11RS0003-01-2022-000542-75 Дело № 2-467/2022
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Интинский городской суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Сапегиной Н.В.
при секретаре Белозеровой О.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Инта Республики Коми 28 апреля 2022 года дело по иску прокурора г.Инты в интересах неопределенного круга лиц к МКУ «Управление жилищно-коммунальным хозяйством» о возложении обязанности обеспечить уличное освещение и оборудовать пешеходный переход,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г. Инты обратился в суд с иском к муниципальному казенному учреждению «Управление жилищно-коммунальным хозяйством» (далее – МКУ «УЖКХ») о возложении обязанности оборудовать на автомобильной дороге общего пользования местного значения «Объездная автомобильная дорога г.Инта» (от дома ____) пешеходный переход с установлением знаков 5.19.1, 5.19.2 «пешеходный переход» и нанесением разметки 1.14.1 «горизонтальная дорожная разметка», а также в срок до 01 ноября 2023 года обустроить уличное освещение проезда ____ в темное время суток в соответствии с пунктами 5.2.1 и 5.4.1 «ГОСТ Р 55706-2013 Национальный стандарт Российской Федерации. Освещение наружное утилитарное. Классификация и нормы». В обоснование заявленных требований прокурор указал, что автомобильная дорога общего пользования местного значения «Объездная автомобильная дорога г. Инта» является собственность МОГО «Инта» и передана в оперативное управление МКУ «УЖКХ», которыми разработан локальный сметный расчет «Восстановление пешеходного перехода на автомобильной дороге общего пользования местного значения «Объездная автомобильная дорога г. Инта» <....>. В нарушении вышеуказанных требований законодательства МКУ «УЖКХ» данный пешеходный переход не оборудован. Кроме того, проведенной проверкой установлено, что уличное освещение проезда ____) в темное время суток в соответствии с пунктами 5.2.1 и 5.4.1 «ГОСТ Р 55706-2013 Национальный стандарт Российской Федерации. Освещение наружное утилитарное. Классификация и нормы» отсутствует. Согласно пунктов 2.3.7, 2.3.10, 2.3.11, 2.3.12 Устава МКУ «Управление жилищно-коммунальным хозяйством» МКУ «Управление жилищно-коммунальным хозяйством» осуществляет организацию содержания, ремонта, капитального ремонта, реконструкции автомобильных дорог, улиц, площадей и проездов на территории МОГО «Инта»; организацию работ по нанесению дорожной разметки на улицах и автомобильных дорогах общего пользования местного значения; организацию содержания, ремонта, капитального ремонта, установку новых технических средств дорожного движения, элементов благоустройства и обустройства; организацию содержания, ремонта, капитального ремонта, установка новых линий освещения.
В судебном заседании заместитель прокурора г.Инты Эйхман А.А. поддержал заявленные требования.
Представитель ответчика МКУ «УЖКХ» Сметанина Н.К., действующая на основании доверенности, исковые требования в части возложения обязанности оборудовать на автомобильной дороге общего пользования местного значения «Объездная автомобильная дорога г.Инта» (____ пешеходный переход признала, указав, что работы в ближайшее время будут выполнены. Требование по обустройству уличного освещения проезда ____) не признала, указав, что заезд к дому ____ не находится в оперативном управлении МКУ «УЖКХ».
Представитель третьего лица - администрации МОГО «Инта» Донцова М.А., действующая на основании доверенности, поддержала требования прокурора.
Дело рассматривалось в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствие представителя третьего лица ОГИБДД ОМВД России по г. Инте, извещенного о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Суд, заслушав пояснения заместителя прокурора, представителя ответчика и третьего лица, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относится организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц).
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относит дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона РФ от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ) обеспечение безопасности дорожного движения - это деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе, посредством осуществления государственного надзора и контроля за выполнением законодательства Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Частью 1 ст. 34 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ установлено, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов.
В силу части 4 статьи 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах городского округа в целях обеспечения безопасности дорожного движения, ежегодное утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработку первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий, участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории городского округа.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Согласно ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам, возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
Технические требования к пешеходным переходам определены межгосударственными стандартами ГОСТ 329-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Пешеходные переходы. Классификация. Общие требования», а также ГОСТ Р 52766-2007 «Государственный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего использования. Элементы обустройства. Общие требования».
Пунктом 4.5.2.1 ГОСТ Р 52766-2007 установлено, что пешеходные переходы через автомобильные дороги в населенных пунктах располагают через 200 - 300 м. При этом выбор мест их размещения осуществляют с учетом сформировавшихся регулярных пешеходных потоков, расположением остановок маршрутных транспортных средств, объектов притяжения пешеходов. В населенных пунктах протяженностью до 0,5 км устраивают не более двух пешеходных переходов с интервалом 150 - 200 м. Допускается не устраивать пешеходные переходы на дорогах при интенсивности движения транспортных средств менее 20 авт./ч в течение каждого из любых 8 ч рабочего дня недели и интенсивности движения пешеходов, пересекающих проезжую часть в это же время, менее 50 пеш./ч. На улицах пешеходные переходы устраивают по [3]. При необходимости их допускается располагать менее чем через 200 м.
Подпунктами 4.1, 4.2, 4.3 п. 4 ГОСТ 32944-2014 установлено, что организация пешеходных переходов осуществляется для обеспечения возможности безопасного пересечения проезжей части дорог пешеходами; при проектировании строительства, реконструкции и капитального ремонта дорог необходимо предусматривать возможность безопасного перехода дорог пешеходами путем устройства пешеходных переходов в одном или разных уровнях в соответствии с требованиями нормативных документов; выбор типа пешеходного перехода зависит от интенсивности автомобильного и пешеходного движения, а также количества дорожно-транспортных происшествий, связанных с наездами на пешеходов.
Пункт 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090, пешеходный переход - участок проезжей части, трамвайных путей, обозначенный знаками 5.19.1, 5.19.2 и (или) разметкой 1.14.1 и 1.14.2 <*> и выделенный для движения пешеходов через дорогу. При отсутствии разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками 5.19.1 и 5.19.2.
Пунктом 5.6.30 ГОСТ Р 52289-2019 знаки 5.19.1 и 5.19.2 "Пешеходный переход" применяют для обозначения мест, выделенных для перехода пешеходов через дорогу. Знак 5.19.1 устанавливают справа от дороги, знак 5.19.2 - слева. На дорогах с конструктивно выделенной разделительной полосой (полосами) знаки 5.19.1 и 5.19.2 устанавливают на разделительной полосе соответственно справа или слева от каждой проезжей части, при этом знак 5.19.1 устанавливают на такой разделительной полосе, если по ней организовано пешеходное движение вдоль проезжей части или пешеходный переход пересекает две и более разделительные полосы. Знак 5.19.1 устанавливают на ближней границе перехода относительно приближающихся транспортных средств, знак 5.19.2 - на дальней. Ширину неразмеченного пешеходного перехода, заключенного между знаками, определяют по 6.2.17. Знаки на размеченном пешеходном переходе устанавливают на расстоянии не более 1 м от границы перехода.
Согласно пункту 6.2.17 ГОСТ Р 52289-2019 разметку 1.14.1 и 1.14.2 применяют для обозначения мест, выделенных для пересечения проезжей части пешеходами. Ширину размечаемого пешеходного перехода определяют по интенсивности пешеходного движения из расчета 1 м на каждые 500 пеш./ч, но не менее 4 м. Разметку 1.14.1 применяют на пешеходных переходах, ширина которых не превышает 6 м. При ширине пешеходного перехода более 6 м применяют разметку 1.14.2. Линии разметки 1.14.1 и 1.14.2 наносят параллельно оси проезжей части (допускается угол между осями перехода и проезжей части не менее 85°) (рисунок В.7). Разметку 1.14.3 применяют для обозначения диагональных пешеходных переходов на регулируемых перекрестках (рисунок В. 19). Между линиями разметки 1.14.1 и 1.14.2 допускается устраивать желтое заполнение по ГОСТ Р 51256 (рисунок В.19).
Судом установлено, что автомобильная дорога общего пользования местного значения «Объездная автомобильная дорога г. Инта» (от дома ____ является собственностью МОГО «Инта» и передана в оперативное управление МКУ «УЖКХ».
В свою очередь МКУ «УЖКХ» разработан локальный сметный расчет «Восстановление пешеходного перехода на автомобильной дороге общего пользования местного значения «Объездная автомобильная дорога г. Инта» ____.
В нарушении вышеуказанных требований законодательства МКУ «УЖКХ» на автомобильной дороге общего пользования местного значения «Объездная автомобильная дорога г. Инта» (____ не оборудован пешеходный переход с установлением знаков 5.19.1, 5.19.2 и нанесением разметки 1.14.1 «горизонтальная дорожная разметка».
Решением Совета МОГО «Инта» от 07.05.2020 № III-33/4 утверждены Правила благоустройства и содержания территории населенных пунктов муниципального образования городского округа «Инта» (далее – Правила).
Согласно частей 9.1-9.3 Правил благоустройства и содержания территории населенных пунктов муниципального образования городского округа «Инта» освещение улиц населенных пунктов в ночное время на территории МОГО «Инта» осуществляется за счет средств местного бюджета с привлечением специализированной организации, путем проведения торгов с заключением договора на содержание улично-дорожного освещения, имеющей необходимую технику и обученный персонал для выполнения всего объема работ в регламентные сроки, а дворовых территорий - жилищно-эксплуатационными организациями.
Технические требования к эксплуатационному состоянию автомобильных Дорог и улиц установлены ГОСТом Р 50597-2017 Национальный стандарт Российской Федерации.
Пунктами 2.3.7, 2.3.10, 2.3.11, 2.3.12 Устава МКУ «УЖКХ» предусмотрено, что на МКУ «УЖКХ» возлагается организация содержания, ремонта, капитального ремонта, реконструкции автомобильных дорог, улиц, площадей и проездов на территории МОГО «Инта»; организация работ по нанесению дорожной разметки на улицах и автомобильных дорогах общего пользования местного значения; организация содержания, ремонта, капитального ремонта, установка новых технических средств дорожного движения, элементов благоустройства и обустройства; организация содержания, ремонта, капитального ремонта, установка новых линий освещения.
Согласно требованиям пункта 6.9.1 ГОСТом Р50597-2017 средняя освещенность на дорожном покрытии, равномерность освещенности и коэффициент периферийного освещения дорог должны быть не ниже значений, Указанных в ГОСТ 33176. Горизонтальная освещенность покрытия проезжей части улиц и ее равномерность должны быть не ниже значений, указанных в ГОСТ Р 52766.
В силу пункта 4.2 ГОСТ Р 55706-2013 классы по освещению пешеходных пространств установлены в таблице 2 ГОСТ Р 55706-2013.
Пунктом 5.2.1 ГОСТ Р 55706-2013 предусмотрены нормы освещения пешеходных пространств в зависимости от класса объекта по освещению должны соответствовать указанным в таблице 6 ГОСТ Р 55706-2013.
В соответствии с пунктом 5.4.1 ГОСТ Р 55706-2013 внутри жилых кварталов нормы освещения улиц местного значения должны соответствовать классам по освещению В1 и В2 таблицы 3, а проездов и проходов - классам П4 и П5 таблицы 6. ОП должны соответствовать требованиям 5.1.6 и 5.2.4.
Из материалов дела следует, что в нарушение вышеуказанных требований закона уличное освещение проезда № 36 (проезд к дому № 15 по ул. Деповская) в темное время суток в соответствии с пунктами 5.2.1 и 5.4.1 «ГОСТ Р 55706-2013 Национальный стандарт Российской Федерации. Освещение наружное утилитарное. Классификация и нормы» отсутствует.
Доводы представителя МКУ о том что заезд к дому ____ не находится в оперативном управлении МКУ «УЖКХ» являются несостоятельными.
Исходя из выше изложенного, оценивая положения Устава МКУ «УЖКХ», устанавливающего, что организация содержания, ремонта, капитального ремонта, реконструкции автомобильных дорог, улиц, площадей и проездов на территории МОГО «Инта»; организация работ по нанесению дорожной разметки на улицах и автомобильных дорогах общего пользования местного значения; организация содержания, ремонта, капитального ремонта, установка новых технических средств дорожного движения, элементов благоустройства и обустройства; организация содержания, ремонта, капитального ремонта, установка новых линий освещения возлагается на МКУ «УЖКХ», суд приходит к выводу, что надлежащим ответчиком по настоящему делу является МКУ «УЖКХ», которому вышеуказанные объекты были переданы на праве оперативного управления. Кроме того, поскольку суду не представлено доказательств устранения выявленных нарушений, то суд находит необходимым обязать МКУ «УЖКХ» устранить данные нарушения.
В соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая необходимость значительных финансовых и временных затрат для устранения выявленных нарушений, суд считает необходимым установить срок для их устранения, а именно: об обязании МКУ «УЖКХ» оборудовать на автомобильной дороге общего пользования местного значения «Объездная автомобильная дорога г.Инта» (____) пешеходный переход с установлением знаков 5.19.1, 5.19.2 «пешеходный переход» и нанесением разметки 1.14.1 «горизонтальная дорожная разметка» в срок до 01 ноября 2022 года; об обязании обустроить уличное освещение проезда ____) в темное время суток в соответствии с пунктами 5.2.1 и 5.4.1 «ГОСТ Р 55706-2013 Национальный стандарт Российской Федерации. Освещение наружное утилитарное. Классификация и нормы» в срок - 01 ноября 2023 года.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать муниципальное казенное учреждение «Управление жилищно-коммунальным хозяйством» в срок до 01 ноября 2022 года оборудовать на автомобильной дороге общего пользования местного значения «Объездная автомобильная дорога г.Инта» (____) пешеходный переход с установлением знаков 5.19.1, 5.19.2 «пешеходный переход» и нанесением разметки 1.14.1 «горизонтальная дорожная разметка».
Обязать муниципальное казенное учреждение «Управление жилищно-коммунальным хозяйством» в срок до 01 ноября 2023 года обустроить уличное освещение проезда ____ в темное время суток в соответствии с пунктами 5.2.1 и 5.4.1 «ГОСТ Р 55706-2013 Национальный стандарт Российской Федерации. Освещение наружное утилитарное. Классификация и нормы».
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Интинский городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья Н.В. Сапегина
Мотивированное решение изготовлено <....>.