Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-51/2024 (12-897/2023;) от 19.12.2023

Дело

РЕШЕНИЕ

13 марта 2024 года                      <адрес>

Судья Советского районного суда <адрес> ФИО2, рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление Управления охраны объектов животного мира Министерства природных ресурсов и экологии по РД от 09.11.2023г. о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.8.35 КоАП РФ в отношении ФИО1,

Установил:

постановлением прекращено производство по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1, в связи с наличием в его действиях признаков состава уголовного преступления, предусмотренного п. «а» и п. «в» ч.1 ст. 258 УК РФ.

ФИО1 не согласившись с постановлением обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить. В обоснование жалобы указывает, что ДД.ММ.ГГГГ он находился в районе <адрес>а, у него в руках было принадлежащее ему животное, а именно птица «Орел-Могильник», которое он привез в Республику Дагестан из Республики Крым. О том, что птица «Орел-Могильник» занесена в Красную Книгу Российской Федерации, он не знал, считал что это не охраняемый законом вид. О том, что в соответствие с ФЗ «О животном мире» ему необходимо было получить специальное разрешение на разведение и содержание птицы «Орёл-Могильник», ему также известно не было.

09.11.2023г. Министерством природных ресурсов и экологии Республики Дагестан в отношении него вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении, в виду наличия в его действиях признаков состава уголовного преступления, ответственность за которое предусмотрено п. «а» и п. «в» ч. 1 ст. 258 УК РФ.

С данным постановлением, доводами и обстоятельствами, изложенными и выясненными в постановлении он не согласен. Согласно п. 3 ч. 1.1 ст. 29.9 КоАП РФ, По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление: Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае: прекращения производства по делу и передачи материалов дела прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания в случае, если в действиях (бездействии) содержатся признаки преступления;

Так, ст. 258 УК РФ предусматривает ответственность за действия заключающиеся из себя незаконную охоту, исходя из Постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, Начальник Управления охраны объектов животного мира Министерства природных ресурсов и экологии Республики Дагестан усмотрел в его действиях охоту с причинением крупного ущерба (пункт а) и в отношении в отношении птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена; (пункт в). При этом протокол об административном правонарушении, в отношении него был составлен за правонарушение предусмотренное ст. 8.35 КоАП РФ, при этом ответственность за данные действия, в случае если они содержат в себе признаки преступления предусмотрена по ст. 258.1 УК РФ — незаконные добыча, содержание, приобретение, хранение, перевозка, пересылка и продажа особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, их частей и дериватов (производных). При этом птица «Орёл могильник» не включена в перечень особо ценных диких животных, утвержденный Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 978 "Об утверждении перечня особо ценных диких животных, водных биологических ресурсов, растений и грибов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, для целей статей 226.1, 258.1 и 260.1 Уголовного кодекса Российской Федерации. Следовательно само по себе содержание, хранение, перевозка птицы «Орёл-Могильник» не составляет в себе уголовного деяние. Как следует из протокола об административном правонарушении, доказательств по делу, в его действиях и ему вменяется именно владение, содержание, перевозка птицы «Орёл-Могильник».

Ни протокол об административном правонарушении, ни доказательства по делу об административном правонарушении, ни обжалуемое им постановление о привлечении к административной ответственности не содержит в себе ни одного доказательства, либо ссылки на доказательства того что он охотился на птицу «Орёл-Могильник», либо охотился с помощью данной птицей. Более того, на первой странице оспариваемого им Постановления указано — что установлен факт совершения им административного правонарушения именно по ст. 8.35 КоАП, извлечение дохода путем фотографированием указанной птицы «Орёл-Могильник» туристам, а также размещения в сети интернет рекламы таких действий.

Он никогда не охотился на изъятую у него птицу «Орёл-Могильник», при нем не было обнаружено ни какого орудия охоты, либо ловли птиц, более того, он пояснил, что привез птицу из Республики Крым. Действия по содержанию в неволе и транспортировке птицы, занесенной в Красную Книгу, не являются охотой, а составляют состав административного правонарушения, наказание за которое предусмотрено ст. 8.35 КоАП, или ст. 281.1 УК РФ, в случае если бы птица «Орёл-Могильник» входила в специальный перечень особо ценных животных.

ФИО1, извещенный надлежащим образом о рассмотрении дела, в суд не явился.

В судебном заседании представитель Министерства природных ресурсов и экологии по РД просил постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1 оставить без изменения, а жалобу ФИО1 без удовлетворения.

Выслушав представителя Министерство природных ресурсов и экологии по РД, исследовав материалы дела, изучив жалобу, и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5.1 названного Кодекса, в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.

Подача жалоб, принесение протестов и пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях осуществляется по правилам, установленным главой 30 КоАП РФ.

Жалобы на не вступившие в законную силу постановления и решения по делам об административных правонарушениях подаются, протесты приносятся в порядке и в срок, установленные статьями 30.1 - 30.3, 30.9 КоАП РФ.

При этом в силу ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Частью 2 статьи 30.3 КоАП РФ установлено, что в случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 данной статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.

Уважительными для решения вопроса о восстановлении процессуального срока могут признаваться причины, которые объективно препятствовали своевременному совершению процессуального действия, и не могли быть преодолены по независящим от заинтересованного лица обстоятельствам.

В обоснование ходатайства указывает, что обжалованное постановление им получено ДД.ММ.ГГГГ и в связи с объявлением стихийных бедствий, которые проходили на территории Республики Крым, что подтверждается Указом Главы Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого : «Отнести сложившуюся с ДД.ММ.ГГГГ на территории Республики Крым ситуацию, связанную с прохождением комплекса опасных метеорологических явлений, к природной чрезвычайной ситуации регионального характера (в соответствии с подпунктом 2.3.1 подпункта 2.3 и подпунктами 2.4.2, 2.4.4 подпункта 2.4 пункта 2 критериев информации о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, установленных приказом МЧС России No 429», при этом в месте его жительства, а также иных местах Республики Крым, отсутствовало электричество, не работали частные и государственные учреждения, он не имел возможности обратится за юридической помощью и обжаловать оспариваемое постановление ранее.

В рассматриваемом случае с учетом конкретных обстоятельств дела, позволяет сделать вывод об отсутствии у ФИО1 реальной возможности обжаловать постановления об административном правонарушении и является обстоятельством, объективно препятствующим или исключающим возможность подачи жалобы в установленный законом срок, что является уважительной причиной пропуска процессуального срока обжалования постановления в суд общей юрисдикции.

Указанное обстоятельство свидетельствует о том, что срок обжалования пропущен по уважительной причине, в связи с чем ходатайство о восстановлении сроков обжалования постановления подлежит удовлетворению.

В силу ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В силу ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 28.6 названного Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

В силу положений ст. 25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.

Изложенные требования норм КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении ФИО1 Министерством природных ресурсов и экологии по РД соблюдены не были.

Согласно материалам дела, представленным Министерством природных ресурсов и экологии по РД, постановление о прекращении производства по делу от 09.11.2023г. об административном правонарушении в отношении ФИО1 вынесено в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, при этом в материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие надлежащее извещение лица о рассмотрении дела и вынесении постановления, что нарушает положения ст. ст. 25.15, 28.2 КоАП РФ.

Обжалуемое постановление Министерством природных ресурсов и экологии по РД в отношении ФИО1 вынесено ДД.ММ.ГГГГ.

В то же время, Министерством природных ресурсов и экологии по РД определением от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 извещен о рассмотрения дела об административном правонарушении на 15 часов 00 минут ДД.ММ.ГГГГ.

Определением от ДД.ММ.ГГГГ продлен срок рассмотрения дела административном правонарушении до ДД.ММ.ГГГГ, которое направлено ФИО1

Согласно отчету об отслеживании с почтовым идентификатором 80094090768212 определение от ДД.ММ.ГГГГ получено ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ.

Обжалуемое постановление в отношении ФИО1 вынесено ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, на рассмотрения дела ДД.ММ.ГГГГ сведений об извещении лица, привлекаемого к административной ответственности, у должностного лица, рассматривавшего дело, не имелось.

Данных об извещении ФИО1 о месте и времени рассмотрения дела иным способом в материалах дела не имеется.

Сведений о том, что Министерством природных ресурсов и экологии по РД предпринимались попытки выяснить причины неявки лица, привлекаемого к административной ответственности, в материалах дела не имеется.

Изложенное не позволяет признать, что ФИО1 надлежащим образом был извещен о рассмотрении дела об административном правонарушении ДД.ММ.ГГГГ.

Должностное лицо фактически при отсутствии информации о надлежащем извещении лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, необоснованно рассмотрел дело в его отсутствие.

Допущенное по делу нарушение процессуальных норм является существенным и повлияло на исход дела.

Из разъяснений, изложенных в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения и в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения, если были соблюдены положения Особых условий приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда «Судебное», утвержденных приказом ФГУП «Почта России» от ДД.ММ.ГГГГ .

Содержание вышеперечисленных норм свидетельствует о необходимости надлежащего извещения лица, привлекаемого к административной ответственности, о рассмотрении дела об административном правонарушении.

Изложенные требования при рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении ФИО1 соблюдены не были.

Действий, связанных с вручением уведомления, в том числе с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование вручения, не совершено. Из материалов дела следует, что должностным лицом не были приняты исчерпывающие меры, а также использованы возможные способы к доведению до сведения лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, сведений о дате и времени рассмотрения дела, чем нарушено право лица на защиту.

Таким образом, Министерством природных ресурсов и экологии по РД нарушен процессуальный порядок рассмотрения дела об административном правонарушении.

Данные нарушения процессуальных требований не могут позволить всесторонне, полно и объективно рассмотреть данное дело, в связи с чем обжалуемое постановление подлежит отмене.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных названным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от ДД.ММ.ГГГГ N 1696-О, проверка законности и обоснованности постановления по делу об административном правонарушении предполагает, в частности, обязанность суда общей юрисдикции установить, соблюдена ли установленная законом процедура рассмотрения дела. В случае же существенных нарушений процессуальных требований по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение о его отмене и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело (пункт 4 части 1 статьи 30.7 данного Кодекса).

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, суд

Решил:

Восстановить ФИО1 срок обжалования постановления Управления охраны объектов животного мира Министерства природных ресурсов и экологии по РД от 09.11.2023г.

Постановление Управления охраны объектов животного мира Министерства природных ресурсов и экологии по РД от 09.11.2023г. о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.8.35 КоАП РФ в отношении ФИО1 отменить, материал возвратить на новое рассмотрение в Министерство природных ресурсов и экологии по РД.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Дагестан в течение 10 суток со дня получения или вручения копии решения путем подачи жалобы через Советский районный суд <адрес>

Судья                                  ФИО2

12-51/2024 (12-897/2023;)

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с возвращением на новое рассмотрение
Ответчики
Тохтаралиев Белал Усеинович
Суд
Советский районный суд города Махачкалы Республики Дагестан
Судья
Токаева Зумруд Магомедпашаевна
Статьи

ст.8.35 КоАП РФ

Дело на странице суда
sovetskiy--dag.sudrf.ru
20.12.2023Материалы переданы в производство судье
21.12.2023Истребованы материалы
29.12.2023Поступили истребованные материалы
05.02.2024Судебное заседание
13.03.2024Судебное заседание
08.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее