№ 21-319/2022
РЕШЕНИЕ
г. Иркутск 5 апреля 2022 г.
Судья Иркутского областного суда Полозова Н.Ф., с участием защитника Шиховой М.В, допущенной к участию в деле на основании доверенности Номер изъят от Дата изъята , рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Шиховой М.В. на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Иркутской области, а также по Республике Бурятия в границах центральной экологической зоны атмосферного влияния Байкальской природной территории ФИО2 Номер изъят от 12 апреля 2021 г. и решение судьи Свердловского районного суда г. Иркутска от 11 января 2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества «Байкалэнерго»,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Иркутской области, а также по Республике Бурятия в границах центральной экологической зоны атмосферного влияния Байкальской природной территории ФИО2 Номер изъят от 12 апреля 2021 г. акционерного общества «Байкалэнерго» (далее – АО «Байкалэнерго») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Решением судьи Свердловского районного суда г. Иркутска от 11 января 2022 г., постановление должностного лица оставлено без изменений, жалоба защитника Шиховой М.В. – без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Иркутский областной суд, защитник Шихова М.В., не соглашаясь с постановлением должностного лица и решением судьи Свердловского районного суда г. Иркутска, просит об их отмене и прекращении производства по данному делу.
Законный представитель АО «Байкалэнерго», в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, - генеральный директор Потапова В.В., защитник Кротова О.Е. надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения Иркутским областным судом жалобы, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявили, о причинах неявки не сообщили, в связи с чем считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие названных лиц.
Проверив с учетом требований части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении Номер изъят, судебный материал по жалобе Номер изъят, проанализировав доводы жалобы, выслушав защитника Шихову М.В., поддержавшую доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Данные требования Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судьей районного суда при вынесении решения в отношении АО «Байкалэнерго» не выполнены.
Статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 настоящего Кодекса.
Как следует из постановления должностного лица, основанием для привлечения АО «Байкалэнерго» к административной ответственности послужило непредставление сведений об остановке котельной Северного промузла в периоды: Дата изъята , при наступлении НМУ I режима, поскольку отсутствует фиксация сведений в журнале. В результате осуществления выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от промплощадки котельной Северного промузла АО «Байкалэнерго» обособленного подразделения «Центральные тепловые сети» в периоды наступления НМУ в декабре месяце 2020 г. и при отсутствии подтверждения осуществления мероприятий по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ, АО «Байкалэнерго» не выполнялись указанные мероприятия, вследствие чего АО «Байкалэнерго» своими действиями создает реальную угрозу причинения вреда окружающей среде, в частности атмосферному воздуху и населению г. Иркутска.
Должностным лицом указанное бездействие АО «Байкалэнерго» квалифицированно по статье 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
Дата изъята судья Свердловского районного суда г. Иркутска, рассмотрев жалобу (данные изъяты)
Вместе с тем выводы судьи Свердловского районного суда г. Иркутска следует признать преждевременными.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Положения названной статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагают не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В нарушение указанных норм судьей не проверено соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Из представленного на л.д. 58 запроса Межрегионального управления Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории Номер изъят от 13 января 2021 г. следует, что истребование информации у АО «Байкалэнерго» произведено на основании части 3.2. статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Между тем данных о проведении проверки в отношении юридического лица в рамках Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ и надлежащем ее оформлении в материалах дела не имеется.
Вопреки указаниям судьи районного суда в представленных материалах дела об административном правонарушении отсутствует постановление о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.
Сам по себе факт обращения граждан в прокуратуру не свидетельствует о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, а может свидетельствовать только о наличии повода к возбуждению дела об административном правонарушении, в том числе как прокурором, так и соответствующих органов, как в рамках проведения проверки в соответствии с указанных законом, так и в рамках Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
При этом судьей не учтено, что только при законности проведение проверки можно сделать вывод о допустимости доказательств, положенных в основу признания АО «Байкалэнерго» виновным в совершении вменяемого административного правонарушения
В силу части 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
Также следует отметить, что судом должным образом не проверено время совершения вменяемого АО «Байкалэнергия» административного правонарушения.
При рассмотрении жалобы на постановление должностного лица судьей Свердловского районного суда г. Иркутска, в нарушение положений части 1 статьи 24.1, статей 26.1 - 26.2, 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, данным обстоятельствах надлежащая правовая оценка не дана.
Допущенные по настоящему делу нарушения требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, являются существенными, повлияли на всесторонность, объективность и полноту рассмотрения дела, а также законность принятого по делу решения.
При таких обстоятельствах и с учетом положений пункта 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, решение судьи Свердловского районного суда г. Иркутска от 11 января 2022 г. вынесенное в отношении АО «Байкалэнерго» нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене, а дело - возвращению на новое рассмотрение в Свердловский районный суд г. Иркутска.
Иные изложенные в поданной в Иркутский областной суд жалобе доводы, касающиеся существа обжалуемых актов, могут быть заявлены при новом рассмотрении данного дела.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░ ░░ 11 ░░░░░░ 2022 ░. ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 8.1 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░», ░░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░