Судья Лахина Е.Н. Дело № 7а-461/2022
РЕШЕНИЕ
город Новосибирск 27 июля 2022 года
Судья Новосибирского областного суда Деменкова Ю.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Васильевой И.Е. – Нечаевой О.Ю. на постановление судьи Первомайского районного суда города Новосибирска от 29 марта 2022 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Васильевой Инны Евгеньевны,
установил:
06 марта 2022 года инспектором ГИАЗ отдела полиции №9 «Первомайский» Управления МВД России по городу Новосибирску Опрышко Е.Н. составлен протокол 54 АП № об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), в отношении Васильевой И.Е.
Дело об административном правонарушении передано в Первомайский районный суд города Новосибирска.
Постановлением судьи Первомайского районного суда города Новосибирска от 29 марта 2022 года Васильева И.Е. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьей 20.6.1 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 1000 рублей.
На постановление районного суда защитником Васильевой И.Е. – Нечаевой О.Ю. подана жалоба в Новосибирский областной суд в порядке статьи 30.1 КоАП РФ.
В обоснование доводов жалобы заявителем указано, что в действиях Васильевой И.Е. отсутствуют признаки объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ. Действиями Васильевой И.Е. не был причинен вред или создана угроза причинения вреда, возникновения чрезвычайной ситуации на территории Новосибирской области.
В протоколе об административном правонарушении не указаны нормы права, которые были нарушены, что влечет неясность и неконкретность совершенного правонарушения.
Выводы суда, изложенные в постановлении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В материалах дела отсутствуют сведения, что именно сотрудниками отдела полиции №3 «Заельцовский» Управления МВД России по городу Новосибирску Мурадовым К.А. и Оськиным А.В. проводилось задержание Васильевой И.Е., ее личность данными сотрудниками полиции не устанавливалась, рапорты составлены 22 марта 2022 года и не могут являться подтверждением факта участия Васильевой Е.В. в публичном мероприятии 06 марта 2022 года.
В отношении Васильевой И.Е. допущено нарушение требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, заключенной в Риме 04 ноября 1950 года, при применении мер обеспечения производства по делу в виде задержания.
Просит постановление отменить и прекратить производство по делу об административном правонарушении.
Жалоба подана в установленный статьей 30.3 КоАП РФ срок, препятствий для ее рассмотрения не имеется.
Изучив доводы жалобы, которые поддержал защитник Васильевой И.Е. – Нечаева О.Ю., проверив в соответствии с требованиями части 3 статьи 30.6 КоАП РФ дело в полном объеме, судья областного суда приходит к следующим выводам.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях является, в том числе всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом (статья 24.1 КоАП РФ).
Частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года №66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Во исполнение Указов Президента Российской Федерации от 02 апреля 2020 года №239, от 11 мая 2020 года №316, Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02 апреля 2020 года № 417, положений Федерального закона от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», органы государственной власти субъектов Российской Федерации в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) уполномочены разрабатывать и реализовывать комплекс ограничительных и иных мероприятий, в том числе принимать в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение данных правил поведения могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (пункт 17 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) №1, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 21 апреля 2020 года).
Постановлением Правительства Новосибирской области от 18 марта 2020 года №72-п на территории Новосибирской области с 14 часов 18 марта 2020 года введен режим повышенной готовности.
Пунктом 3 данного постановления (в редакции, действующей на момент выявления правонарушения) в целях предотвращения возникновения чрезвычайной ситуации на территории Новосибирской области приостановлено проведение публичных, массовых мероприятий с участием граждан, оказание соответствующих услуг, кроме мероприятий, проводимых в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти Новосибирской области на уличных оборудованных сценических площадках, посвященных государственным праздникам, дням воинской славы и памятным датам России.
В силу подпункта 2 пункта 1 постановления Губернатора Новосибирской области № 48 от 31 марта 2020 года «Об отдельных ограничительных мерах, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения» (в редакции, действующей на момент выявления правонарушения) гражданам, находящимся на территории Новосибирской области, предписано отказаться от посещения массовых мероприятий (в том числе деловых, культурных, развлекательных и спортивных).
Таким образом, в отношении граждан, находящихся на территории Новосибирской области, установлены правила поведения, запрещающие проведение несогласованных публичных, массовых мероприятий, а также предписывающие отказаться от посещения таких мероприятий.
В данном случае, запрет на проведение любых несогласованных публичных, массовых мероприятий связан с необходимостью защиты конституционно признаваемых ценностей, и обусловлен ограничительными мерами, направленными на защиту здоровья населения и предотвращение массового распространения коронавирусной инфекции.
Следовательно, понятие «участие» в публичном и (или) массовом мероприятии следует рассматривать в более широком смысле.
Исходя из системного анализа приведенных норм, по настоящему делу правовое значение имеет не совершение лицом конкретных действий как участником публичного мероприятия в соответствии с нормами Федерального закона от 19 июня 2004 года №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», а невыполнении им правил поведения о запрете посещения места проведения публичного мероприятия или участия в нем.
Как следует из материалов дела, 06 марта 2022 года в период времени с 15 часов 00 минут до 16 часов 00 минут Васильева И.Е., находясь по адресу: <адрес>, принимала участие в несогласованном публичном мероприятии в форме шествия в количестве участников более 50 человек, целью которого явилось выражение несогласия с военными действиями на Украине, чем не выполнила правила поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения Васильевой И.Е. к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства совершения административного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении <адрес> от 06 марта 2022 года (л.д. 2); рапортами сотрудников полиции отдела полиции № 9 «Первомайский» Управления МВД России по городу Новосибирску Гурьянова А.О., Опрышко Е.Н. (л.д. 4, 5); рапортами сотрудников полиции отдела полиции № 3 «Заельцовский» Управления МВД России по городу Новосибирску Мурадова К.А., Оськина А.В. (л.д. 23, 24); протоколом о доставлении Васильевой И.Е. от 06 марта 2022 года (л.д. 6); протоколом личного досмотра Васильевой И.Е. от 06 марта 2022 года (л.д. 7); информацией мэрии города Новосибирска о том, что уведомления о проведении публичных мероприятий с 03 марта 2022 года по 09 марта 2022 года в Первомайском районе города Новосибирска в соответствии с Федеральным законом от 19 июня 2004 года №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» не поступали (л.д. 10); информацией СПО СК: АС «Российский паспорт» (л.д. 14-15).
Всем представленным доказательствам судьей районного суда в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ дана надлежащая оценка.
Материалы дела позволили судье районного суда прийти к обоснованному выводу, что Васильева И.Е., участвуя в несогласованном публичном мероприятии в форме шествия, тем самым, не выполнила правила поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации.
Оснований для иной оценки представленных доказательств судья вышестоящего суда не находит.
Доводы Васильевой о том, что она не участвовала в публичном мероприятии, являлись предметом проверки при рассмотрении дела и не являются основанием отмены вынесенного судебного акта.
Указанные доводы были проверены судьей областного суда и также не нашли подтверждения.
Как следует из пояснений, допрошенного в областном суде сотрудника отдела полиции №3 «Заельцовский» УМВД России по городу Новосибирску Оськина А.В., 06 марта 2022 года он нес службу в составе мобильной группы. В связи с поступившей информацией о скоплении граждан, формирующих колонну, около 16 часов он прибыл на территорию «Нарымского сквера», расположенного по адресу: <адрес>. Граждане, находившиеся в колонне, увидев сотрудников полиции, стали разбегаться, задержание осуществлялось только в отношении граждан, которые не выполнили требование о прекращении участия в несогласованном публичном мероприятии в форме шествия, беспорядочных задержаний не производилось. Он также принимал участие в задержаниях. Лиц, участвовавших в шествии, доставляли в разные отделы полиции с целью составления материала. При предъявлении фотографии он указал, что Васильева И.Е. также была доставлена в отдел полиции «Первомайский».
Допрос сотрудника полиции Оськина А.В. относительно событий вменяемого правонарушения не противоречит правовой позиции, содержащейся в пункте 10 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
Имеющиеся в материалах дела рапорты сотрудников полиции Оськина А.В., Мурадова К.А., в том числе пояснения Оськина А.В., отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам статьей 26.2 КоАП РФ. Ставить под сомнение достоверность сведений, изложенных в процессуальных документах должностными лицами, не имеется. Факт наделения сотрудников полиции государственно-властными полномочиями, не свидетельствует о наличии у них личной заинтересованности в исходе дела и об их субъективности в изложении обстоятельств административного правонарушения.
Должностным лицом и судьей районного суда в ходе производства по настоящему делу и его рассмотрения были созданы надлежащие условия для реализации Васильевой И.Е. ее прав, как лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Протокол об административном правонарушении составлен в установленный законом срок уполномоченным должностным лицом и соответствует требованиям части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, поскольку содержит все сведения, необходимые для рассмотрения дела.
Из содержания протокола об административном правонарушении усматривается, что при его составлении Васильевой И.Е. разъяснены права, предусмотренные статьями 24.2, 25.1, 25.3, 25.4, 25.5, 27.15, 29.5 КоАП РФ и статьи 51 Конституции Российской Федерации, и которые реализованы данным лицом по своему усмотрению.
Доказательства оцениваются судьей, рассматривающим дело, по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
При этом законодательством (указанным Кодексом) не предусмотрена необходимость предоставления (приложения к протоколу об административном правонарушении) определенного перечня доказательств по делу с целью подтверждения выявленного правонарушения.
Судья областного суда отмечает, что имеющиеся в деле документы, с учетом положений статьи 28.1 КоАП РФ, являются поводом для возбуждения дела об административном правонарушении, оценив которые в совокупности с иными данными, уполномоченное должностное лицо признало их достаточными для возбуждения настоящего дела об административном правонарушении посредством составления протокола об административном правонарушении от 06 марта 2022 года.
Судья областного суда проверил зафиксированные должностными лицами обстоятельства посредством исследования процессуальных документов, убедившись в достоверности, объективности и допустимости указанных доказательств.
Применение в отношении Васильевой И.Е. мер обеспечения производства об административных правонарушениях осуществлено в соответствии с требованиями закона, учитывает соразмерность объема ограничений прав лица с действительной необходимостью, диктуемой обстоятельствами дела, а также возможность практического достижения цели, ради которой избираются данные меры, с соблюдением разумных пределов продолжительности их применения в отношении максимального объема прав, которые могут быть при этом ограничены.
У судьи областного суда законность действий сотрудников полиции в части основания применения мер обеспечения по делу об административном правонарушении сомнений не вызывает. Применение мер обеспечения не повлияло на законность и обоснованность вынесенного судьей постановления. Между тем, условия и основания их применения могут быть оспорены в ином судебном порядке.
Вместе с тем, судебный акт в отношении Васильевой И.Е. подлежит отмене, исходя из следующего.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (часть 1 статьи 2.1 названного Кодекса).
Статьей 54 Конституции Российской Федерации гарантировано, что никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии такого обстоятельства как признание утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность.
Согласно части 2 статьи 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
Положения части 2 статьи 1.7 и пункта 5 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ являются взаимосвязанными. Согласно этим нормам, действие закона, отменяющего административную ответственность, распространяется на лиц, в отношении которых не исполнено постановление о назначении административного наказания.
Как указано, Васильевой И.Е. согласно протоколу об административном правонарушении и оспариваемому постановлению вменено невыполнение правил поведения, что выразилось в ее участии в несогласованном публичном мероприятии. Иных фактических обстоятельств правонарушения не описано (не предъявлено).
Правило поведения о запрете участия в публичном мероприятии, предусмотренное пунктом 3 постановления Правительства Новосибирской области от 18 марта 2020 года №72-п, признано утратившим силу с 13 июля 2022 года в связи с принятием Правительством Новосибирской области постановления от 13 июля 2022 год №328-п «О внесении изменений в постановление Правительства Новосибирской области от 18.03.2020 №72-п».
С учетом изложенного, отмена правил поведения, за невыполнение которых Васильева И.Е. привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, является обстоятельством, указанным в пункте 5 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, и исключает производство по делу об административном правонарушении.
Материалами дела исполнение постановления о назначении административного штрафа не подтверждается.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление (решение).
При таких обстоятельствах вынесенное в отношении Васильевой И.Е. постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, подлежит отмене, с прекращением производства по делу об административном правонарушении на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 данного Кодекса.
Изложенное в настоящем постановлении согласуется с правовой позицией, выраженной в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 3, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17 февраля 2021 года (вопрос № 22).
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 16 июня 2009 года № 9-П, лицо, в отношении которого дело об административном правонарушении прекращено, считается невиновным, то есть государство, отказываясь от преследования лица за административное правонарушение, не ставит более под сомнение его статус в качестве невиновного и, более того, признает, что не имеет оснований для опровержения его невиновности.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 - 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья областного суда
решил:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ 29 ░░░░░ 2022 ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 1 ░░░░░░ 20.6.1 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ 5 ░░░░░ 1 ░░░░░░ 24.5 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░ (░░░░░░░) ░.░.░░░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░: ░░░░░ ░░░░░░░