Дело № 2-475/2023
УИД 50RS0017-01-2023-000153-26
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ г. Кашира Московской области
Каширский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Булычевой С.Н.,
при секретаре судебного заседания Клейменовой Н.В.,
с участием истца Сокрутиной М.В., представителя истца Сокрутина К.В., представителя ответчика Гришиной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сокрутиной <данные изъяты> к администрации городского округа Кашира Московской области о возложении обязанности перенести сроки по расселению из аварийного жилья,
установил:
Истец Сокрутина М.В. обратилась в суд с вышеуказанным иском к ответчику администрации городского округа Кашира Московской области, мотивируя свои исковые требования тем, что постановлением администрации городского округа Кашира Московской области от ДД.ММ.ГГГГ №-па многоквартирный дом по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу. В связи с пожаром, произошедшим ДД.ММ.ГГГГ, жилое помещение признано непригодным для проживания. Истец просит суд обязать администрацию городского округа Кашира Московской области перенести сроки по расселению из аварийного жилья по адресу: <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9).
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство строительного комплекса Московской области.
Истец Сокрутина М.В. и ее представитель Сокрутин К.В. в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме. При этом пояснили, что истцу на праве собственности принадлежат две комнаты по адресу: <адрес>. В ниже расположенной квартире произошел пожар. На фасаде дома появились трещины. Жильцы дома обратились в администрацию, и дом признали аварийным, то есть не в связи с пожаром. В доме живут жильцы за исключением трех квартир. В администрацию городского округа Кашира за предоставлением жилья маневренного фонда она не обращалась. Она (истец) с мужем проживают в <адрес>, где снимают комнату. Также в <адрес> проживает их дочь вместе с сыном в квартире, которую та приобрела в ипотеку, платить еще 5 лет. Они помогают дочери ухаживать за сыном в связи с имеющимся у него заболеванием. Даже если администрация предоставит ей (истцу) комнату, она не сможет в ней жить, так как у нее астма.
Представитель ответчика администрации городского округа Кашира Московской области Гришина А.В. в судебном заседании исковые требования не признала, представила письменный отзыв, в котором указала, что на сегодняшний день на территории Московской области переселение граждан из аварийного жилья осуществляется в соответствии с государственной программой Московской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Московской области на ДД.ММ.ГГГГ», утвержденной Постановлением Правительства МО от 28.03.2019 № 182/10. В указанную Программу включены многоквартирные дома, признанные до ДД.ММ.ГГГГ в установленном законодательством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации. Так как многоквартирный дом по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу в ДД.ММ.ГГГГ, то он не может быть включен в действующую программу. Указанный в постановлении администрации срок отселения физических лиц из многоквартирного дома (не позднее ДД.ММ.ГГГГ) является разумным, поскольку при утверждении государственной программы Московской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Московской области» указанный срок может быть скорректирован на более ранний. Администрацией городского округа Кашира в адрес Министерства строительного комплекса Московской области направлены письма о рассмотрении возможности включения вышеуказанного дома в государственную программу расселения многоквартирных домов на будущий период. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № истцу разъяснен порядок и основания предоставления жилого помещения из маневренного фонда. До настоящего времени обращений от Сокрутиной М.В. в адрес администрации не поступало. Определение срока отселения из многоквартирного дома, а также определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, относится к исключительной компетенции органа местного самоуправления. Понуждение ответчика к совершению действий по установлению срока расселения многоквартирного жилого дома является ограничением права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения в пределах предоставленных законодательством полномочий и нарушает установленный статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.
Представитель третьего лица Министерства строительного комплекса Московской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом извещен.
Суд счел возможным рассмотреть дело при указанной явке.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, проверив письменные материалы дела, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Выписки из ЕГРН удостоверяют, что истцу на праве собственности принадлежат две комнаты, расположенные по адресу: <адрес> (л.д. 85-90).
Истец Сокрутина М.В. и ее супруг Сокрутин К.В. с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрированы в комнате № вышеуказанной квартиры, в комнате № никто не зарегистрирован (л.д. 61-62 – выписки из домовой книги).
Согласно справке Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г.о. Кашира ГУ МЧС России по Московской области, в квартире №, расположенной в вышеуказанном многоквартирном доме, ДД.ММ.ГГГГ произошел пожар (л.д. 10).
Постановлением администрации городского округа Кашира от ДД.ММ.ГГГГ №-па многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу. Комитету по управлению имуществом администрации городского округа Кашира поручено осуществить в соответствии с действующим законодательством мероприятия по отселению граждан, проживающих в многоквартирном доме, в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ; обеспечить подготовку и направление документов в Министерство строительного комплекса Московской области для рассмотрения возможности включения многоквартирного дома в государственную программу расселения аварийного жилья (л.д. 12).
Во исполнение выше указанного постановления администрацией городского округа Кашира в адрес Министерства строительного комплекса Московской области направлены письма (от ДД.ММ.ГГГГ № Исх-№, от ДД.ММ.ГГГГ №исх-№, от ДД.ММ.ГГГГ №исх-№) о рассмотрении возможности включения вышеуказанного дома в государственную программу расселения многоквартирных домов (л.д. 93-95, 54).
В списках очередников, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, Сокрутина М.В. не значится (л.д. 91).
Пунктом 8 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
В соответствии с ч. 4 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания.
Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом.
Пунктом 42 вышеуказанного Положения, предусмотрено, что комиссия на основании, в том числе заявления собственника помещения, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решение в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения, о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.
Из п. 49 вышеуказанного Положения следует, что на основании полученного заключения орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на переселение граждан из аварийного жилищного фонда установлены Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее – Закон № 185-ФЗ).
В силу части 1 статьи 16 Закона № 185-ФЗ региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае, если, действие такой программы начинается после 1 января 2019 года, она утверждается на период до 1 сентября 2025 г.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 16 Закона № 185-ФЗ в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда включаются только те многоквартирные дома, которые признаны до 1 января 2017 г. аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации в установленном порядке.
Частью 2.2 ст. 16 вышеназванного закона предусмотрено, что не допускается внесение в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда изменений, которые приводят к нарушению требований, установленных частями 2 и 2.1 настоящей статьи.
В настоящее время на территории Московской области переселение граждан из аварийного жилья осуществляется в соответствии с государственной программой Московской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Московской области на ДД.ММ.ГГГГ», утвержденной постановлением Правительства Московской области от 28.03.2019 № 182/10. В указанную Программу включены многоквартирные дома, признанные до ДД.ММ.ГГГГ в установленном законодательством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
Региональная адресная программа утверждается на определенный срок, содержит определенный перечень аварийного жилья, подлежащего расселению, при этом, в силу пункта 2.2 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", в последующем, не допускается внесение в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда изменений, которые приводят к нарушению требований, установленных к содержанию адресной программы и минимальному размеру этапа региональной адресной программы.
Так как многоквартирный дом по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу в ДД.ММ.ГГГГ, то он не может быть включен в действующую программу, поскольку повлечет изменение показателей, перечисленных в ч. 2 ст. 16 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
Указанный в постановлении администрации срок отселения физических лиц из многоквартирного дома (не позднее ДД.ММ.ГГГГ) является разумным, поскольку при утверждении государственной программы Московской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Московской области» на следующий период указанный срок может быть скорректирован на более ранний.
В силу пункта 3.1 статьи 95 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданам, у которых жилые помещения стали непригодными для проживания в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, могут быть предоставлены жилые помещения маневренного фонда, предназначенные для временного проживания.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № администрация городского округа Кашира Московской области разъяснила истцу порядок и основания предоставления жилого помещения из маневренного фонда для временного проживания (л.д. 27-29).
В ходе судебного разбирательства установлено, что Сокрутина М.В. в администрацию городского округа Кашира по вопросу предоставления жилого помещения маневренного фонда не обращалась. При этом, истец не лишена права на обращение в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении жилого помещения маневренного фонда до наступления срока отселения из аварийного жилья.
Исходя из вышеперечисленных норм материального права и установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
в удовлетворении иска Сокрутиной <данные изъяты> (паспорт серия № №) к администрации городского округа Кашира Московской области (ИНН 5019008901) о возложении обязанности перенести сроки по расселению из аварийного жилья отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Каширский городской суд Московской области в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
Федеральный судья С.Н. Булычева