УИД 18RS0№-37
Дело №5-1962/2022
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
31 октября 2022 года г.Ижевск
Судья Ленинского районного суда г.Ижевска УР М.М. Лучкин рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.18.11 КоАП РФ, в отношении ФИО7 ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки Республики Азербайджан, гражданки Азербайджана, официально не работающей, не имеющего регистрацию по месту жительства в РФ, проживающей на территории России по адресу: <адрес>121, с участием лица привлекаемого к административной ответственности, переводчика ФИО5 о., ст.инспектора ОВМ МВД по УР ФИО6,
у с т а н о в и л:
Гражданка Республики Азербайджан Мамедова Л.А. кызы, 16.01.1972 года рождения, въехала в Российскую Федерацию 01.08.2022 года через КПП «Уфа» по миграционной карте, с заявленной целью «работа». По прибытию в УР 03.08.2022 поставлена на учет по месту пребывания по адресу: УР, <адрес>121 сроком временного пребывания до 28.10.2022. С 03.08.2022 обязательную дактилоскопическую регистрацию, фотографирование и медицинское освидетельствование не проходила.
На основании изложенного, руководствуясь п.13,18 ст.5 Федерального закона №115-ФЗ от 25.07.2002 полагали, что Мамедова Л.А. кызы совершила правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.18.11 КоАП РФ.
Мамедовой Л.А. кызы разъяснены права, предусмотренные КоАП РФ, ст.51 Конституции РФ, в том числе, право пользоваться юридической помощью защитника, переводчика. Со слов Мамедовой Л.А. кызы, все изложенное в протоколе по делу об административном правонарушении верно, ею не оспаривается. В совершении правонарушения раскаивается, просит учесть, что правонарушение совершено впервые, муж и трое детей, а также 1 внучка граждане РФ. Правонарушение совершено ввиду того, что не знает русского языка, миграционную карту заполняло по ее просьбе другое лицо.
Представитель административного органа Шарипова Л.С. полагала необходимым привлечь Мамедову Л.А. кызы к административной ответственности по ч.1 ст.18.11 КоАП РФ в виде штрафа, также пояснила, что близкие родственники лица являются гражданами РФ, проживают на территории РФ.
Выслушав пояснения Мамедовой Л.А. кызы, Шариповой Л.С. изучив материалы дела, суд полагает, что в действиях Мамедовой Л.А. кызы наличествует состав административного правонарушения, предусмотренный ч.1 ст.18.11 КоАП РФ, а именно уклонение от прохождения иммиграционного контроля, предусмотренного законодательством РФ, медицинского освидетельствования, идентификации личности, проживания в месте временного содержания, в центре временного размещения иммигрантов или в месте, определенном территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, для временного пребывания, а равно нарушение правил проживания в указанных местах либо уклонение от представления сведений или представление недостоверных сведений во время определения статуса иммигранта в РФ.
Как следует из материалов дела Мамедова Л.А. кызы вопреки требованиям п.13,18 ст.5 Федерального закона №115-ФЗ от 25.07.2002 «О правовом положении иностранных граждан в РФ» уклонилась от прохождения медицинского освидетельствования, дактилоскопической регистрации и фотографирования.
Таким образом, Мамедова Л.А. кызы нарушает положения законодательства в РФ, что свидетельствует о совершении ею правонарушения по ч.1 ст.18.11 КоАП РФ.
Факт совершения Мамедовой Л.А. кызы административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.18.11 КоАП РФ, подтверждается протоколом об административном правонарушении, объяснениями самой Мамедовой Л.А. кызы и другими собранными по делу доказательствами.
Учитывая изложенные обстоятельства, данные о личности правонарушителя, его семейное положение–замужем, наличие детей, граждане РФ, имущественное положение-отсутствие официальных источников дохода, учитывая общественную опасность правонарушения, суд назначает наказание в виде штрафа-2 000 руб.
Вместе с тем, оснований для назначения наказания в виде выдворения Мамедовой Л.А. кызы за пределы РФ суд не усматривает по следующим обстоятельствам.
Согласно ч.2 ст.4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В силу положений ст.8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (г.Рим, 4 ноября 1950 г.), вмешательство со стороны публичных властей в осуществление прав на уважение личной и семейной жизни не допускается, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Из материалов дела видно, что на территории Российской Федерации проживают муж и сын Мамедовой Л.А. кызы. Все указанные лица являются гражданами РФ.
В силу универсальности норм международного права, являющейся их главной характерной особенностью, приведенные выше положения Конвенции не ограничиваются применением в каких-либо определенных сферах национальной правовой системы, а выступают теми принципами, которые регулируют общие подходы к решению любых вопросов, затрагивающих права человека и его основные свободы.
В связи с этим Европейский Суд по правам человека неоднократно отмечал, что, хотя право иностранца на въезд или проживание в какой-либо стране как таковое Конвенцией о защите прав человека и основных свобод не гарантируется, высылка лица из страны, в которой проживают близкие члены его семьи, может нарушать право на уважение семейной жизни, гарантированное ст.8 Конвенции. При этом нарушенными в большей степени могут оказаться права и интересы не только самого выдворенного, но также и членов его семьи, которые, в силу применения подобных мер реагирования со стороны государства, фактически несут "бремя ответственности" за несовершенное правонарушение.
Исходя из общих принципов права установление ответственности за нарушение порядка пребывания (проживания) иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации и назначение конкретной санкции, ограничивающей конституционные права граждан, должно отвечать требованиям справедливости, соразмерности, а также конституционно закрепленным целям (ч.3 ст.55 Конституции Российской Федерации).
Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации согласно ч.4 ст.15 Конституции Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
Федеральным законом N 101-ФЗ от 15.07.1999 года "О международных договорах Российской Федерации" установлено, что Российская Федерация, выступая за соблюдение договорных и обычных норм, подтверждает свою приверженность основополагающему принципу международного права - принципу добросовестного выполнения международных обязательств.
Согласно Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года "каждый действующий договор обязателен для его участников и должен ими добросовестно выполняться". В статьях 26 и 27 данной Конвенции закрепляется положение о том, что ее участник не может ссылаться на положения своего внутреннего права в качестве оправдания для невыполнения договора.
В соответствии с ч.1 ст.17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.
Исходя из этого, а также из положений ч.4 ст.15, ч.1 ст.17, ст.18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам Российской Федерации, являются непосредственно действующими в пределах юрисдикции Российской Федерации. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
По смыслу положений указанных Конвенций, административное выдворение иностранного гражданина или лица без гражданства за пределы Российской Федерации, влекущее вмешательство в право на уважение личной и семейной жизни, допускается в тех случаях, только когда оно необходимо в демократическом обществе и соразмерно публично-правовым целям.
В соответствии с п.2 ст.27 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» въезд в Российскую Федерацию иностранного гражданина или лицу без гражданства не разрешается в случае, если в период своего предыдущего пребывания в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства подвергались административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортировались либо были переданы Российской Федерации иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, - в течение пяти лет со дня административного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации либо передачи иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, что не исключает серьезного вмешательства со стороны государства в осуществлении права на уважение семейной жизни.
Санкция ч.1 ст.18.11 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 15.07.1999 №11-П, конституционными требованиями справедливости и соразмерности предопределяется дифференциация публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обуславливающих индивидуализацию при применении тех или иных мер государственного принуждения. В развитие данной правовой позиции Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 27.05.2008 №8-П указал, что меры, устанавливаемые в уголовном законе в целях защиты конституционно значимых ценностей, должны определяться исходя из требования адекватности порождаемых ими последствий (в том числе для лица, в отношении которого они применяются) тому вреду, который причинен в результате преступного деяния, с тем чтобы обеспечивались, соразмерность мер уголовного наказания совершенному преступлению, а также баланс основных прав индивида и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от преступных посягательств.
Приведенные правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации могут быть распространены и на административную ответственность.
В Постановлении от 14.02.2013 №4-П Конституционный Суд Российской Федерации признал, что устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны учитывать не только характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; иное – в силу конституционного запрета дискриминации и выраженных в Конституции Российской Федерации идей справедливости и гуманизма – было бы несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 марта 2003 г. № 3-П, от 13 марта 2008 г. № 5-П, от 27 мая 2008 г. № 8-П, от 13 июля 2010 г. № 15-П, от 17 января 2013 г. № 1-П и др.).
Поэтому при назначении дополнительно наказания в виде административного выдворения за пределы РФ по ч.1 ст.18.11 КоАП РФ суд исходит из действительной необходимости применения к иностранному гражданину такой меры ответственности, а также из ее соразмерности целям административного наказания, с тем, чтобы обеспечить достижение справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
С учетом конкретных обстоятельств настоящего дела назначение наказания Мамедовой Л.А. кызы административного наказания в виде административного выдворения за пределы РФ противоречит требованиям ст.8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
С учетом изложенного, суд полагает, что назначение дополнительно к штрафу наказания в виде административного выдворения не будет способствовать обеспечению справедливого равновесия между частными и публичными интересами в данном деле, отвечать требованиям справедливости, соразмерности, а также конституционно закрепленным целям.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.3.10, 18.8, 29.9,29.10, 4.4, ст.ст.30.2-30.9, ч.2, 32.10 КоАП РФ, ст.ст.5,34 Федерального Закона РФ от 25.07.02 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ»,
п о с т а н о в и л :
ФИО3 ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженку Республики Азербайджан, гражданки Азербайджана, официально не работающей, не имеющего регистрацию по месту жительства в РФ, проживающей на территории России по адресу: <адрес>, признать виновной в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.18.11 КоАП РФ и назначить ей наказание в виде штрафа-2 000 рублей без административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд УР в течение 10 дней со дня вручения копии постановления.
Судья: М.М. Лучкин
Штраф подлежит оплате на счет №40102810545370000081, БИК:019401100, банк получателя: Отделение НБ Удмуртская Республика Банка России/УФК по УР г.Ижевск, Получатель УФК по УР (Управление МВД РФ по г.Ижевску, л/с 04131А22840 ОП-1), ИНН:1833053506, КПП 184001001, счет №03100643000000011300, ОКТМО 94701000, КБК 18811601181019000140, УИН: 18891189990086327374.