022 года, она обратилась в ПФР по РИ (ныне Отдел Отделения Пенсионного фонда РФ в <адрес>) с устным заявлением по поводу неполучения назначенной пенсии.
Сотрудники Пенсионного фонда ей разъяснили, что проводятся проверочные мероприятия соответствия назначенной пенсии трудовому стажу.
На основании Акта проверки обоснованности выдачи и содержания справки о работе и заработной плате от ДД.ММ.ГГГГ решением ПФР от ДД.ММ.ГГГГ №ей с ДД.ММ.ГГГГ восстановлена выплата пенсии бессрочно. Однако фактически пенсию она так и не получила.
В середине декабря месяца 2022 года, она вновь обратилась в Отдел Отделения Пенсионного фонда РФ в <адрес> с устным заявлением по поводу неполучения назначенной пенсии.
Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ Пенсионный фонд РФ по РИ уведомил ее о прекращении выплаты пенсии с ДД.ММ.ГГГГ в связи с отсутствием обоснованности выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверности содержащихся в них сведений о характере льготной работы.
С указанным решением Пенсионного фонда она не согласна, что и послужило основанием подачи иска в суд.
Извещенная о времени и месте судебного разбирательства ФИО2 в суд не явилась, однако направила своего представителя для участия в судебном разбирательстве.
В судебном заседании представить по доверенности ФИО5 исковые требования доверителя поддержал в полном объёме, просил их удовлетворить. Кроме того дополнительно суду пояснив, что без проведения какой-либо дополнительной проверки, ранее назначенная пенсия истцу была прекращена с ДД.ММ.ГГГГ (приостановлена с ДД.ММ.ГГГГ) со ссылкой на отсутствие подтверждения обоснованности выдачи документов, однако при этом суду не представлены доказательства о проведения проверочных мероприятий, результатах проведенной проверки, получения ответов на запросы. То есть пенсия истцу прекращена по надуманным голословным основаниям, что умаляет права истца на достойную старость и пенсию. Данные права истца закреплены Конституцией РФ. Действующим пенсионным законодательством не предусмотрено прекращение в выплате ранее назначенных пенсий без проверочных мероприятий. Пенсионный фонд имел право приостановить выплаты ранее назначенных пенсий до окончания проверочных мероприятий, но никак не прекращать их выплату. Получаемая пенсия, являлась основным источником существования его доверителя. Также просил суд обратить внимание на тот факт, что в июне 2022 года в отношении его доверителя уже проводились проверочные мероприятия, по результатам которых было принято решение о возобновлении ранее назначенной пенсии с ДД.ММ.ГГГГ, однако с мая 2022 года выплату пенсии его доверителю так и не возобновили.
В судебном заседании от ДД.ММ.ГГГГ представитель Отделения Социального фонда России по РИ ФИО6 исковые требования не признала ссылаясь на то, что в разделе "Наименование должностей" Списка, утвержденного Постановлением ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ N1397 должность пионервожатой не указана и не входит в перечень должностей для включения в стаж работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости. Также ссылалась на то, что истец в то время возможно была учащейся средней образовательной школы ввиду ее шестнадцатилетнего возраста, ввиду чего не могла будучи учащейся одновременно быть пионервожатой.
Судебное заседание от ДД.ММ.ГГГГ отложено по инициативе суда на ДД.ММ.ГГГГ ввиду отсутствия письменных возражений ответчика на иск, а также отсутствием каких-либо представленных суду доказательств проведённых проверочных мероприятий при принятии решения о прекращении в выплате пенсии истцу. Также судом истребованы иные какие-либо доказательства, опровергающие доводы истца.
Надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, представитель Отделения Социального фонда России по РИ в судебное заседание назначенное на ДД.ММ.ГГГГ не явился. Письменные возражения, либо иных доказательств не представил. Также не обращался с ходатайством об отложении судебного разбирательства.
Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ рассмотрел дело при данной явке.
Надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела представитель Отдела Отделения Социального фонда России по РИ в <адрес> в судебное заседание не явился. Рассмотрев материалы дела, исследовав представленные доказательства, выслушав доводы сторон, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определённых законом случаях и размерах.
Статьи 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Постановлением Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N2-П по вопросам пенсионного обеспечения сделан вывод, что вносимые законодателем изменения не должны приводить к снижению уровня пенсионного обеспечения граждан. У граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права.
Отношения в сфере пенсионного обеспечения последовательно регулировались Законом ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГг. "О государственных пенсиях" (далее - Закон ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГг.), Законом ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГг. "О пенсионном обеспечении граждан в ФИО3", Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГг. N340-I "О государственных пенсиях в Российской Федерации", Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГг. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.
С ДД.ММ.ГГГГг. введён в действие Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГг. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГг. N400-ФЗ), устанавливающий основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии.
Статьёй 30 названного федерального закона предусмотрено сохранение права на досрочное назначение страховой пенсии определённым категориям граждан.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. При этом такие периоды работы (деятельности) могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (части 3, 4 статьи30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. N400-ФЗ).
В силу части 8 статьи13 поименованного федерального закона при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу этого федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчёта соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учётом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
По смыслу приведённых законоположений, федеральным законодателем в целях недопущения ухудшения условий реализации права граждан на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования, закреплена возможность исчисления стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, с учётом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях.
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона "О страховых пенсиях" целью данного федерального закона является защита прав граждан Российской Федерации на страховую пенсию, предоставляемую на основе обязательного пенсионного страхования с учётом социальной значимости трудовой и (или) иной общественно-полезной деятельности граждан в правовом государстве с социально ориентированной рыночной экономикой, в результате которой создаётся материальная основа для пенсионного обеспечения, особого значения страховой пенсии для поддержания материальной обеспеченности и удовлетворения основных жизненных потребностей пенсионеров, субсидиарной ответственности государства за пенсионное обеспечение, а также иных конституционно значимых принципов пенсионного обеспечения.
В соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Закон № 400-ФЗ) страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ Закона № 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В силу п.п. 1, 19 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30: лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность вучрежденияхдля детей, независимо от их возраста (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ).
Частью 2 ст. 30 Закона № 400-ФЗ установлено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 3 ст. 30 Закона № 400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
В целях реализации статей 30 и 31 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. N400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от ДД.ММ.ГГГГг. N665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", согласно пункту 3 которого при исчислении периодов работы, указанных в абзаце втором подпункта "в" применяются периоды работы, указанных вподпунктах "м"и"н" пункта 1настоящего постановления.
Согласно абзаца второго подпункта "в"Положенияо порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденноепостановлениемФИО1 от ДД.ММ.ГГГГг. N1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место до ДД.ММ.ГГГГг.
К перечню учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлениюСМ ФИО3
от ДД.ММ.ГГГГ N1397 относятся санаторные, санаторно-лесные и лесные школы, школы и учебные группы при детских санаториях.
Согласно абз.4 п.2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения
утвержденный постановлениемСМ ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГг. N1397 и действовавшее до ДД.ММ.ГГГГ в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы, указанной впункте 1настоящего Положения, засчитываются: работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых.
Согласно п.4 названного Положения время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 настоящего Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
В соответствии спостановлениемФИО1 - Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 953 постановление СМ ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ N1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" не применяется на территории РФ с ДД.ММ.ГГГГ
Согласно ст.66 ТК РФ трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности и о трудовом стаже работника.
Истцом в материалы дела в обоснование подтверждения спорного периода предоставлена трудовая книжка установленного образца серии АТ-V №, которая в соответствии со ст. 66 Трудового кодекса РФ является основным доказательством трудового стажа работника.
В представленной трудовой книжке имеется запись о трудоустройстве истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ старшей пионервожатой в Галашкинской санаторно-лестной школе.
Иные записи в трудовой книжке подтверждают наличие более 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с п.4 названного выше Положения.
В связи с вышеизложенным с учетом постановленияФИО1 - Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 953, в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, а именно период работы истца в Галашкинской санаторно-лестной школе в качестве старшей пионервожатой необходимо засчитать с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно.
Данные выводы суда нашли свое подтверждение в Определении Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 87-В06-3.
Кроме того, согласно изложенных в иске пояснений истца, а также пояснений в судебном заседании его представителя, истцу с ДД.ММ.ГГГГ была приостановлена выплата пенсии в связи с проверочными мероприятиями обоснованности начисления пенсии по результатам которых было принято решение о возобновлении ранее назначенной пенсии с ДД.ММ.ГГГГ, однако с мая 2022 года пенсию истцу так и не возобновили.
Данные доводы истца подтверждаются представленной светокопией Акта №-С от ДД.ММ.ГГГГ о проверки обоснованности выдачи и содержания справки о работе и заработной плате.
Согласно названного Акта проверочные мероприятия проводились сотрудником ПФР по РИ в присутствии представителя санаторно-лесной школы в части подтверждения работы истца старшей пионервожатой в указанной выше школе.
По результатам проверочных мероприятий было принято решение о включении указанного выше стажа работы по специальности при досрочном назначении пенсии по старости.
На вопрос суда о уже проведенных проверочных мероприятиях в части установления вышеуказанного стажа работы истца и обоснованности прекращения в выплате пенсии, от представителя ответчика ФИО6 ответа не последовало. При этом, представителем ответчика в судебном заседании не опровергнуты доводы истца о проведенных проверочных мероприятиях и принятом на их основании решения о возобновлении приостановленной на тот период пенсии с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно списка профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" (утв.постановлениемСМ РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ N 463) к которым относятся преподаватели школ и школ-интернатов всех типов и наименований.
ПостановлениемПравительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1067 установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, засчитываются периоды работы до ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с настоящим списком, а периоды работы после указанной даты - в соответствии соСпискомиПравилами, утвержденными указанным постановлением СМ РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ N 463.
В связи с вышеизложенным, в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, а именно период работы истца в Средней образовательной школе <адрес> в качестве учителя ингушского языка и литературы, а также директора по воспитательной работе необходимо засчитать с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно. Данные периоды работы также подтверждаются записями в трудовой книжке истца.
В список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи27Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (утв.постановлениемПравительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 781) также входит должность учителя ингушского языка и литературы в ГБОУ «СОШ № с.<адрес>» по месту трудовой деятельности истца с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. Данные периоды работы также подтверждаются записями в трудовой книжке истца, а также справкой, выданной ДД.ММ.ГГГГ директором названной школы.
В связи с вышеизложенным, указанные периоды трудовой деятельности истца также полежат зачету в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей.
Как следует из разъяснения, содержащегося в пункте 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
В соответствии с разъяснениями, данными вПостановленииПленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003г. N23, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55,59-61,67ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
КонституцияРоссийской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение механизма реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан и правил исчисления размеров пенсий, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2), который в целях обеспечения каждому конституционного права на пенсию вправе определять виды пенсий, источники их финансирования, предусматривать условия и порядок приобретения права на отдельные виды пенсий конкретными категориями лиц.
Согласно позиции, изложенной вОпределенииКонституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N58-О, подтвержденная вОпределенииКонституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N2717-О о том, что в случае вины органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплата пенсионеру всех причитающихся ему сумм производится без ограничения каким-либо сроком, гарантирует восстановление нарушенных пенсионных прав граждан и надлежащую их реализацию.
Согласно ч.20 ст.21 ФЗ N 400-ФЗрешения об установлении или отказе в установлении страховой пенсии, о выплате этой пенсии, об удержаниях из указанной пенсии и о взыскании излишне выплаченных сумм страховой пенсии могут быть обжалованы в вышестоящий пенсионный орган (по отношению к органу, вынесшему соответствующее решение) и (или) в суд.
В случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате страховой пенсии, установлении, перерасчете размера, индексации и (или) выплате фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), производится устранение данной ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Установление указанной пенсии или выплаты в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или прекращение выплаты указанной пенсии или выплаты в связи с отсутствием права на них производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка (часть 4 статьи 28Федерального закона "О страховых пенсиях").
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, совершение органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, при установлении пенсий тех или иных ошибок, в том числе носящих технический характер, - учитывая необходимость оценки значительного числа обстоятельств, с наличием которых закон связывает возникновение права на пенсию, включая проверку представленных документов и проведение математических подсчетов, - полностью исключить невозможно. Определение правовых способов исправления таких ошибок независимо от срока, прошедшего после их совершения, - право и обязанность государства (абзац первый пункта 5постановленияКонституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1-П "По делу о проверке конституционностичасти первой статьи 13Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" в связи с жалобой гражданина ФИО7", далее -постановлениеКонституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1-П).
Предусмотренная законом возможность исправления ошибки, допущенной пенсионным органом при назначении пенсии, в том числе пенсии за выслугу лет, призвана, таким образом, обеспечить соблюдение требований социальной справедливости и формального равенства, способствовать предотвращению необоснованного расходования бюджетных средств и злоупотребления правом как со стороны пенсионных органов, так и со стороны граждан, а потому не может подвергаться сомнению. Вместе с тем соответствующий правовой механизм - исходя из конституционных принципов правового государства и верховенства права, а также принципов справедливости и юридического равенства - должен обеспечивать баланс конституционно защищаемых ценностей, публичных и частных интересов на основе вытекающих из указанных принципов критериев разумности и соразмерности (пропорциональности), что, в свою очередь, предполагает наряду с учетом публичных интересов, выражающихся в назначении пенсии исключительно при наличии предусмотренных законом оснований и в целевом расходовании финансовых ресурсов, предназначенных на выплату пенсий, учет интересов пенсионера, которому пенсия по вине уполномоченного государством органа была назначена ошибочно, с тем чтобы пенсионер не подвергался чрезмерному обременению, притом, однако, что с его стороны отсутствуют какие-либо нарушения (абзац третий пункта 5постановленияКонституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1-П).
Такое правовое регулирование отвечало бы сути социального правового государства и, будучи основано в том числе на конституционных принципах правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, обеспечивало бы как соблюдение законодательно установленных условий назначения и выплаты пенсий за выслугу лет, так и защиту интересов граждан, которые, полагаясь на правильность принятого уполномоченными государством органами решения, рассчитывают на стабильность своего официально признанного статуса получателя данной пенсии и неизменность вытекающего из него материального положения. В рамках этих правоотношений в случае выявления ошибки, допущенной пенсионным органом при назначении пенсии гражданину, - при отсутствии с его стороны каких-либо виновных действий, приведших к неправомерному назначению пенсии, - бремя неблагоприятных последствий, связанных с устранением выявленной ошибки, должно распределяться на основе общеправового принципа справедливости, исключающего формальный подход, и с учетом особенностей жизненной ситуации, в которой находится гражданин, продолжительности периода, в течение которого он получал назначенную по ошибке пенсию, и других значимых обстоятельств (абзац четвертый пункта 5постановленияКонституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1-П).
Приведенная правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации в отношении правовых последствий ошибочного назначения пенсии за выслугу лет гражданину, уволенному со службы в органах внутренних дел, вследствие неправильного подсчета кадровым подразделением уполномоченного органа стажа службы (выслуги лет) может быть применена к сходным отношениям по пенсионному обеспечению граждан в соответствии сФедеральным законом"О страховых пенсиях".
Конституционный Суд Российской Федерации также указывал, что принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслустатей 1,2,6 (часть 2),15 (часть 4),17 (часть 1),18,19и55 (часть 1)Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Это необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты (абзац второй пункта 2постановленияот ДД.ММ.ГГГГ N 2-П "По делу о проверке конституционности отдельных положенийстатьи 30Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), <адрес> и жалобами ряда граждан").
Из приведенных норм материального права, подлежащих применению к спорным отношениям, и изложенных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации следует, что законом предусмотрена возможность исправления ошибки, допущенной пенсионным органом при установлении или перерасчете размера пенсии. При этом необходимо соблюдение баланса публичных и частных интересов, вследствие чего бремя неблагоприятных последствий, связанных с устранением выявленной ошибки, должно распределяться на основе общеправового принципа справедливости, исключающего формальный подход. В связи с этим при разрешении вопроса об исправлении такой ошибки в случае отсутствия со стороны пенсионера каких-либо виновных действий, приведших к неправомерному назначению или перерасчету пенсии, должны учитываться интересы пенсионера, особенности жизненной ситуации, в которой он находится, его возраст, продолжительность периода получения им пенсии в размере, ошибочно установленном ему пенсионным органом и другие значимые обстоятельства.
Вышеизложенное также подтверждается позицией Верховного суда РФ, изложенной в определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 44-КГ22-11-К7.
Решение ОПФР по РИ (ныне Отделение Социального фонда России по РИ) по назначению, перерасчету и выплате пенсии с учетом вышеизложенного суд не может признать законным, поскольку согласно п.8 Порядка осуществления корректировки сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесения уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет, утвержденного Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГг. N519п, в случае отсутствия (неполноты) сведений, необходимых для установления (уточнения) сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесения уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет, либо несоответствия сведений, указанных в документах, представленных застрахованным лицом, сведениям индивидуального (персонифицированного) учета, находящимся в распоряжении территориального органа ПФР, уполномоченное лицо территориального органа ПФР не позднее рабочего дня, следующего за днем приема заявления, направляет в государственные органы, органы местного самоуправления и подведомственные государственным органам или органам местного самоуправления организации, располагающие документами (сведениями), указанными в пункте 4 настоящего Порядка, запрос об их предоставлении.
Доводы представителя истца о том, что указанные выше действия уполномоченными должностными лицами ОПФР по РИ по назначению, перерасчету и выплате пенсий ПФ РФ в РИ не были выполнены, запросы в государственные органы, органы местного самоуправления и подведомственные государственным органам или органам местного самоуправления, организации, располагающие документами (сведениями), указанными в пункте 4 настоящего Порядка, не направлялись на момент прекращения пенсии, суд считает обоснованными, поскольку представителем ответчика не были представлены доказательства, свидетельствующие о соблюдении ими требований «Порядка осуществления корректировки сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесения уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет, утвержденного Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ N 519п.
Довод представителя ответчика о том, что в разделе "Наименование должностей" Списка должность пионервожатой не указана, не может являться основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований поскольку согласно п. 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГг. N1397, учителям и другим работникам просвещения работа в штатных должностях пионервожатых включалась в стаж работы по специальности.
Довод представителя ответчика о том, что истец в то время возможно была учащейся средней образовательной школы ввиду ее шестнадцатилетнего возраста, ввиду чего не могла будучи учащейся одновременно быть пионервожатой опровергается материалами дела, а именно аттестатом о полном среднем образовании серии А №, выданным ДД.ММ.ГГГГ Краснооктябрьской средней школой <адрес> ЧИАССР.
Поскольку досрочная страховая пенсия по старости, назначенная ДД.ММ.ГГГГ истцу приостановлена с ДД.ММ.ГГГГ, а в последующем прекращена с ДД.ММ.ГГГГ, что не оспаривается и самим ответчиком, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения требования о возобновлении досрочной страховой пенсии по старости со дня приостановления ее выплаты, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
С учетом изложенного, суд считает требования истца подлежащими удовлетворению в полном объеме, так как в решении о прекращении выплаты пенсии не указан конкретный спорный период педагогической деятельности истца.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования ФИО2 к Отделу Отделения Социального фонда России по РИ в <адрес> и Отделению Социального фонда России по РИ о признании решения пенсионного органа о прекращении ранее назначенной пенсии незаконным, включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости и назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 ФЗ "О страховых пенсиях" с момента приостановления, удовлетворить в полном объеме.
Признать незаконными решения ГУ – Отделение пенсионного фонда России по <адрес> (ныне Отделение Социального фонда России по <адрес>) о прекращении выплат ФИО2 страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ).
Признать за ФИО2 право на назначение досрочной страховой пенсии в соответствии с п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ).
Обязать Отделение Социального фонда России по <адрес> включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» ФИО2 периоды работы:
в должности старшей пионервожатой в Галашкинской санаторно-лестной школе ЧИАССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно;
в должности учителя ингушского языка и литературы и директора по воспитательной работе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в СОШ <адрес>;
в должности учителя начальных классов с ДД.ММ.ГГГГ по день выхода на пенсию (22.08.2018г.) в СОШ № с.<адрес> РИ.
Обязать Отделение Социального фонда России по <адрес> возобновить и выплатить пенсию в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» со дня ее приостановления, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РИ через Сунженский районный суд РИ в течение одного месяца с момента принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме будет изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья
Копия верна:
Судья Сунженского районного суда РИ А.С. Ужахов
Поступило |
25.01.2023 |
Принято к производству |
30.01.2023 |
Назначено |
15.02.2023 |
Начато рассмотрение |
01.03.2023 |
Рассмотрено |
10.03.2023 |
Срок рассмотрения |
1 месяц 13 дней |
Строка статистического отчета |
2.070 |