№ 11-63/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Смоленск 16 февраля 2022 г.
Заднепровский районный суд г. Смоленска
в составе председательствующего судьи В.П. Селезенева
при секретаре Н.В. Козловой,
при участии представителя ответчика Е.В. Самусенковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Казакова С.В. на решение мирового судьи судебного участка № 4 в г.Смоленске от 11 ноября 2021 г. по гражданскому делу по иску АО «Спецавтохозяйство» к Казакову С.В. о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг,
УСТАНОВИЛ:
АО «Спецавтохозяйство» (далее АО «СпецАТХ») обратилось к мировому судье судебного участка №4 в г.Смоленске с иском к Казакову С.В. о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг за период с 1.01.2019 по 31.03.2021 года в сумме 2452 руб. 05 коп., ссылаясь на то, что ответчик, являясь собственником жилого помещения по адресу: <адрес>, не вносит плату за коммунальную услугу. Так же заявлено требование о взыскании с ответчика расходов по уплате госпошлины в сумме 400 руб.
Решением мирового судьи судебного участка № 4 в г. Смоленске иск АО «СпецАТХ» к Казакову С.В. удовлетворён. С Казакова С.В. в пользу АО «СпецАТХ» взыскана задолженность по оплате услуг регионального оператора по обращению с ТКО за период за период с 1.01.2019 по 31.03.2021 в размере 2452 руб. 02 коп., расходы по оплате госпошлины в размере 400 руб., а всего 2852 руб. 02 коп.
В апелляционной жалобе Казаков С.В. указал, что с решением суда не согласен, считает, что оно вынесено незаконно, суд дал неверную оценку представленным доказательствам, не правильно применил закон, не выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела. В обоснование своих доводов указал, что дом <адрес> не является многоквартирным, договор между региональным оператором и Казаковым С.В. не заключался. Так же указал, что предусмотренные законом площадки для сбора мусора по <адрес> отсутствуют, подъезд к его дому так же отсутствует, следовательно, вывоз мусора от его дома не осуществляется.
Представитель истца АО «СпецАТХ» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил письменные возражения на апелляционную жалобу, в которой указал следующее. С 01.01.2019 АО «СпецАТХ» является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Смоленской области. Договор с Казаковым С.В. считается заключенным на условиях типового договора в соответствии с действующим законодательством. Ввиду отсутствия организованных мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в период с 01.01.2019 по 31.03.2020, коммунальная услуга предоставлялась «привозным способом», транспортирование ТКО по <адрес> осуществлялась каждый четверг месяца. Кроме того, потребитель также имеет возможность утилизировать мусор на ближайшую контейнерную площадку, что так же не противоречит законодательству. Таким образом собственники не лишены возможности получения услуги по обращению с ТКО. Акт о некачественном оказании услуг не составлялся. Доказательств того, что ответчик осуществлял самостоятельное транспортирование ТКО, не нарушая требования законодательства, не представлено.
Ответчик Казаков С.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика Самусенкова Е.В. в судебном заседании доводы жалобы поддержала в полном объеме. Дополнительно указала, что Казаков С.В. пользователем услуги по вывозу ТКО не является, договор с АО «СпецАТХ» им не заключался. Площадка для сбора мусора в частном секторе, где проживает ответчик, отсутствует, вывоз мусора должен осуществляться по графику один раз в неделю по четвергам, однако производится не регулярно, или в другие дни. Складирование мешков с мусором на улице, как предлагает истец, противоречит действующему законодательству. Образовавшийся у ответчика мусор тот сжигает на своем участке, что нарушением не является. Мусор, который не подлежит сжиганию, отсутствует. Поскольку ответчик пользователем услуги по вывозу ТКО не является, то обязанность по оплате отсутствует. В связи с чем, просила решение мирового судьи отменить, производство по делу прекратить.
В силу ч. 4 ст. 167 и ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) суд апелляционной инстанции определил рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя истца, ответчика Казакова С.В.
Согласно п. 2 ст. 328 ГПК РФ суд апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
Согласно, ч. 1, ч. 2 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части. Суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме.
Проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя ответчика Самусенковой Е.В., исследовав письменные доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст.ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом, односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ, п.3 ст. 30, п.2, 4 ст. 154 ЖК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором; производят оплату за коммунальные услуги, к числу которых относится услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов (п. 5 ст. 30 ЖК РФ).
Как установлено в ходе рассмотрения дела, и не оспаривалось представителем ответчика, собственником дома <адрес> является Казаков С.В. Согласно справке ОАСР УСМВ РФ России по Смоленской области Казаков С.В. зарегистрирован в указанном жилом помещении с 21.09.2020 (л.д.18). С 01.01.2019 ему начисляется плата по обращению с ТКО по лицевому счету № (л.д. 10).
Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ (далее Федеральный закон) регулирует отношения по заключению договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, а так же определяет, что именно относится к твердым коммунальным отходам.
В соответствии с п. 4 ст. 24.7 Федерального закона собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
В соответствии со ст. 157 ЖК РФ Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее Правила №354).
Согласно Правилам № 354 договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (далее - конклюдентные действия) (абз. 2 п.6); договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путем совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных указанными Правилами (абз. 1 п. 7).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, которые определяют порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, и типовая форма данного договора (далее Правила № 1156).
В соответствии с названными Правилами… основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (п. 8(4)).
Региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (п. 8(17)).
До дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (п. 8(18)).
Срок действия договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами устанавливается указанным договором и не может превышать срок, на который юридическому лицу присвоен статус регионального оператора (п. 8(19)).
Региональный оператор несет ответственность за обращение с ТКО с момента погрузки таких отходов в мусоровоз, включая уборку мест погрузки, под которой понимаются действия по подбору оброненных при погрузке ТКО и перемещению их в мусоровоз (п.2, 13).
АО «Спецавтохозяйство» является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Смоленской области с 01.01.2019, оказывает услуги по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов, для потребителей - физических лиц.
АО «Спецавтохозяйство» анонсировало публичную оферту (предложение заключить договор) на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами: 14.11.2018 на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: www.sah67.ru разместило типовую форму договора, информацию о тарифе, предложение, обращенное ко всем потребителям Смоленской области, заключить договор об оказании услуг по обращению с ТКО, форма заявки, перечень необходимых документов. Одновременно с этим вся необходимая информация размещена в газетах «Смоленские новости» № 57 от 28.11.2018, «Рабочий путь» № 229 от 29.11.2018 и других газетах Смоленской области.
Приказом Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии от 28.04.2017 № 281-1/0103 установлен норматив накопления ТКО для жителей Смоленской области на 1 расчетную единицу в год в размере 1,82 куб.м.
Предельный тариф установлен постановлением Департамента Смоленской области по энергетике, энсргоэффективности, тарифной политике от 18.12.2018 № в 218 размере 608 руб. 30 коп. (с НДС) на период с 01.01.2019 по 31.12.2019; постановлением от 19.12.2019 № 304 в размере 589 руб. 89 коп. (НДС не облагается) за период с 01.01.2020 по 30.11.2020; в размере 594 руб. 85 коп. за период с 01.12.2020 по 31.12.2020; постановлением от 18.12.2020 № 257 в размере 594 руб. 85 коп. (НДС не облагается) за период с 01.01.2021 по 30.06.2021; в размере 617 руб. 38 коп. за период с 01.07.2021 по 31.12.2021.
Таким образом, региональный оператор в полном объеме исполнил возложенные на него законодательством обязанности. Последним направлялись ответчику соответствующие платежные документы для внесения им платы за предоставленные коммунальные услуги по обращению с ТКО.
Со стороны собственника жилого дома <адрес> Казакова С.В. с 2019 года каких-либо действий, отражающих позицию относительно оформления соответствующего договора, не производилось. Вследствие чего договор на оказание услуги по обращению с ТКО между Казаковым С.В. и АО «Спецавтохозяйство» был заключен на условиях типового договора.
Отсутствие договора как единого подписанного сторонами документа не препятствует региональному оператору оказывать услуги и взимать с потребителей плату в соответствии с Типовым договором или Соглашением, что прямо предусмотрено п. 5 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ, п. 5 и 7 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (Правил).
11.02.2019 ответчик обращался к истцу с заявлением о разъяснении начислений по оплате услуги по обращению с ТКО со ссылкой на то, что контейнеры для мусора отсутствуют, услугой он не пользовался (л. д. 16).
Согласно Территориальной схеме обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами, на территории Смоленской области, утвержденной приказами Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии, на ул. 4-я Северная в г. Смоленске отсутствуют места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов. Перечень ближайших контейнерные площадок указан в реестре мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования (приложение к Территориальной схеме обращения с отходами в Смоленской области).
Транспортирование твердых коммунальных отходов от контейнерных площадок осуществляется региональным оператором в полном объеме. Следовательно, у ответчика имеется возможность пользоваться коммунальной услугой по обращению с твердыми коммунальными отходами, используя оборудованные контейнерные площадки, при этом удаленность расположения не влияет на качество оказываемой непосредственно региональным оператором коммунальной услуги.
Обязанность собственников твердых коммунальных отходов осуществлять складирование таких отходов в местах накопления не ставится законодателем в зависимость от удаленности контейнерной площадки от конкретного индивидуального жилого дома. Неиспользование потребителями таких мест (площадок) не указывает на неоказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно положениям ст. 8 Федерального закона № 89-ФЗ, п.18 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и п. 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 года № 1039, ответственность за создание и содержание общих контейнерных площадок на территориях муниципальных образований, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов возложена на органы местного самоуправления.
Таким образом, региональный оператор не может нести ответственность за решение органа местного самоуправления в отношении установленных им мест размещения соответствующих площадок накопления твердых коммунальных отходов, поскольку в его обязанности в соответствии с действующим законодательством не входит создание и содержание таких мест.
Территориальная схема обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами на территории Смоленской области, как и правовые акты, находятся в общем доступе.
Кроме того, на официальном сайте АО «Спецавтохозяйство» в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: www.sah67.ru также размещен график транспортировки ТКО бестарным способом (мешками) на территории Заднепровского района г. Смоленска путем загрузки отходов непосредственно в мусоровоз (провозной сбор), в т.ч. по <адрес>.
Как установлено по делу в период образования задолженности с 01.01.2019 по 31.03.2021 ответчик являлся собственником жилого дома и был зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>, с 21.09.2020. Начисления платы по обращению с ТКО в указанный период региональным оператором произведено на 1 человека - собственника жилого помещения.
В силу положений ч.5 ст. 30, 11 ст. 155 ЖК РФ собственник жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами; при этом неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
К правоотношениям, связанным с оказанием физическим лицам такой услуги, как сбор и вывоз твердых бытовых отходов и мусора, применимы правила Гражданского кодекса Российской Федерации о публичном договоре, который считается заключенным вне зависимости от соблюдения формальных условий его заключения, подписи потребителя, а моментом его заключения является момент, когда потребитель совершил любые действия о принятии им предложенных условий (в т.ч. путем подачи заявки потребителем региональному оператору по истечении 15 дней со дня размещения предложения о заключении договора на оказание услуг).
Пунктами 56 (2) и 148 (36) Правил предоставления коммунальных услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, прямо предусмотрено, что при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
Отсутствие заключенного в письменной форме договора с Казаковым С.В. его освобождение от внесения платы по обращению с ТКО не влечет, доказательств заключения им иных договоров по обращению с твердыми коммунальными отходами не представлено, как не представлено доказательств, подтверждающих самостоятельный вывоз и утилизацию бытовых отходов.
Установление факта предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, осуществляется в порядке, предусмотренном раздело Х указанных Правил, согласно которому при обнаружения факта нарушения качества коммунальной услуги потребитель уведомляет (письменно или устно) об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем. Сообщение потребителя подлежит обязательной регистрации. В случае, если сотруднику аварийно-диспетчерской службы исполнителя неизвестны причины нарушения качества коммунальной услуги он обязан согласовать с потребителем дату и время проведения проверки факта нарушения качества коммунальной услуги. По окончании проверки составляется акт проверки (п. 104.105,106,108,109 Правил № 354).
Объективных данных того, что Казаков С.В. не пользовался данной услугой по адресу принадлежащего ему жилого дома суду не предоставлено. Проверка фактов нарушения качества предоставления коммунальной услуги не проводилась, и акты не составлялись. В этой связи заявления ответчика о том, что услуга не предоставлялась и оплате не подлежит несостоятельны.
Решением мирового судьи судебного участка №4 в г. Смоленске иск АО «Спецавтохозяйство» к Казакову С.В. о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг удовлетворён. С Казакова С.В. в пользу АО «Спецавтохозяйство» взыскана задолженность по оплате услуг регионального оператора по обращению с ТКО за период с 01.01.2019 по 31.03.2021 в размере 2452 руб. 02 коп., а так же в возврат госпошлины 400 руб., а всего 2852 руб. 02 коп.
В части периода образования задолженности, суммы задолженности по оплате коммунальных услуг, взысканной судом, решение мирового судьи ответчиком Казаковым С.В. не оспаривалось.
Доводы Казакова С.В. и его представителя по своей сути сводятся к несогласию с судебным постановлением и направлены на переоценку доказательств.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, заслушав объяснения представителя ответчика Самусенковой Е.В., исследовав письменные доказательства, суд апелляционной инстанции находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, вынесенным в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежали применению к спорным правоотношениям сторон. Процессуальных оснований для отмены состоявшегося решения не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 328 - 330 ГПК РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
решение мирового судьи судебного участка № 4 в г. Смоленске от 11 ноября 2021 г. оставить без изменений, апелляционную жалобу Казакова Сергея Викторовича - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления.
Председательствующий судья: подпись В.П. Селезенев