Дело № 2-510/2023
УИД13RS0011-01-2023-000408-19
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
р.п. Зубова Поляна 26 июля 2023 г.
Зубово-Полянский районный суд Республики Мордовия в составе председательствующего судьи Заренковой Л.Н.,
при секретаре судебного заседания Шичкиной Е.И.,
с участием в деле:
истца – Сосина Владимира Серафимовича,
третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца, Сосиной Светланы Владимировны, Ильиной (Сосиной) Вероники Владимировны, Сосина Владимира Владимировича,
ответчика - Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия», его представителя Пикаевой Анастасии Сергеевны,
третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, Федеральной службы исполнения наказаний, Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия, их представителя Аверкиной Ирины Васильевны,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сосина Владимира Серафимовича к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия» о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии в части отказа в восстановлении в списках нуждающихся в жилых помещениях, восстановлении на учете нуждающихся в жилых помещениях,
установил:
Сосин В.С. обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия» (далее – ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия) о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии в части отказа в восстановлении в очереди на улучшение жилищных условий и восстановлении в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В обоснование иска указано, что с 1991 г. проходил службу в органах уголовно-исполнительной системы, работал в ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия (ранее Учреждение ЖХ-№). 11 апреля 1994 г. по результатам рассмотрения его заявления был признан нуждающимся в предоставлении жилого помещения и поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. В последующем Учреждением ЖХ-№ ему выделена площадь под самостоятельную застройку квартиры в нежилом помещении по адресу: <Адрес>. В связи с улучшением жилищных условий он был снят с очереди в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. 14 апреля 2023 г. он обратился в ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия с заявлением о восстановлении в списке очередности, однако ему в этом было отказано и рекомендовано обратиться в суд. На основании изложенного просит признать незаконным решение жилищно-бытовой комиссии ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия от 17 апреля 2023 г. в части отказа в восстановлении в очереди на улучшение жилищных условий, обязать ответчика восстановить в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий с 11 апреля 1994 г.
В порядке статей 40, 43 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца, привлечены Сосина С.В., Ильина (Сосина) В.В., Сосин В.В., в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, Федеральная служба исполнения наказаний (далее – ФСИН России).
В представленных суду возражениях на исковое заявление представители ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия Пикаева А.С., ФСИН России Аверкина И.В., представляющая также интересы УФСИН России по Республике Мордовия, выразили несогласие с исковыми требованиями.
В судебном заседании, состоявшемся 18 июля 2023 г., истец Сосин В.С. исковые требования поддержал в полном объеме, настаивал на их удовлетворении.
Представитель ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия Пикаева А.С., представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требований относительно предмета спора на стороне ответчика, ФСИН России Аверкина И.В., представляющая также интересы УФСИН России по Республике Мордовия, просили отказать истцу в иске, ссылаясь на отсутствие законных оснований для удовлетворения заявленных требований.
После объявленного перерыва на 26 июля 2023 г. позиция истца Сосина В.С., представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, ФСИН России Аверкиной И.В., представляющей также интересы УФСИН России по Республике Мордовия, по данному спору не изменилась
Остальные участвующие в деле лица, в судебное заседание, о времени и месте которого извещались надлежащим образом, не явились.
В соответствии со статьёй 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы, суд приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по указанному выше делу, обязательны для суда, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении данного гражданского дела, в котором участвуют те же лица.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, признание преюдициального значения судебного решения, будучи направленным на обеспечение стабильности и общеобязательности судебного решения, исключение возможного конфликта судебных актов, предполагает, что факты, установленные судом при рассмотрении одного дела, впредь до их опровержения принимаются другим судом по другому делу в этом же или ином виде судопроизводства, если они имеют значение для разрешения данного дела; тем самым преюдициальность служит средством поддержания непротиворечивости судебных актов и обеспечивает действие принципа правовой определенности (Постановление от 21 декабря 2011 г. № 30-П; определения от 27 февраля 2020 г. № 492-О, от 28 мая 2020 г. № 1133-О).
Судом установлено, что Сосин В.С. являлся сотрудником ФКУ ИК-№ УФСИН по Республике Мордовия (правопреемника Учреждения ЖХ-№) с 9 июня 1993 г. по 28 мая 2004 г.
Супруга Сосина В.С. Сосина С.В. также являлась сотрудником ФКУ ИК-№ УФСИН по Республике Мордовия, что подтверждается вступившим в законную силу решением Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 16 марта 2020 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия от 30 июня 2020 г.
Указанным решением установлено следующее:
29 мая 1986 г. Сосина С.В. с составом семьи из 4 человек была поставлена на очередь на улучшение жилищных условий.
В 1992 г. Учреждением ЖХ № семье Сосиных В.С. и С.В. была предоставлена в пользование однокомнатная квартира № 1 общей площадью 39, 4 кв. м., находящаяся в доме № по <Адрес>.
В книге учёта № 2151 регистрации заявлений о принятии на учёт граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий Учреждения ЖХ-№, начатой 30 июня 1986 г., под номером 179 значится заявление Сосиной С.В. от 11 марта 1994 г. о постановке на учет на улучшение жилищных условий с составом семьи 4 человека.
В 2001 г. Сосиной С.В. с семьей в составе 4 человека Учреждением ЖХ-№ выделено помещение для проведения ремонтно-восстановительных работ и последующего заселения в него в недостроенном нежилом помещении - здании пекарни, находящемся по адресу: <Адрес>.
22 сентября 2004 г. по договору № 61 безвозмездной передачи объектов недвижимости Учреждение ЖХ № передало в муниципальную собственность Зубово-Полянского района Республики Мордовия квартиру, находящуюся по адресу: <Адрес>.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 29 января 2020 г. Сосиной С.В. на праве собственности на основании договора купли-продажи от 11 июля 2001 г. принадлежали земельный участок и жилой дом площадью 22, 10 кв. м., расположенные по адресу: <Адрес>. Право собственности прекращено 22 апреля 2013 г.
В 2012 г. семья Сосиной С.В. после проведения реконструкции вселилась в предоставленное им помещение в здании бывшей пекарни, находящееся по адресу: <Адрес>
10 февраля 2014 г. здание бывшей пекарни поставлено на кадастровый учет с назначением «многоквартирный дом» с присвоением кадастрового номера №. Дом относится к федеральной собственности, передан в оперативное управление ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия.
29 июля 2014 г. ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия и Сосина С.В. заключили договор найма жилого помещения, находящегося по адресу: <Адрес>
В результате произошедшего пожара квартира Сосиных С.В. и В.С., находящаяся по адресу: <Адрес>, признана ветхой.
В связи с этим, на основании распоряжения администрации Леплейского сельского поселения Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия от 1 декабря 2014 г. № 13 «О распределении квартир в новом жилом доме № по <Адрес> для граждан переселяемых из аварийных жилых помещений» Сосину В.С. и его семье в составе 4-х человек взамен указанной ветхой квартиры была предоставлена квартира площадью 42,3 кв. м., расположенная по адресу: <Адрес>.
28 апреля 2015 г. в порядке приватизации квартира, расположенная по адресу: <Адрес>, была передана в собственность Сосину В.С.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 19 июля 2018 г. дочери истца Ильиной (Сосиной) В.В. на праве общей совместной собственности с Ильиным В.С. на основании акта приема-передачи объекта долевого строительства от 18 июля 2018 г. принадлежит квартира площадью 26, 6 кв. м., расположенная по адресу: <Адрес>
Решением Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 16 марта 2020 г. исковые требования Сосиной С.В. к ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия о признании незаконным протокола жилищно-бытовой комиссии в части отказа в восстановлении в списках нуждающихся в жилых помещениях, восстановлении на учете нуждающихся в жилых помещениях оставлены без удовлетворения ввиду того, что истцом при разрешении вопроса о восстановлении в списках очередности на получение жилья не были представлены сведения о зарегистрированных правах ее и членов семьи на жилые помещения за период с 1994 г. по 2019 г., а также в связи с тем, что факт принятия истца на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и включения ее в соответствующий список в 1994 г. не нашел своего подтверждения.
В ходе рассмотрения настоящего гражданского дела судом установлено, что Сосин В.С. с составом семьи 4 человека стоял в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия с 1994 г. по 2004 г., дата подачи заявления 11 апреля 1994 г.
Данное обстоятельство подтверждается представленными суду списками очередности граждан, состоящих на учете на получение жилья и улучшение жилищных условий по ФБУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия, с указанием дат начала и окончания – 1 января 2002 г. – 1 апреля 2019 г.,
В последующие годы истец в списках очередности граждан на получение, расширение и улучшение жилищных условий не значится.
14 апреля 2023 г. Сосин В.С. обратился в ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия с заявлением о восстановлении его и членов его семьи, состоящей из 4-х человек, в списках очередности на улучшение жилищных условий с 11 апреля 1994 г., указывая, что уведомление ЖХ-№ о снятии с очереди на получение жилья не получал.
Решением жилищно-бытовой комиссии ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия от 17 апреля 2023 г., оформленным выпиской из протокола № 4, Сосину В.С. в восстановлении в списках очередности было отказано в связи с тем, что с 1 марта 2005 г. в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы постановка на получение, улучшение жилищных условий не осуществляется.
19 апреля 2023 г. копия указанного решения направлена в адрес истца.
Частью 1 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон о социальных гарантиях) предусмотрено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах Российской Федерации (далее - учреждения и органы), членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона о социальных гарантиях сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Согласно пункту 2 части 3 статьи 4 Закона о социальных гарантиях, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (часть 5 статьи 4 Закона о социальных гарантиях).
В силу части 6 статьи 4 Закона о социальных гарантиях порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. № 369 (далее - Правила предоставления единовременной социальной выплаты).
Пунктами 4, 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты определено, что принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе, в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. К заявлению прилагаются В целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 ЖК РФ, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. К заявлению прилагаются: а) копии документов, удостоверяющих личность сотрудника и членов его семьи (паспортов, свидетельств о рождении детей, свидетельства о рождении сотрудника, если совместно с сотрудником проживают его родители, являющиеся собственниками или нанимателями по договору социального найма жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником); б) копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации); в) копия документа, подтверждающего регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета, сотрудника; г) копия послужного списка сотрудника; д) копия свидетельства о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака); е) справки об обучении в образовательных организациях по очной форме детей сотрудника в возрасте от 18 до 23 лет, если они проживают совместно с сотрудником; ж) копии документов об установлении инвалидности детям сотрудника до достижения ими возраста 18 лет, если они проживают совместно с сотрудником; з) выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения; и) документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений; к) копия договора социального найма жилого помещения, в котором проживает сотрудник (если сотрудник проживает в жилом помещении, занимаемом по договору социального найма); л) копия документа, подтверждающего право сотрудника на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, предусмотренных пунктом 19 настоящих Правил). Копии документов, указанные в пункте 5 настоящих Правил, должны быть заверены в установленном порядке или представлены с предъявлением оригиналов документов.
На основании заявления и документов, указанных в пункте 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Закона, либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учёт до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учёте до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учёта по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном ЖК РФ, с учётом положений настоящей статьи.
Как установлено частью 1 статьи 29 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на апрель 1994 г., нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, в том числе имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов; проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям; проживающие в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно; проживающие в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений; проживающие в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением; проживающие длительное время на условиях поднайма в домах государственного и общественного жилищного фонда, либо найма в домах жилищно-строительных кооперативов, либо в домах, принадлежащих гражданам на праве личной собственности, не имеющие другой жилой площади.
Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществлялся по месту жительства в исполнительном комитете местного Совета народных депутатов. Принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производилось на основании решения компетентного органа. При рассмотрении вопросов о принятии на учет по месту работы принимались во внимание рекомендации трудового коллектива. О принятом решении сообщалось в письменной форме (статьи 30 и 31 Жилищного кодекса РСФСР).
В спорный период порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений, регулировался Примерными правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденными Постановлением Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984 г. № 335 (далее также Правила).
Пунктом 12 Правил предусмотрено, что для принятия на учет гражданином подается заявление. К заявлению прилагаются: выписка из домовой книги, копия финансового лицевого счета и, в необходимых случаях, справки бюро технической инвентаризации, учреждений здравоохранения и другие документы, относящиеся к решению данного вопроса.
Обращаясь в ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия с заявлением о восстановлении в списках очередности на получение жилья, Сосин В.С. не представил документы, подтверждающие наличие или отсутствие в его собственности и собственности членов его семьи жилых помещений, либо документы, подтверждающие невозможность их получения.
Между тем судом, в том числе из вступившего в законную силу решения Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия от 16 марта 2020 г., установлено, что в период с 1994 г. по 2019 г. в собственности истца и членов его семьи (супруги Сосиной С.В., дочери Ильиной В.В.) имелись жилые помещения. Кроме того, в спорный период состав семьи Сосина В.С. изменялся, в частности дочь истца вступила в брак.
Однако, необходимая совокупность документов, позволяющих достоверно установить обеспеченность истца и членов его семьи жилыми помещениями в период с 1994 г. по 2019 г., Сосиным В.С. не представлена.
Кроме того, суд считает необходимым отметить следующее.
Как установлено пунктом 10 Примерных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществляется по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства. Наравне с ними принимаются на учет граждане, оставившие работу на этих предприятиях, в учреждениях, организациях в связи с уходом на пенсию, а в случаях, предусмотренных законодательством Союза ССР и РСФСР, - работники медицинских, культурно-просветительных учреждений, предприятий общественного питания и других предприятий, учреждений, организаций, непосредственно обслуживающие трудовые коллективы данных предприятий, учреждений, организаций.
Заявление о принятии на учет регистрируется в Книге регистрации заявлений граждан о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, которая ведется по установленной форме (пункт 12 Правил).
Поступившее заявление гражданина о постановке на учет для улучшения жилищных условий тщательно проверяется в исполнительном комитете местного Совета народных депутатов общественной комиссией по жилищным вопросам, а на предприятиях, в учреждениях, организациях - жилищно-бытовой комиссией профсоюзного комитета с составлением акта проверки жилищных условий по установленной форме. После этого соответствующая комиссия рассматривает заявление и материалы проверки жилищных условий и вносит предложение о принятии гражданина на учет или отказе в постановке на учет соответственно исполнительному комитету местного Совета народных депутатов или администрации и профсоюзному комитету предприятия, учреждения, организации (пункт 13 Правил).
На основании пункта 14 Правил, принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации. При рассмотрении вопросов о принятии на учет по месту работы принимаются во внимание рекомендации трудового коллектива. Заявления о принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, рассматриваются в течение одного месяца со дня поступления в соответствующий исполнительный комитет Совета народных депутатов, на предприятие, в учреждение, организацию. О принятом решении сообщается гражданам в письменной форме.
Пунктами 15, 16 Правил определено, что учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, ведется по единому списку, из которого одновременно в отдельные списки включаются граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное получение жилых помещений. Копии списков граждан, принятых на учет для получения жилых помещений на предприятиях, в учреждениях, организациях, передаются в исполнительный комитет местного Совета народных депутатов. Исполнительный комитет местного Совета народных депутатов вправе возвратить указанные списки для повторного их рассмотрения администрацией и профсоюзным комитетом предприятия, учреждения, организации, если в них включены граждане с нарушением правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений.
Принятые на учет граждане включаются в Книгу учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которая ведется в исполнительном комитете местного Совета народных депутатов, на предприятии, в учреждении, организации как документ строгой отчетности по установленной форме. В Книге не допускаются подчистки. Поправки, а также изменения, вносимые на основании документов, заверяются должностным лицом, на которое возложена ответственность за правильное ведение учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и скрепляются печатью.
На каждого гражданина, принятого на учет для улучшения жилищных условий, заводится учетное дело, в котором должны содержаться все необходимые документы, являющиеся основанием для постановки на учет (пункт 17 Правил).
Согласно пункту 20 Правил, право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий сохраняется за гражданами до получения жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных в настоящем пункте. Граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях: а) улучшения жилищных условий, если жилая площадь на каждого члена семьи составляет не менее размера, установленного для предоставления жилого помещения, и отпали другие основания для предоставления жилого помещения; б) выезда на другое постоянное место жительства; в) выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет; г) прекращения трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией, если они состоят на учете по месту работы и никто из членов их семей не работает на этом предприятии, в учреждении, организации, кроме случаев увольнения в связи с уходом на пенсию. Не могут быть сняты с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий семьи, потерявшие кормильца, состоявшего на учете. Снятие с учета осуществляется по решению органов, которыми граждане были приняты на учет: в исполнительном комитете местного Совета народных депутатов - по предложению общественной комиссии по жилищным вопросам; на предприятии, в учреждении, организации - жилищно-бытовой комиссии профсоюзного комитета. О принятом решении граждане должны быть поставлены в известность в письменной форме с указанием основания снятия с учета.
Иного порядка для постановки на учет лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и снятия с учета законодателем не было предусмотрено.
Между тем, доказательств, подтверждающих постановку истца Сосина В.С. на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (решение Учреждения ЖХ№ о принятии на учет, учетное дело), и снятие с учета (решение жилищно-бытовой комиссии ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия о снятии с учета), суду в нарушение части 1 статьи 56 ГПК РФ не представлено, материалы дела таковых не содержат. Запись в списках очередности граждан, состоящих на учете на получение жилья и улучшение жилищных условий по ФБУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия, подтверждает лишь факт обращения Сосина В.С. с соответствующим заявлением. Иными исследованными судом доказательствами не подтверждается постановка истца на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и снятие с учета.
В связи с этим доводы истца, указанные в исковом заявлении, о необоснованном снятии с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также о нарушении процедуры уведомления об исключении из указанного списка, судом признаются несостоятельными.
Поскольку в период прохождения службы в уголовно-исполнительной системе до 1 марта 2005 г. в отношении истца уполномоченным органом какие-либо решения о постановке на учет (снятии с учета) в качестве нуждающегося в улучшении жилищный условий не принимались, а также учитывая, что после указанной даты разрешение указанных вопросов отнесено к компетенции органов местного самоуправления, ответчиком обоснованно отказано Сосину В.С. в восстановлении в списках очередности граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
При таких обстоятельствах, требование о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия от 17 апреля 2023 г. удовлетворению не подлежит, законных оснований к удовлетворению производного от него требования о восстановлении в списках очередности граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, также не имеется.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
иск Сосина Владимира Серафимовича к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия» о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии в части отказа в восстановлении в списках нуждающихся в жилых помещениях, восстановлении на учете нуждающихся в жилых помещениях оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия мотивированного решения путем подачи жалобы через Зубово-Полянский районный суд Республики Мордовия.
Председательствующий Л.Н. Заренкова
Решение в окончательной форме изготовлено 2 августа 2023 г.
Председательствующий Л.Н. Заренкова