Дело № 5-2043/2020
УИД 26RS0029-01-2020-004344-76
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
о прекращении производства по делу
об административном правонарушении
26 июня 2020 года г. Пятигорск
Судья Пятигорского городского суда Ставропольского края Лихоман В.П., рассмотрев в открытом судебном заседании в Пятигорском городском суде Ставропольского края по адресу: Ставропольский край, город Пятигорск, улица Университетская, 34а, дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Прохоровой Е. Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <адрес>
УСТАНОВИЛ:
Согласно протоколу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, Прохорова Е.Н., являясь должностным лицом – администратором хостела «Русь», расположенного по адресу: <адрес> в <адрес>, организовала деятельность по предоставлению клиентам платных гостиничных услуг, а именно сдаче клиенту комнат отдыха, что не является и не относится к деятельности, критически важной для решения вопросов жизнеобеспечения населения г. Пятигорска в период осуществления на территории города-курорта Пятигорска ограничительных мероприятий (карантина), введенных постановлением Правительства Ставропольского края от 16 апреля 2020 года № 178-п «О введении ограничительных мероприятий (карантина) на территории города-курорта Пятигорска Ставропольского края», в нарушение требований, предусмотренных ст. 10 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Действия Прохоровой Е.Н. должностным лицом органов внутренних дел квалифицированы по ч. 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, как нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, совершенное в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина).
Прохорова Е.Н., будучи надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного заседания, не явилась и не сообщила суду о наличии уважительных причин неявки, а также не обратилась в суд с ходатайством об отложении судебного разбирательства дела.
В соответствии с положениями п. 4 ч. 1 ст. 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд считает возможным рассмотреть дело об административном правонарушении в его отсутствие.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, представленные суду доказательства, оценив данные доказательства с учетом их относимости и допустимости, суд пришел к следующим выводам.
Согласно п. 1 ст. 2.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявления причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Статьей 4 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» установлена правовая основа создания и деятельности единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Правительством Российской Федерации 30 декабря 2003 года утвержден Порядок организации и функционирования Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ и постановления Правительства РФ от 30 декабря 2003 года № 794 единая система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций состоит из органов управления, сил и средств федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 года № 417 «Об утверждении Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации» граждане и организации обязаны выполнять решения Правительства Российской Федерации, Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности или должностных лиц, указанных в п.п. 8 и 9 ст. 4.1 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», направленные на принятие дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Согласно ст. 8 Закона Ставропольского края от 11 февраля 2020 года № 18-кз «О некоторых вопросах в области защиты населения и территорий в Ставропольском крае от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» Губернатор Ставропольского края вводит режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил Ставропольской краевой территориальной подсистемы; устанавливает региональный уровень реагирования в порядке, установленном п. 8 ст. 4 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», принимает решения об отнесении возникших чрезвычайных ситуаций к чрезвычайным ситуациям регионального или межмуниципального характера; при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также при установлении уровня реагирования для соответствующих органов управления и сил Ставропольской краевой территориальной подсистемы может определять руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации и принимать дополнительные меры по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, установленные подп. «а» - «д» п. 10 ст. 4 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»; определяет в пределах своей компетенции границы зоны чрезвычайной ситуации регионального или межмуниципального характера при принятии решения о введении режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации; принимает решение о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера и обеспечивает в пределах своей компетенции их проведение; утверждает план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Ставропольского края; осуществляет иные полномочия в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Ставропольского края.
В соответствии с указами Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 года № 206 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней» и от 02 апреля 2020 года № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)», федеральными законами «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», постановлениями Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» и от 02 апреля 2020 года № 417 «Об утверждении Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации», постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 марта 2020 года № 7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019» и от 30 марта 2020 года № 9 «О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-2019», Законом Ставропольского края «О некоторых вопросах в области защиты населения и территорий в Ставропольском крае от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», постановлениями Правительства Ставропольского края от 10 августа 2005 года № 97-п «О Ставропольской краевой территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» и от 17 марта 2020 года № 121-п «О координационном совете по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Ставропольского края» и постановлением Губернатора Ставропольского края от 16 марта 2020 года № 101 «О введении на территории Ставропольского края режима повышенной готовности», в целях снижения рисков распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) (далее – коронавирусная инфекция) на территории Ставропольского края постановлением Правительства Ставропольского края от 16 апреля 2020 года № 178-п (в редакции от 17 апреля 2020 года) «О введении ограничительных мероприятий (карантина) на территории города-курорта Пятигорска Ставропольского края» введены ограничительные мероприятия (карантин), запрещающие на период действия ограничительных мероприятий (карантина) работу на территории г. Пятигорска организаций, за исключением организаций, деятельность которых является критически важной для решения вопросов жизнеобеспечения населения г. Пятигорска (п.п. 2.1.8).
В соответствии с Перечнем организаций (по основному виду деятельности (ОКВЭД)), деятельность которых является критически важной для решения вопросов жизнеобеспечения населения г. Пятигорска, утвержденной решением оперативного штаба по реализации первичных мер по предупреждению, локализации и устранению причин, способствующих завозу и распространению коронавирусной инфекции, деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания, согласно ОКВЭД 55.10 не входит в перечень организаций, деятельность которых является критически важной для решения вопросов жизнеобеспечения населения города Пятигорска.
В соответствии с ч. 1 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Федеральным законом от 01 апреля 2020 года № 99-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дополнена ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, согласно которой те же действия (бездействия), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации, или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантин), либо не выполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный, санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Между тем в материалах дела отсутствуют какие-либо документы (трудовой договор, распоряжение/приказ работодателя о назначении на должность, должностная инструкция), свидетельствующие о том, что Прохорова Е.Н. действительно является должностным лицом – администратором хостела «<данные изъяты>» в г. Пятигорске, принадлежащего индивидуальному предпринимателю Шухаревой Н.А. Каких-либо иных документов, свидетельствующих о наличии между Прохоровой Е.Н. и Шухаревой Н.А. трудовых либо иных гражданско-правовых отношений.
Кроме того, как следует из протокола осмотра помещения хостела «<данные изъяты>», принадлежащего индивидуальному предпринимателю Шухаревой Н.А., при производстве осмотра принимал участие один понятой Лежнин С.О., что противоречит ч. 1 ст. 25.7 и ч. 2 ст. 27.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно положениям которых число понятых, участие которых в данном случае обязательно, не может быть менее двух, при этом видеозапись в ходе осмотра не применялась.
Помимо изложенного, в материалах дела имеются письменные объяснения Лежнина С.О. от 23 апреля 2020 года, как свидетеля, согласно которым он стал посетителем хостела «<данные изъяты> в период действия карантина в г. Пятигорске, при этом впоследствии он был привлечен в качестве понятого при осмотре сотрудником полиции помещения этого хостела, что недопустимо в силу следующих обстоятельств.
В соответствии с ч. 1 ст. 25.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в качестве свидетеля по делу об административном правонарушении может быть вызвано лицо, которому могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению.
Согласно ч. 1 ст. 25.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в случаях, предусмотренных указанным Кодексом, должностным лицом, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, в качестве понятого может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо. Число понятых должно быть не менее двух.
Как свидетель, так и понятой, являются участниками производства по делам об административных правонарушениях.
В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях специально не предусмотрены случаи, когда определенные лица не могут быть привлечены в качестве понятых по конкретному делу.
Вместе с тем, привлечение свидетеля в качестве понятого недопустимо исходя из аналогии права (п. 2 ч. 2 ст. 60 УПК РФ).
Определением от 15 мая 2020 года, на основании п. 4 ч. 1 ст. 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, протокол об административном правонарушении был возвращен составившему его должностному лицу ОМВД России по г. Пятигорску Ставропольского края для устранения выявленных недостатков и неполноты представленных материалов, которая не могла быть восполнена при рассмотрении дела.
18 июня 2020 года протокол об административном правонарушении в отношении Прохоровой Е.Н. с другими материалами дела вновь поступил в суд, при этом выявленные недостатки и неполнота материалов не были устранены. В материалах дела по-прежнему отсутствуют какие-либо доказательства того, что Прохорова Е.Н. является должностным лицом – администратором хостела «<данные изъяты>» в г. Пятигорске, принадлежащего индивидуальному предпринимателю Шухаревой Н.А., а также доказательства, свидетельствующих о наличии между Прохоровой Е.Н. и Шухаревой Н.А. трудовых либо иных гражданско-правовых отношений.
В силу положений ч.ч. 1 и 4 ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
При таких обстоятельствах, Прохорова Е.Н. в данном случае не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, доказательства ее вины в совершении указанного административного правонарушения в материалах дела отсутствуют.
Таким образом, в действиях Прохоровой Е.Н. отсутствует состав правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Согласно п. 2 ч. 1 и п. 1 ч. 1.1 ст. 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 24.5, п. 2 ч. 1 и п. 1 ч. 1.1 ст. 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
Прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Прохоровой Е. Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <адрес> края, зарегистрированной и проживающей по адресу: <адрес>, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Пятигорский городской суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Судья В.П. Лихоман