Дело № 2-415/2019
УИД 21RS0012-01-2019-000472-92
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 августа 2019 года с. Моргауши
Моргаушский районный суд Чувашкой Республики в составе:
председательствующего судьи Алексеевой А.В.,
при секретаре судебного заседания Смирновой М.Н.,
с участием представителя истца- старшего помощника прокурора Моргаушского района Чувашской Республики ФИО2,
представителя ответчика- Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «<данные изъяты>» Моргаушского района Чувашской Республики, в лице заведующего ФИО3,
представителя соответчика- отдела образования, молодежной политики, физической культуры и спорта администрации Моргаушского района Чувашской Республики, в лице начальника отдела ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Моргаушского района Чувашской Республики в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лица к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению <данные изъяты> Моргаушского района Чувашской Республики, отделу образования, молодежной политики, физической культуры и спорта администрации Моргаушского района Чувашской Республики об обязании устранить выявленные нарушения обязательных требований противопожарной безопасности,
установил:
Прокурор Моргаушского района Чувашской Республики обратился в Моргаушский районный суд Чувашской Республики с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с последующим уточнением к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению <данные изъяты> Моргаушского района Чувашской Республики (далее- МБДОУ <данные изъяты> Моргаушского района Чувашской Республики), отделу образования, молодежной политики, физической культуры и спорта администрации Моргаушского района Чувашской Республики об обязании в срок до 01 сентября 2019 года устранить выявленные нарушения обязательных требований противопожарной безопасности: установить в здании котельной и склада учреждения автоматическую пожарную сигнализацию; лестничный марш, предназначенный для эвакуации людей привести в соответствие с нормативными документами пожарной безопасности; средства обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений обеспечить в соответствии с проектным решением; обеспечить в учреждении уровень звука сигнала системы оповещения и управления эвакуации (СОУЭ) в допустимых нормах (не менее 75 дБА на расстоянии 3 м от оповещателя); обеспечить срабатывание автоматической пожарной сигнализации (АПС) от двух пожарных извещателей; установить знаки направления движения к пожарным гидрантам и резервуарам, являющимся источником противопожарного водоснабжения в учреждении; пожарный резервуар расположить на расстоянии менее 200 м от здания учреждения.
Требования мотивированы тем, что в результате проведенной прокуратурой Моргаушского района Чувашской Республики по представленной отделением надзорной деятельности и профилактической работы по Моргаушскому району управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Чувашской Республике информации от ДД.ММ.ГГГГ № о нарушениях требований пожарной безопасности МБДОУ <данные изъяты> Моргаушского района Чувашской Республики, расположенного по адресу: Чувашская Республика, <адрес>, д. Сятракасы, <адрес>, выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности: в здании котельной и склада отсутствует автоматическая пожарная сигнализация (ч. 1 ст. 83 Федеральный закон № 123-ФЗ); ширина марша лестницы, предназначенной для эвакуации людей, не соответствует нормативным документам пожарной безопасности (менее 1,35 м) (п. 6.29 а СНиП 21-01-97); при монтаже средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений не соблюдены проектные решения (п. 61 ППР в РФ); звуковые сигналы СОУЭ не обеспечивают общий уровень звука не менее 75 дБА на расстоянии 3м от оповещателя (п. 4.1 СП 3.13130.2009); срабатывание АПС проходит от одного пожарного извещателя (п. 14.1 СП 5.13130.2009); отсутствует направление движения к пожарным гидрантам и резервуарам, являющимся источником противопожарного водоснабжения (п. 55 ППР в РФ); пожарный резервуар расположен на расстоянии более 200 м от здания (п. 9.30 СНиП ДД.ММ.ГГГГ-84).
В судебном заседании старший помощник прокурора <адрес> ФИО2 отказался от заявленных требований к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № «Березка» <адрес> Чувашской Республики, отделу образования, молодежной политики, физической культуры и спорта администрации <адрес> Чувашской Республики об обязании в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить выявленные нарушения обязательных требований противопожарной безопасности: установить в здании котельной и склада учреждения автоматическую пожарную сигнализацию; средства обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений обеспечить в соответствии с проектным решением; установить знаки направления движения к пожарным гидрантам и резервуарам, являющимся источником противопожарного водоснабжения в учреждении. Производство по делу в указанной части прекращено определением суда. В остальной части поддержал требования по изложенным в заявлении основаниям, вновь привел их суду, просил удовлетворить. Просил предоставить ответчикам срок для устранения выявленных нарушений до ДД.ММ.ГГГГ.
Представители ответчиков - МБДОУ <данные изъяты> Моргаушского района Чувашской Республики ФИО3, отдела образования, молодежной политики, физической культуры и спорта администрации Моргаушского района Чувашской Республики ФИО4 требования прокурора с последним уточнением (с учетом отказа от части заявленных требований) признали, не возражали против удовлетворения, просили предоставить срок для устранения выявленных нарушений до ДД.ММ.ГГГГ. Пояснили, что в настоящее время ведется работа по устранению выявленных нарушений. ДД.ММ.ГГГГ между Федеральным государственным бюджетным учреждением «Судебно-экспертное учреждение федеральной противопожарной службы «Испытательная пожарная лаборатория» по Чувашской Республике- Чувашии» (исполнитель) и МБДОУ <данные изъяты> Моргаушского района Чувашской Республики (заказчик) заключен договор № возмездного оказания услуг на проведение испытания систем автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей в случае пожара и автоматических установок пожаротушения на соответствие требованиям норм и правил пожарной безопасности на площади 1074,3 кв.м на объекте МБДОУ <данные изъяты> Моргаушского района ЧР по адресу: <адрес> разработку декларации пожарной безопасности с расчетом пожарного риска на объекте МБДОУ <данные изъяты> Моргаушского района Чувашской Республики. Утвержден план финансово-хозяйственной деятельности на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, денежные средства на устранение выявленных нарушений требований противопожарной безопасности учреждению выделены.
Представитель третьего лица – администрации Моргаушского района Чувашской Республики, надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного разбирательства в суд не явился, в представленном суду отзыве просит рассмотреть дело без участия представителя.
Суд, с учетом мнения лиц, участвующего в деле, считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, которых, по их мнению, достаточно для принятия решения по делу не требуется представление дополнительных доказательств, суд приходит к следующему.
В силу ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре» прокурор в соответствии с процессуальным законодательном Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Преамбулой Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон № 69-ФЗ) определено, что настоящий Федеральный закон определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями, юридическими лицами (далее - организации), должностными лицами, гражданами (физическими лицами), в том числе индивидуальными предпринимателями (далее - граждане).
Согласно ст. 1 Федерального закона № 69-ФЗ пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; пожар - неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
Под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение специальных условий социального и (или) технического характера, установленных в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
В соответствии со ст. 37 Федерального закона № 69-ФЗ руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определения основных положений технического регулирования в области пожарной безопасности и установления общих требований пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, 22 июля 2008 года принят Федеральный закон № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон № 123-ФЗ).
Согласно п. 20 ст. 2 Федерального закона № 123-ФЗ, пожарная безопасность объекта защиты - состояние объекта защиты, характеризуемое возможностью предотвращения возникновения и развития пожара, а также воздействия на людей и имущество опасных факторов пожара.
Техническое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой установление в нормативных документах по пожарной безопасности требований пожарной безопасности к продукции, процессам проектирования, производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации (п. 1 ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 123-ФЗ).
К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (ч. 3 ст. 4 Федерального закона №123-ФЗ).
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, в ходе проведенной ДД.ММ.ГГГГ плановой выездной проверки отделением надзорной деятельности и профилактической работы по Моргаушскому району управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Чувашской Республике МБДОУ <данные изъяты> Моргаушского района Чувашской Республики были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, в том числе: несоответствие ширины марша лестницы, предназначенной для эвакуации людей, нормативным документам пожарной безопасности (менее 1,35 м) (п. 6.29 а СНиП 21-01-97); необеспечение звуковых сигналов СОУЭ общего уровня звука не менее 75 дБА на расстоянии 3 м от оповещателя (п. 4.1 СП 3.13130.2009); срабатывание АПС от одного пожарного извещателя (п. 14.1 СП 5.13130.2009); расположение пожарного резервуара на расстоянии более 200 м от здания (п. 9.30 СНиП ДД.ММ.ГГГГ-84).
Так, согласно п. 6.29 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений» ширина марша лестницы, предназначенной для эвакуации людей, в том числе, расположенной в лестничной клетке, должна быть не менее расчетной или не менее ширины любого эвакуационного выхода (двери) на нее, но, как правило, не менее: а) 1,35 м - для зданий класса Ф1.1.
В соответствии с п. 4.1 СП 3.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности» звуковые сигналы СОУЭ должны обеспечивать общий уровень звука (уровень звука постоянного шума вместе со всеми сигналами, производимыми оповещателями) не менее 75 дБА на расстоянии 3 м от оповещателя, но не более 120 дБА в любой точке защищаемого помещения.
В силу п. 14.1 Свода правил СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования» формирование сигналов на управление в автоматическом режиме установками пожаротушения, или дымоудаления, или оповещения, или инженерным оборудованием должно осуществляться при срабатывании не менее двух пожарных извещателей, включенных по логической схеме "И".
Согласно п. 9.30 СНиП 2.04.02-84* «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения» пожарные резервуары или водоемы надлежит размещать из условия обслуживания ими зданий, находящихся в радиусе:
при наличии автонасосов - 200 м;
при наличии мотопомп - 100-150 м в зависимости от типа мотопомп.
Для увеличения радиуса обслуживания допускается прокладка от резервуаров или водоемов тупиковых трубопроводов длиной не более 200 м с учетом требований п. 9.32.
Расстояние от точки забора воды из резервуаров или водоемов до зданий III, IV и V степеней огнестойкости и до открытых складов сгораемых материалов должно быть не менее 30 м, до зданий I и II степеней огнестойкости - не менее 10 м.
Выявленные нарушения создают угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в том числе малолетних детей.
Согласно Уставу Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения <данные изъяты> Моргаушского района Чувашской Республики учредителем учреждения является Моргаушский район Чувашской Республики в лице администрации Моргаушского района Чувашской Республики.
От имени администрации Моргаушского района Чувашской Республики функции и полномочия учредителя учреждения осуществляет структурное подразделение администрации – отдел образования, молодежной политики, физической культуры и спорта администрации Моргаушского района Чувашской Республики.
МБДОУ <данные изъяты> Моргаушского района Чувашской Республики является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета.
В соответствии с п. 1.1, 1.5 Положения об отделе образования, молодежной политики, физической культуры и спорта администрации Моргаушского района Чувашской Республики отдел является отраслевым органом администрации Моргаушского района Чувашской Республики, юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс. В сферу деятельности отдела входят муниципальные образовательные организации, в том числе дошкольная образовательная организация, общеобразовательная организация, организация дополнительного образования.
В силу ст. ст. 139 и 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Следовательно, у отдела образования, молодежной политики, физической культуры и спорта администрации Моргаушского района Чувашской Республики имеются все необходимые правовые полномочия по выделению денежных средств, необходимых для устранения нарушений пожарной безопасности в образовательном учреждении.
Достоверных, достаточных и допустимых доказательств, позволяющих суду прийти к выводу о невозможности ответчиками выполнения в полном объеме требований по обеспечению противопожарной безопасности МБДОУ <данные изъяты> Моргаушского района Чувашской Республики, ответчиками не представлено.
При изложенных обстоятельствах требование прокурора Моргаушского района является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Суд полагает возможным в соответствии с ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее- ГПК РФ), определить срок исполнения – до 01 сентября 2019 года, считает указанный срок разумным и достаточным для надлежащего исполнения обязанности.
Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании и принимает решение по заявленным истцом требованиям (ст.ст. 195, 196 ГПК РФ).
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Обязать Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение <данные изъяты> Моргаушского района Чувашской Республики, отдел образования, молодежной политики, физической культуры и спорта администрации Моргаушского района в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения обязательных требований противопожарной безопасности в здании Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения <данные изъяты> Моргаушского района Чувашской Республики, расположенного по адресу: <адрес>, а именно: лестничный марш, предназначенный для эвакуации людей привести в соответствие с нормативными документами пожарной безопасности; обеспечить в учреждении уровень звука сигнала системы оповещения и управления эвакуации (СОУЭ) в допустимых нормах (не менее 75 дБА на расстоянии 3 м от оповещения); обеспечить срабатывание автоматической пожарной сигнализации (АПС) от двух пожарных извещателей; расположить пожарный резервуар на расстояние менее 200 м от здания учреждения.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Верховный Суд Чувашской Республики через Моргаушский районный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Судья А.В. Алексеева
Мотивированное решение составлено 28 августа 2019 года.