ДЕЛО № 2-1784/2022
УИД 92RS0004-01-2022-001834-38
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 октября 2022 года город Севастополь
Резолютивная часть оглашена 17 октября 2022 года.
Полный текст решения составлен 21 октября 2022 года.
Нахимовский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего судьи Чан В.П.,
при секретаре судебного заседания Маннаповой И.А.,
с участием представителя истца Юникова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1784/2022 по иску Костырева С.И. к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, Труновой Е.А., третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя, Правительство Севастополя, Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя об установлении границ земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Костырев С.И. обратился в суд с иском к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, Труновой Е.А., в котором просил установить границы земельного участка с кадастровым №, расположенного по адресу: <адрес>. В обоснование заявленных исковых требований указал на то, что является собственником вышеуказанного земельного участка на основании решения Качинского поселкового Совета народных депутатов Нахимовского района г.Севастополя № от ДД.ММ.ГГГГ. Фактическое местоположение границ указанного земельного участка установлено кадастровым инженером, изготовлен межевой план и акт согласования границ, однако, при обращении в Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя для уточнения местоположения границ спорного земельного участка, ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в государственном кадастровом учете земельного участка ввиду отсутствия сведений, подтверждающих местоположение границ земельного участка в межевом плане. Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец обратился в суд с настоящим иском.
В судебное заседание истец Костырев С.И., представитель ответчика Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, представители третьих лиц Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя, Правительства Севастополя, Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя не явились, о месте и времени рассмотрения дела уведомлены в установленном законом порядке.
В судебном заседании представитель истца Юников А.В. настаивал на удовлетворении искового заявления по основаниям, изложенным в иске.
Ответчик Трунова Е.А. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом. Согласно представленному в материалы дела письменному заявлению, указала, что границы земельного участка истца между сторонами согласованы, спор по смежной границе земельных участков отсутствует, также просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
С учетом положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, выслушав представителя истца, исследовав письменные материалы гражданского дела, исследовав и оценив в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации относимость, допустимость, достоверность каждого представленного в суд доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, приходит к следующим выводам.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Костырев С.И. является собственником земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м, кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес> на основании решения Качинского поселкового Совета народных депутатов Нахимовского района г.Севастополя № от ДД.ММ.ГГГГ. Право собственности зарегистрировано за истцом в установленном законом порядке ДД.ММ.ГГГГ. Также, истец является собственником жилого дома, расположенного на указанном земельном участке, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно межевому плану, подготовленному кадастровым инженером Козловским А.В., у собственника земельного участка с кадастровым № отсутствует графический документ, подтверждающий местоположение границ земельного участка. Координаты поворотных точек земельного участка в межевом плане указаны с учетом фактического землепользования. Земельный участок истца граничит с земельным участком с кадастровым №, принадлежащий ответчику Труновой Е.А., границы с которой, согласованы. По остальным границам спорный земельный участок истца граничит с землями не разграниченной государственной или муниципальной собственности. Площадь земельного участка после уточнения составляет <данные изъяты> кв.м с учетом допустимой погрешности.
Кадастровым инженером определены следующие координаты характерных точек границ спорного земельного участка:
н1 координата Х <данные изъяты>; координата Y <данные изъяты>
н2 координата Х <данные изъяты>; координата Y <данные изъяты>
н3 координата Х <данные изъяты>; координата Y <данные изъяты>
н4 координата Х <данные изъяты>; координата Y <данные изъяты>
н5 координата Х <данные изъяты>; координата Y <данные изъяты>
н6 координата Х <данные изъяты>; координата Y <данные изъяты>
н7 координата Х <данные изъяты>; координата Y <данные изъяты>
н8 координата Х <данные изъяты>; координата Y <данные изъяты>
н9 координата Х <данные изъяты>; координата Y <данные изъяты>
н10 координата Х <данные изъяты>; координата Y <данные изъяты>
н11 координата Х <данные изъяты>; координата Y <данные изъяты>
н12 координата Х <данные изъяты>; координата Y <данные изъяты>
н13 координата Х <данные изъяты>; координата Y <данные изъяты>
н14 координата Х <данные изъяты>; координата Y <данные изъяты>
н15 координата Х <данные изъяты>; координата Y <данные изъяты>
н1 координата Х <данные изъяты>; координата Y <данные изъяты>.
Также установлено, что истец обратился с заявлением в Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя о внесении сведений о границах земельного участка в ЕГРН, в ответ на которое получено уведомление об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета № от ДД.ММ.ГГГГ в связи с непредставлением документов, подтверждающих сведения о местоположении границ уточняемого земельного участка.
Согласно части 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных Земельным Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
С 1 января 2017 года действует Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее по тексту - Федеральный закон № 218-ФЗ), которым предусмотрено ведение Единого государственного реестра недвижимости, который представляет собой свод достоверных систематизированных сведений об учтенном недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
Федеральным законом № 218-ФЗ предусмотрен Государственный кадастровый учет земельных участков – это внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет) – часть 7 статьи 1.
Согласно части 1 статьи 5 Федерального закона № 218-ФЗ, каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации кадастровый номер, присваиваемый органом регистрации прав.
В Единый государственный реестр недвижимости входит, в том числе, реестр объектов недвижимости (далее по тексту - кадастр недвижимости) – часть 2 статьи 7 Федерального закона № 218-ФЗ.
Согласно части 7 статьи 7 Федерального закона № 218-ФЗ, порядок ведения Единого государственного реестра недвижимости, в том числе объем вносимых в реестры Единого государственного реестра недвижимости сведений, устанавливается органом нормативно-правового регулирования.
Из содержания статьи 8 Федерального закона № 218-ФЗ следует, что в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости (часть 1).
К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков (часть 2).
К дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах, и сведения, которые в соответствии с частями 1 - 3 статьи 38 настоящего Федерального закона вносятся в уведомительном порядке (часть 3).
В кадастр недвижимости вносятся следующие основные сведения об объекте недвижимости: вид объекта недвижимости (земельный участок), кадастровый номер объекта недвижимости и дата его присвоения, описание местоположения объекта недвижимости, ранее присвоенный государственный учетный номер, кадастровый номер объекта недвижимости, из которого в результате раздела, выдела или иного действия с объектом недвижимости (далее по тексту - исходный объект недвижимости) образован новый объект недвижимости (далее по тексту - образованный объект недвижимости), сведения о прекращении существования объекта недвижимости и дата снятия с государственного кадастрового учета, если объект недвижимости прекратил существование, площадь, если объектом недвижимости является земельный участок, номера регистрации в государственном реестре лиц, осуществляющих кадастровую деятельность, кадастровых инженеров, которые выполняли кадастровые работы в отношении объекта недвижимости, номера и даты заключения договоров на выполнение кадастровых работ, кадастровые номера расположенных в пределах земельного участка объектов недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок, номер кадастрового квартала, в котором находится объект недвижимости (часть 4).
В кадастр недвижимости вносятся следующие дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества: сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, категория земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок, вид или виды разрешенного использования земельного участка, адрес объекта недвижимости (часть 5).
Согласно статье 14 Федерального закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (часть 1). Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета является, кроме прочего, межевой план, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке (часть 2). Государственный кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации прав исключительно в случаях, если он осуществляется в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости (часть 5).
Из содержания статьи 37 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» следует, что результатом кадастровых работ кадастрового инженера является межевой план.
Согласно статье 22 Федерального закона № 218-ФЗ межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках (часть 1). В межевом плане указываются новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете земельного участка или земельных участков (часть 2). В случае, если в соответствии с федеральным законом местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования (часть 3). Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части (часть 8). При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка (пункт 10).
В соответствии с частью 8 статьи 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Поскольку при проведении пространственного анализа кадастровым инженером и нанесении на кадастровую карту координат характерных точек границ земельного участка не выявлено, что границы уточняемого земельного участка пересекают границы каких-либо других смежных земельных участков, то права смежных землепользователей при установлении границ земельного участка по координатам, указанным в исковом заявлении, не нарушаются.
В связи с изложенным, исковые требования Костырева С.И. об установлении границ земельного участка подлежат удовлетворению.
Верховный Суд Российской Федерации в определении от 6 февраля 2017 года по делу № 310-ЭС16-10203 об установлении границы земельного участка в соответствии с координатами поворотных точек, указанных в межевом плане, разъяснил, что «итогом рассмотрения указанного требования должен быть судебный акт, которым будет установлена граница земельного участка по координатам поворотных точек (либо иным способом, предусмотренным законодательством). На основании судебного акта установленная граница вносится в государственный кадастр недвижимости (в настоящее время — Единый государственный реестр недвижимости)».
При рассмотрении спора суд может установить границу земельного участка на основании представленного истцом межевого плана. При этом, суд исходит из фактически сложившегося землепользования, баланса интересов сторон, правоустанавливающих документов, учитывает целевое назначение участка, границы которого устанавливаются, и смежных участков, а также превышение/отсутствие превышения предельного минимального размера предоставления земли разницей между фактическим землепользованием и площадью, указанной в правоустанавливающем документе. При выборе варианта установления границ земельного участка суд может принять во внимание такие обстоятельства как длительность землепользования участком истцом и его право предшественником.
Таким образом, представляется возможным установить границу между земельными участками истца и ответчиков с учетом фактических координат характерных точек земельного участка истца, определенных кадастровым инженером, что соответствует требованиям Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ.
В силу пункта 1 статьи 64 Земельного кодекса Российской Федерации земельные споры рассматриваются в судебном порядке. В частности, к таким спорам относятся споры смежных землепользователей о границах земельного участка.
Данная позиция подтверждается разъяснениями, содержащимися в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других прав», согласно которым к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об установлении границ земельного участка.
На основании изложенного, и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
исковые требования Костырева С.И. удовлетворить.
Установить границы земельного участка, принадлежащего Костыреву С.И., кадастровый №, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, по следующим координатам:
Обозначение характерных точек границ | Уточненные координаты, м | |
X | Y | |
н1 | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
н2 | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
н3 | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
н4 | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
н5 | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
н6 | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
н7 | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
н8 | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
н9 | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
н10 | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
н11 | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
н12 | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
н13 | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
н14 | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
н15 | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
н1 | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Севастопольский городской суд через Нахимовский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья В.П. Чан