Дело № 2-828/2022
УИД №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 июня 2022 года г. Канаш
Канашский районный суд Чувашской Республики
под председательством судьи Гордеевой К.В.,
с участием прокурора – старшего помощника Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики Тимофеевой И.М.,
представителя ответчика – директора МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 8» г. Канаш Чувашской Республики М.,
при секретаре судебного заседания Скворцовой Т.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации города Канаш Чувашской Республики, муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 8» города Канаш Чувашской Республики о возложении обязанности по осуществлению физической охраны объекта (территории),
у с т а н о в и л :
Канашский межрайонный прокурор Чувашской Республики обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации города Канаш Чувашской Республики, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №8» г. Канаш Чувашской Республики (далее по тексту – МБОУ «СОШ №8») с требованием о возложении в течение 1 года после вступления решения суда обязанности по осуществлению физической охраны объекта (территории) путем заключения договора об организации физической охраны объектов (территории) с привлечением сотрудников частных охранных организаций или подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, или военизированных и сторожевых подразделений организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделений ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
Исковые требования мотивированы тем, что проведенной Канашской межрайонной прокуратурой проверкой соблюдения законодательства об образовании и противодействии терроризму, установлено, что охрана объекта (территории) МБОУ «СОШ №8» не обеспечена сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны. Поскольку обязанность по контролю и принятию мер соответствия объектов учреждений дошкольного и среднего образования требованиям законодательства к их террористической защищенности возложена на органы местного самоуправления, прокурор указал, что допущенные администрацией г. Канаш и МБОУ «СОШ №8» нарушения требований законодательства по обеспечению безопасности несовершеннолетних и сотрудников образовательного учреждения создают угрозу жизни и здоровья указанных лиц от террористического вмешательства, не позволяют обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории образовательного учреждения.
В судебном заседании прокурор – старший помощник Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики Тимофеева И.М. иск поддержала по изложенным в нем основаниям.
Ответчик - представитель администрации г. Канаш Чувашской Республики в судебное заседание не явился. Из отзыва на исковое заявление следует, что в бюджете г. Канаш необходимый для организации работ по осуществлению физической охраны (территории) объем бюджетных ассигнований не предусмотрен. Кроме того, в соответствии со ст. 8 Федерального закона «Об образовании» обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего и среднего общего образований в муниципальных образовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Расходы на оплату труда, включая охранников и вахтеров, в полном объеме учитываются в расчете субвенций, предоставляемых местным бюджетам на финансовое обеспечение. Таким образом, организацию обеспечения физической охраны образовательных организаций возможно осуществить за счет указанных субвенций при внесении соответствующих изменений в постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 25 декабря 2013 года № 536 «О финансовом обеспечении государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях» в части отражения в составе расходов на обеспечение образовательного процесса расходов на оплату услуг сторонних организаций по организации физической охраны объекта (территории) в пределах средств, предусмотренных в республиканском бюджете Чувашской Республики на указанные цели на фонд оплаты труда охранников и вахтеров. При этом, сумму превышения фактических расходов от запланированного объема на указанные цели необходимо взыскивать за счет средств бюджета г. Канаш. Вопрос об удовлетворении исковых требований прокурора оставил на усмотрение суда (л.д. 25-27).
Представитель ответчика МБОУ «СОШ №8» в лице директора М. исковые требования признал в полном объеме, считал их подлежащими удовлетворению, срок для исполнения решения, указанный прокурором, признал достаточным.
Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав имеющиеся в гражданском деле доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Статьями 20 и 41 Конституции Российской Федерации определено, что каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья.
Согласно п. 3 ст. 3 Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года, ратифицированной постановлением ВС СССР от 13 июня 1990 года N 1559-1, государства - участники обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (часть 7 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Согласно статье 2 Федерального закона от 28 декабря 2010 года № 390-ФЗ «О безопасности» основными принципами обеспечения безопасности является, в том числе, приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности.
В силу пункта 7 части 1 статьи 2 Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.
В силу ч. 3.1 ст. 5 ФЗ «О противодействии терроризму» юридические лица обеспечивают выполнение указанных требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
Утвержденная Президентом РФ 05 октября 2009 года Концепция противодействия терроризму в РФ предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму (пункт 7). В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления (пункт 29). Расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов (пункт 42).
Одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей (подпункт «д» пункта 11).
Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации утверждены постановлением Правительства РФ от 02 августа 2019 года № 1006 (далее - Постановление).
В силу требований пункта 17 Постановления (подпункты «а», «б», «в», «е» антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); на выявление нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях); на выявление и предотвращение несанкционированного проноса (провоза) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений.
В соответствии с пунктом 25 Постановления установлено, что в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 настоящих требований, осуществляются дополнительные мероприятия, включая обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
К вопросам местного значения городского округа в соответствии с пунктом 7.1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципального, городского округа.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений в случаях, когда речь идет о решении вопросов местного значения.
Как установлено судом, Канашской межрайонной прокуратурой Чувашской Республики в ходе проведенной проверки исполнения МБОУ «СОШ №8» требований законодательства об образовании и противодействии терроризму установлено, что МБОУ «СОШ № 8» г. Канаш Чувашской Республики относится к третьей категории опасности по требованиям, утвержденным Постановлением № 1006, и выявлено нарушение МБОУ «СОШ № 8» требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, а именно: охрана объекта осуществляется сотрудником из числа обслуживающего персонала и сторожем (л.д. 9-10).
В связи с этим в адрес директора МБОУ «СОШ № 8» заместителем Канашского межрайонного прокурора было внесено представление 17 марта 2022 года об устранении нарушений Федеральных законов от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (л.д. 11-14), на которое дан ответ о том, что в адрес отдела образования и молодежной политики администрации г. Канаш направлено письмо о дополнительном финансировании на организацию охраны в соответствии с постановлением Правительства № 1006 (л.д. 15, 16).
Проанализировав обстоятельства дела и представленные в дело доказательства, суд приходит к выводу о том, что несоблюдение ответчиками требований законодательства по обеспечению безопасности несовершеннолетних и сотрудников образовательного учреждения от террористического вмешательства создает угрозу жизни и здоровью, не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории образовательного учреждения.
В соответствии с нормами Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также в соответствии с положениями статьи 7 Устава г. Канаш Чувашской Республики, к вопросам местного значения муниципального образования относятся составление и рассмотрение проекта бюджета города Канаш, утверждение и исполнение бюджета города Канаш, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета города Канаш; участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах города Канаш.
В соответствии с Уставом МБОУ «СОШ № 8» учредителем и собственником образовательного учреждения является муниципальное образование – «город Канаш Чувашской Республики, функции и полномочия которого осуществляет администрация г. Канаш Чувашской Республики (п.п. 1.4, 1.5 Устава) (л.д. 30-38).
Таким образом, в компетенцию органа местного самоуправления, являющегося также учредителем МБОУ «СОШ № 8» входит формирование статьи бюджета муниципального района и выделение денежных средств на профилактику терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
Положениями п. 3 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на которые ссылается администрация г. Канаш, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относятся обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации, то есть к сфере, отнесенной к образовательному процессу, а не к мерам антитеррористической защищенности.
Исходя из изложенного, решение суда в соответствии со ст. 12 ГК РФ направлено на пресечение действий, создающих угрозу нарушения прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в будущем.
Доводы ответчика – администрации г. Канаш Чувашской Республики о наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления, в том числе о недостаточности бюджетных средств и предоставленного судом срока, также являются несостоятельными, так как действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления по обеспечению антитеррористической безопасности с их финансовыми возможностями. Кроме того, при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления, в силу положений статьи 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ответчики вправе обратиться в суд с заявлением об отсрочке или рассрочке исполнения решения суда, изменении способа и порядка его исполнения.
При этом установленный судом срок для устранения нарушений – в течение 12 месяцев после вступления решения суда в законную силу определен судом с учетом возможных последствий таких нарушений, как разумный и достаточный для исполнения решения суда.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурору предоставляется право обращения в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц.
Настоящее исковое заявление предъявлено в интересах неопределенного круга лиц, поскольку определить конкретное количество лиц, чьи права подлежат судебной защите, не представляется возможным.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
В силу части 1 статьи 333.36 Налогового Кодекса РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Иск Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики удовлетворить.
Возложить на администрацию города Канаш Чувашской Республики и МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №8» г. Канаш обязанность в течение одного года после вступления в законную силу настоящего решения суда организовать физическую охрану объекта (территории) МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №8» г. Канаш путем заключения договора об организации физической охраны сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, или военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики через Канашский районный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Председательствующий судья К.В. Гордеева
Мотивированное решение составлено 21 июня 2022 года.