Дело № 2-1816/2023
УИД 21RS0023-01-2023-001452-28
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 декабря 2023 года г.Чебоксары
Ленинский районный суд г. Чебоксары в составе председательствующего судьи Шопиной Е. В., при секретаре судебного заседания Димитриеве А. В., с участием истицы Николаевой В. Р., представителя ответчика Чернышевой Е. Д., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Николаевой ФИО5 к Автономному учреждению Чувашской Республики «Чувашский государственный театр оперы и балета» Министерства культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики о взыскании компенсации морального вреда
установил:
Николаева В. Р. обратилась в суд с исковым заявлением к Автономному учреждению Чувашской Республики «Чувашский государственный театр оперы и балета» Министерства культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики о компенсации морального вреда.
Требования мотивированы тем, что решением Ленинского районного суда г. Чебоксары от дата по гражданскому делу----- по исковому заявлению Николаевой ФИО6 к Автономному учреждению Чувашской Республики «Чувашский государственный театр оперы и балета» Министерства культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики о признании незаконным и отмене приказа от дата ----- «О предоставлении ежемесячных отчетов о выполненной работе» в части возложения на начальника отделов кадров Николаеву В. Р. обязанности предоставлять отчеты, вынесении частного определения в удовлетворении требований отказано.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Чувашской Республики от дата решение суда частично отменено, вынесено решение об удовлетворении исковых требований о признании незаконным и отмене приказа от дата ----- «О предоставлении ежемесячных отчетов о выполненной работе» в части возложения на начальника отделов кадров Николаеву В. Р. обязанности предоставлять отчеты о проделанной работе за месяц и о планах на следующий месяц.
Однако ответчик на дату обращения истицы в суд дата приказ не отменил.
Незаконные действия ответчика пагубно отразились на здоровье истицы, физическом и психологическом состоянии, что подтверждается постоянным нахождением на больничных и в отпуске без сохранения заработной платы ввиду невозможности работать в здоровом моральном климате.
В итоге неправомерных действий ответчика из-за постоянного давления и принуждения к увольнению истец испытывала и испытывает стресс.
Истица, обосновывая свои требования положениями ст. ст. 237 ТК РФ, ст. 151, 1001 ГК РФ, просила суд взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 500 000 руб.
В судебном заседании истица требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно указала, что указанным приказом была создана реальная угроза привлечения истицы к дисциплинарной ответственности за неисполнение данного приказа, что повлекло её увольнение. Также ухудшилось состояние здоровья истицы, что подтверждается медицинскими документами в материалах дела.
Представитель ответчика Чернышева Е. Д. исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление, просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Суд, заслушав доводы сторон, исследовав письменные доказательства, приходит к следующему.
Из материалов гражданского дела следует, что истица Николаева В. Р. работала в автономном учреждении Чувашской Республики «Чувашский государственный театр оперы и балета» Министерства культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики в должности ------ по трудовому договору от дата.
С дата переведена на должность ------ на основании приказа от дата -----
Приказом АУ ЧР «Чувашский государственный театр оперы и балета» ----- от дата «О предоставлении ежемесячных отчетов о выполненной работе» на истицу возложена обязанность ежемесячно предоставлять отчеты о выполненной работе за месяц и о планах на следующий месяц не позднее 5 числа каждого месяца, следующего за отчетным, в приемную театра.
Не согласившись с данным приказом, истица обратилась в суд с исковым заявлением, в котором просила признать данный приказ незаконным.
Решением Ленинского районного суда г. Чебоксары от дата по гражданскому делу ----- по исковому заявлению Николаевой ФИО7 к Автономному учреждению Чувашской Республики «Чувашский государственный театр оперы и балета» Министерства культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики о признании незаконным и отмене приказа от дата -----, вынесении частного определения, истице отказано в удовлетворении её исковых требований.
Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики от дата решение суда отменено в части отказа в удовлетворении исковых требований Николаевой ФИО8 к Автономному учреждению Чувашской Республики «Чувашский государственный театр оперы и балета» Министерства культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики о признании незаконным и отмене приказа от дата -----, приказ признан незаконным.
Определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от дата определение суда апелляционной инстанции оставлено без изменения.
дата ответчиком издан приказ -----, в котором из оспариваемого приказа исключена Николаева В. Р.(л.д.26).
Как следует из представленной ответчиком копии журнала регистрации исходящих документов (л.д. 54-56), копия приказа направлена истице по почте.
Истец получение указанной корреспонденции отрицала.
Согласно статье 237 Трудового кодекса Российской Федерации моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. (часть 1).
В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба. (часть 2).
В Трудовом кодексе Российской Федерации не содержится положений, касающихся понятия морального вреда и определения размера компенсации морального вреда. Такие нормы предусмотрены гражданским законодательством.
Моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора (часть 1 статьи 237 Трудового кодекса Российской Федерации).
Пунктом 2 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что неотчуждаемые права и свободы человека и другие нематериальные блага защищаются гражданским законодательством, если иное не вытекает из существа этих нематериальных благ.
Пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная ------, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
В соответствии со статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. (пункт 1).
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред. (пункт 2).
В пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от дата N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда" разъяснено, что под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную ------, честь и доброе имя, ------ переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на уважение родственных и семейных связей, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на использование своего имени, право на защиту от оскорбления, высказанного при формулировании оценочного мнения, право авторства, право автора на имя, другие личные неимущественные права автора результата интеллектуальной деятельности и др.) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Согласно пункту 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от дата N 33 суду при разрешении спора о компенсации морального вреда, исходя из статей 151, 1101 ГК РФ, устанавливающих общие принципы определения размера такой компенсации, необходимо в совокупности оценить конкретные незаконные действия причинителя вреда, соотнести их с тяжестью причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий и индивидуальными особенностями его личности, учесть заслуживающие внимания фактические обстоятельства дела, а также требования разумности и справедливости, соразмерности компенсации последствиям нарушения прав. При этом соответствующие мотивы о размере компенсации морального вреда должны быть приведены в судебном постановлении.
Размер компенсации морального вреда не может быть поставлен в зависимость от размера удовлетворенного иска о возмещении материального вреда, убытков и других имущественных требований.
В соответствии с пунктом 26 постановления Пленума Верховного Суда РФ от дата N 33 определяя размер компенсации морального вреда, суду необходимо, в частности, установить, какие конкретно действия или бездействие причинителя вреда привели к нарушению личных неимущественных прав заявителя или явились посягательством на принадлежащие ему нематериальные блага и имеется ли причинная связь между действиями (бездействием) причинителя вреда и наступившими негативными последствиями, форму и степень вины причинителя вреда и полноту мер, принятых им для снижения (исключения) вреда.
Тяжесть причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом заслуживающих внимания фактических обстоятельств дела, к которым могут быть отнесены любые обстоятельства, влияющие на степень и характер таких страданий. При определении размера компенсации морального вреда судам следует принимать во внимание, в частности: существо и значимость тех прав и нематериальных благ потерпевшего, которым причинен вред (например, характер родственных связей между потерпевшим и истцом); характер и степень умаления таких прав и благ (интенсивность, масштаб и длительность неблагоприятного воздействия), которые подлежат оценке с учетом способа причинения вреда (например, причинение вреда здоровью способом, носящим характер истязания, унижение чести и достоинства родителей в присутствии их детей), а также поведение самого потерпевшего при причинении вреда (например, причинение вреда вследствие провокации потерпевшего в отношении причинителя вреда); последствия причинения потерпевшему страданий, определяемые, помимо прочего, видом и степенью тяжести повреждения здоровья, длительностью (продолжительностью) расстройства здоровья, степенью стойкости утраты трудоспособности, необходимостью амбулаторного или стационарного лечения потерпевшего, сохранением либо утратой возможности ведения прежнего образа жизни. (пункт 27 постановления Пленума Верховного Суда РФ от дата N 33).
Незаконный приказ повлек для истицы нравственные страдания, поскольку на неё была незаконно возложена обязанность по предоставлению отчетов, чем была создана реальная угроза привлечения к дисциплинарной ответственности за неисполнение приказа, допущена дискриминация истицы в связи с неравным положением по сравнению с другими работниками, на которых обязанность по предоставлению отчетов не была возложена. Указанное обстоятельство является основанием для компенсации истице причиненного морального вреда.
При определении размера компенсации морального вреда суд также учитывает недоказанность доводов об ухудшении состояния здоровья именно в связи с изданием оспариваемого приказа.
Довод о том, что требование исполнения оспариваемого приказа повлекло вынужденное увольнение истицы (о чем она указала в заявлении об увольнении), не может быть принят во внимание, поскольку, во-первых, данный довод подлежит оценке в рамках имеющегося между сторонами спора о законности увольнения истицы, а-во вторых, как следует из содержания заявления истицы об увольнении, работодатель обязал истицу предоставлять ежедневные отчеты о проделанной работе, тогда как незаконный приказ ----- возлагал на истицу обязанность по предоставлению ежемесячных отчетов. Доводы истицы о том, что истица не была ознакомлена с приказом об отмене незаконного приказа -----, не влекут увеличения размера компенсации морального вреда, поскольку признание приказа незаконным судом является самостоятельным и достаточным способом защиты прав работника. При этом издание дублирующего приказа работодателя не является обязательным.
Исходя из изложенного, суд требования истицы удовлетворяет частично, исходя из вышеуказанных обстоятельств и требований разумности и справедливости, в размере 7 000 руб., отказывая в удовлетворении исковых требований в остальной части.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Николаевой ФИО9 к Автономному учреждению Чувашской Республики «Чувашский государственный театр оперы и балета» Министерства культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики о взыскании компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Взыскать с Автономного учреждения Чувашской Республики «Чувашский государственный театр оперы и балета» Министерства культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики (ИНН ----- ОГРН -----) в пользу Николаевой ФИО10 (паспорт ------) компенсацию морального вреда в размере семь тысяч рублей, отказав в удовлетворении исковых требований в остальной части.
На решение могут быть поданы апелляционные жалобы в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Ленинский районный суд города Чебоксары.
Председательствующий судья Е. В. Шопина
Мотивированное решение суда изготовлено 14 декабря 2023 года.