Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1691/2023 ~ М-1212/2023 от 24.05.2023

Дело № 2-1691/2023

УИД 05RS0012-01-2023-001884-06

Р Е Ш Е Н И Е
    Именем Российской Федерации


    г. Дербент                                                               13 июля 2023 года

Дербентский городской суд РД, в составе председательствующего судьи Галимова М.И., при ведении протокола судебного заседания Куруглиевой К.З., с участием старшего помощника прокурора Дербентской межрайонной природоохранной прокуратуры Комарова, представителя Администрации городского округа "город Дербент" и представителя третьего лица МАУ "Служба городского сервиса" Гагаевой Г.К., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дербентского межрайонного природоохранного прокурора к Администрации городского округа "город Дербент" о возложении обязанности на Администрацию городского округа "город Дербент" в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда организовать ликвидацию несанкционированных свалок отходов, расположенных на земельных участках с кадастровыми номерами <номер изъят>,

УСТАНОВИЛ:

Дербентский межрайонный природоохранный прокурор в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации городского округа "город Дербент".

Просить возложить обязанность на Администрацию городского округа "город Дербент" в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда организовать ликвидацию несанкционированных свалок отходов, расположенных на земельных участках с кадастровыми номерами <номер изъят>.

Заявитель в обоснование иска указал, что Дербентской межрайонной природоохранной прокуратурой в деятельности администрации городского округа "город Дербент" выявлены нарушения природоохранного законодательства.

Установлено, что земельный участок с кадастровым номером <номер изъят> (категория земель - земли населенных пунктов с видом разрешенного использования - здравоохранение) частично захламлен промышленными отходами на площади 17000 кв.м. в юго-восточных границах, в северо-западных границах на площади 8300 кв.м.

Кроме того, факты несанкционированного размещения отходов так же имеются в границах земельного участка с кадастровым номером <номер изъят> ( категория земель - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - земельные участки(территории) общего пользования) на площади 6100 кв.м.

Общая площадь загрязнения отходами двух земельных участков составляет 14400 кв.м.

Согласно информации Дербентского межмуниципального отдела Росреестра по Республике Дагестан от 28.04.2023года <номер изъят> правообладателем указанных земельных участков является администрация городского округа "город Дербент".

В силу пунктов 8,20,24,25 ч.1 ст. 16 Федерального закона " Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся участие в организации деятельности по накоплению твердых коммунальных отходов, организации благоустройства территории.

В соответствии с требованиями ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ " Об отходах производства и потребления" и приказа Минприроды России от 30.09.2011 года № 792 определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных исследований в порядке установленном законом, информация о них вносится в государственный реестр объектов размещения отходов.

На территории Республики Дагестан функционируют 2 полигона, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов, расположенные в городах Кизляр и Избербаш.

Согласно ст. 19, 42 Земельного Кодекса РФ, ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, на которого возложена обязанность использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать при использовании земельных участков требования экологических и санитарно-гигиенических правил и норм, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

В силу ч. 1,2 ст. 13 ЗК РФ охрана земель представляет собой деятельность органов местного самоуправления, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса, по проведению мероприятий по защите земель от загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

Размещение промышленных (строительных) и твердых коммунальных отходов на земельных участках с кадастровыми номерами <номер изъят> является незаконным.

Обязанности собственника земельного участка установлены ЗК РФ исходя из принципа учета значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю.

С целью устранения нарушений закона главе администрации городского округа "город Дербент" вынесено представление, по результатам рассмотрения которого мер к ликвидации несанкционированного размещения отходов не принято.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона № 7-ФЗ " Об охране окружающей среды", ответственность за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на подведомственной территории несет орган местного самоуправления.

Размещение промышленных (строительных) и твердых коммунальных отходов на земельных участках с кадастровыми номерами <номер изъят> является незаконным, может негативно повлиять на состояние окружающей среды, привести к нарушению конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду.

В судебном заседании представитель истца старший помощник прокурора Дербентской межрайонной природоохранной прокуратуры - Комаров исковые требования поддержал, просил суд удовлетворить в полном объеме.

Представитель Администрации городского округа "город Дербент" и представитель третьего лица МАУ "Служба городского сервиса" - Гагаева Г.К., действующая на основании доверенностей, в судебном заседании исковые требования природоохранного прокурора признала.

Пояснила, что действительно на земельных участках с кадастровыми номерами <номер изъят> образовалась свалка. Объем работы по приведению этих земельных участков в надлежащее состояние очень большой, и срок в который прокурор просит привести в порядок эти участки может не хватить, администрация может не успеть завершить работы по очистке территории.

Заслушав объяснение лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая из сторон должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено Федеральным законом.

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

В соответствии с положениями Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности (статья 1); содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (пункт 2 статьи 21); отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 22).

Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ " Об отходах производства и потребления" допускает накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (пункт 1 статьи 13.4).

Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно пункту 4.13 ГОСТ 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенного постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 г. N 607-ст, являются несанкционированными свалками отходов.

В соответствии с абзацами четвертым и восьмым статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель, почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Подпунктом 2 пункта 2 статьи 13 названного кодекса в целях охраны земель на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность по проведению мероприятий по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления.

Понятие отходов содержится в статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ " Об отходах производства и потребления", в соответствии с данной статьей отходы производства и потребления - вещества или предметы, образованные в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным законом. Отходами от использования товаров являются готовые товары (продукция), утратившие полностью или частично свои потребительские свойства и складированные их собственником в месте сбора отходов, либо переданные в соответствии с договором или законодательством Российской Федерации лицу, осуществляющему обработку, утилизацию отходов, либо брошенные или иным образом оставленные собственником с целью отказаться от права собственности на них.

Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством (статья 4 названного закона).

Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с ч. 2 ст. 209. Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса (ч. 3 ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В силу ст. 219. Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

Согласно сведениям ЕГРН право собственности на земельные участки:

1) с кадастровым номером <номер изъят> площадью 103878 кв.м. расположенный по адресу: <адрес изъят>, с категорией земель - земли населенных пунктов с видом разрешенного использования - здравоохранение, зарегистрирован за Администрацией городского округа "город Дербент",

2) с кадастровым номером <номер изъят> площадью 9011 кв.м., расположенный по адресу Республика Дагестан, город Дербент, с категорией земель - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - земельные участки(территории) общего пользования, зарегистрирован за Администрацией городского округа "город Дербент".

Представитель ответчика факт принадлежности земельных участков с кадастровыми номерами <номер изъят> в судебном заседании не оспаривает.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с пунктом 18 которых собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.

Согласно примечанию к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что надлежащим ответчиком, лицом ответственным за отходы, находящиеся на данном участке является Администрация городского округа "город Дербент".

Таким образом, требования истца о возложении обязанности на Администрацию городского округа "город Дербент" в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда организовать ликвидацию несанкционированных свалок отходов, расположенных на земельных участках с кадастровыми номерами <номер изъят>325об обязании обоснованны и подлежат удовлетворению.

Исходя из изложенного, судом установлено, что несанкционированная свалка оказывает негативное воздействие на окружающую среду, а бездействие Администрация городского округа "город Дербент", в обязанность которой входит принимать своевременные меры по выявлению и ликвидации несанкционированных свалок, образованных на земельных участках, принадлежащих Российской Федерации, нарушает конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду.

В соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Суд полагает срок исполнения решения, запрашиваемый истцом, разумным, также суд учитывает, что ответчиком иного срока предложено не было.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Иск Дербентского межрайонного природоохранного прокурора к Администрации городского округа "город Дербент" о возложении обязанности на Администрацию городского округа "город Дербент" в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда организовать ликвидацию несанкционированных свалок отходов, расположенных на земельных участках с кадастровыми номерами <номер изъят>, удовлетворить.

Обязать Администрацию городского округа "город Дербент" в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда организовать ликвидацию несанкционированных свалок отходов, расположенных на земельных участках с кадастровыми номерами <номер изъят>.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан через Дербентский городской суд РД в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение суда составлено в совещательной комнате.

Председательствующий                                            М.И. Галимов

2-1691/2023 ~ М-1212/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Дербентский межрайонный природохранный прокурор в защиту прав и законнх иентересов неопределенного круга лиц
Ответчики
Администрация городского округа "город Дербент"
Другие
МАУ "Служба городского сервиса"
Суд
Дербентский городской суд Республики Дагестан
Судья
Галимов Магомед-Вели Исрафилович
Дело на странице суда
derbent-gs--dag.sudrf.ru
24.05.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.05.2023Передача материалов судье
24.05.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.05.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.05.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.06.2023Судебное заседание
13.07.2023Судебное заседание
13.07.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее