Судебный акт #1 (Постановление) по делу № 5-406/2021 от 28.01.2021

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

<адрес>                                    12.02.2021г.

Судья Промышленного районного суда <адрес> Селиверстов В.А.,

рассмотрев протокол старшего инспектора ИАЗ ОП УМВД России по <адрес> ФИО3 от 23.01.2021г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.5 ст.20.2 КоАП РФ, в отношении

Морозов А.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, гражданина РФ, с высшим образованием, женатого, официально не работающего, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>-

УСТАНОВИЛ:

23.01.2021г. в период с 14 часов 00 минут до 16 часов 00 минут гражданин Морозов А.Ю. являясь участником публичного мероприятия в смешанной форме (митинг, шествие) двигаясь по маршруту от площади Героев 21 Армии по <адрес> до пл.Славы в <адрес>, уведомление о проведении которого не было подано в порядке, установленном ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 54-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" в орган местного самоуправления, не выполнил законное требование сотрудников полиции, предусмотренного п. 1.7 ч.1 ст. 13 Федерального закона №3-ФЗ от 07.02.2011г. «О полиции», и требования сотрудников Администрации г.о. Самары о прекращении противоправных действий и отказа от участия в несанкционированном публичном мероприятии, чем нарушил установленный п. 1 ч.3 ст. 6 Федерального закона №54-ФЗ от 19.06.2004г. порядок проведения публичного мероприятия.

23.01.2021г. по данному факту в отношении Морозов А.Ю. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.5 ст.20.2 КоАП РФ.

Морозов А.Ю. в судебном заседании вину в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.20.2 КоАП РФ, не признал, и показал, что 21.01.2021г. ему стало известно из социальных сетей о проведении митинга в поддержку Навального в котором он решил принять добровольное участие. 23.01.2021г. примерно в 14 часов он пришел на площадь Героев 21-й Армии, там уже была толпа людей, к которым он присоединился. Примерно в 14-15 он в составе шествия двинулся на площадь им.Славы, где его задержали сотрудники полиции. Во время шествия он ничего не выкрикивал, плакатов в руках не держал. Полагает, что право на мирные митинги и шествия установлено для граждан РФ Конституцией и международными договорами и не может быть ограничено.

Изучив протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ., выслушав пояснения Морозов А.Ю. и исследовав письменные материалы дела, просмотрев видеозапись, приложенную к материалам дела, суд приходит к следующему.

Статья 31 Конституции РФ устанавливает право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования.

Как следует из правовой позиции Конституционного Суда РФ, природой закрепленного в статье 31 Конституции Российской Федерации права, заложенными в нем политическими и публично-правовыми началами предопределяется обязанность государства осуществлять регулирующее воздействие на отношения, связанные с организацией и проведением мирных собраний, с тем чтобы на основе соблюдения баланса частных и публичных интересов гарантировать гражданам и их объединениям реальную возможность заявлять и отстаивать свою позицию и выдвигать гражданские инициативы по значимым, с их точки зрения, общественно-политическим вопросам и тем самым оказывать влияние на деятельность органов публичной власти как непосредственно, так и путем формирования общественного мнения в целях привлечения внимания к соответствующим проблемам и обеспечения своевременного и адекватного реагирования на них со стороны публично-властных институтов.

Исходя из провозглашенной в преамбуле Конституции Российской Федерации цели утверждения гражданского мира и согласия и учитывая, что в силу самой своей сути публичные мероприятия (собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование) могут затрагивать права и законные интересы широкого круга лиц - как участников публичных мероприятий, так и лиц, в них непосредственно не участвующих, - государственная защита гарантируется только праву на проведение мирных публичных мероприятий, которое, тем не менее, может быть ограничено федеральным законом в соответствии с критериями, предопределяемыми требованиями статей 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, на основе принципа юридического равенства и вытекающего из него принципа соразмерности, т.е. в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Таким образом, гарантированное Конституцией Российской Федерации право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование не является абсолютным и может быть ограничено федеральным законом в целях защиты конституционно значимых ценностей при обязательном соблюдении принципов необходимости, пропорциональности и соразмерности, с тем чтобы вводимые им ограничения не посягали на само существо данного конституционного права и не препятствовали открытому и свободному выражению гражданами своих взглядов, мнений и требований посредством организации и проведения мирных публичных акций.

На обеспечение реализации прав граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования направлены положения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (в ред. от 30.12.2020г.).

Вопрос об оценке конституционности положений указанного Федерального закона, предусматривающих обязанность подачи организатором публичного мероприятия уведомления о его проведении, в том числе применительно к специально отведенным местам, уже был предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации, который в постановлениях от 18 мая 2012 года N 12-П, от 14 февраля 2013 года N 4-П и от 13 мая 2014 года N 14-П. Указанные положения были признаны соответствующими Конституции РФ.

Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона N 54-ФЗ определено, что под публичным мероприятием понимается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является, в числе прочего, свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики. Пунктом 5 указанной статьи устанавливается понятие шествие - массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона N 54-ФЗ проведение публичного мероприятия должно основываться на принципах законности, выражающейся в соблюдении положений Конституции Российской Федерации, данного Закона, иных законодательных актов Российской Федерации, и добровольности участия в публичном мероприятии.

Указанный Федеральный закон №54-ФЗ предполагает подачу уведомления о проведении публичного мероприятия, изложенный в ст. 7 указанного Федерального закона.

Как следует из правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в определениях от 24 октября 2013 года N 1618-О, от 24 октября 2013 года N 1619-О, Федеральный закон N 54-ФЗ в целях обеспечения мирного, доступного и безопасного характера публичных мероприятий, проводимых в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, закрепляет права и обязанности организатора публичного мероприятия (статьи 5, 7, 9, 11), участников публичного мероприятия (статья 6), а также органов публичной власти и их должностных лиц (статьи 12 - 17).Правовой статус участника публичного мероприятия закреплен в статье 6 Федерального закона N 54-ФЗ. Часть 1 ст. 6 Федерального закона №54-ФЗ устанавливает, что участниками публичного мероприятия являются граждане.

В соответствии с частями 3 и 4 статьи 6 Федерального закона N 54-ФЗ во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны: выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел (военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации); соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия; соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, если публичное мероприятие проводится с использованием транспортных средств.

Участники публичных мероприятий не вправе: скрывать свое лицо, в том числе использовать маски, средства маскировки, иные предметы, специально предназначенные для затруднения установления личности; иметь при себе оружие, боеприпасы, колющие или режущие предметы, другие предметы, которые могут быть использованы в качестве оружия, взрывные устройства, взрывчатые, ядовитые, отравляющие, едко пахнущие, легковоспламеняющиеся вещества, огнеопасные и пиротехнические вещества или изделия (за исключением спичек и карманных зажигалок), предметы (химические материалы), которые могут быть использованы для изготовления пиротехнических изделий или дымов, горючие материалы и вещества, иные вещества, предметы, изделия, в том числе самодельного изготовления, использование которых может привести к задымлению, воспламенению, иметь при себе и (или) распивать алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе; находиться в месте проведения публичного мероприятия в состоянии опьянения.

Согласно п. 35 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 N 28"О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях"под несанкционированным публичным мероприятием следует понимать публичное мероприятие, в проведении которого органом публичной власти отказано в установленных частью 3 статьи 12 Закона о публичных мероприятиях случаях, уведомление о проведении которого не было подано по правилам статьи 7 Закона о публичных мероприятиях, в отношении которого по мотивированному предложению органа публичной власти в определенном названным законом порядке не было согласовано изменение места и (или) времени его проведения либо не устранено указанное в предложении публичного органа несоответствие обозначенных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям Закона о публичных мероприятиях.

Согласно информации Администрации г.о.Самара, УМВД России по <адрес> уведомление о проведении публичных мероприятий 23.01.2021г. к ним не поступало.

В связи с допущенными нарушениями установленного порядка проведения публичного мероприятия, информацией о нарушении требований Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" сотрудники полиции уведомили о нарушении всех лиц, участвующих в публичном мероприятии, в том числе и Морозов А.Ю., и посредством громкоговорителя требовали прекратить участие в массовом мероприятии, проводимое с нарушением закона.

Данное законное требование сотрудников полиции Морозов А.Ю. проигнорировал, несмотря на то, что для прекращения указанных противоправных действий у участников данного несогласованного шествия, в том числе у самого Морозов А.Ю. было не менее часа (т.к. согласно протокола доставления от 23.01.2021г. Морозов А.Ю. был задержан в 15 часов 50 минут), а в промежуток времени с 14-00 до 16-00 Морозов А.Ю. продолжал нарушать требования Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", целенаправленно и добровольно продолжая свое участие в несогласованном публичном мероприятии в группе лиц, состоящей из не менее 1000 человек.

Судом установлено, что 23.01.2021г. в период с 14 часов 00 минут до 16 часов 00 минут гражданин Морозов А.Ю., будучи участником публичного мероприятия в смешанной форме (митинг, шествие) двигаясь по маршруту от площади Героев 21 Армии по <адрес> до пл.Славы в <адрес> не выполнил законного требования сотрудников полиции и требования сотрудников Администрации г.о.Самары об отказе от участия в несанкционированном публичном мероприятии, чем нарушил установленный п. 1 ч.3 ст. 6 Федерального закона №54-ФЗ от 19.06.2004г. порядок проведения публичного мероприятия.

Согласно ч.5 ст. 20.2 КоАП РФ, нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов.

Частью 1 статьи 6 Федерального закона №54-ФЗ установлено, что участниками публичного мероприятия признаются граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объединений, добровольно участвующие в нем.

В соответствии с п. 33 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 28 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях" участником публичного мероприятия для целей статьи 20.2 КоАП РФ является гражданин, в том числе член политической партии, член или участник другого общественного, религиозного объединения, добровольно участвующий в таком мероприятии и реализующий права, предусмотренные частью 2 статьи 6 Закона о публичных мероприятиях, например, участвующий в обсуждении и принятии решений, использующий различную символику и иные средства публичного выражения коллективного или индивидуального мнения.

Судам следует иметь в виду, что нарушение участником мирного публичного мероприятия установленного порядка проведения публичного мероприятия, влекущее административную ответственность по части 5 статьи 20.2 КоАП РФ, может иметь место в случае невыполнения (нарушения) участником публичного мероприятия обязанностей (запретов), установленных частями 3, 4 статьи 6 Закона о публичных мероприятиях.

Конституционный Суд в определении от 07.07.2016г.N 1428-О указал, что законоположения пункта 1 части 4 статьи 6, части 1 статьи 7 и части 1.1 статьи 8 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", а также части 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не препятствуют проведению в специально отведенных местах без предварительного уведомления публичных мероприятий любой формы (вида), если количество их участников не превышает предельной численности лиц, установленной законом субъекта Российской Федерации, которая не может быть менее ста человек, что, в свою очередь, исключает наступление административной ответственности за проведение соответствующих публичных мероприятий без подачи уведомления в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления. Оспоренными нормами закрепляются отдельные условия проведения публичных мероприятий (в том числе требования к их участникам, включая запрет на сокрытие своего лица, а также предельная численность лиц, участвующих в публичных мероприятиях, уведомление о проведении которых не требуется). Оспоренными положениями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливаются меры административной ответственности за нарушение порядка проведения публичного мероприятия.

Таким образом, в действиях Морозов А.Ю. имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.20.2 КоАП РФ, то есть нарушение участником публичного мероприятия выразившееся в не выполнении законных требований сотрудников полиции, сотрудников Администрации г.о. Самары о прекращении противоправных действий и отказа от участия в несанкционированном публичном мероприятии.

Виновность Морозов А.Ю. подтверждается исследованными в судебном заседании доказательствами, материалами дела об административном правонарушении: протоколом об административном правонарушении от 23.01.2021г., объяснениями Морозов А.Ю., протоколом о доставлении от 23.01.2021г., рапортом полицейского полка ППСП УМВД России по <адрес>, актом осмотра видеозаписи, а так же видеозаписью «Морозов А.Ю.» и другими материалами дела. Оснований не доверять указанным доказательствам у суда не имеется.

При назначении наказания Морозов А.Ю. суд учитывает характер административного правонарушения, обстоятельства дела, данные о личности правонарушителя, отсутствие отягчающих и смягчающих ответственность Морозов А.Ю. обстоятельств. С учетом изложенного, суд полагает возможным назначить Морозов А.Ю. наказание в виде административного штрафа.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.23.1, 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Признать Морозов А.Ю. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.20.2 КоАП РФ и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 10000 (десять тысяч) рублей.

Денежные средства в счет оплаты штрафа перечислить по следующим реквизитам: <данные изъяты>

Оригинал квитанции об уплате штрафа необходимо представить в суд. В случае неуплаты штрафа в добровольном порядке в вышеуказанный срок, постановление подлежит направлению для исполнения судебному приставу для обращения взыскания на имущество, при этом лицо, не уплатившее штраф, может быть привлечено к ответственности по ч.1 ст.20.25 КоАП РФ.

Постановление суда может быть обжаловано в Самарский областной суд через Промышленный районный суд <адрес> в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления суда.

Судья                        Селиверстов В.А.

5-406/2021

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено постановление о назначении административного наказания
Ответчики
Морозов Андрей Юрьевич
Суд
Промышленный районный суд г. Самары
Судья
Селиверстов Вадим Анатольевич
Статьи

ст.20.2 ч.5 КоАП РФ

Дело на сайте суда
promyshleny--sam.sudrf.ru
28.01.2021Передача дела судье
01.02.2021Подготовка дела к рассмотрению
10.02.2021Рассмотрение дела по существу
12.02.2021Изготовлено постановление о назначении административного наказания в полном объеме
09.03.2021Материалы дела сданы в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Постановление)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее