Дело № 5-1104/2022
55RS0002-01-2022-001975-64
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 апреля 2022 года.
Куйбышевский районный суд г. Омска в составе
председательствующего судьи Пархоменко Галины Леонидовны (г. Омск ул. Лермонтова д. 61)
при секретаре Черемисине А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении бюджетного учреждения здравоохранения Омской области «Клиническая медико-санитарная часть №7», находящегося по адресу: г. Омск, ул. Тварковского, д. 8, ОГРН 1025500522673, ИНН 5501042593, дата регистрации 25.05.1993,
установил:
В Куйбышевский районный суд города Омска поступило дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту КоАП РФ) в отношении бюджетного учреждения здравоохранения Омской области «Клиническая медико-санитарная часть №7» (далее по тексту – БУЗОО «КМСЧ № 7», Учреждение, юридическое лицо).
В ходе судебного разбирательства установлено, что БУЗОО «КМСЧ № 7», расположенное по адресу: г. Омск, ул. Тварковского, д. 8, в нарушение требований ст. 11, ч. 3 ст. 39, ч. 1 ст. 33 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 3.2 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID 19)» не обеспечило своевременную доставку биологического материала для исследования на COVID-19 в лабораторию, а именно: при обращении в БУЗОО «КМСЧ №7» 03.02.2022 ФИО8 был направлен терапевтом на ПЦР-тестирование для проведения лабораторного исследования на наличие новой коронавирусной инфекции (COVID-19), материал для проведения лабораторного исследования ПЦР- методом отобран 03.02.2022.
Организацией осуществляющей проведение лабораторной диагностики методом ПЦР исследований биологического материала на новую коронавирусную инфекцию (COVID-19) от пациентов БУЗОО «КМСЧ №7» по распоряжению 641-р от 29.11.2021г. согласно плану распределения объёмов тестирования на выявление новой коронавирусной инфекции (COVID-19), является Бюджетное учреждение здравоохранения Омской области «Центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями». Согласно направлению биологического материала граждан для лабораторного исследования на территории Омской области на новую коронавирусную инфекцию COVID-19 гражданина ФИО9 ДД.ММ.ГГГГ и общего списка лиц, направляемых на исследование COVID-19: дата отправки материала на исследование – 07.02.2022. Результат исследования № № на наличие новой коронавирусной инфекции (COVID-19) гр. ФИО10 ДД.ММ.ГГГГ.р., выдан Бюджетным учреждением здравоохранения Омской области «Центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями» 09.02.2022.
Данные нарушения выявлены административным органом Управления Роспотребнадзора по Омской области 16.02.2022 при проведении административного расследования в отношении БУЗОО «КМСЧ № 7».
Законный представитель БУЗОО «КМСЧ № 7» ФИО11 в судебном заседании пояснил, что вину юридическое лицо признает, нарушения были допущены, в связи с повышенной нагрузкой. Отбор материала был произведен 03.02.2022, должны были направить 04.02.2022, но фактически направили 07.02.2022. Результат пробы был положительный. Просил заменить административный штраф на предупреждение в соответствии со ст.4.1.1 КоАП РФ.
Представитель Управления Роспотребнадзора по Омской области ФИО12 действующая на основании доверенности, в судебном заседании пояснила, что гражданин ФИО13 к ним обратился через портал Управления Роспотребнадзора по Омской области 07.02.2022 о том, что 3 февраля был сделан ПЦР тест и лишь спустя 3 суток, он получил результат. По данному обращению было возбуждено дело и проведено административное расследование, выявлено нарушение, в отношении БУЗОО «КМСЧ№7» составлен протокол.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, ФИО14 в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще.
В соответствии с частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших.
Перечень таких заболеваний утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 715.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 г. N 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Распоряжением губернатора Омской области № 19-р от 17.03.2020 «О мероприятиях по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции на территории Омской области» на территории Омской области введен режим повышенной готовности для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Омской области в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", в целях предотвращения распространения на территории Омской области новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Согласно статье 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц (абз. 2); разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия (абз. 3).
В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" больные инфекционными заболеваниями, лица с подозрением на такие заболевания и контактировавшие с больными инфекционными заболеваниями лица, а также лица, являющиеся носителями возбудителей инфекционных болезней, подлежат лабораторному обследованию и медицинскому наблюдению или лечению и в случае, если они представляют опасность для окружающих, обязательной госпитализации или изоляции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункт 3 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Согласно пункту 3.2 санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.05.2020 N 15 (далее - СП 3.1.3597-20) первичные исследования без выделения возбудителя проводятся лабораториями, имеющими санитарно-эпидемиологическое заключение на работу с возбудителями инфекционных болезней человека III - IV группы патогенности. К работе по проведению исследований допускаются специалисты, давшие письменное согласие и прошедшие подготовку/инструктаж по вопросам обеспечения требований биологической безопасности. Отбор и транспортировка биологического материала для лабораторных исследований проводятся в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в отношении возбудителей инфекционных заболеваний человека I - II группы патогенности. Срок выполнения лабораторного исследования на COVID-19 не должен превышать 24 часов с момента поступления биологического материала в лабораторию до получения его результата лицом, в отношении которого проведено соответствующее исследование. Время доставки материала для исследования на COVID-19 в лабораторию не должно превышать 24 часов с момента его отбора.
Вина БУЗОО «КМСЧ № 7» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ подтверждается совокупностью следующих доказательств: протоколом об административном правонарушении № № от 04.03.2022, составленным в отношении БУЗОО «КМСЧ № 7» по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, согласно которому БУЗОО «КМСЧ № 7» допустило нарушение требований ст. 11, ч. 3 ст. 39, ч. 1 ст. 33 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 3.2 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID 19)», установлено, что при обращении в БУЗОО «КМСЧ №7» 03.02.2022г. ФИО15 был направлен терапевтом на ПЦР-тестирование для проведения лабораторного исследования на наличие новой коронавирусной инфекции (COVID-19), материал для проведения лабораторного исследования ПЦР-методом отобран 03.02.2022г., что следует из выписки амбулаторной карты пациента и указано в направлении биологического материала граждан для лабораторного исследования на территории Омской области на новую коронавирусную инфекцию COVID-19. Результат исследования № № на наличие новой коронавирусной инфекции (COVID-19) гр. ФИО16 ДД.ММ.ГГГГ.р. выдан Бюджетным учреждением здравоохранения Омской области «Центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями» 09.02.2022г. Согласно направлению биологического материала граждан для лабораторного исследования на территории Омской области на новую коронавирусную инфекцию COVID-19 гражданина ФИО17 ДД.ММ.ГГГГ.р. и общего списка лиц, направляемых на исследование COVID-19: дата отправки материала на исследование – 07.02.2022г. (л.д. 1-3); объяснением ФИО18 (л.д. 4), копией направления биологического материала граждан для лабораторного исследования пациента ФИО19 из которого следует, что дата забора материала 03.02.2022, дата направления 07.02.2022 (л.д. 11), копией выписки из амбулаторной карты ФИО20 (л.д. 12), копией результата исследования проба № № ФИО21 от 09.02.2022, (л.д. 13), копией списка лиц, направляемых на исследование COVID-19, где под №№ поименован ФИО22л.д. 14-19), копией распоряжения № № от 29.12.2021 (л.д. 20-22), копией карточки регистрации документа от 07.02.2022 (л.д. 23), копией выписки из ЕГРЮЛ (л.д. 26).
В соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ судья оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
Оценив исследованные доказательства в совокупности, суд находит доказанной вину БУЗОО «КМСЧ № 7» в нарушении требований ст. 11, ч. 3 ст. 39, ч. 1 ст. 33 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 3.2 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID 19)», поскольку материалами дела достоверно подтвержден факт совершения административного правонарушения, выразившегося в доставке биологического материала для исследования на COVID-19 в лабораторию с нарушением положений действующих санитарных правил, совершенного в период возникновения угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих и осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий.
Действия БУЗОО «КМСЧ № 7» правильно квалифицированы по ч. 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях как нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период возникновения угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих.
Обстоятельств, исключающих производство по делу, поименованных в ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не усматривается.
Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии с действующим административным законодательством.
При назначении вида и размера административного наказания суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства его совершения, финансовое и имущественное положение юридического лица, предметом деятельности которого является оказание первичной медико-санитарной помощи, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, в качестве обстоятельств, смягчающих административную ответственность, суд принимает признание юридическим лицом вины в совершении административного правонарушения, совершение правонарушения впервые и считает возможным, ограничиться в отношении юридического лица назначением наказания в виде административного штрафа.
Санкцией ч. 2 ст.6.3 КоАП РФ размер административного штрафа в отношении юридических лиц предусмотрен от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ от 25.02.2014 N 4-П, выраженной в постановлении от 25.02.2014 N 4-П, размер административного штрафа может быть снижен судом ниже низшего предела, предусмотренного для юридических лиц соответствующей административной санкцией, на основе требований Конституции Российской Федерации и правовых позиций Конституционного суда Российской Федерации, выраженных в настоящем Постановлении в целях недопущения при применении мер административной ответственности избыточного ограничения имущественных прав и интересов юридических лиц, исключение возможности чрезмерного ограничения экономической свободы и права собственности юридических лиц при их привлечении к административной ответственности.
Размеры штрафов в отношении юридических лиц должны отвечать критериям пропорциональности и обеспечивать индивидуализацию наказания юридических лиц, виновных в совершении административных правонарушений, тем самым обеспечить справедливое и соразмерное наказание, минимальный размер административного штрафа, установленный в сумме ста тысяч рублей и более, может быть снижен на основе требований Конституции Российской Федерации и с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в Постановлении N 4-П от 25 февраля 2014 года.
В силу требований частей 3.2 и 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
С целью соблюдения гарантий адекватности порождаемых последствий для лица, привлекаемого к административной ответственности, а также нивелирования избыточности минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, принимая во внимание материальное положение юридического лица, обстоятельства, в силу которых были допущены нарушения, суд считает возможным назначить БУЗОО «КМСЧ № 7» наказание менее минимального размера штрафа, предусмотренного санкцией вмененной нормы, применив положения ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ.
Частью 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением юридическим лицам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Частью 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Таким образом, в силу положений части 1 статьи 4.1.1 указанного Кодекса, наказание в виде административного штрафа может быть заменено только при наличии совокупности приведенных в этой норме условий, в частности при отсутствии возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей.
Вместе с тем, в рассматриваемом случае не следует, что имеются условия, предусмотренные частью 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части такого обстоятельства как отсутствие возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей ввиду ненадлежащего исполнения БУЗОО «КМСЧ №7» публично-правовых обязанностей, возложенных на него требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения при возникновении угрозы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, оснований для применения положений статьи 4.1.1 названного кодекса не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
Признать бюджетное учреждение здравоохранения Омской области «Клиническая медико-санитарная часть №7» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 100000 (сто тысяч) рублей.
Административный штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Реквизиты для уплаты штрафа: расчетный счет № 03100643000000015200, получатель УФК МФ РФ по Омской области (Управление Роспотребнадзора по Омской области л/с 04521787890), ИНН 5503088113, КПП 550401001, Банк получателя: Отделение Омск банка России//УФК по Омской области БИК 015209001, КБК № 141116010610100031140, ОГРН1055504019768, УИН: 14104550003900084309.
Постановление одновременно является исполнительным документом.
Постановление может быть обжаловано путем подачи жалобы в Омский областной суд через Куйбышевский районный суд города Омска в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Г.Л. Пархоменко