05RS0031-01-2022-013942-57
Дело № 2-3064/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Махачкала, 18.04.2023
мотивированное: 26.04.2023
Ленинский районный суд г. Махачкалы Республики Дагестан в составе председательствующего – судьи Чоракаева Т.Э.
при секретаре Мухтарове М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Омаркадиевой ФИО8 к ГУ СПФР по РД о признании незаконным отказа в назначении ежемесячной денежной выплаты на ребёнка в возрасте от 8 до 17 лет, об обязании назначить указанную выплату в отношении ребёнка Омаркадиевой ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения,
УСТАНОВИЛ:
Омаркадиева С.С. обратилась в суд с иском к ГУ ОПФР по РД (на момент рассмотрения дела ГУ СФР по РД) о признании незаконным отказа в назначении ежемесячной денежной выплаты на ребёнка в возрасте от 8 до 17 лет, об обязании назначить указанную выплату в отношении ребёнка Омаркадиевой ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
В обоснование иска указывается на то, что истица является матерью и законным представителем несовершеннолетней Омаркадиевой П.Р., 04.02.2006 года рождения. 03.09.2022 истица обратилась в ГУ СПФР по РД за назначением ежемесячной выплаты на ребёнка в возрасте от 8 до 17 лет. Решением ГК ОПФР по РД от 07.09.2022 в назначении (предоставлении) выплаты было отказано. Основанием отказа послужило отсутствие в заявлении сведений о супруге заявительницы. Между тем, супруг истицы ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умер в результате ДТП ДД.ММ.ГГГГ, похоронен в <адрес> РД. По факту смерти истица и её родственники куда-либо не обращались, справку о смерти, свидетельство о смерти не получали. Со ссылками на норы права истица указывает на нарушение её прав ответчиком. За защитой нарушенного права она была вынуждена обратиться в суд.
Решением Ленинского районного суда г. Махачкалы от 02.11.2022 постановлено:
«В удовлетворении исковых требований Омаркадиевой ФИО11 к ГУ ОПФР по РД о признании незаконным отказа в назначении ежемесячной денежной выплаты на ребёнка в возрасте от 8 до 17 лет, об обязании назначить указанную выплату в отношении ребёнка Омаркадиевой ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, отказать».
Определением Ленинского районного суда г. Махачкалы от 26.01.2023 решение Ленинского районного суда г. Махачкалы от 02.11.2022 отменено по вновь открывшимся обстоятельствам.
Надлежаще извещённые истица Омаркадиева П.Р. и ответчик ГУ СФР по РД на рассмотрение гражданского дела не явились (представителей не направили), о причинах неявки не сообщили, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали.
С учётом сведений о надлежащем извещении участвующих в деле лиц суд определил рассмотреть гражданское дело в отсутствие сторон.
Изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Истицей Омаркадиевой С.С. на рассмотрение и разрешение судом поставлены вопросы о признании незаконным отказа в назначении ежемесячной денежной выплаты на ребёнка в возрасте от 8 до 17 лет, об обязании назначить указанную выплату в отношении ребёнка Омаркадиевой ФИО13, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Как следует из материалов гражданского дела, истица Омаркадиева С.С. является матерью и законным представителем несовершеннолетней ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается свидетельством о рождении.
03.09.2022 истица обратилась в ГУ ОПФР по РД с заявлением о назначении ежемесячной выплаты на ребёнка в возрасте от 8 до 17 лет. Решением ГУ ОПФР по РД от 07.09.2022 в назначении (предоставлении) выплаты было отказано. Основанием отказа послужило отсутствие в заявлении сведений о супруге заявительницы.
31.03.2022 Президентом Российской Федерации подписан Указ № 175 «О ежемесячной денежной выплате семьям, имеющим детей», согласно которому с 01.04.2022 установлена ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от восьми до семнадцати лет, предоставляемая нуждающимся в социальной поддержке гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим на территории Российской Федерации, в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации (п. 1 Указа).
Согласно пп. «а» п. 2 Указа ежемесячная выплата предоставляется, в случае если ребенок является гражданином Российской Федерации, постоянно проживает на территории Российской Федерации и размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24.10.1997 № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» на дату обращения за назначением ежемесячной выплаты
В соответствии с п. 5 Указа ежемесячная выплата производится с 01.05.2022:
а) Пенсионным фондом Российской Федерации, в случае если полномочия по осуществлению ежемесячной выплаты переданы субъектом Российской Федерации Пенсионному фонду Российской Федерации и исполняются Пенсионным фондом Российской Федерации за счет переданных ему средств бюджета субъекта Российской Федерации и межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета в целях софинансирования расходных обязательств субъекта Российской Федерации на осуществление ежемесячной выплаты;
б) уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в случае если расходные обязательства субъекта Российской Федерации на осуществление ежемесячной выплаты обеспечиваются исключительно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации
П. 6 Указа предусмотрено утверждение Правительством РФ основных требований к порядку и условиям предоставления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет.
Такие основные требования утверждены постановлением Правительства РФ от 09.04.2022 № 630.
В силу п. 3 Основных требований право на получение ежемесячной денежной выплаты имеет один из родителей или иной законный представитель ребенка, являющийся гражданином Российской Федерации и постоянно проживающий на территории Российской Федерации.
Согласно п. 17 Основных требований документы (сведения), необходимые для назначения ежемесячной денежной выплаты, примерный перечень которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 09.04.2022 г. N 630 «Об утверждении основных требований к порядку и условиям предоставления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении» (далее соответственно - документы (сведения), перечень), запрашиваются органом, осуществляющим ежемесячную денежную выплату, в рамках межведомственного электронного взаимодействия в органах и (или) организациях, в распоряжении которых они находятся, и (или) представляются заявителем в соответствии с перечнем (в зависимости от сложившейся конкретной жизненной ситуации). Срок подготовки и направления ответа на межведомственный электронный запрос не может превышать 5 рабочих дней со дня поступления межведомственного электронного запроса в орган и (или) организацию.
П. 23 Основных требований предусматривает исчерпывающий перечень оснований отказа в назначении ежемесячной денежной выплаты, к числу которых (пп. «л») относится:
отсутствие у заявителя и (или) трудоспособных членов его семьи (за исключением детей в возрасте до 18 лет) доходов, предусмотренных подпунктами "а", "б" (в части пенсий), "в" (в части стипендий и компенсационных выплат в период нахождения в академическом отпуске по медицинским показаниям), "е", "к", "м" - "о" и "р" пункта 32 настоящих основных требований, за расчетный период, предусмотренный пунктом 33 настоящих основных требований, за исключением следующих случаев (их совокупности), приходящихся на указанный период:
заявитель или члены его семьи не более 6 месяцев имели статус безработного, ищущего работу;
заявитель или члены его семьи осуществляли уход за ребенком до достижения им возраста 3 лет;
заявитель или члены его семьи младше 23 лет, обучались в общеобразовательной организации, профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования по очной форме обучения и не получали стипендию;
заявитель или члены его семьи осуществляли уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, или инвалидом с детства I группы, или инвалидом I группы, или престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет;
заявитель или члены его семьи проходили непрерывное лечение длительностью свыше 3 месяцев, вследствие чего временно не могли осуществлять трудовую деятельность;
заявитель или члены его семьи проходили военную службу (включая период не более 3 месяцев со дня демобилизации);
заявитель или члены его семьи были лишены свободы или находились под стражей (включая период не более 3 месяцев со дня освобождения);
заявитель являлся (является) единственным родителем (законным представителем), имеющим несовершеннолетнего ребенка (детей);
семья заявителя являлась (является) многодетной (этот случай распространяется только на заявителя или только на одного из членов его семьи);
заявитель-женщина и (или) члены семьи заявителя были беременны (при условии продолжительности беременности в течение 6 месяцев и более, приходящихся на период, предусмотренный пунктом 33 настоящих основных требований, или при условии, что на день подачи заявления о назначении ежемесячной денежной выплаты срок беременности женщины - 12 недель и более, решение об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты по основанию, указанному в настоящем подпункте, не принимается);
заявитель и (или) члены его семьи относятся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, ведут традиционный образ жизни и традиционную хозяйственную деятельность в субъекте Российской Федерации, на территории которого проживает коренной малочисленный народ и подано заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты.
Таким образом, из вышеуказанных норм права следует, что состав семьи, доходы членов семьи заявителя носят существенное значение при решении вопроса о наличии оснований для производства выплаты.
Отказывая в назначении ежемесячной денежной выплаты, ответчик указал на отсутствие в заявлении Омаркадиевой С.С. сведений о супруге заявительницы при том, что Омаркадиева С.С. состоит в зарегистрированном браке.
В свою очередь, истица указывает на то, что её супруг ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умер в результате ДТП ДД.ММ.ГГГГ, похоронен в <адрес> РД. По факту смерти истица и её родственники куда-либо не обращались, справку о смерти, свидетельство о смерти не получали.
В подтверждение указанных доводов истицей представлена справка Администрации с. Хахита Левашинского района РД о том, что Магомедов М.-Р.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, действительно умер в сентябре 1993 года и похоронен в данном селении.
Между тем, указанная справка не является допустимым достоверным доказательством смерти супруга истицы. Данный факт может быть установлен только на основании соответствующей записки акта гражданского состояния. Из объяснений истицы следует, что данная запись в отношении её мужа не выполнена в связи с тем, что данному обстоятельству не придали существенного значения. Отсутствие записи акта о смерти супруга истицы подтверждается соответствующей выпиской, представленной самой истицей.
Указанные обстоятельства послужили основанием для отказа в удовлетворении иска при первоначальном его рассмотрении.
Между тем, истицей Омаркадиевой С.С. было подано заявление о пересмотре решения суда по вновь открывшимся (новым) обстоятельствам. В качестве основания для пересмотра решения суда истицей представлено полученное ей свидетельство о смерти Магомедова ФИО14 (супруга истицы), согласно которому он умер ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Тем самым достоверно подтверждается факт того, что супруг истицы ФИО4 действительно умер ДД.ММ.ГГГГ.
Актовая запись о смерти ФИО4 сделана только ДД.ММ.ГГГГ, что прямо следует из представленного истицей свидетельства о смерти. Следовательно, ответчик при вынесении и направлении истице отказа в назначении социальной выплаты добросовестно исходил из того, что ФИО4 не умер, отказ ответчика не подлежит признанию незаконным.
В то же время при решении вопроса об удовлетворении иска руководствуется ч. 1 ст. 7 Конституции РФ, согласно которой Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Выплата, являющаяся предметом спора, является социальной и предоставляется лицам, нуждающимся в социальной поддержке. Произвольное лишение или ограничение прав нуждающихся в указанной выплате не допускается.
Суд принимает во внимание, что на момент обращения ФИО2 за выплатой её супруг ФИО4 действительно умер, непредставление сведений о нём не должно повлечь лишение заявительницы социальной выплаты, поскольку основания для назначения выплаты существовали на момент обращения.
При этом ответчиком какие-либо иные основания для отказа в назначении выплаты заявлены не были.
С учётом изложенного суд приходит к выводу, что с целью соблюдения социальных прав истицы ФИО2 и её несовершеннолетней дочери обжалуемое ГУ ОПФР по РД решение об отказе в назначении ФИО2 ежемесячной денежной выплаты на ребёнка в возрасте от 8 до 17 лет в отношении ребёнка ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, указанная выплата подлежит назначению, рассматриваемый иск в данной части – удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Омаркадиевой ФИО15 удовлетворить частично.
Отменить отказ ГУ ОПФР по РД в назначении ФИО2 ежемесячной денежной выплаты на ребёнка в возрасте от 8 до 17 лет в отношении ребёнка ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Обязать ГУ ОСФР по РД назначить ФИО2 ежемесячную денежную выплату на ребёнка в возрасте от 8 до 17 лет в отношении ребёнка ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
В удовлетворении остальной части иска – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья Т.Э. Чоракаев